Карпаты!
При этом слове у каждого человека возникает своя, определенная, ассоциация. Для одного это Буковель с его горнолыжными трассами, для другого - Трускавец и бюветы с минеральной водой...
Лично для меня Карпаты ассоциируются с величественными соснами-смереками, шумом стремительных горных потоков, изумрудной зеленью высокогорных пастбищ-полонын и синими вершинами, утопающими в вечерней мгле.
Подготовка к Большой Карпатской экспедиции 2015 года у нас, с моим постоянным спутником и надежным товарищем Евгением UW5EFU, началась еще весной. Был разработан маршрут, проходящий преимущественно по горным вершинам, проведена техническая ревизия моего старенького, многострадального внедорожника "Nissan Pathfinder", определен список объектов ПЗФ, которые нам предстояло активировать в рамках программ UFF, URFF и URDA.
Незадолго до намеченной даты поездки, обратившись за помощью к руководителю Национальной программы "Українська Флора Фауна" Тарасовичу Павлу UT1KY, мы запаслись письмом от имени "Громадського комітету по захисту навколишнього середовища,
екології та використанню природних ресурсів", которым подтвердили наши полномочия в проведении радиоэкспедиции. Подобная мера предосторожности была вызвана сложной общественно-политической обстановкой в Украине, в условиях которой появление неизвестной машины с людьми в камуфляже, антеннами и кучей радиоаппаратуры, могло вызвать беспокойство у местных жителей и сотрудников правоохранительных органов.
Также, учитывая что часть нашего маршрута пролегала в непосредственной близости к государственной границе Украины, нами были заблаговременно проинформированы соответствующие подразделения Госпогранслужбы о датах и точках нашего перемещения по территории погранзоны.
Наконец все организационные моменты остались позади и наша экспедиция была готова к выезду.
Из аппаратуры взяли с собой следующее - трансивер Yaesu FT-897, антенный тюнер LDG AT-200 Pro, полевой вариант антенны Inverted V на 20 и 40 м. с питанием по одному кабелю, бензогенератор Firman 2 kW, автомобильный аккумулятор 60 а/ч, ноутбук для ведения аппаратного журнала, а также два GPS-навигатора. Также захватили УКВ-трансивер Yaesu FT-8800, две портативки и двухдиапазонный УКВ-диполь "Open Sleeve" преимущественно для организации связи между собой на местах стоянки.
Вечером 26 июня, погрузив вещи, аппаратуру и провизию в "Ниссан", мы взяли курс на запад.
Первой точкой, куда пролегал наш маршрут, был город Первомайск Николаевской области. Дело в том, что в его окрестностях, рядом с пос. Побугское, расположен интереснейший объект - музей ракетных войск стратегического назначения. Я посещал этот музей неоднократно, а вот Жене бывать там еще не доводилось. Но интерес к этому объекту был такой, что мы решили сделать крюк примерно в 300 км. ради того, чтобы посетить это уникальное место.
Проехав по жуткой трассе Кировоград-Николаев (те водители, кто ездил по ней, меня поймут) до Первомайска, мы остановились на ночлег в придорожной посадке. Традиционный ужин первого дня экспедиции - шашлык, обильно сдобренный коньяком, и мы в изнеможении завалились спать. Сказался напряженный день и тяжелая дорога.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
С утра ранний подъем и вот мы уже движемся в сторону Побугского. Километров через 20 от Первомайска, практически на границе Николаевской и Кировоградской области, нас встречает плакат-указатель "Музей РВСН". Сворачиваем с трассы на неприметную дорожку, отсыпанную щебнем. Еще метров 500 и перед нашим взором открылась территория со всех сторон окруженная густыми посадками и огороженная колючей проволокой.
Музей РВСН был создан на территории пусковой площадки одного из полков 46-й ракетной Нижнеднепровской орденов Октябрьской Революции и Красного Знамени дивизии, входящей в состав 43-й ракетной армии. Здесь дислоцировались стратегические ядерные ракеты средней дальности РС-22А (SS-24 "Scalpel") шахтного базирования ОС (одиночного старта). С данной позиции осуществлялось управление пуском 10-ти ракет, расположенных в радиусе нескольких километров.
