«Человек путешествует вместе со своими
мыслями, взглядами, переживаниями,
со своим собственным восприятием мира».
Глава 1
Прежде чем написать статью об экспедиции, поездки или командировки, я мысленно вспоминаю стиль письма журналистки газеты «Пограничник на Тихом океане» Елены Толмачевой. Столько тем об экспедициях радиолюбителей на острова пересеклись с ее командировками в отряды и погранзаставы, что невольно я вжился в эту литературную тему. Елена же впитывала новую для себя сторону радиолюбительской жизни.
Идея, которую предложил мой друг Александр Морозов (RU0LM) более двух лет назад об экспедиции на Курильские острова, показалась для меня просто несбыточной. Способы доставки туда группы еще как-то можно решить. К примеру, морской вариант. А обратно? Курилы! Да там можно «зависнуть» и весьма надолго. А на островах Александр бывал и не раз по делам службы. А второй вопрос – кто в группе? Четыре, максимум пять радистов. Кто отважиться на месяц, полтора покинуть работу? Тема осталась в глубоком резерве.
Но судьба видимо повернулась к нам лицом. После поездки Александра на Фестиваль в Домодедово в сентябре 2013 года он сообщил: есть группа из трех радиолюбителей. Это Сергей Павлов из Москвы (RX3F) и два радиолюбителя из казачьего Дона: R6MG (ex RA6MG) - Андрей Силин и Юрий Налетько (R7MR). Позже в группу был включен и Олег Путков (RK3AW). «Александр, мы же никого не знаем из этой группы. Как быть?» «Нормальные ребята» - ответил Александр. «Хорошо, твои рекомендации важны. Будем готовиться».
Вопрос с пропусками взяла на себя московская группа. Как и ожидалось, из «Южного» пришел отказ. Жизненный опыт подсказал, что прошение, в котором есть слова: «обеспечить, доставить, организовать» никогда не будет иметь положительного результата.
Пришлось Александру заняться этим делом вплотную. В Сахалинское Пограничное Управление береговой охраны направили ходатайство группы с подробным описанием маршрута, списком членов группы. Цель посещения острова Анучина-туризм. А Юрию Михайловичу Бурых (RM0F) Александр поручил курировать пропуск, его получение и покупку билетов на теплоход «Игорь Фархутдинов». Юрий блестяще справился с этим делом и в мае у него на руках были 6 билетов на 16 июня на 12 часов сахалинского времени на рейс Корсаков - Шикотан - Кунашир. В этот же день прилетает московская группа, только утром. А если задержка рейса? Как быть?
Мы с Александром перестраховались по двум позициям. Первое – уже 13 февраля мы имели лицензию на позывной островных экспедиций RI0F с периодом действия с 15 июня по 2 июля. Не знаю, у кого возникла идея подключить Русское Географическое общество, но я за эту тему взялся сразу и намертво. Ведь рекомендательное письмо РГО (Приморский филиал) могло повлиять на получение пропуска на Курилы. Задумано - сделано. Уже 9 января пресс-секретарь Татьяна Файчук вручила мне письмо, подписанное Петром Федоровичем Бровко - руководителем Приморского Отделения РГО. Письмо вошло в пакет документов на получение пропуска, а Татьяна приготовила подарки для пограничников острова Анучина. 2 июня посылка весом почти в 7 кг и изготовленный флаг РГО были у меня на руках.
Если посмотреть на карту Курильских островов, на Малую Курильскую гряду, то невольно задумаешься: скалы, бедная растительность, а особой достопримечательностью являются только туманы и чайки. Но ведь это Российская земля. Там живут и несут службу пограничники, для которых понятие «Граница» не имеет синонимов. И если мы достигнем этого небольшого острова, то это будут первые радиолюбители, радиолюбители – россияне. Державность и государственность этой экспедиции мы поставили выше радиолюбительского направления. И ведение связей с острова было подчинено именно этой идее. Просто и понятно: «Южно-Курильская группа островов».
А вторая тема была высказана Артуром Чилингаровым, доктором географических наук, Президентом Полярной Академии: «Одно из направлений Русского Географического общества – изучение своей страны. Мы хотим сделать все ее регионы доступными для россиян….». Получается, что мы стремимся попасть в этот особый островной мир, где не были ни радиолюбители, ни туристы. К тому же четверо из нас члены клуба «Русский Робинзон». А остров Анучина – последний остров NEWONE по программе RRA, RR-15-08.
