В середине октября 1998 года в Научно-исследовательском кинофонтоинституте (НИКФИ) прошло заседание научно-технического совета, посвященное 85-летию патриарха отечественной кинотехнической науки профессора Виктора Григорьевича Комара. Юбиляр прочел доклад "Перспективы развития трехмерного телевидения и кинематографа", в котором подвел итоги последних разработок, в частности, многоракурсной голографической системы телевидения. Заседание совета проходило неформально, однако, сам доклад был строго научным сообщением. Ученый обобщил итоги многолетних исследований, которые, несмотря на препоны, в конечном итоге оказались успешными.
Будущий профессор В.Г. Комар родился 29 сентября 1913 г. На работу в НИКФИ пришел в 1942 г. Имея электротехническое образование, исследовательскую и конструкторскую деятельность начал с разработок силовых блоков, но очень быстро освоил "смежные" специальности и стал ученым с необычайно широкой областью интересов. Более того, 30 лет В.Г. Комар возглавлял головную научно-исследовательскую организацию кинематографической отрасли частью как заместитель директора и 17 лет как директор НИКФИ.
К
1990 г. отечественная кинематография была одной из самых мощных
в мире. Ее киносеть - почти 150 тысяч кинотеатров и киноустановок,
из них почти 120 тысяч работало в сельской местности. Зрительская
аудитория - 3,2 млрд. человек, на экраны ежегодно выходило до 400
игровых кинофильмов, снятых на 27 киностудиях страны. Продукция
шести крупных кинокопировальных фабрик превышала 680 млн. погонных
метров фильмокопий. В этих достижениях немалая заслуга В.Г. Комара
- руководителя и ученого.
В.Г. Комар является непосредственным участником, причем активным, наиболее важных и ответственных работ, определивших главные этапы развития кинематографии. Это, например, переход на цветное изображение. Огромных усилий потребовали разработки широкоформатных и широкоэкранных систем кинематографа. В.Г. Комаром была установлена и общая тенденция развития кино в сторону возрастания линейных и угловых размеров экрана. Надо сказать, проявилась она и в телевидении. В свое время удивила мир "Циркорама" - отечественная система зрелищного кино, в котором экраном была внутренняя поверхность цилиндра, окружающего зрительную площадку. Соответствующий кинотеатр долгое время проработал на ВДНХ и пользовался огромным успехом у москвичей и гостей столицы, в том числе, из очень дальнего и пресыщенного зрелищами зарубежья. Много усилий потратил В.Г. Комар, чтобы привить на отечественной почве и систему "шоу-скан" - кино с полусферическим экраном. Не его вина, что соответствующие киноустановки, разработанные в НИКФИ, так и остались невостребованными.
О результативных работах профессора В.Г. Комара можно говорить много и долго, все они интересны. Но одно направление, безусловно, стало главным в жизни и деятельности ученого - это трехмерное кино, а затем, и телевидение. Москвичи старшего возраста, наверняка, помнят "Стерекинотеатр" на Охотном ряду. Он размещался в небольшом здании напротив (через дорогу) Пушкинской улицы. Теперь этого здания, впрочем, и знаменитого "Гранд-отеля", нет, - все занято перестроенным гостиницей "Москва". Здесь работал первый и очень популярный стереокинотеатр с уникальным зеркально-линзовым экраном, в котором были материализованы идеи выдающегося изобретателя С.Т. Иванова. С участия в разработке этой стереосистемы и началась для В.Г. Комара трудная дорога, изобилующая ухабами, падениями и взлетами, в трехмерный мир кино и телевидения.
Наиболее продвинутой технически была, конечно, двухракурсная система НИКФИ 70, которая считалась лучшей в мире системой стереокино. Для сепарации изображений стереопары в этой системе применялась поляризационная фильтрация. Для этого зрителям раздавались соответствующие очки-фильтры. Надо сказать, что и ныне действующие системы объемного кино и телевидения остаются двухракурсными с очками-фильтрами, поляризационными, цветными или временными (сепарация за счет электрооптической модуляции). С появлением голографии В.Г. Комар увлекся идеей многоракурсного голографического безочкового кино.
Фотографическая запись изображений - это поточечная запись, в которой все объекты спроектированы на одну плоскость. Голограмма - нечто иное. В этом случае фиксируются волновые биения, которые при считывании выполняют функцию дифракционных решеток и позволяют восстановить форму волновых фронтов, т. е. более или менее реальную информацию об объеме. Такие особенности голографической записи, естественно, не остались без внимания
Первые голограммы не внушали особого оптимизма. В них использовалась схемы записи, в которых применялись "тонкие" фотоносители. Их особенность - малая информационная емкость и, соответственно, нечеткая передача объемных эффектов. Еще более серьезный недостаток - необходимость когерентного освещения при записи и считывании голограмм, жесткая стабилизация несущих платформ. Они годились для демонстрации эффекта, но не для "употребления". Ситуация существенно изменилась, когда Ю.Н. Денисюк предложил оригинальную схему записи голограмм. В этой схеме были применены противоположные опорный и предметный световые потоки. Запись осуществлялась - и это принципиально важно - на "толстые" фотоносители, информационная емкость голограмм Денисюка близка к предельно возможной. Близкой к реальной оказалась и передача объемных эффектов. Еще одна приятная особенность - возможность восстановления записанной информации некогерентным освещением.