После обретения Украиной безъядерного статуса, к началу 2000-х годов, все шахтные пусковые установки на ее территории были уничтожены. Но благодаря энтузиазму офицеров-ракетчиков, было принято решение сохранить одну пусковую площадку, со всей ее инфраструктурой, и на ее месте создать музей. На территории музея собрана уникальная коллекция различного вспомогательного оборудования РВСН, обычного и ракетного вооружения, включая знаменитую ракету "Сатану".
Экскурсоводами здесь работают те, кто сам некогда заступал на боевое дежурство за пультом с "красной кнопкой".
В музей мы попали как раз к началу экскурсии.
Сначала нас провели к экспозиции, рассказывающей об истории создания дивизии, о быте и особенностях несения службы в РВСН. Мы увидели что представляет из себя центральная боевая стартовая позиция, узнали ее структуру, а также то, каким образом обеспечивалась ее охрана.
Дислокация ракетных стартовых позиций в районе Первомайска
План-макет боевой стартовой позиции
Пульт оператора дежурной смены охраны и обороны
Затем нам рассказали, что представляет из себя ракетная шахта, как в нее производится установка ракеты и каково строение унифицированного командного пункта (УКП), где нес боевое дежурство расчет пуска.
Структура УКП
Место несения боевого дежурства расчетом пуска (11 отсек)
Окончив осмотр крытой экспозиции, мы вышли на территорию, где располагается множество образцов различной ракетной техники, частей и деталей ракет, а также самая мощная ракета в мире РС-20 (SS-18 "Satan").
"Виновница" Карибского кризиса 1962 года - ракета Р-12 (уменьшенная в размере)
Крылатая ракета Х-22Н
Тактический ракетный комплекс "Точка" и его ядерная боевая часть
Образцы различного ракетного вооружения
Над всеми этими экспонатами, словно черная молния, грозно возвышается знаменитая "Сатана". Кстати это единственная ракета данного типа, сохранившаяся в Украине. Ранее она служила учебным пособием в Харьковском военном университете. Ее длина 34 метра, вес 211 тонн. Несмотря на то, что ракеты данного типа изготовлялись на Днепропетровском ЮМЗ, на территории Украины они не базировались, поэтому найти такой экспонат было задачей весьма трудной.
Ракета РС-20 (SS-18 "Satan")
Головная часть
Но благодаря усилиям сотрудников музея все же удалось отыскать один экземпляр ракеты и теперь каждый желающий может прикоснуться к самому грозному оружию в истории РВСН. Лично я предпочел подержать "Сатану" за ее хвост.
Держу "Сатану" за хвост
Ни и как положено, вблизи любой "сатаны", пусть даже и ракетной, обязательно должен находиться черный кот. Здесь подобный субъект также был обнаружен. Он тотчас взобрался ко мне на руки и стал намуркивать все военные тайны, которые только знал.
Сатанинский кот ракетно-стратегического назначения
Узнав от кота всю секретную информацию, заключавшуюся в разглашении мест базирования местных мышей, мы бросились догонять нашу экскурсионную группу. Впереди нас ждала самая интересная часть экспозиции - т.н. техническая территория.
Технической территорией называется участок, где непосредственно располагается ракетная шахта и оголовок УКП. На действующих ракетных позициях это наиболее охраняемая часть позиции. Она окружена несколькими рядами колючей проволоки, между которыми установлены сигнальные мины (в некоторых случаях - противопехотные), датчики движения, а также электрозаграждение - т.н. сетка П-100. Визуальное наблюдение за территорией осуществлялось из караульного помещения с установленном на его крыше пулеметом ПКТ. Горе тому нарушителю, который бы решил преодолеть охраняемый периметр! Если бы он увернулся от кинжального огня пулемета, то все равно бы сгорел на электрозаграждении с напряжением 3000 вольт!
