Первые сенсационные сообщения о такого рода лучах появились на страницах газет и журналов в 1914-1918 годах. Затем в середине 20-х годах, особенно после того, как англичанин Гриндел Мэтьюс (именовавший себя не иначе как изобретатель) 7 апреля 1924 г в своей лаборатории на некотором расстоянии остановил мотор мотоцикла, воспламенил щепотку пороху и убил мышь.
Следует отметить, что и в СССР был зафиксирован факт использования данных лучей. В своей книге [3] генерал-лейтенант-инженер Михаил Лобанов пишет: "Зимой 1924/25 года в киевском цирке демонстрировалось детище Леонида Викторовича [Баратова - прим. авт.]. Униформисты выносили и устанавливали на деревянный настил полутораметровую модель парохода. Зрители имели возможность убедиться, что она не связана с каким-то пунктом управления проводами. Сам Баратов находился на галерке. И вдруг модель оживала. Она начинала передвигаться по арене, вращались артиллерийские башни, вспыхивал миниатюрный прожектор. Этот научно-технический аттракцион пользовался у публики неизменным успехом. Люди никак не могли понять, каким образом можно командовать пароходом по радио".
После сообщения про эти работы наступил период некоторой передышки. Hовый "цикл сенсаций" начался в конце 20-х - начале 30-х годов. Так например, в феврале 1929 г, ж-л "Радио Всем" [#3, с.93] отмечал: "По сведениям из английских журналов, проф. Езау в Иене (Германия) начал новый год с открытия "лучей смерти": прибор, помещавшийся в папиросной коробке, излучал ультракороткие (особо короткие) волны, которыми можно было убить небольших животных и истреблять культуры бацилл. При этом прибор работал без антенны на обыкновенных усилительных лампах". И даже сам Гуельмо Маркони, которому во многих зарубежных публикациях стали приписывать изобретение "лучей смерти", вынужден был выступить с публичным опровержением. Однако и после его публикации многие остались, как говорят, "при своем мнении". Считалось, что опровержение Маркони имеет чисто дипломатический характер.
Огромное количество проходимцев и просто жуликов умело использовали этот "бум". Печатались отромное количество различных интервью с самыми разнообразными представителями техники. Энергично поддерживали сенсационные сообщения о "лучах смерти" магнаты военной промышленности. Живейший интерес проявляли военные ведомства многих стран. Досужие журналисты начали поговаривать даже о существовании специальной промышленности, производящей... "лучи смерти".
Широкой публике всю историю с "лучами смерти" пытались представить так, что внезапно может быть опубликовано изобретение, которое перевернет все и вся. Hа примере опытов Г.Мэтьюса проводились аналогии более серьезных воздействий данных лучей: уничтожение целых армий, сбитие самолетов и т.п.
В начале 1935 г известный французский физик Поль Ланжевен (член Парижской АH, почетный член Лондонского королевского общества и АH СССР) на вопрос корреспондента парижской газеты "Эвр" о реальности изобретения "лучей смерти" ответил: "Все это блеф, или, выражаясь точнее, жульничество. Прежде всего подобные лучи должны были бы обладать большей мощностью. Как ее создать, если излучающие их волны исмеряются сантиметрами? Высокая частота, которой они требуют, является препятствием для увеличения их мощности. Подобно радиоволнам, "лучи смерти" могут вступить в действие только в том случае, когда на объекте, на который они устранены имеется приемник".
По поводу же продемонстрированных опытов он заявил: "Что касается Гиндел Мэтьюса, то этот субъект никогда не был ничем иным, как рецидивистом-мошенником. Заявив о том, что им изобретены "лучи смерти", он предложил устроить официальное испытание его изобретения над подводными минами. Действительно ему удалось взорвать мину, направив на нее луч. Hо только впоследствии обнаружили, что тут был пущен в ход хитрый трюк: к капсулю мины был пристроен фотоэлектрический элемент, и стоило лишь направить на него луч света, как получился требуемый эффект. Ловко придумано, но ничего нового в этом нет... . Весьма характерно, что Гриндел Мэтьюс вскоре переселился во Францию, проклиная неблагодарное отечество. Затем от отправляется в США, где вся его авантюра кончилась тем, как обычно там и кончаются подобные вещи: сделали фильм".
Однако, как говорят: "Hет дыма без огня"... . В конце 1935 г Маркони в своем очередном интервью, касаясь пресловутых лучей, указывал исключительные возможности, которые таят в себе применение дециметровых волн в военном деле. В прессе их стали именовать как "новые" или "таинственные" лучи. Первой "откликнулась" на его интервью Германия - в начале 1936 г фирма "Телефункен", которая продемонстрировала на озере в пригороде Берлина радиоуправляемый катер (на нем были размещены некоторые из приглашенных). Принцип радиоуправления заключался в следующем: на катере были установлены два радиоприемника, соединенные с т.н. "индикатором направления", а с берега излучались два параллельно направленных пучка микроволн. Если катер двигался "строго по курсу" (в створе излучаемых с берега радиоволн), то стрелка индикатора направления находилась на "нулевой" отметке. Отклонение движения катера от маршрута в любую из сторон фиксировалось отклонением стрелки указателя направления - влево или вправо (вследствии ослабления выходного сигнала соответствующего приемника), с последующей передачей команды рулям - для корректировки направления движения катера.
По аналогичному принципу и была создана модель первого радиоуправляемого танка.
Инженеры многих стран начали проведение работ по применению этих лучей и для целей защиты от самолетов противника. По этому поводу американский ж-л "Радио Крафт" тех лех отмечал: "Вдоль границы страны устанавливается большое количество маленьких передатчиков, размещаемых на возвышенностях (на высоких зданиях, колокольнях и т.д.). Эти передатчики излучают лучи под некоторым углом вверх. Какой-либо аэроплан, пролетающий в этом районе, отразит от себя обратно на землю такой луч. Этот отраженный луч может быть принят каким-либо приемником из числа расположенных в определеннных местах. Это возможно вне зависимости от той высоты, на какой пролетает самолет".
Для генерирования колебаний, создающих такого рода лучи, были применены магнетроны с разрезанными анодами.
Обсуждалась и идея использования данного спектра частот для проведения непосредственно радиосвязи, как таковой. Разработчики данной аппаратуры доказывали, что при расположении приемника и передатчика на возвышенных местах может быть достигнута дальность связи до 80 км. Более того, перехват содержания самих радиограмм станет совершенно невозможен вне пределов прохождения пучка радиоволны.
Аналогичные работы по ультравысоким частотам также проводились в Англии и Италии. Так например, английский изобретатель Макнейль создал соответствующую аппаратуру, работающую в области инфракрасного спектра частот, позволяющего проникать радиоволнам без потерь сквозь туман, снегопад и т.д.
По обнародованным сведениям [4], первое военное применение вышеупомянутые "лучи смерти" нашли только в 70-х годах. Произошло это тогда, когда советская т.н. "лазерная пушка" ("Терра-3"), установленная на берегу оз.Балхаш, вывела из строя электронное оборудование американского "Челленджера" во время его пролета в зоне радиовидимости аппаратуры данной пушки.
Литература и источники:
1. С.Селин "Лучи смерти" ["Радиофронт"; М.; #12/1936 (c.32-38)].
2. БСЭ, третье изд. ["Советская энциклопедия"; M.; 1973; том: 14 (с.146-147)].
3. М.М.Лобанов. "Мы - военные инженеры" [МО; М.; 1977 (222 с.)].
4. Передача по ОРТ РФ 11 апреля 2001 г, посвященная 40-летию полета
Ю.А.Гагарина в космос