Глава 2
ПОДГОТОВКА
Если бумажная часть подготовки важна, но все же, не такая нервотрепещущая. Мы еще не совсем осознавали тяжести взваленного на себя груза. Причем, большая часть забот легла на Александра. Это и питание, и всякие необходимые вещи в дороге. А ведь предстояло проехать с начинкой общим весом в 2, 5 тонны через Приморский, Хабаровский края, Сахалин и прибыть в порт Корсаков не позже 15 июня. Более1600 километров! Что-то приобрести – это только время. А вот подготовить машину, правильно начинить ее – это самое важное. В конце мая были подготовлено антенно- фидерное хозяйство: мачты, сама антенна XL-222E, W3DZZ. Решили взять и настроенную антенну на 17 метров в комплекте. Все кабели были единой марки РК50-4.8-37 с диагностикой под каждую антенну.
Отъезд назначили на 10 июня. 9-го я прибываю на базу. Комплектуем машину. Как все это разместить? Она ведь не резиновая! Решено часть продуктов, мелочевку докупить в Южно-Сахалинске. Александр уже не только водитель, больше завхоз. Не забыть бы чего! Как же мы будем ехать? В голове не укладывается. Формула дороги могла напрочь отбить охоту от такого путешествия. Посудите сами: от базы в пос. Тигровый через весь Приморский край, по Хабаровскому краю до порта Ванино, потом паромная переправа Ванино - Холмск и еще сотня километров до Южно-Сахалинска. Там ожидание московской группы и дорога в порт Корсаков. Это около 1600-1700 километров! И ломаться в дороге никак нельзя. Вообще, даже думать об этом нельзя. Готовить машину Александру помогал наш «радиолюбительский автомеханик » Дима (RA0LCC). Его диагноз- машина к перегону готова! Я еще раз проверил все антенное хозяйство и был твердо уверен в антенне XL-222E. Да, это не самая «крутая антенна». Но она уже начинает работать с высоты 8 метров. И самое главное, она проверена в разных экспедициях. Завтра в 8 часов отбываем.
Глава 3
ДОРОГА В НЕИЗВЕСТНОСТЬ
Утро, 10 июня. Мелкий дождь, туман. 08.05 – это отсчет времени. Идем по грунтовке на «Фридман-Бровничи» на основную трассу Находка – Артем. На перевале нас застала гроза. Как из ведра. Аккуратно проскочили эту зону и после Артема повернули на Уссурийск. Александр Лисицын ( RU0LL) ждал нас. Обедали плотно. Где еще мы будем останавливаться? И снова трасса М-60. Александр держит скорость 80-90 км. Это самый экономичный режим. Расход горючего – 9,5 литра на 100 км. Радиолюбители Дальнереченска словно ждали нас. И дальше вели по трассе. Гроза как будто преследовала нас, периодически поливая трассу. Пыли меньше, но мосты!! Я насчитал 10 или 11 размытых мостов. Их ремонтируют бригады по всей трассе. Но съезды, ограничения по скорости. А мы рвемся на Лучегорск. На связи Александр Бондарь (RA0L). Сопровождает нас до поселка Алчан. Это в 25 километрах по трассе на город Бикин. Дача Александра (RA0L). Все в развитии и динамике. Сад, огородик с зеленью и голландской картошкой высотой в метр. Но «квадраты» и «яги» в полном порядке. Ужин был без всяких горячительных напитков. Просто и сурово. Проголодались, конечно, изрядно. Около 650 километров за рулем. Но «круглый стол» региональных отделений ДФО Александр Морозов провел на одном дыхании. Я провел еще десяток связей нашим позывным RX0L/P c дальневосточниками. Вдруг вызывает BA2BA. Возможно, он обратил внимание на слова АЛЧАН, остров АНУЧИНА. Они созвучны с CHINA. Провел с ним связь на китайском языке. И спать. В десяти метрах от дачи река Бикин. Но нам не до купания.
