Сразу замечу, что сам не отношу себя к охотникам за районами. Да простит меня актив RDA, но пока кроме как на страны и (после выполнения «намбер 1») на острова по IOTA не западаю на другие программы. Времени не хватает, да и вообще… Но вот побыть в роли «активатора» – это несколько иные ощущения. «Чукча не читатель, чукча писатель»! hi
В прошлом году я совместно с RA4CSX уже делал подобную вылазку, тогда удалось дать «страждущим два достаточно редких района Саратовской области – SA-22 и SA-27. Все, надеюсь, получили за эти районы подтверждения. Осталось много бланков экспедиционных карточек (цветных, с фотографиями), наступили теплые деньки, впереди были длинные праздники… И в голове родилась идея о новой поездке.
Первым делом – выбор районов. Осмотр карт, списка «Most wanted” и советы с “корифеями” сузили рамки поисков. С учетом того, что решили обойтись одним днем и желанием посетить как минимум два района остановились на Лысогорском и Калининском районах. Первый (SA-37) имел коэффициент 0% в списке необходимых, да и второй имелся у малого числа соискателей (1,3%). Итак, районы выбраны. Они имеют общую границу (Положение о работе в зоне county line нам до сих пор неведомо, поэтому рассматривали вариант физического переезда. По карте определили примерные точки расположения. Между ними было не более 2-3 км. Далее надо было определиться с датой. Тут все просто - один из праздничных дней. Взвесив все «за» и «против» решили, что это будет 8 мая. Одно смущало – в этот день начало CQ-M. Но решили, что основные мероприятия закончим до начала контеста. Теперь состав. Кроме меня сразу выразил желание поехать член прошлогодней команды Андрей RA4CSX. Третьим планировался Антон RW4CG, но в последнее время он не смог поехать и его место занял Роман RK4CR. Кроме того, по традиции (как в 2003 году) с нами всегда ездили мои коллеги по работе. Они не радиолюбители, но явно «сочувствующие». Скажу сразу, что их присутствие не мешало, а скорее наоборот! Решено было ехать на УАЗе-469 с моей работы. Барахла получилось многовато, да и народа тоже. И хоть мой личный автомобиль достаточно вместительный и проходимый, но здесь уже требовался почти грузовой вариант! Не скрою, хотелось «оттянуться» по полной, не исключая и «рюмки чая» в честь дня Радио и Дня Победы. А значит за рулем должен был находиться другой водитель. Эту роль хорошо исполнил постоянный водитель УАЗа Саша. Пару слов об аппаратуре. Для таких выездов у меня имеется старенький проверенный FT-900. Наличие тьюнера позволяло работать в полевых условиях даже с суррогатными антеннами. В прошлом году мы осуществляли питание от аккумулятора, это было не совсем удобно. Мощность пришлось ограничивать 30-40 ваттами, располагать рабочее место рядом с автомобилем (для подазарядки аккумулятора). В этом году удалось взять напрокат бензоагрегат «Хонда» на 2,8 кВт. Забегая вперед отмечу, что это просто чудо техники! Мне не приходилось раньше иметь дело с такой техникой и я был просто очарован возможностями, характеристиками этого «зверя». Скажу по секрету, что хотя подобные поездки не часты, но у меня уже на 90% созрело желание приобрести подобный агрегат! Никаких денег не жалко! 10 с лишним часов и всего около 5 литров бензина было «съедено»! Практически никакого шума, хотя стоял генератор метрах в 8 от позиции! Нет, это просто песня! А как заводится!!! Те, кто «дергал» бензопилу «Дружба» или знаменитые лодочные «Вихри», «Салюты» и прочие подвесные моторы поймут мое изумление, когда я просто потянул на себя ручку «Хонды». А можно и не «выпендриваться» и заводить генератор со стартера поворотом ключа… Антенны. В прошлом году у нас с собой были диполя на 40 метров и комбинированный диоль на ВЧ. Эти антенны были с собой и в этот раз. Кроме того, имелся вертикал на 20 метров, выполненный в виде «телескопа». Вроде бы такие антенны были в аварийных комплектах самолетов. Может быть кто-то об этом расскажет подробнее? Замечательная штучка для подобных полевых вылазок! Вес минимальный, занимает минимум места и через минуту готова к работе! Был с собой диполь на 20 метров (запасной) и диполь на 80 (RA4CSX планировал остаться на ночь). Манипулятор, кабели, паяльники, разъемы, провода, изолента – в этот раз вроде ничего не забыли. Ноутбук со всем необходимыми программами. Я для себя еще взял стандартную клавиатуру и мышь, т.