Интервью нашего коллеги UA9MSP (Сергей Долженко - советник управляющего Омским филиалом Росбанка) журналу "Интеррос". Очень даже по существу.
Через расстояния…
Нажму на ключ - и речь моя легка,
Рассудок ясен, сердце - как в полете,
И чья-то теплая и добрая рука
Ответит мне на той же доброй ноте.
Из радиолюбительского фольклора
Удивительную, в общем-то, вещь - передачу мысли на расстояния - человек давно уже не считает явлением выдающимся. И потому радиолюбительство со всеми его атрибутами - всенощными бдениями у передатчика в поисках нужной волны, неописуемым восторгом от того, что удалось наладить радиосвязь с очередной удаленной точкой на карте, - воспринимается, скорее, как сюжет кинохроники первых пятилеток, а не как элемент современной жизни.
Между тем, армия радиолюбителей не уменьшается. Самым молодым ее представителям меньше десяти лет, старейшим - за сто! Став одним из наиболее массовых увлечений в 20-30-х годах прошлого века, коротковолновое радиолюбительство и сегодня не собирается сдавать свои позиции.
Юридически радиолюбительское движение возникло в России 9 сентября 1924 года после выхода постановления Совнаркома «О частных приемных радиостанциях». Как и во всем мире, «частникам» в пользование был отдан диапазон волн ниже 200 м, считавшийся в то время непригодным для серьезной радиосвязи.
Экспериментируя с «бросовым» диапазоном, радиолюбители обнаружили, что короткие волны нередко имеют преимущество перед «профессиональными» длинными и средними. Многократно отражаясь от ионосферы и поверхности Земли, они преодолевают огромные расстояния. Случалось, что только любителям-коротковолновикам удавалось наладить радиосвязь с попавшими в беду людьми.
С тех пор радиолюбительство переживало подъемы и падения. От свертывания и ограничений тридцатых годов до перерыва на войну. От запрета работать с капиталистическими странами в пятидесятых годах (а позднее - конкретно с Израилем и Китаем) до запрета на выход в эфир в дни августовского путча 1991 года.
Вносит свои коррективы и технический прогресс. Так, развитие интернета отвратило многих начинающих радистов от требующей большой усидчивости работы с радиостанцией.
Однако настоящие радиолюбители уверены, что их хобби будет существовать и в XXII веке. Среди них - Сергей Долженко, советник управляющего Омским филиалом Росбанка, кандидат экономических наук, радиолюбитель с более чем тридцатилетним стажем.
- Каким был Ваш путь в радиолюбительство?
- Таким, каким он только и мог быть у мальчишки, выросшего в сибирском поселке лесозаготовителей на берегу Оби. Путь этот отмечен для меня несколькими вехами.
Первая - сельский аэродром, куда прилетали самолетики АН-2 и ЯК-12. Там мне выпадала уникальная работа. Когда радист принимал радиограмму с прибывающего самолета, он высовывался в окно радиорубки и кричал: «Сережка, давай!». И я «давал»: хватал кнут, садился на велосипед и разгонял коров, разлегшихся на взлетной полосе.
За это мне разрешали послушать радиопереговоры и нажать на телеграфный ключ. Лучшего вознаграждения я и представить себе не мог!
Вторая веха - кинофильмы, в которых можно было наблюдать человека с радиостанцией. «Над нами Южный Крест», в котором Борис Андреев исполнял роль радиста-пенсионера, «Юнга со шхуны «Колумб», в котором юнга путает в телеграфе буквы «К» и «Б». Может, помните - «SOS Болумб»?
Бывало, что средний фильм, типа «Похищения Савойи», запоминался одним только эпизодом - тем, когда бразильский радиолюбитель услышал сигнал бедствия с упавшего самолета. Роскошный американский фильм «Радиоволна» несомненно увлечет многих ребятишек, и ряды радиолюбителей возрастут. Может быть поэтому впервые за двадцать лет, число радиолюбителей в США увеличилось в прошлом году на один процент.
- Почему же Вы не стали профессиональным радиоинженером?
- Кто бывал в Томске, тот обязательно вспомнит Соборную площадь, бывшую площадь Революции. Оттуда одновременно виден университет, институт радиоэлектроники и мединститут. Именно между ними я и должен был сделать свой выбор.