Караульное помещение с пулеметной башней
Передвижение по поверхности технической территории осуществлялось исключительно во время проведения регламентных работ по обслуживанию ракеты и вспомогательного оборудования. В остальное время доступ сюда был закрыт всем без исключения.
Однако на нас данный запрет не распространялся и мы свободно прошли через распахнутые настежь ворота. Здесь выставлены различные типы автомобильной техники - автомобили для перевозки ракет, автомобили, предназначенные для установки ракеты в шахту, автомобиль для перевозки контейнера с головной частью, топливозаправщики и т.п. Примечательно, что вся эта спецтехника создана на базе различных типов автомобилей МАЗ.
Установщик ракеты в шахту
Контейнер и автомобиль для перевозки головных частей ракет
Автомобили-установщики
И вот, наконец, нашему взору предстала пусковая шахта, в которой некогда находилась ракета, способная одним выстрелом уничтожить десять Хиросим! Сейчас шахта больше чем на половину залита бетоном, что делает ее абсолютно непригодной для использования по прямому назначению.
Оголовок ракетной шахты
Над шахтой нависает защитное устройство - крышка весом 120 тонн. Она была способна защитить ракету от прямого попадания ядерного заряда. Для осуществления пуска ракеты система гидравлического привода позволяла открыть эту громадину всего лишь за 8 секунд!
Крышка шахты весом 120 тонн
На краю технической территории находится антенна посредством которой осуществлялась связь ракетного полка с вышестоящим командованием. Мачта, на которой крепится эта антенна, имеет предустановленный наклон для ее опускания в строго определенное место. Рассказывают, что однажды один кабинетный генерал-проверяющий, увидев эту антенну, орал благим матом, обвиняя командира в том, что его подчиненные не в состоянии установить мачту в вертикальное положение.
Антенна связи
Рядом с антенной расположено здание холодильного центра. Дело в том, что в помещении УКП установлено громадное количество различной электро и радиоаппаратуры, которая при своей работе выделяет большое количество тепла. Для ее охлаждения между стенок командного пункта намораживается несколько тонн льда. Этот же лед используется в качестве источника воды для бытовых и технических нужд расчета пуска, в случае перевода УКП в автономный режим работы в условиях ядерной атаки противника.
Холодильный центр
Емкость с антифризом
Из помещения холодильного центра идет спуск в систему подземных коридоров, т.н. потерн, простирающихся практически под всей территорией площадки. Они связывают между собой холодильный центр, караульные помещения и здание штаба. Отсюда же, по потерне длиной 150 метров, осуществляется вход в святая-святых боевой ракетной позиции - командный пункт.
Потерна ведущая ко входу в УКП
Унифицированный командный пункт, или сокращенно УКП, это стальной стакан высотой около 40 и диаметром 3.3 метра, закрепленный в подземной шахте посредством системы амортизаторов. Он разделен на 12 отсеков, в которых располагается различное оборудование - системы управления ракетами, аппаратура связи, аварийные генераторы, аппаратура обеспечения режима автономной работы и т.д. В двух, самых нижних, 11 и 12 отсеках, располагается место несения боевого дежурства расчетом пуска и помещение для отдыха.
Вход в УКП осуществляется через две бронированные двери, работающие по шлюзовой системе. Эти двери способны выдержать ударную волну от ядерного взрыва и защитить командный пункт от разрушения.
Первая входная дверь в УКП
Спуск боевого расчета к месту несения дежурства в 11 отсек осуществляется посредством лифта. Так как я уже неоднократно бывал в музее и не раз спускался в 11 отсек, мы решили, что туда спустится один Женя. В сопровождении экскурсовода он погрузился в лифт и начал спуск на сорокаметровую глубину.
Входная дверь 12 отсека. Видна лестница, ведущая наверх в 11 отсек.
Здесь каждый посетитель может почувствовать себя командиром расчета пуска, занять его место и даже нажать на знаменитую "красную кнопку" серого цвета. А сопровождающий экскурсовод, в прошлом офицер-ракетчик, подробно расскажет обо всем алгоритме запуска - от момента поступления команды на пуск до старта ракет.
