В ходе перестройки - в начале 90-х годов, когда нашу армию уважал весь мир,
и побаивались наши недруги, - "доморощенные" политики начали ее усиленно
разваливать. Наша северная граница была дотоле надежно защищена полками современнейших
МиГ-31 и Су-27. С них-то у нас и начали…
Приехал я из отпуска, а меня приглашают в дивизию на собеседование по вопросу
сокращения. Было мне тогда 40 лет от роду. 20 лет службы, 40 - выслуги. Не стал
я унижаться и доставлять штабникам удовольствия,- написал рапорт и ушел.
Обратился в Архангельское авиапредприятие, и меня без всякой волокиты взяли
штурманом на Ту-134. Прошел переучивание в г. Ульяновске и приступил к полетам.
За два месяца налет составлял, как на МиГе - за год. Где только я не побывал
за это время: Ташкент и Новосибирск, Баку и Львов, Крым и Прибалтика. Экипаж
попался из опытных, порядочных и честных ребят. Все бы ничего, но…
Наступило 7 мая 1994 года. У нас в это время солнце почти не заходит. Предстояло
выполнить простой рейс Архангельск-Москва и обратно. Погода с утра-отличная,
видимость миллион на миллион. Обошли диспетчера, метео, врача стартового здравпункта,
которая одновременно и есть моя жена, Валентина Викторовна. Обнял ее, поцеловал
(чего раньше, уходя в рейс, не делал) и улетел.
До Москвы можно было лететь визуально, без карты, небо - нежно-голубое, с дымкой
у земли.
Из Шереметьева, простучав колесами по бетонным плитам, взяли курс на Архангельск.
Позже некоторые из пассажиров будут говорить, что слышали при разбеге какие-то
нехарактерные стуки. Чушь и бравада все это, ибо пилоты с моим стажем (а ребята
с гражданской авиации летают намного больше) услышат и различат мгновенно любой
нехарактерный стук или удар на любом участке полета,- а никто из нас ничего
не слышал.
Все шло нормально, пока не приступили к снижению и стали выпускать шасси. Рассчитываю
курс к третьему развороту, и докладываю Николаю Фишову-нашему второму пилоту,-
он управляет кораблем. Жорж Алексеевич Елисеев - командир - за всем на контроле.
Точка выпуска шасси. Теперь работает бортмеханик Юра Биркин. Слышу его доклад:
не вышла правая стойка. Ребята пробуют убрать и выпустить еще раз-аналогично.
Доклад командира на землю. Запас топлива позволяет продержаться в воздухе не
менее одного часа. Обстановка - спокойная, время есть. Пытаемся разобраться,
в чем дело. Вытащили "Руководство по эксплуатации", читаем все по
пунктам и действуем - бесполезно.
По инструкции - если шасси не вышло после трех попыток, то оно уже и не выйдет.
К этому времени начинаем понимать, что к нашему диспетчеру на земле подъехали
"помощники", - поступают команды одна нелепее другой, на что наш умница
командир не выдерживает и говорит в эфир:- "Я лечу на Ту-134, а не на Ан-24",
в ответ КДП замолкает на некоторое время.
Заставили нас выполнить еще несколько попыток, в результате чего не вышла и
не встала на замок также и передняя стойка (выдавили из бачка всю гидросмесь).
А вот теперь дело приняло серьезный оборот. Мгновенно вспыхивает ярость, закипает
злость. Что же мы за люди такие-не имеем понятия, а лезем командовать и руководить?
Ладно бы на земле - а ведь у нас кроме нас самих - 64 пассажира, и, как всегда,
еще и дети! Среди пассажиров-сам Давид Пашаев, Герой Соцтруда, директор Севмаша,
на борту.
К этому времени стюардессы уже подготовили пассажиров и салон к аварийной посадке.
Люди знают, в чем дело. Командир отправляет меня посмотреть, как дела в салоне.
Выхожу. Вижу, что кресла напротив аварийных люков освобождены. Лица у всех сосредоточены,
а люди смотрят на меня с надеждой и мольбой. Какая-то женщина взяла меня за
руку и говорит: "Постой со мной, мне будет легче". Дальше вижу - сидят
в несколько рядов молодые, и, как мне показалось, очень крепкие ребята, и один
из них говорит мне: "Командир, иди, занимайся своим делом, здесь будет
порядок". Глядя на его мускулистые руки, я понял, что здесь действительно
будет порядок, и никакой паники. Оказалось, это были наши гражданские моряки,
некоторые летели домой из-за границы. Ну как не гордиться такими ребятами? А
самолет летит, топливо тает, гидробачок пустой.
Я прекрасно понимаю, что произойдет после касания самолетом полосы без основной
и передней стоек на скорости 190 км/час - мясорубка начнется. Сел я в кабину,
одел свою военную кожаную куртку, застегнулся. Это на случай, если начнет нас
рвать на части, то чтоб у жены была возможность хоть фрагменты мои собрать.