к. работать с встроенных быстро не получается. Рабочее место планировали организовывать на раскладном столике. Сиденье – раскладной стул. И то, и другое выпускает мое предприятие, поэтому проблем не возникло. Хватило на всех членов команды. 7 мая. День перед экспедицией. Надо бы окончательно подготовиться, но как назло на работе масса дел, никак не удается освободиться! Но наконец в районе 15.00 вырываюсь на рынок. Покупаем продукты, воду, бензин для генератора. Начинаем грузиться. С ужасом понимаем, что машина получается «под завязку! А ведь надо посадить еще 6 человек, не считая водителя. УАЗ уезжает на стоянку. Мы еще раз оговариваем время выезда, место сбора и расходимся по домам. Путь предстоял неблизкий (больше 100 км в один конец), машина далеко не «формула 1» (больше 80 км не едет, как не «дави» (hi)! Поэтому решили выехать рано. Для меня, как классической «совы» – очень рано! У меня машина будет в 5.15 местного. А значит встать надо минимум в 4.30. Так рано подняться меня может заставить только необходимость взять редкого DX. Но это дома после чего можно немедленно отправиться досыпать. А тут сложнее. Но назад пути нет! ))
8 мая, 4.30. Противно пищит будильник. Преодолеваю сильное желание нажать кнопку сброса. Плетусь умываться и ставлю чайник. На часах 5 утра. Звонит мобильный – машина через несколько минут заедет ко мне. В 5.15 я уже на улице, где меня поджидает RA4CSX. Через пару минут мы уже едем по спящему Саратову за другими членами команды. Около 6 утра проезжаем пост ГАИ и выезжаем на трассу. Места в машине катастрофичски не хватает, но потихоньку устраиваемся и успокаиваемся. Не могу не сказать два слова о дороге. Не секрет, что дороги в Саратове одни из самых худших в России. Это не преувеличение, это просто «смерть подвескам»! Но всегда считал, что трассы содержатся чуть лучше. Мы находимся на федеральной (!) дороге «Саратов-Воронеж», одной из главных в области. Люди, это невозможно передать словами! Дороги после бомбежки выглядят намного лучше! Рытвины, ямы (очень глубокие!), асфальт весь изуродован… Большегрузные автопоезда объезжают по обочине, движение похоже на соревнования по слалому. И никаких указателей, никаких следов ремонта… Удручающая картина. С ужасом думаю, как здесь ездят ночью?! Я привык по трассе ехать ну скажем, не очень медленно. Машина позволяет. И будь я на этой дороге на своих привычных 150 км/час – беды не миновать! Скажу, что по этой трассе ездил в прошлом году в Липецк на конференцию – дорога была в приличном состоянии. А сейчас…
В тряске и подпрыгивании до крыши пролетает первый час пути. Открываю на ноуте километровую карту, смотрим маршрут. На ходу решаем, что начнем с Калининского района (SA-33). Сворачиваем с трассы на поселок Урицкое, проезжаем его и движемся в сторону Атаевки. Не доезжая до деревни уходим вправо на лесную дорогу. Право, эта дорога куда лучше федеральной! Проезжаем пару километров, останавливаемся, чтобы точнее сориентироваться. Включаем GPS, определяем координаты. До места совсем немного! Вновь занимаем места в машине и в путь! Сворачиваем с дороги, углубляемся в лес и выскакиваем на изумительной красоты поляну. Поляна заканчивается высоким берегом реки Медведица! Все, мы на месте!
Начинаем выгрузку. При этом осматриваемся. Место просто фантастически красиво! Высокий берег реки. Вниз ведет тропинка. Речка неширокая, но течение стремительное, почти как горная река! Передать это словами трудно! Я надеюсь на днях выложить картинки в интернете, чтобы все могли полюбоваться этими пейзажами! RA4CSX лезет на дерево крепить диполь на 40, устанавливаем бензоагрегат, ставим столик… Все активно растаскивают по местам вещи. Но что это? На нас просто нападают полчища огромных по размерам комаров! Вот что мы совсем не ждали! В начале мая комары? Не должно быть! Но их все больше и больше! А никто не подумал взять средства от комаров! Закутываемся, пытаемся отмахиваться, но это сильно не спасает! Да, этот сюрприз может нам прилично испортить праздник! Но делать нечего, ставим столик поближе к обрыву, разворачиваемся.
