СРР НЕРУШИМЫЙ….
Часть вторая теоретическая
Мы не верим в способность какой-то группы людей,
либо достаточно компетентных, либо просто разумных,
способных работать без определенной доли критики
или сомнения. Мы знаем, что единственный путь
избежать ошибки — обнаружить ее.
И единственный путь обнаружить ее
— иметь возможность свободно задавать вопросы.
Мы знаем, что в завесе секретности незамеченная
ошибка будет процветать и искажать суть.Дж. Роберт Оппенгеймер
Каждому, кто решит заняться поиском правовой основы радиолюбительства в нашей стране, предстоит долго продираться сквозь дебри российского законодательства, а это задача сама по себе трудная и неблагодарная.
Учитывая, что основная масса, читающих этот материал радиолюбителей, не является учеными - правоведами, я постараюсь свести свои изыскания к удобоваримой формуле, автором которой, якобы, является сам А.Энштейн: "Если ученый не может объяснить пятилетнему ребенку чем он занимается, то это не ученый а шарлатан".
Естественно, это к нашему случаю относится опосредовано, потому что я не ученый, а радиолюбители не пятилетние дети. Но тем не менее.
Когда начинаешь искать правовые корни того или иного явления общественной жизни, все же надо опираться на уже имеющиеся правовые конструкции по направлению от общего к частному.
Для примера возьмем пункт 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которая, как известно, входит в состав Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
«3. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также настоящим Положением» (конец цитаты).
По аналогии, можем считать, что правовая основа радиолюбительства должна вытекать из:
Для упрощения понимания ситуации с правовой основой радиолюбительства, будем считать данный список исчерпывающим.
На мой взгляд, следующие статьи Конституция Российской Федерации, могут быть иметь отношение к формированию понятия правовой основы радиолюбительства: 2, 17, 30 и 44. Сознательно не привожу их здесь полностью, потому что этот вопрос неоднократно обсуждался в рефлекторах и на форумах, да и каждый, кому это интересно, всегда может сам полистать Основной закон страны.
В федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в международных договорах Российской Федерации, упоминаний о радиолюбительстве и радиолюбителях не имеется в принципе.
Основными актами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в отношении радиолюбителей являются:
Есть некоторое количество ведомственных актов (Россвязьнадзор), но я их не хочу перечислять для того, чтобы не утомлять читателей излишними подробностями, тем более что, в соответствии с действующим законодательством, они носят ненормативный характер. Для лучшего понимания системы правовых актов, обращаю внимание на то, что правопреемником Главгоссвязьнадзора России является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Россвязьнадзор).
Таким образом, в качестве правовой основы радиолюбительства выступают ведомственные нормативные акты Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, что само по себе является правовым нонсенсом, ибо в статье 4 Федерального закона «О связи» записано, что законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
То есть, иными словами, нормативные акты Министерства связи и массовых коммуникаций должны основываться на уже имеющихся законах и постановлениях высших государственных органов власти и управления.
Исходя из этого посыла, надо признать, что появление в ведомственных нормативных актах Минсвязи понятий любительская служба и любительская спутниковая служба не основаны на законе.
Это признает в своих выступлениях и публикациях сам Президент СРР, который, в частности, пишет: « …Одновременно, в связи с тем, что в Законе о связи отсутствуют нормы, определяющие порядок присвоения позывных сигналов операторам любительских радиостанций и проведения квалификационных экзаменов для соискателей на лицензию оператора радиостанции любительской службы, а также в связи с отсутствием единого утвержденного первичного документа, разрешающего использование аппаратуры на любительских радиостанциях, на местах сложилась вынужденная практика создания суррогатов документов».
О «суррогатах документов», мы поговорим чуть позже.
А пока констатируем факт, что вся конструкция, так называемой, «правовой основы радиолюбительства» в нашей стране зиждется на ведомственном нормативном акте Министерства связи и массовых коммуникаций, который именуется Инструкция о порядке регистрации и эксплуатации любительских радиостанций, а также иных «суррогатах документов».
Но вот, что интересно в пункте 9.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (напоминаю: правопреемник Главгоссвязьнадзора России) записано, что служба на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издает в пределах своей компетенции акты ненормативного характера по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (ZIC !!!).
Это, кстати, ответ на недоуменные вопросы радиолюбителей в форумах, почему Инструкция о порядке регистрации и эксплуатации любительских радиостанций не приведена в соответствие с реалиями настоящего времени, касающиеся выдачи радиолюбителям, взамен Разрешения на право эксплуатации любительской станции, Свидетельства об образовании позывного сигнала опознавания.
Но это все, так сказать, цветочки, ягодки будут впереди.
В соответствии, с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия подлежат государственной регистрации.
Зарегистрированные нормативные правовые акты должны быть официально опубликованы, за исключением тех нормативных правовых актов или их отдельных положений, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, т. е. имеющие гриф «совершенно секретно», «секретно», «не для печати», «для служебного пользования».
Официальными источниками опубликования для зарегистрированных Минюстом России нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти являются «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». При опубликовании и рассылке зарегистрированных Минюстом России нормативных правовых актов указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Вот тебе бабушка и Юрьев день.
Вот Вам, уважаемые радиолюбители, и внеправовая «правовая основа» радиолюбительства, о которой так часто и страстно говорят руководители Союза радиолюбителей России.