Утро. А вот и хозяин дачи. Александр сопровождал нас несколько десятков километров до Переясловки Хабаровского края. Дальше шли сами. В Бикине была последняя заправка дизельным топливом. В поселке Лидога поворот на Ванино. Не проскочить бы его. Конечно, заплутали. И подсказка Саши Бондаря и местных жителей вывели нас на трассу на Ванино. И на ней ремонт. 320 или все же 360 километров до Ванино? Связи и Интернета нет. Прошли почти 800 километров. Дозаправились своим НЗ – 35 литров и стали высматривать место для ночевки. Все необходимое для этого есть: палатка, спальники, газовая печь. Но на перевале почти в 900 метров 10-11 градусов, а внизу в ручье Александр увидел лед! Дела! Уже темнеет. Вот два «дальнобойщика» расположились на ночлег. Решено, едем до упора. Дорога одна – значит приедем. Будет ли нас ждать Борис Николаевич (RW0CE)? Я с ним знаком. Борис из Владивостока и его старый позывной UW0NE. Нет, ждет звонка. Такой оперативности можно было только позавидовать. В половине первого ночи были оформлены документы на паром Ванино - Холмск, куплены билеты, определена машина на стоянку и мы были помещены в гостиницу, по-моему, для спортсменов. Все просто как везде: кипяток в коридоре. Но бог с ним. Поздний походный ужин и спать. В 6 часов подъем. Борис уже ждет. Сразу в порт. В 7 часов пропуска на руках и далее часовая экскурсия по Ванино. Будет ли у нас еще время потом на обратном пути все это посмотреть? Фото на память. Утренний порт всегда красив. А вот и наш паром «Сахалин-9». С виду, небольшой. Не верится, что он берет на борт два полновесных железнодорожных состава и десятка полтора машин. Мы в порту, ожидаем команды на погрузку. Обедали в кафе для транзитных пассажиров. И только в 15 часов судно отошло от причала. Каюта на двоих. Довольно уютно. Судно пересекает Татарский пролив за 16 часов. Связи нет, волнение – видны барашки. Балла два. Но паром идет как утюг. Качки практически нет.
Утро 13 июня. Холмск в тумане. Город рассматривать нет времени. На Южно-Сахалинск нас ведет Константин Артемьев (RD0F). Вот поворот на Аниву. Проскакиваем и, наконец, поселок Троицкое, где я проходил срочную службу. Поселок расширился. Много красивых коттеджей. В них теперь живут жители разрушенного землетрясением Углегорска.
На автозаправке и произошла встреча с Константином (RD0F). Я с ним не виделся ровно год. Теперь он наш гид. Город я не узнаю. Много банков, еще больше торговых комплексов. А вот и площадь. Именно здесь наша «коробка осназовцев» в далеких шестидесятых годах проходила парадным строем с десантными автоматами в майские праздники. Удвоенные подковки на сапогах издавали на брусчатке ни с чем несравнимый грохот. Мы гордились, что именно нашей «коробке» доверили участвовать в параде. Это было круто!
Гостиница «Панорама». Устроились быстро. Константин все как-то быстро организовал. Но пришлось вернуться в Троицкое. Юрий Михайлович Бурых (RM0F) в Москве. Но он позаботился, чтобы нам передали подлинники пропусков на Курилы, билеты и еще один запасной генератор. Заехали и в часть, где я служил. Беседа с дежурным по части всего несколько минут. Те три года службы полностью определили мою профессию, и в конечном итоге, и жизнь! Константин решил еще раз нас удивить. Заехали в корейский ресторан «Бермудский треугольник». Изысканная кухня, приятный в общении персонал. Здесь можно и вкусно пообедать, а можно назначить и свидание, деловую встречу. Нам понравилось!
Погода испортилась окончательно. Морось перешла в сильный дождь с ветром. Тайфун обрушился на Сахалин. Закрыли паромную переправу Ванино-Холмск. Как мы успели проскочить, удивляюсь? Видимо, бог для нас был добрый. Ни одной поломки за всю дорогу! Наш теплоход «Игорь Фархутдинов» прервал рейс и спрятался в заливе «Анива». Как там расписание рейсов? Не изменится ли? Александр все время на связи с Корсаковом. Гостиница натурально качается. Наш этаж седьмой. Прошел прогуляться по улицам города. Картина удручающая. Вывороченные деревья, хрустящий под ногами шифер крыш, поврежденные киоски.