Параллельно организуется столик с едой и «горячительным», поднимаем рюмки за начало экспедиции и за прошедший вчера День Радио. Все, пора за работу! Включаем генератор, блок питания, на шкале появляются заветные 7080 и я сажусь за аппарат. «Всем. Здесь Калининский район Саратовской области, SA-33 по РДА, UA4CC/P».
Первым в 04.56Z зовет RZ9WP, затем следуют RA3SO, RA6DQ, пошла работа! Темп невысок, но зовут один за одним. Ребята пока сооружают вертикал на 20. В качестве мачты используем дюралевую мачту для телеантенн, она не высокая, метра 4, но ничего, пойдет! В логе связи прибавляются, в 05.03Z зовет Виктор UA6AF, он закидывает меня в кластер, дело пошло значительно веселее! Следуют один за другим знакомые позывные: RA4HT, RU3FM, RA3CO. Все поздравляемся с праздниками, прошедшими и наступающими. Темп нарастает. RA1WZ/P, UA1TAN, UY9IF. Отмечается завсегдатай RDA тусовки LZ3SM. В 05.24Z слышу бодрый голос Андрея RW9WA. Тем временем мне дают знаками понять, что антенна на 20 готова. Но пока продолжаю работу на 40. К 06.30 темп на 40 падает, пора идти на 20. С интересом замечаем, что комары куда-то делись! Может мы их своими 100 ваттами распугали? )))) В 06.37 первая связь на 20 с EU1DC. Ну, вроде слышно и здесь! В 06.40 связь с новым районом проводит мой старый приятель Флавио IK2IQD. А вот и Крайний Север – с удовольствием вбиваю в лог UA0BA и RA0BA. Слышно обоих превосходно! Вот что значит хороший сетап! 4X4JU, RW1QN/P, OM3LO. Приближаюсь к первой сотне. EA5JO, HA7UG, 4Z4DX. Слышно значит нас и в Европе, и на Ближнем Востоке. LZ3SM дозывается и на 20, хотя слышно его тут слабее, чем на 40. Связь с моим тезкой RK3AZ. Еще известные «охотники» – RA3AKF, UA9OA. Что-то не слышно одного из РДА-шных лидеров RN6BY. Но вот и связь с ним в логе!
С удовольствием провожу связи с ветеранами, это особо приятно в канун Дня Победы! Есть связь с Рольфом DL6ZFG. Всегда приятно слышать в пайлапе знакомые позывные! В 07.22 провожу последнюю связь SSB и решаю поработать телеграфом. Я же обещал многим, думаю уже давно ждет Аксель DL6KVA. Не очень удобно стоит манипулятор, но это ничего. Вперед! И вот в логе первые CW связи из SA-33. UA3TCJ, IT9ELD. А вот и DL6KVA! Молодец Аксель, всегда на изготовке! Понимаю, что появляюсь в кластере – зов усиливается. Работаю уже телеграфом с UA0BA. Откуда-то с юга зовет Игорь UA9CDC/6. Все идет нормально. Включаю расстройку, стараюсь слушать пайлап чуть в по сторонам, объявлять сплит для такой работы как-то неудобно, но пайлап нормальный! Пока разгребаю вблизи своей частоты. Работа на DX чему-то научила! )))) У меня правда по 8-9 связей в минуту не выходило, но по 4-5 достаточно много. Кстати, хорошая школа для тех, кто собирается в «большие экспедиции». Такая подготовка позволит избежать многих конфузов, когда вас начнут звать действительно сотни станций одновременно! Придумал лозунг – «RDA – школа мастерства Dx-экспедиционера!» hihi Лог наполняется знакомыми позывными: HA3OV, IK1GPG, F5INS. С удовльствием работаю с Владимиром UA0FZ. Он один из членов клуба «намбер 1», тех, кто имеет подтверждения из всех стран DXCC. RW1AI, DF1SD, HA8IB… Провожу связи со своими старыми знакомыми UA6JR/3, OM3YCA и понимаю, что надо ведь и ребятам дать поработать! С сожалением вылезаю из-за аппарата. Садится RA4CSX. И все повторяется по-новой! Пропускаю рюмочку, немного перекусываю. Надо осмотреть окрестности. Беру фотоаппарат и иду в «поход». Еще раз восхищаюсь окружающей красотой! Делаю обзорные снимки лагеря. Потом спускаюсь к воде. «Сочувствующие» занялись рыбалкой. Кидают спининг, закидывают удочки. Не понимаю, как можно при таком течении что-то поймать! Но вот есть и на этом фронте первая победа! Правда величина рыбы не намного превышает размеры крючка и поплавка. Но важен сам факт! Задел сделан! Пока гулял по окрестностям, за аппарат сел Рома RK4CR. И у него в логе появляются первые связи. Время летит незаметно. Скоро надо переезжать на новое место. Решаем это сделать до 14 мск, чтобы до начала теста осталось хотя бы 2 часа чистого времени. Закидываем весь лагерь в машину, еле втискиваемся сами. Переезд недалекий, вторая точка от первой отстоит на расстоянии километра два-три. Переезд по лесной дороге, никаких указателей нет, но GPS четко показывает – мы в Лысогорском районе! SA-37! Разворачиваемся по привычной схеме. Второй раз получается намного быстрее и комары не докучают! Место мало чем отличается от первой точки – та же Медведица, такие же красивые места! Думаю что появлюсь раньше намеченного срока. Решаю начать с телеграфа.