Шел 1971 году, недавно состоялся XXIV съезд КПСС, указавший на необходимость улучшения экономического образования. На экономических факультетах стали преподавать новые специальности, вырос их статус, а срок обучения увеличился с четырех до пяти лет. И я пошел в университет, в экономисты. Приток парней на наш факультет в том году был настолько велик, что военная кафедра впервые сформировала целый взвод из одних экономистов.
- Насколько популярно Ваше увлечение? Много людей занимается сегодня коротковолновым радиолюбительством?
- В современной России - около 50 тысяч. Всего же в мире нас порядка трех миллионов. Из них 680 тыс. в США и 1,5 млн (!) в Японии.
Конечно, реально в эфире работают далеко не все и не одновременно. Можно годами сидеть у радиостанции и не встретиться с коллегами из многих стран. Для меня просто призраком каким-то остаются Фарерские острова. Вроде бы не очень далеко, и радиолюбители имеются. Но ни разу не слышал их в эфире и ни одной связи с ними не провел.
Вообще все радиолюбители делятся на обычных и «редких» - тех, кого называют «DXами». DX - это далекая или «редкая» страна или территория, в которой очень мало или вообще нет радиолюбителей. В принципе, любой радиолюбитель может побывать в роли DXа - нужно только сменить местожительство, например, переехать на Землю Франса Иосифа.
- Как общаются радиолюбители разных стран? Языковой барьер не мешает?
- Для общения используется, как правило, связь двух видов: азбука Морзе в ее международном варианте и телефон.
В телефонном варианте используется радиожаргон, возникший на основе английского языка. Это позволяет радисту, даже не владеющему языком, все же произносить ключевые фразы, понятные далекому корреспонденту.
Реже применяется телетайп и любительское телевидение, по которому можно передавать неподвижные изображения.
Вариант с морзянкой более гуманен по отношению к домочадцам. Сидит себе человек в наушниках, тихонько ключом постукивает и не кричит истошно на ломаном английском среди ночи, что неизбежно при телефонном варианте. А набор буквенных и цифровых кодов, означающих основные понятия и целые фразы, обеспечивает полное понимание.
Например, в конце связи любой радиолюбитель передает две цифры - 73, что означает «наилучшие пожелания». Зарубежные друзья при связях с россиянами часто передают «DSW», то есть «До свидания». Естественно, приличное знание любого иностранного языка будет только способствовать успеху.
Вообще, одно из отличительных качеств коротковолновиков - вежливость. Они никогда не забудут поздороваться и попрощаться со своим корреспондентом, поблагодарить его за связь.
- Как узнают радисты-любители друг друга в безграничном радиоэфире?
- Не таком уж и безграничном. В радиочастотном спектре на основе ряда международных соглашений выделены небольшие участки, освобожденные от радиовещания и служебной связи. Именно в них «кучкой сидят радиолюбители», как писал Эрнст Кренкель - знаменитый радист парохода «Челюскин» и участник первой экспедиции на Северный полюс под руководством И.Д. Папанина, самый известный советский радиолюбитель. Выход за границы отведенных участков - это серьезное нарушение регламента любительской связи, чреватое неприятностями со стороны Госсвязьнадзора.
Отличительным признаком радиолюбителя является его позывной сигнал, образованный сочетанием букв и цифр. Мой позывной - UA9MSP.
U - это память о Советском Союзе, 9М - радиолюбительский район и Омская область. Дальше по алфавиту от AA до ZZ. Всего - 10 районов. Например, Центральная Россия и Москва - это третий район. Северо-Запад (Петер-бург) - первый, Норильск - нулевой.
Комбинация символов любительского позывного подчиняется определенным принципам. Во всех случаях в начале стоит код принадлежности к государству. Международными соглашениями всем странам мира присвоены такие коды. Даже если радиолюбительство в них пока запрещено.
При проведении юбилеев, значимых событий применяются специальные позывные. В период Олимпиады в 1980 году из Москвы работали радиостанции с олимпийскими позывными. Из Кронштадта и сейчас работает радиостанция R1ASP в память об изобретателе радио А.С. Попове. Оригинален позывной U5ARTEK - радиостанции всем известного лагеря «Артек».
В годовщину гибели АПЛ «Курск» из Курска работала станция UE3WPL (подводная лодка).