15 июня. Завтра прилетает «западная» группа. Константин предложил предварительную поездку в Корсаков. Всего 35 километров. «Игорь Фархутдинов» у стенки. Идет по расписанию и берет пассажиров сразу за два рейса. Договорились со способом доставки нашего экспедиционного снаряжения к борту судна, с постановкой машины на стоянку. И в этот раз и потом на Шикотане, Кунашире, на заставе острова Анучина и туда и обратно пограничники везде давали нам «зеленку». Это радовало и экономило массу времени. Но это никак не влияло на выполнение ими своих обязанностей паспортно-визового режима. Также досмотр, опрос – как всегда. Без паспорта и билета - ни шагу.
Вернулись в Южно-Сахалинск и сделали набег на продуктовые магазины. Надо было докупить по списку и продукты и мелочевку. Ходили мы в куртках с позывными на спине. И вот в одном из магазинов продавец Наталья окликнула нас, когда мы повернулись к ней спиной. «Вы радиолюбители! Мой муж UA0F..?. Мы прожили на Итурупе 7 лет. А я «телеграфистка», бывала во Владивостоке на соревнованиях по скоростной радиотелеграфии». И подробно рассказала о рейсах на Шикотан и Кунашир. Обменялись телефонами. Вот такой Мир радиолюбителей!
RU0LM - руководитель экспедиционной группы на рабочем посту №2
Глава 4
ГРУППА
16 июня. Утро. Завтрак в кафе гостиницы и в дорогу. В Корсакове весь груз перегрузили на «Рафик» пограничников и в порт. Свою машину «Бигхорн» сдали под охрану до 29 июня. Именно тогда мы планировали вернуться в Корсаков. Помощник боцмана оказался бывшим радиолюбителем, учился в Мореходной школе во Владивостоке и работал он на коллективной станции UK0LAD, где я неоднократно бывал. С его разрешения мы перенесли все основное снаряжение в выделенное помещение типа подсобки. Александр с документами и пропусками пошел встречать московскую группу, которую привез из аэропорта Вадим, однокашник Александра. Пассажиров к трапу доставили автобусом. Вот и наша группа. Сумки, баулы, разобранная вертикальная КВ антенна в чехле. Разместились в каютах. У нас с Александром двухместная каюта, у ребят- 4 –х местная, палубой ниже. Судно отошло от причала. До Шикотана20часов хода (а фактически с дозаправкой воды – 32 часа). Снова туман. Собрались в большой каюте. Здесь уже и познакомились окончательно. Какие мы в работе – покажет остров. А пока старший московской группы Сергей Павлов (RX3F). Он же будет рассылать QSLза эту экспедицию. Олег Путков (RK3AW), участник островных экспедиций, программист. Он и Александр (RU0LM) проводили связи с радиолюбителями Страны Восходящего Солнца на японском языке. Андрей Силин (R6MG) - настоящий депутат, специалист по - разного рода переговорным процессам ну и, как потом выяснилось, не слабак в области пищеблока! Казак. А вот и Юрий Налетько (R7MR). Тоже до седьмого колена донской казак. Очень контактный. К нему как магнитом тянет. Просто очень коммуникабельный человек. К тому же хороший инженер. Создатель уникальных усилителей. Привезенный им 500 ваттный усилитель, просто шедевр технической мысли. Юрий также любитель цифровых видов связи. А еще он курировал меня, когда я перешел на другую программу до самостоятельной работы. Итак: четверо из нас члены клуба «Русский Робинзон». Периодически информируем Юрия Заруба (UA9OBA) о ходе экспедиции. Он просил принять на острове в члены клуба Юрия и Андрея. Флаг клуба RRC, врученный мне на острове Русский в сентябре 2013 года, тоже с нами. Чтобы активировать остров Анучина по программе RRA достаточно провести 400 связей летом и 200 – зимой.
Юрий R7MR диагностировал антенны и первым начинал работу как на Кунашире, так и на Анучина
Глава 5
ШИКОТАН. КУНАШИР.
20 часов хода и мы в Малокурильске. На берег сошел только Олег. В магазин, но с паспортом и билетом. Саша (RU0LM) его сопроводил. На борт поднялся Владимир Черемицкий (UA0FAM). Это сослуживец Александра. Он на Шикотане живет несколько лет. Владимир потом поддерживал с нами низовую связь, а также удались связи с ним на УКВ. Мы еще шли в неизвестность и в этот момент оговаривали только расписание низовой связи. Но по возвращении вся наша группа сошла с борта судна, и Владимир сделал нам экскурсию по Малокурильску. Памятные фото у карты Южно-Курильского заповедника. Какой же это маленький остров Анучина, рядом с Хоккайдо! Три часа стоянки, четыре – хода и вот он Кунашир. Здесь должен начаться эфир.