Но ведь правильно говорят – лошадей на переправе не меняют. «А что это я просто с ключа работаю. Ведь DX4WIN умеет сам передавать!» А раз так, то интересно испытать все это в реальном пайлапе! Лучше бы я про это не вспомнил! )))Записываю макросы. Включаюсь на передачу. Вдруг компьютер начинает издавать какие-то звуки, подвисает, в лог заносятся какие-то сумасшедшие буквы и цифры. Пытаюсь все это убрать – ничего не получается! Перегружаю лог, все повторяется! А время-то идет! Народ наблюдает на частоте какие-то нечленораздельные звуки, выдаваемые «сбесившимся» компьютером! И наверное, удивляется - совсем не умеет работать этот UA4CC/P. Я сижу и злюсь, не сильно зная, что предпринять. Уже два раза перегружен комп, уже вместо Windows 2000 загружаюсь в свои любимые 98-е. Все так же! Решаю бросить этот противный компьютер и писать лог рукой. Хотя, это будет шаг назад, морально я буду чувствовать себя проигравшим. А это не входило в планы. Вдруг осеняет мысль – а может это какая-то наводка от трансивера? Нахожу проволочку, прикручиваю к гнезду «земля» трансивера и к винтику com-порта ноутбука. Ура все заработало! Быстро нахожу частоту и начинаю давать CQ. Вроде проблема решена! Сразу хочу попросить прощения у тех, кто попал на нашу частоту именно в это время. Понимаю, что со стороны все это выглядело неуклюже. Но это проклятые железки, я не виноват! Обидеть никого не хотел! Hihi Слышал все вызовы, а ответить не мог! В этот момент манипулятор был отключен, а подцеплен интерфейс на LPT-порт. А он-то, этот порт и выдавал все эти чудеса! Я вроде никого не упустил, всех потом занес в лог, но несколько QSO получились уродливыми. Еще раз sorry!. Но вот вроде все наконец наладилось! Вперед! В логе появляются первые связи из SA-37: RU9WZ, RZ9OJ, LZ3SM. А вот и новый район у Акселя DL6KVA. Молодец! Всегда начеку и только CW! Приятно работать! А все же я работаю с компьютера, победил эту дурацкую машину! ))) Не все удобно, как ожидалось, но я же хотел именно так поработать?! Тут же появился вопрос знатокам DX4WIN. Можно ли заставить программу начать передачу до того, как «вбит» окончательно позывной? Writelog это прекрасно делает, вроде N6TR тоже. А здесь? Эта функция прилично ускоряет работу в телеграфе, я к ней уже привык и получаются накладки. Конечно, можно тот же пайлап «держать» в Wretelog`е», а потом все «сливать» в DX4WIN. Но это простой способ, мы такие не любим, мы в гору лучше, чего ее обходить! ))) Если кто знает – расскажите! DL8AAM, RA2FBC, RN6BY, RX9TX, UA2FF, UA9JLL – лог в хорошем темпе заполняется знакомыми позывными! Рад, что даю им новый район! Вот в логе UA6AF, UA0BA, RW9WA, RA0BA, UA1QV… Можно было бы продолжать этот список, но тогда получится, что весь лог сюда надо помещать! Так что если кого не упомянул – не обижайтесь! Темп хороший, погода прекрасная, все великолепно!