Каждый любительский позывной в мире уникален и не повторяется никогда, что делает его исключительно удобным для использования в адресе электронной почты.
- О чем между собой беседуют коротковолновики?
- Темы, как правило, сугубо специальные. Кто-то построил новую антенну и просит оценить громкость сигнала. Кто-то, установив, наконец, после долгих попыток связь с редкой станцией, делится своей радостью. Собственно, для большинства радиолюбителей именно эти темы и представляют наибольший интерес. Ну, и погода, конечно, - но тоже не из праздного любопытства.
- Несомненно, радиолюбитель - не только инженер-рационализатор, но и страстный коллекционер, гордящийся числом и качеством установленных связей, снова и снова бросающийся в пучину радиоволн в поисках редкого экспоната…
- В нашем деле без коллекционирования и вправду не обойтись. В подтверждение каждой связи я посылаю карточку с указанием моего позывного сигнала и параметров проведенной связи. В свою очередь и мне через международную радиолюбительскую почтовую систему приходят карточки из разных стран.
Сейчас завершаю подбор карточек для получения диплома DXCC за связи со 100 странами мира. Диплом присуждает Американская радиорелейная лига (ARRL). Это давнее название (возникло еще до 1917 года) радиолюбительской организации США. Если карточка - это красивая открытка, то диплом - по сути и по форме - нечто вроде почетной грамоты.
- Трудно быть радиолюбителем в России?
- Сегодня гораздо проще, чем, скажем, десять лет назад. Не осталось запрещенных для радиосвязи территорий. Легче стало с оснащением. Все чаще, задавая вопрос об аппаратуре, слышишь в ответ название японской фирмы. Это значит, что самодельные и переделанные из не всегда списанных военных передатчики уходят в прошлое.
Актуальной остается разве что проблема интернациональная - антенна. Она часто ломается, особенно во время ураганов. Она раздражает владельцев старых телевизоров и просто вредных людей. Например, в крупных городах Соединенных Штатов запрещено ставить антенны на домах.
Судя по публикациям в американских радиолюбительских журналах, Конгресс США планирует рассмотреть эту проблему.
Думаю, что в условиях приватизации жилья ситуация обострится и у нас. Тем более что радиолюбительские антенны раз в десять превосходят по размерам обычные телевизионные: иначе вы просто не сможете передать в эфир радиосигнал.
- Увлечение Ваше, судя по всему - не из малобюджетных?
- По крайней мере, доходов оно и в самом деле большинству из нас не приносит. А вот расходы очевидны. Оснащение рабочего места на современном уровне по затратам сопоставимо с ценой автомобиля. Поэтому иногда возникают семейные проблемы. Но в большинстве случаев жены понимают, что муж, который любит сидеть дома, - это не самое плохое в жизни.
Есть, однако, люди, вполне успешно зарабатывающие коротковолновым радиолюбительством. Будучи увлечением миллионов, оно имеет немалый PR-потенциал. Радиоэкспедиции, направляющиеся в «редкие» страны или территории, как правило, получают предложения по оснащению их продукцией ведущих мировых компаний, производящих радиостанции, антенны и компьютеры.
Самой «редкой» страной до настоящего времени остается Северная Корея. За все время юридического существования этой страны с ее территории проведено менее сотни любительских радиосвязей. Получив разрешение на организацию радиоэкспедиции в страну Ким Чен Ира, вы прославитесь на весь мир и получите все необходимое для работы. Лучшие американские и японские электронные фирмы будут стоять к вам в очередь.
А ведь Северная Корея находится совсем рядом с нами. Все оборудование можно перевезти на поезде и работать хоть из вагона! Но близок локоток…
Радиолюбительская печать донесла известие о том, что ГМК «Норильский никель» в мае 2001 года выступила спонсором радиоэкспедиции на острова бассейна Ледовитого океана.
Так что радиолюбительство может быть и весьма доходным бизнесом, включающим производство радиоаппаратуры, антенн, издание справочной и популярной литературы, периодических изданий.
Но главное все же в том, что «большой эфир - сердец архипелаг», где люди из разных стран и континентов идут навстречу друг другу. Это реальная форма того, что называют дружбой народов. Это общение без границ, предрассудков и расстояний.
Анатолий Беляков