Александр и Андрей отправились к высшему руководству острова на беседу и получение разрешения на посещение острова Анучина Малой Курильской гряды, Заповедника«Южные Курилы». Владелец гостиницы, Валерий, разрешил мне побывать на крыше двухэтажного здания. Я выбрался с чердака весь в опилках и паутине минут через 15. Нет, крыша – металл. А я то,думал - это пластик! Решили ставить антенну прямо около гостиницы, на площадке. 30 минут и W3DZZна диапазоны 40, 20, 15 и 10 метров на мачте в 11 метров стоит. Это центр острова, так называемая, деловая часть. Банк, Полиция, Суд, магазины. И только один из жителей со знанием дела заинтересовался антенной. Юрий развернул комплект аппаратуры и сделал диагностику нашего «шедевра». Работает! Повыше бы ее! Валерий, кореец, но говорит практически без акцента, доброжелателен, аккуратен и точен. С тонким юмором. «За кого будете болеть в матче по футболу Корея - Россия?». «За Корею, конечно. Но в другом случае – за россиян. Мы уже так обрусели, что Россия стала нам Родиной»!
Вечер. 08.47 GMT/ RI0F/P в эфире. На 15 метрах антенна работает просто зверски. Европа грохочет со страшной силой! А вот и наши переговорщики, да еще с гостями. Олег за аппаратом просто свирепствует. Ребята принесли пропуск уже конкретно на остров Анучина. Это зона Южно-Курильского Заповедника. Руководитель заповедника Виктор Николаевич Бойко с улыбкой наблюдал за работой в эфире. Завтра 19-го мы на двух его машинах выдвигаемся за 26 км от Южно-Курильска в поселок Третьяковка, (в бухту «Лагунная»), где и будет производиться посадка на катер «Оникс». Капитан Сергей Свиридов нас там ожидает. Посадка будет без пирса. А нам и не привыкать.
11.00 GMT. «Круглый стол» РО ДФО F=3640. Ведущий - RW0LEA. Александр (RU0LM) коротко рассказал об экспедиции. Потом я провел около 30 связей с дальневосточниками. Нашим «пилотом» по Дальнему Востоку был Павел Чипенко (RW0LO). Мы старались придерживаться ранее опубликованного частотного расписания и Павел постоянно «спотировал» наш позывной в эфире. К тому же, он ежедневно подходил на наш трафик 3640 в 11.00 GMT. Для уверенной низовой связи назначили и дополнительную частоту – 7170 кГц.
Потом Олег продолжил работу на 15 и 20 метрах. А глубокой ночью Юрий провел десятка два QSOPSK-31. И спать. Итог работы: за 8 с небольших часов – более 1200 связей. Надеялись, что на обратном пути мы сможем еще поработать с Кунашира. Но этого не произошло. Не удалось ни поработать в эфире, ни увидеть этого веселого корейца. Жаль, конечно, что мы так и не побывали ни на песчаном и горячем озерах (его еще называют «Кипящее озеро») «Курильского заповедника», не полюбовались горой Мечникова и вулканами Менделеева и Головнина. А такие необычные названия как «Мыс палтусов», «Пролив Измены», «Горячий пляж» можно встретить только на Курилах! Экзотика, покруче Турции!
Утро 19 июня. Антенна снята за 15 минут. В дорогу на двух машинах. Более 25 километров превосходной военной трассы. Вот и застава. Проверка документов и судовой роли, в которую вписана наша группа. Сергей Свиридов с помощником как то аккуратно разместили все наше антенное и не антенное хозяйство, и наш катер под названием «ОНИКС» отошел от берега.
Чуть более 40 морских миль прошли за 2, 5 часа. Остался позади остров Танфильева, который был включен в программу нашей экспедиции с утвержденным пропуском. Сергей по прибору точно вывел судно в северную мелководную бухту острова Анучина под названием «Большая бухта».
UA0LCZ Скала "Чаячья" "Бухта Большая"- место высадки экспедиции на остров.
Глава 6
ОСТРОВ АНУЧИНА
19.06.2014. Все как обычно. Запрос с берега. Судно, капитан, маршрут. Швартовка. Начальник заставы проверил документы, пропуска и мы начали выгрузку. Договорились, что катер придет за нами 25 июня. Но мы еще не знали, что и 25 и 26 и 27 катер нас не снимет с острова, не прилетит обещанный вертолет, который мы окрестили «ану-коптером». Не знали мы, что катер сломается, а Сергей найдет другого капитана, который и снимет нас утром 28 июня с острова.
