Под таким заголовком в журнале "Радио Всем" (#19/1929, с.176) была опубликована краткая заметка харьковчанина Сергея Чумакова EU5AJ (с 1934 г. - U5AV), в которой С.А.Чумаков рассказывал, как 1 сентября 1929 г. он осуществил выход в эфир под позывным XEU5AJ из корзины аэростата "Комсомолец Украины" (пилот - Шишкарев).
Данный полет был осуществлен Славянским аэроспортклубом совместно с Красно-Лиманской ячейкой Общества друзей радио (ОДР) СССР, и был посвящен 15-летию Международного юношеского дня (МЮД).
Старт аэростата был дан в 21.00 из Славянска и в 21.25 он уже имел QSO с ЛРС AU7AS из Тифлиса (оп.Акимов; Тифлис, ныне - Тбилиси), затем с EU2CD из Калуги (оп.Демин) и в 23.35 - с SP1AW из Вильно (Вильно, ныне - Вильнюс).
"Передвижка" была им собрана по совету Байкузова (Hиколай Афанасьевич Байкузов EU2BD; с 1934 - U3AG; после ВОВ - UA3AG, генерал-майор инженерно-авиационной службы; в 1946-1952 - главный редактор журнала "РАДИО) в небольшом саквояже, в котором были размещены: передатчик - по схеме Гартлея на лампе УТ-1; приемник по схеме Рейнарца с одним каскадом УHЧ. Hакал ламп питался от аккумулятора "Акомет", а анод - от трех сухих батарей "Укрэлемент" по 80 В.
Литература:
1. Георгий Члиянц (UY5XE). "Полет радиофицированного аэростата" ("РАДИОхобби";
#4/2002, c.36).