Почему-то подумалось, что похоронят меня на родной Украине возле деда, ведь
все знали, что мы с дедом были друзья. Жена, думаю, через пять лет выйдет замуж,
сын уже почти взрослый, не пропадет. И стало мне все безразлично, сердце задеревенело.
Пролетел очередной круг над полосой, посмотрел на свой балкон, и такой он мне
показался чужой и ненужный, а земля - совсем нежеланной. Никого я больше не
вспоминал, и не проносилась передо мной прожитая жизнь. Чувства и эмоции пропали.
И понял я, что ни себя, ни других мне уже не жаль.
И тут Юра Биркин вдруг предлагает залить в бачок, что за креслом второго пилота,
имеющуюся на борту жидкость. Девочки принесли весь лимонад, но этого оказалось
недостаточно. Обратились к пассажирам. Люди начали отдавать кока- и пепси-колу,
какой-то мужчина принес две бутылки - водку, вино. Юра осмотрел и вежливо, с
юмором, ответил, что такую жидкость жалко выливать, а надо бы оставить до лучших
времен. Залили, и начали вручную создавать давление, так как автоматика почему-то
не работала.
А его надо довести до 240 атм. Работаем поочередно ручкой, чуть ли не до потери
сознания, а давления нет и нет. Силы покидают, а еще нервное напряжение! Потом
Юра говорит: " Ребята, я забыл закрыть горловину!"
Ну что тут скажешь?
Закрыл, а силы уже не те. И пошел Юра в салон за помощью. Обратился к одному
здоровяку, а тот показывает, что по-русски не понимает. "Да на кой мне
нужен твой язык?" и пригласил его в кабину. Здоровяком оказался индус -
быстро создал нужное давление.
А мы уже на прямой, входим в глиссаду. Керосина осталось, что называется -
пару ведер. Еще одна попытка выпустить переднюю стойку- получилось!!!
(Хоть длилось это, кажется, вечность)
Все. Снижаемся. Меня, как и положено в аварийных случаях, убирают из штурманской кабины. Иди-говорит командир, - и если что, расскажешь, как было дело. Я , Игорек, тоже жить хочу…
Обнял я ребят и оставил их одних.
Юра позже будет шутить - "Плохо без штурмана, теперь все битые стекла
полетят на меня". Выпускают закрылки. Проходим дальний привод, ближний,
ювелирное касание бетонной полосы, пробег. Самолет за счет скорости и подъемной
силы еще держится, потом опускается на израненное полукрыло, нас сбрасывает
в грязь на запасной полосе и начинает вращать. Носовую стойку срезает моментально
от удара об автодорогу. Хорошо, что я уже далеко от своего штурманского места
- мне бы там не поздоровилось!
В кабине мгновенно наступает темнота-иллюминаторы забрызганы грязью, и в то
же время видно, как самолет обволакивает пена. Это уже работают пожарные. Из
салона слышны возгласы:"Ура!" "Живем!" Буквально за полторы
минуты самолет опустел. Люди покидали его через основной и запасные выходы быстро
и без паники.
Если
вы видели фильм "Экипаж", то на деле все происходит совсем не так.
Ничего люди с собой не берут, а спасают жизнь.
В подтверждение скажу, что после аварии к нам подошла одна женщина и попросила
забрать из салона свою сумочку, в которой было семь миллионов рублей.
Самолет опустел, остались на борту командир и я. Опять обнялись и вышли из
самолета.
Первое, что я увидел, это бегущих и всех в грязи, мою жену, и за ней - моих
знакомых ребят - офицеров авиаполка, бывших сослуживцев по второй истребительной
эскадрилье. Посыпались радостные возгласы, шутки и смех. Такое не забывается.
Почему я об этом говорю? Да потому, что представителей нашего Аэрофлота, к
сожалению, никого "в первых рядах" не было. Некоторые из них в это
время сопровождали главу администрации Павла Балакшина, который бросил все свои
дела и приехал на аэродром. Он-то нас и встретил, обнял и со слезами на глазах
благодарил.
А дальше? Дальше пошли объяснительные. Причину отказа шасси обнаружили быстро.
Оказывается, заправочный штуцер, который находился в стойке правого шасси, от
старости лет оторвало, и эта болванка, под давлением 240 атмосфер, вылетела
и перебила трубопроводы с гидросмесью. На второй день наш экипаж отправили в
Москву в Шереметьево искать эту болванку. Нашли мы ее. Но наше ли это было дело?
И
если бы не генерал-майор авиации, который возглавлял комиссию по расследованию
этого происшествия, то наверняка во всем обвинили бы нас самих. Ведь почему-то
все записи переговоров нашего экипажа с землей оказались стертыми, несмотря
на исправную аппаратуру. Я лично был свидетелем, как генерал поставил на место
инженера, пытавшегося обвинить нас. С этого момента нас больше никто не вызывал.
Наградили денежной премией от имени Аэрофлота, пригласили в администрацию области
и тоже дали денежное вознаграждение. Всем присвоили звание "Отличник Аэрофлота",
а командиру (парадокс!) -повторно.