А пока мы переносим все наше оборудование в законсервированное здание заставы.
Сразу быстрый обед. Корейская лапша и банка тушенки на двоих. Горячий чай. Чайник тоже окрестили как «ану-чайник». С юмором у всех все в порядке. За работу. Вся бригада на сборке XL-222E, я готовлю подъемник. Все нормально. Антенна на месте . Поднимаем до 10 метров. Юрий (R7MR) на диагностике и разворачивает первый основной пост. Во всех телеграфных участках 20, 15 и 10 метрах хорошие параметры. Олег(RK3AW) начал просто свирепствовать в эфире. Сотня связей в час. Потом в это пекло бросил меня. Конечно, такой темп пока не для меня. Максимум 70-80 связей. К Программе, да и новому для меня аппарату надо привыкнуть. Но это уже будет завтра. На столе пищеблока – наше второе рабочее место. Через фильтры удалось «развязать» диапазоны 30 и 40 метров.
Во все дни на 3640 низовая связь с нашими постоянными корреспондентами: RW0LO, RD0F, UA0FAM(Шикотан) и UA0FX. В один из дней после трафика с RW0LOна резервной частоте 7170 Александр (RU0LM) раскрутил японцев на полную катушку. Почти полторы сотни связей за час. Японцы работали очень вежливо, как и подобает настоящим радиолюбителям. И это нас очень радовало потому, что наша дружба с радиолюбителями Японии имеет свою многолетнюю историю, а отдельные радиолюбители Японии называли нашу радио-экспедицию «Великой…».
На следующий день Анна, жена пограничника, была моим гидом по острову, размеры которого 1.5х3 км. Высота 35-40 метров. Ни одного дерева, только низкорослый бамбук. Есть ручей с чистой водой. Он впадает в «Большую бухту». Названия мыса в восточной части острова – мыс «Печальный». А бухта на юге острова так и называется – «Бухта Южная». Там уже Тихий океан и шум прибоя слышен на противоположной стороне острова. Остров Анучина входит в состав «Плоских островов». В этой же группе остров Юрий, который отделен от острова Анучина одноименным проливом. Рядом банка «Опасная». Тут же остров Танфильева, Полонского, остров Зеленый и Демина. Маленькие острова около острова Танфильева названы «Осколки». Между Кунаширом и островом Анучина «Пролив Измены». Так что эта группа «Плоских островов» довольно большая. И остров Анучина не самый маленький в этой группе.
Наша группа "анучинцев" RU0LM, UA0LCZ, RX3F, RK3AW, R7MR, R6MG
Глава 7
МГНОВЕНИЯ ОСТРОВНОГО ЭФИРА
*QuodlicetJovi, nonlicetbovi.*
*Что позволено Юпитеру, то не позволено быку*
Утренние часы 21 июня посвятили антенне GP. Никак не хотела работать на 17 метрах. Раз 15 опускали и поднимали ее, пока добились сносного результата. Не напрасно говорят радиолюбители: «Не давай антенну в чужие руки. А она отдавалась напрокат»!! Урок Сергею!
На 17 часов назначили построение личного состава заставы и нашей группы. Несколько слов сказал Александр и вручил подарки пограничникам от Русского Географического Общества. Пограничники, свободные от нарядов, приходили по вечерам в радиорубку. Без подарков – никогда. То лукошко чаячьих яиц, то пара буханок свежеиспеченного отменного хлеба. Жене пограничника Анне, конечно, не хватало общения. И ей была интересна наша эфирная, да и обычная суета. Памятные фото на фоне флагов Российского, Клуба «Русский Робинзон», Русского Географического Общества и флага Пограничников.
На площадке, перед заставой старые траншеи и двухметровый столб с иероглифами, установленный японцами. Раз в год им разрешено посетить остров и помянуть погибших в войне. В этом году им это не удалось. Был шторм. Они побросали венки в бухте, и ушли на Хоккайдо.
22 июня.Разменяли 5000 связей. Юрий и «Депутат» соорудили праздничный островной обед: чаячьи яйца вкрутую, два вида салатов из морской капусты. Нашлось и по пять морских капель 50 - градусной «анучанки». Не забывали бегать на площадку и вращать фалом антенну. Ночью же работали в две смены.