Евгений UW5EFU на боевом посту расчета пуска
Пульт управления пуском
"Красная кнопка" серого цвета
Пульт управления системами связи
Пульт контроля состояния оборудования УКП
Уровнем ниже расположен 12 отсек - помещение для отдыха боевого расчета. С виду напоминает купе поезда с кучей шкафчиков-рундуков в стенах.
Общий вид 12 отсека
Как видите, в данном музее можно провести ни один час за разглядыванием его экспонатов и уехать отсюда с самыми лучшими впечатлениями. Но время нас уже поджимало и мы, горячо поблагодарив нашего экскурсовода за увлекательнейший рассказ, отправились дальше на запад по нашему маршруту.
По дороге остановились пообедать в кафе с интересным названием "Пирожкова хатынка", расположенном в с. Червона зирка недалеко от Хмельницкого. Пирожков там 8 видов, огромные в размере и по весьма низкой стоимости. Считайте это рекламой :)))
Кафе "Пирожкова хатытка"
Первой точкой выхода в эфир был определен национальный парк "Подольские товтры" (URFF-018). Это цепь холмов, раскинувшаяся вдоль поймы реки Смотрич в Хмельницкой области. Местом для нашей стоянки был определен высокий, покрытый лесом, живописный кряж, расположенный над старинным городом Каменец-Подольским.
Подольские Товтры
К месту стоянки мы добрались уже на закате. И тут у нас возникла первая проблема. Еще в движении я несколько раз уловил в машине запах горелого масла. Приехав на место, я обнаружил серьезную течь из-под клапанной крышки двигателя. Было решено, что с утра отправимся в Каменец-Подольский искать СТО для ремонта. Учитывая это, решили не разворачивать антенну и аппаратуру, тем более, что после долгой дороги усталость брала свое. Поужинали, любуясь полной луной и огнями, расположенного в низине города, и легли спать.
Ночь над Каменец-Подольским
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
С утра, как и было запланировано, отправились искать СТО. Главная проблема заключалось в том, что было воскресенье и все СТО, встречавшиеся нам по дороге, были закрыты. В поисках открытой мастерской, объехали практически весь Каменец-Подольский. Ну, как говорится, нет худа без добра - хоть город немного посмотрели! Тем более, что Женя в Каменце был первый раз.
Главная достопримечательность города - Старая крепость
Городские ворота
Каньон реки Смотрич
Наконец, после долгих мытарств, мы нашли небольшую "гаражную" автомастерскую, работающую в выходной день. Веселый дядька-автослесарь, осмотрев машину, резюмировал - нужна замена прокладки. Естественно, что найти подобную прокладку в воскресенье, в Каменец-Подольском, да еще на такую довольно редкую машину, как у меня, мы не смогли, поэтому ограничились тем, что затянули посильнее болты на клапанной крышке. Течь не исчезла, но стала значительно меньше. Решили, что будем периодически проверять уровень масла и, при необходимости, просто его доливать. Купили масла про запас и двинулись обратно.
На старое место возвращаться не хотелось. Далековато, да и стоять на открытом солнце довольно не уютно. Слава Богу, Товтры большие, поэтому мы без труда нашли другую, более приемлемую, позицию для установки лагеря.
Развернули аппаратуру, установили антенну и в эфир полетело "Всем! Радиоэкспедиция Флора-Фауна. Здесь UV5EVZ/P". И вновь мой аппаратный журнал стал наполняться уже такими знакомыми позывными постоянных корреспондентов!
Пока я штурмовал просторы радиоэфира, Женька занялся приготовлением ужина. Могу сказать со всей ответственностью, что готовить он умеет. Особенно, что касается мяса и блюд из грибов.
Главный повар экспедиции
Спустя некоторое время до меня донесся волшебный запах свежеприготовленного плова, от которого в животе сразу заурчало, а рот наполнился слюной. Это был сигнал к тому, чтобы я объявил в эфире QRT.
Божественный продукт!
Поужинав, решили пораньше лечь спать. Завтра нам предстоял приличный по расстоянию марш-бросок в горные районы Буковины.