Голограммы Денисюка легли в основу разработок трехмерных систем кино и телевидения. Их инициировал и возглавил В.Г. Комар. "Побочным" результатом этих работ стали художественные голограммы. Весь Советский Союз и многие страны мира объехали тематические выставки "Скифское золото", "Сокровища оружейной палаты" и другие, где в виде голографических панно были представлены многие сокровища отечественной культуры. В НИКФИ сложился уникальный коллектив высококвалифицированных специалистов: оптиков, механиков, химиков. Их усилиями были разработаны оптические схемы, конструкции установок записи, фотохимические составы эмульсий и технологии полива больших площадей. Словом, была отработана непревзойденная до сих пор технология изготовления художественных голограмм, признанная лучшей в мире. Остается сожалеть, что технология, способная приносить огромные прибыли, канула в пучине перестроечных паводков.
Именно в НИКФИ, именно коллективу во главе с В.Г. Комаром удалось разработать технику, технологию и создать первый в мире голографический киноролик, продемонстрировать его удивленной мировой технической общественности. Однако на этом эффектно завершенном этапе создания объемного голографического кино выяснилась принципиальная трудность. Процесс записи голограмм - это принципиально - возможен только при когерентном освещении, что практически исключало съемку игровых эпизодов и натурных объектов. Казалось, это - тупик! Но в НИКФИ был найден выход, и вновь идеолог - В.Г. Комар.
Для передачи движения в кино и телевидении применяется дискретизация во времени, т. е. кадровая. Нечто подобное было предложено использовать в трехмерном кино и телевидении. Речь идет о ракурсной дискретизации. Действительно, съемку отдельных ракурсов можно вести с помощью традиционной съемочной аппаратуры - телевизионных или кинокамер. Дальнейшая схема включала запись отснятых ракурсов на общую голограмму, их восстановление и проекцию в зал с помощью специального голографического экрана-зеркала. Голографический экран формирует для каждого из зрительских мест индивидуально волновой фронт многоракурсного изображения. В этой схеме участие когерентных оптических процессов с применением жестоко стабилизированных голографических установок сведено к минимуму. В основном, они нужны при изготовлении голографического экрана и записи многоракурсных изображений на промежуточный носитель.
К середине восьмидесятых годов эта схема объемного видения была отработана в принципе и деталях, экспериментально подтверждена, даже прошла успешную апробацию и демонстрировалась на нескольких выставках. Началась подготовка к съемкам полноценного голографического кинофильма. Но … Сработала зависть "доброжелательных товарищей", возмутил министерских чинуш очередной успех уже бывшего, но несговорчивого директора …Возможно … Многое возможно. События развивались по классической совковой схеме. Последовали газетные публикации о "псевдоученом", растратившем многие миллионы на самокопательство в теоретическом гнилье. Был поднят компромат, неуклюже сочиненный. Была провокация и открыто уголовное дело о незаконном вывозе за рубеж "особо ценных голографических экспонатов". Факты не подтвердились, дело закрыто … Но клеветники, казалось, достигли желаемого. Работы приостановлены, "сломленный" В.Г. Комар, наконец, не у дел.
Но вот в 1994 г. Корейский институт науки и технологии (Сеул) начал финансировать совместные с НИКФИ исследования возможных путей создания систем трехмерного телевидения и кинематографа. Работы возглавили профессор В.Г. Комар и доктор философии Д.Ю. Сон, оба - академики Международной академии информатизации. Подведению итогов этой работы и был посвящен доклад В.Г. Комара на юбилейном заседании научно-технического совета НИКФИ.
В рамках совместных работ была теоретически отработана и экспериментально обоснована семиракурсная телевизионная система. В этой системе семиканальная съемочная аппаратура формирует сигналы изображений соответствующих ракурсов. Сигналы подвергаются сжатию и поступают в стандартный телевизионный канал или соответствующую видеозаписывающую аппаратуру. Воспроизведение осуществляется с помощью семиканального видеопроектора и голографического экрана. Отвлекаясь от деталей, можно сказать, что применяется схема, уже апробированная в НИКФИ более десятка лет назад.
Макетные испытания и демонстрация возможностей системы проводились в "видеозале" с одним зрительским местом. Это определялось только экраном. В принципе уже обоснована возможность создания видеозалов на десятки и сотни зрительских мест. Трудности здесь чисто технические. Передача многоракурсных телевизионных программ возможна по стандартным телевизионным каналам. Полностью применимы цифровые технологии обработки информации, алгоритмы сжатия MPEG-2.
Существующие сегодня системы трехмерного телевидения, разработанные в России в рамках программы П.В. Шмакова, в Японии и других странах ограничиваются двухракурсными схемами. Это самое грубое приближение к объемному видению. Оно утомительно для зрителя, поскольку эффект объема сохраняется только при неподвижности зрителя, исключен эффект оглядывания. Глубина восприятия объема минимальна. Недостатком является и наличие очков. Семиракурсная система - принципиально безочковая и обеспечивает оглядывание предметов, глубина эффекта почти не ограничена. Предметы можно приблизить к зрителю практически вплотную или удалить на неограниченное расстояние. Зритель расслаблен. Сейчас трудно сказать, какое число ракурсов необходимо для полноценного воспроизведения эффекта объема. Но ясно, что семиракурсная система обеспечивает очень высокое качество объемного изображения.
Главный итог многолетних работ, которые возглавил В.Г. Комар, заключается в обосновании практических схем многоракурсного кинематографа и телевидения. Эти схемы - наш приоритет, который удалось отстоять в неравной и нервной борьбе с околонаучными амбициями.
В.Г. Комар известен как предельно интеллигентный человек, который, кажется, не способен даже повысить голос, тем более выговаривать кому-нибудь. Но мы знаем и другого В.Г. Комара - руководителя высокого ранга, требовательного к подчиненным и не гнущегося под давлением вышестоящих. Мы знаем ученого и бойца, нацеленного на результат. Он выстоял, преподав урок бескомпромиссного служения науке.
Последние работы В.Г. Комара показали, что он сохранил высокий творческий потенциал. Поэтому верю, что лучшие его работы все еще впереди!