Юрий (R7MR) на 14260 периодически озвучивал частоту 7007, где я работал. И европейцы туда периодически подходили. Правда, слышали не очень. 559.579! И то хорошо для работы на трансивер. А вот и наш российский checkpointВиктор R6AFна 14260. При связи с Юрием сообщил, что остров Анучина не засчитывается на IOTAAS-062! Что, в его обязанностях появились новые пункты: решать вопрос о статусе острова или группы островов? Есть IOTAКомитет RSGB. И дается срок в 4 месяца на предоставление доказательств. В данном случае - лоция и карта нужного масштаба. Попробуй бы он сделать такое заявление в эфире JIMSMITH (VK9NS), когда тот открывал BANABA ISLAND(T33JS)! Через несколько минут я провел с ним связи на 30 и 40 метрах! Холоден был, как айсберг в океане! Выражать непочтение, неуважение в эфире – последнее дело!
Рубеж в 6000 связей прошли в конце суток 22 июня. Прохождение изменилось. Больше тысячи связей в сутки не получается.
Когда заканчивалось прохождение на 30 и 40 метрах, я подменял Олега или Юрия на основном посту. Мне нравилось в утренние часы работать с американцами. Отмечаю, что они как и японцы дисциплинированы в эфире и дают реальные рапорта. А это важно при нашем «веревочном поворотном устройстве»! Океания и Австралия совсем не радовали. Куда они там все подевались? На рыбалке или охоте, что ли?
UA0LCZ - основной пост
Глава 8
ЗАЛИВ ИЗМЕНЫ
Вот контрольный срок 25 го июня. Демонтировали XL-222E и все громоздкое имущество перенесли на берег, укрыли.
Катера не будет. Сломался. У нас только служебная связь, через пограничников. Александр на ногах весь день. Мы же опять развернули GP, правда на более удачной позиции и опять в эфире. Кто свободен, работает на пищеблоке. Работа работой, а обед вовремя! Рыбный, вермишелевый супы. Каши с тушенкой. В этой области походной жизни слабаков не оказалось. Ну, там чай, кофе – как на вокзале. Круглые сутки! Все три дня – тренировки на сборку- разборку столов и постелей. 27 июня. Есть второй катер. Он может выйти в ночь. Но вечером поднялся ветер. Капитан решил на ночь отстояться в заливе Измена острова Кунашир. 7 часов утра. Вот и катер на подходе. Быстро собрались и на берег. Так и есть. Швартовка и погрузка. Все быстро, без излишней суеты.
Мы с Юрием на корме, Сергей и Олег полулежа ближе к капитанскому мостику. Саша (RU0LM) быстро освоился и превратился в помощника капитана. Идем по приборам. Впереди слева вынырнул кит. Фото сделать не удалось. 27 узлов. Нас с Юрием начало окатывать, правда, пока терпимо. Капитану достается тоже, но он в непромокаемой зюйдвестке! Запросили не бухту, а порт Ю-К.Дали «Добро». Наш катер как скорлупа у причальной стенки. Разгрузились быстро. А вот и причалил «пассажир» «Игорь Фархутдинов». Перебросили все на судно, но все равно досмотр и опрос, проверка паспортов и пропусков. Мы в каютах. Успели!!
Далее все в обратной последовательности. Шикотан. Владимир Черемицкий (UA0FAM) стал гидом на эти два часа. Фото на память. И далее на Корсаков. Сахалинцы захотели «тормознуть» нас и любезно пригласили на свою contest- позицию на охотском побережье. Юрий Бурых (RM0F) и Костя (RD0F) сопроводили всю группу на базу. Удивляться было чему. Мощное антенное поле на берегу залива. Два дома. А встретил нас хозяин этого уголка Игорь Бурых (RT0F), брат Юрия Михайловича (RM0F). Игорь с присущей ему хваткой за 4 года работы в эфире, добился результатов, которые не иначе, чем «сказкой» не назовешь. Результаты в соревнованиях мирового уровня просто потрясающие! Это Хемингуэй, только современный. У Эрнста: охота, рыбалка и книги. У Игоря: охота, рыбалка и эфир! А еще Игорь – руководитель большой солидной фирмы и неутомимый путешественник и охотник. Дом похож на большой музей с чучелами зверей и шкурами животных на полу. Радио – отдельная тема. Три полноценных рабочих места.