То есть, по сути дела, обсуждаемая Инструкция не стоит даже бумаги, на которой она написана, именно поэтому ее стараются не упоминать при написании различных писем и методических материалов руководители государственных органов исполнительной власти в области связи и массовых коммуникаций.
Нетерпеливый читатель, возможно, воскликнет: Ну и что, какие выводы, ведь в конечном итоге, все эти вопросы неоднократно обсуждались и известны широкому кругу радиолюбителей. И будет прав. Потому что при обсуждении этого вопроса в потоке взаимных обвинений в некомпетентности, как-то затерялся маленький вопрос: а на ком лежит ответственность за отсутствие нормативной базы радиолюбительства.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос заглянем в Устав СРР и увидим, что в пункте 2.2., определяющем задачи Союза, в частности, записано:
участие в совместной работе с органами государственной власти и органами местного самоуправления по разработке законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере регулирования деятельности радиолюбительской службы;
отмена или изменение норм правовых актов, содержащих необоснованные ограничения и препятствующие развитию радиолюбительской службы.
Учитывая изложенное, можно со всей определенностью утверждать, что руководство СРР, с уставной задачей создания и укрепления правовой основы радиолюбительства не справилось.
То есть, если говорить прямо, то за суетой связанной с созданием «вертикали власти» в СРР, наборе ненужных полномочий по окормлению радиолюбителей в области рекомендаций в присвоении укороченных и специальных позывных, мелочной борьбы с «нелегитимными экзаменационными комиссиями» (что, конечно, мило сердцу наших функционеров), главное звено было упущено, а это поставило, без преувеличения, на край пропасти все радиолюбительское движение страны, во всяком случае, ту его часть, которая культивирует связь на КВ и УКВ.
Несомненно, что «свято место пусто не бывает», поэтому правовой вакуум быстренько был заполнен разного рода «суррогатными» псевдонормативными документами, изданными Россвязьнадзором и ГРЧЦ, при непосредственном участии Руководства СРР и Правового комитета, что еще больше запутало ситуацию.
Кстати, это «медвежья» услуга руководителям Россвязьнадзора и ГРЧЦ, которые подписывают разного рода письма и методические материалы, в которые вкраплены нормы права, не предусмотренные действующим законодательством России. Наиболее иллюстративен при этом случай со специальными позывными, для членов Российской секции ЕРС, когда благодаря непродуманным действиям господина Р.Томаса, Россия оказалась за бортом юбилейных мероприятий этого авторитетного клуба, насчитывающего в своих рядах тысячи и тысячи радиолюбителей из многих стран мира.
Спрашивается, возможно ли таким образом осуществлять защиту интересов радиолюбителей и достигать общих целей, как это записано в Уставе СРР.
Показательна и реакция функционера 1 района IARU на обращение наших радиолюбителей по поводу срыва выдачи спецпозывных, мол, в мире и без России хватает любителей цифровых видов связи, так что юбилейные мероприятия из-за отсутствия российских радиолюбителей на диапазонах не пострадают.
То есть, иными словами, в 1 районе IARU давно уже махнули руками на радиолюбителей России, которые, как правило, во-первых, не могут договориться между собой по элементарным вопросам, а во-вторых, не могут добиться от руководства своего Союза соблюдения действующего внутреннего законодательства свой страны, а все надежды свои связывают с внешним арбитражем.
Неудивительно, что в атмосфере правового нигилизма и сложилась формула, которая тщательно культивируется руководством СРР: «Статус единственной международно и государственно признанной национальной организации, обязывает СРР удовлетворять интересы ВСЕХ радиолюбителей России, вне зависимости от их членства в СРР».
Данная новация рожденная в недрах правового комитета СРР, полностью противоречит Федеральному закону об общественных объединениях, который устанавливает, что принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод.
О том, как и почему сложилось положение, при котором руководство СРР, считает возможным принимать решения, идущие вразрез с чаяниями основой массы рядовых членов СРР в третьей части моей саги.
До встречи in the air, Владимир Огоньков, RU3FW.
Уважаемый Constantin M.Semyonov Тут, Вы меня поймали, я, конечно, дал маху назвав юбилеем четвертую годовщину. С другой стороны, если все остальное правильно, то я Вам благодарен за столь лестную оценку моей публицистики. Справедливости ради, надо отметить, что "нехороший СРР, хотел таки"разбазаривать и опошливать по мелочам понятие спецпозывные", но только в меру своего разумения. А вообще статья о том, что ООО СРР не имеет никакого законного основания вмешиваться в работу такого, всеми радиолюбителями уважаемого органа, как ГЧРЦ Честь имею
Пробежал глазами текст. И чего обсуждать-то? Одна фраза "Россия оказалась за бортом юбилейных мероприятий этого авторитетного клуба" чего стоит. Круто... И как это "авторитетный EPC" не додумался праздновать 3.25, 3.5, 3.75 лет своего создания, а российский члены требовать позывные вида RJ375 и аналогичные из всего спектра российских префиксов. Если тут некоторые писаки пространных статей четвёртую (!) годовщину считают юбилейной. Ах, какой урон России нанёс нехороший СРР, не дав разбазаривать и опошливать по мелочам понятие "спецпозывные".
статья - ярко выраженный пример СЛОВОБЛУДИЯ. Следовало бы быть довольным, что такая ООО создана. Не нравится - создай лучшую, с другим названием; все будут только рады возникшей конкуренции.