Мои коллеги по работе занялись делом – мы запланировали провести полевые испытания новых моделей телевизионных антенн, подготовленных к выпуску нашим предприятием. А в той глуши, куда мы забрались -самое удобное место! Помех нет, никакие телецентры не мешают! Работа кипит, я волнуюсь, не мешают ли наши передающие антенны измерениям. Но вроде все идет нормально! Протокол почти готов, я кричу, что пора ставить шашлык! Голод – не тетка! ))) С утра нас накормили прекрасным копченым сомом, но на свежем воздухе аппетит ох какой! (Сом купленный, увы, не сами поймали! Hi) Пайлап приличный, стараюсь слушать чуть выше и ниже, в основном Европа и 9-0 районы. Все-таки программа RDA стала намного популярнее у иностранцев! Среди зовущих их уже процентов 25, а раньше было не больше 5! В 10.37 первый американец – N4MM. Затем следуют W1ZK и еще пару станций с американского континента. В 10.44 перехожу на SSB и все повторяется с начала! Зов великолепный, споты подогревают его еще, работа доставляет удовольствие! Вот только время от времени подходят «индивидуумы» и портят настроение. Этаким менторским тоном спрашивают:
- UA4CC, вы куда-то торопитесь? ВЫ что, инструкцию не знаете? Вы должны дать имя и город! Тьфу, и здесь тоже… Стараюсь сдерживаться и объясняю, что тороплюсь, чтобы дать возможность сотням радиолюбителей всего мира добавить в свой актив новый район. Но куда там! Пару раз просто менял частоту, чтобы не выслушивать эту ахинею! Но настроение портят эти «учителя»!
В 11.11 перехожу на 40, провожу там несколько десятков связей и даю возможность поработать RA4CSX и RK4CR. В это время уже подоспел шашлык. С удовольствием потребляем это вкусное блюдо и обмениваемся впечатлениями. Рыб поймано уже целых четыре! Обнаружено много ящериц, лиса и несколько змей! Одна из них отловлена даже! Биологи мы никакие, но все же приходим к выводу, что это гадюка! Прошу немедленно выпустить ее и прекратить эксперименты с риском для жизни! Все проходит благополучно. Пока ребята гоняют пайлап, делаю опять обход окрестностей! Какие же все-таки в наших местах красоты! А мы едем отдыхать во всякие турции, египты и испании! Вот ведь где настоящая красота и покой! Поступает предложение искупаться. (Не подумайте чего-то плохого в плане алкоголя, у нас все были в нормальном состоянии!hi). Бурного восторга это предложение не вызвало и смельчак находится один! Раздевшись догола оно смело залетает в воду. И столь же стремительно вылетает из нее! Но исторический момент запечатлен на фотоаппарат! Свободная смена устраивает на полянке небольшой волейбольный матч, плавно переходящий в футбольный. Народ отдыхает! Начался CQ-M. Темп несколько снижается, но работа продолжается!
В 13.00 удается вновь сесть за трансивер. Пробую работать телеграфом на 20 метрах. Но народ требует номер в тесте! Я забыл записать макрос «No test», поэтому ухожу на 40 метров в SSB. Продолжают хорошо звать! Лог быстро наполняется связями из SA-37! Вроде почти все «завсегдатаи» провели связи! И это радует! В 14.30 передаю смену RA4CSX. Пора начинать сборы! Дорога неблизкая… В 19 местного заканчиваем и выключаем генератор! Все, на сегодня хватит! Довольно быстро сворачиваем лагерь, тушим костер, складываем груз в машину. Еще раз оглядываем поляну и в обратную дорогу!
За время работы провел около 450 связей, примерно поровну из SA-33 и SA-37. У ребят поменьше, но они за аппаратом были меньшее время. Процентов 30 связей проведено телеграфом! В течение ближайших недель QSL за все связи будут разосланы через TAG-бюро. Кому надо быстро – присылайте конверты.
Все прошло хорошо, в основной своей массе народ работает грамотно, четко и быстро. Прошу прощения, если кого-то не услышал! Мы постараемся еще вернуться в эти два района! Тем более, что в эти места хочется возвращаться вновь и вновь!
Главный вывод – мы решили в ближайшем будущем повторить подобную вылазку! Сейчас обсуждаем районы! Благо, в области еще полно районов, имеющих нулевой уровень активности! И это делает подобные поездки весьма интересными как для нас, так и для «охотников! Спасибо создателям RDA за прекрасную возможность «почувствовать себя по ту сторону пайлапа» без особых затрат средств и времени! А те, кто еще не пробовал подобные выезды – смелее отправляйтесь в путь! Массу приятных впечатлений гарантирую!
Всем удачи и до встречи из новых районов!
73! Аркадий UA4CC