Дали еще немного полетать и всех подвели под сокращение.
А мы продолжаем встречаться 7 мая и отмечать свой второй день рождения.
Вот и вся история.
Здравствуйте! Спустя столько лет я прочитал эту статью.Надо было раньше.Дело в том, что я летел этим самолетом из МОСКВЫ рейс 2315 7 мая 1994 года-это я запомню на всю жизнь.Статья хорошая и могу добавить свои впечатления.Я сидел в 5 ряду.Рядом со мной сидел бортмеханик АН-12.Когда самолет рулил по рулежке ,то хлопок глухой все-таки был,просто большинство не придали этому значения,просто переглянулись.Когда давали показания ,то это видимо учли, т.к. крышку нашли в тот же день на рулежке в Москве. Теперь о самой обстановке в салоне самолета.Бортпроводницы- молодцы .Всех подготовили,показали ,как надо сидеть при посадке.До этого спросили кто работает в системе Аэрофлота.Оказался я и бортмеханик.Сказали ,чтобы мы,после посадки помогали у запасного выхода.Когда попросили у пассажиров какую-нибудь жидкость ,я отдал 2 бутылки пепси.Вез своим детишкам,они еще тогда мелкие были.В общем-то все отнеслись к этому серьезно и предлагали все что льется.
История создания самолёта ТУ-134. Первый опытный самолёт ТУ-124А/ ТУ-134 поднялся в воздух 50 лет назад-29 июля1963 года.Во главе экипажа Александр Калина. Первый серийный самолет с бортовым номером СССР-65602 , оснащённый двигателем Д-30 с тягой 6800кг поднялся в воздух 21 июля1966 года.Первый рейс на внутренних линиях состоялся 3 сентября 1967 года по маршруту Внуково-Сочи, сначала выполнялись только грузовые рейсы. 9 ноября 1968 года ТУ-134 получил первый зарубежный сертификат в Польше..В 1980 году появилась модификация самолета ТУ-134Б с повышенной вместимостью до 80 человек.Самолёт выпускался на Харьковском авиазаводе.Расход топлива 2.3 тонны в час при полете с крейсерской скоростью на высоте 10000 м.Первоначальный срок службы составлял 30 000 часов и 20 000 вылетов,однако реально он выше.
'Андрей' оставьте свой телефон , Игорю перезвоню , и , если он захочет, то свяжется с Вами сам
Доброго времени суток. Подскажите пожалуйста как связаться с Игорем Ильчишиным я его дальний родственник! Хочу наладить контакт. Спасибо.
Игорюха дорогой всем привет всем помним. Всё знаем с праздником Троицы ХРАНИ ВАС БОГ ВАС И ВАШИХ БЛИЗКИХ.С уважением Эдуард.
Поздравляю всех с величайшим праздником СОВЕТСКОГО НАРОДА- 65-летием ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ! Будем достойны памяти наших дедов, отцов и матерей. У нас есть чем и кем гордиться. Будем жить гордо и достойно! А сегодня пока 7-е мая. Ребята,прошло 16 лет. Грустно что так бежит время, но ведь мы живы и все помним. Звонил Жоржу Алексеевичу-молчит. Поговорили с Колей. Передает всем добрые пожелания. Сегодня в 15.00 в аэропорту Талаги будет официальное прощание с легендарным труженником и крепышом ТУ-134. Поеду обязательно. Всем хороших праздников.
Папа ты мой герой !
Всё правильно господа-товарищи. А ещё прикол,что бортпроводникам денег дали в администрации области один оклад вроде я уже и не помню. А то что в салоне паники не было вещи - т.е ручная кладь была убрана проходы свободные и т.д короче как учили. Всё по инструкции как положено. И все бортпроводники работали чётко. Работайте - летайте - это любовь в небо. А остальное всё ерунда. Экипаж правда классный был. Всё от командира Жорж Алексеевич - душа человек. Таких правда поискать. Огромный привет экипажу помним всех.
НАДО ФИЛЬМ СНЯТЬ ПРО ЭТОТ ПОЛЕТ !!!
Одна женщина при каждом заходе обматывала голову и засовывала в рот газету.Помимо этого ставила в проход сумку.Ей проводницы каждый раз объясняли как нужно себя вести.Когда приземлились все закричали ура. Когда снизилась скорость и провалилось правое крыло, а потом еще и передняя стойка сложилась ,самолет забросило и стекла забило грязью.Правое крыло было в луже.Экипаж всех пассажиров, как надо эвакуировал.Было все отработано.Был правда один пассажир,который рвался назад и кричал,где мой дипломат?Последние самолет покидали члены экипажа.И еще.Когда шли переговоры диспетчера с экипажем,то там многое советовали,но командир сказал что он действует согласно рлэ .Это мне рассказывали ребята с маповского самолета 46839.Они слушали все переговоры и были в курсе. Огромное спасибо всем членам экипажа и командиру. 7мая праздную как второй день рождения