Был накрыт шикарный стол, около которого хлопотала Лилия, супруга Геннадия (R0FA). Настойки на облепихе, калине, знаменитая «клоповка» и всяческие деликатесы Сахалина: папоротник, «ким-чи», шашлыки. За крабы взялся Андрей. Вооружившись персональными ножницами, он кромсал их со страшной силой! Я сделал комплимент Лилии по поводу «ким-чи». Сам делаю, но лучшее «ким-чи» - корейская капуста, приготовленная особым способом, на Сахалине. Все это знают. Лилия: «Геннадий замуж поэтому меня и взял, потому что я все умею делать». Смеется!! Но ужин кончился, и мы перешли в кают-компанию дома. Вечерний морской чай и беседы за большим столом. Это был удивительный вечер. Но мы с Александром знали, что уже рано утром нас здесь не будет и ждет нас снова дорога в 1654километра с двумя ночевками по трассе на перегруженном авто. Не знали мы, что отклоним приглашение Бориса (RW0CE) посетить его в Совгавани и рано утром 1 июля покинем порт Ванино, а уже вечером будем в Лучегорске у Александра (RA0L). Также не знали мы, что у нас застучит задний мост, но механики СТО в Лучегорске дадут «добро» на перегон в 700 километров.
Олег RK3AW у японского мемориального столба.
Глава 9
ЭПИЛОГ
«Обратной дороги нет!»
(Название фильма.1970 г.)
Через каждую сотню километров по сотовой связи нас тормошит моя супруга. Она переживала, что накопленная усталость сделает нас невнимательными на трассе. Это больше касалосьменя. Опытный штурман при правом руле - редкость. На хорошей, без ремонта трассе Александр позволял идти 100-120 километров в час. На такой скорости ничего не стучало, и машина шла ровно. Но мы знали - неисправность есть.
30 километров до Спасска-Дальнего. Придорожное кафе «Ласточка». Пышногрудая раздатчица по нашей просьбе дала нам настоящий горячий борщ. Везде теплый, а здесь –горячий. Смеется. На стене работающий телевизор. Показывают фильм 1970 года «Обратной дороги нет». В главной роли Николай Олялин. Мы задумались. Да, впереди еще 400 километров. Но я и Александр были уверены, что мы доедем обязательно. Доедем, потому, что нас там ждут. Если нет войны, обратная дорога всегда есть.
Владимир Мирошниченко UA0LCZ, RRC#554,
г. Владивосток, июль 2014г.
Молодцы, Рабинзоны! Хорошее дело соорудили! Успехов в будующих экспедициях!!!
Хорошая экспедиция и хорошая статья..... Вспомнилась моя поездка на о-в. Зеленый... Он побольше Анучина и говорят, что на нем растет одна маленькая березка.... , но мы ее так и не нашли... Зато листья лопухов с человеческий рост, которые можно использовать вместо зонта от дождя были... Дело было в 1980 году и мы Новосибирские аквалангисты (по нонешнему дайверы) занимались добычей морской капусты разработанным нами подводным способом... Проблемы с пропусками и пограничниками в те времена были намного сложней чем сейчас и требовали более полугода различных согласований, но мы группой из 16 человек мужественно это все преодолели... У нас был с собой телевизор Юность... Я соорудил из алюминиевой проволоки двойной зигзаг с рефлектором и мы по вечерам смотрели Японию... по большей части мультики, которые не требовали перевода...))) Жаль, что тогда у меня еще не было позывного....
С половиной команды знаком лично-активировали заповедники Абхазии и вместе были на Камчатке.Это RX3F RA6MG и R7MR.Но,то,что они сделали в этот раз-СУПЕР!!!Ребята просто молодцы!!!Они с успехом сделали вместе то,что,по большому счёту могли сделать только русские!Я просто представляю какой объём работы был сделан организаторами этой экспедиции и только за это их стоит уважать!!!Ну и конечно же ничего бы не состоялось без всё той же мощной группы поддержки и обеспечения.Статья тоже выполнена на хорошем литературном уровне,НО!-фото маловато будет хай.Спасибо всем кто принимал хоть малейшее участие в подготовке и осуществлении этого замечательного проекта!Команде отдельный респект и удачи!Жаль,что не смог оказаться в числе команды.73!