СТАТЬИ

Радиоэкспедиция "Печорские зори" - UE9XPZ



Автор: Виталий - UA9XW
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"

(16-23.08.2004 г. Сыктывкар – Ижма - Усть-Цильма – Хабариха - Сыктывкар)

Посвящена Дню Республики Коми, 75-летию Усть-Цилемского и Ижемского районов и проведена радиолюбителями г.Сыктывкара в рамках подготовки к 60-летию ПОБЕДЫ.

Организаторы:

Экипаж экспедиции:

  1. В.Шишелов – UA9XW («шеф»),
  2. М.Опекан – UA9XO («замполит»),
  3. В.Осипов – UA9XTI («студент»),
  4. М.Шеболкин – UA9XRV(«мичман»).

Техническое обеспечение:

Финансовая поддержка:

Организационная поддержка:

Эта радиоэкспедиция планировалась давно, но не получалась из-за бездорожья и отсутствия средств. Вместе с тем все больше накапливались вопросы краеведческого и радиолюбительского характера по этому региону и на ухтинской конференции РО СРР РК было принято решение поддержать инициативу Коми региональной секции СРВС и радиоклуба «АРКТИКА» о ее проведении в 2004 г. в День Республики Коми, с привязкой к Чемпионату РК по радиосвязи на КВ и российским соревнованиям «RDA». Инициатива была поддержана также Коми Рессоветом РОСТО (ДОСААФ) и администрацией Усть-Цилемского района.

После участия в радиолюбительском заполярном слете клуба «Арктика» началась интенсивная подготовка к экспедиции. Но за 3 дня до старта оказалось что выбыли по болезни и травмам 2 участника – водитель-механик А.Арзубов и ведущий радиооператор-kонтесмен Ю.Сырорыбов RV9XJ, не совсем были ясны вопросы участия в экспедиции ухтинской группы спортсменов. Неожиданно заявил свое участие в экспедиции инженер АО «Связь» М.Опекан – UA9XO, ранее работавший начальником радиостанции RK9XWA. С водителем все оказалось сложнее и пришлось снова мне готовить машину и садиться за руль (хотя такие перспективы в силу возраста и состояния здоровья меня не прельщали, т.к. в памяти были свежи еще воспоминания о «ралли» по хребтам Урала в 2003 г.). Были сомнения и в отношении самого молодого участника – школьника М.Шеболкина, т.к. экспедиция предполагалась тяжелой. Однако сомнения разрешил отец Максима – Л.Шеболкин UA9XF, заявивший что он должен пройти испытания. С В.Осиповым – UA9XTI студентом 5 курса физмата СГУ, проблем не возникало, как участником 3 экспедиций.

К сожалению как всегда не хватило времени на подготовку, и вышли мы из Сыктывкара не в 8.00, как предполагалось, а в 11 часов (это в дальнейшем серьезно скажется на график передвижения). Настроение боевое и несмотря на дождь, до Ухты мы «долетели» на одном дыхании. К сожалению по дороге не удалось провести устойчивую радиосвязь на УКВ с Г.Блудвиным RA9XI из Микуни. В Ухте нас ждали А.Матвеев UA9XAB и В.Малков UA9XMD заправившие машину бензином, а нас обедом и обещавшие оказать поддержку на обратном пути. Нам стало ясно, что с Ухты к нам никто не присоединится. И мы продолжили путь дальше.

Начинались сумерки, когда мы добрались до Нижнего Одеса, где заправили баки «под завязку» и вышли на «зимник» Н.Одес-Ираель. На первом километре наша молодежь основательно изучила головами каждый сантиметр потолка КУНГа и нашла оптимальный вариант передвижения по бездорожью «лежка на рундуках» Вадим сразу вспомнил, что по Уралу он ездил в кабине машины и там было лучше, а Максим упорно молчал сдавая экзамен на стойкость. Михаил то потирал ушибленный бок, то пытался вправить шишку на затылке, но упорно снимал все на видеокамеру. А впереди было еще 119 км тяжелых испытаний. Из-за дождя быстро стемнело и скорость упала с 30 до 20 км/час. Фары выхватывали из потока очередную яму, когда тормозить было уже бесполезно.

После 20 км пути сработало тепловое реле и все освещение пропало. По опыту прошлой экспедиции я автоматически включил аварийный свет и вовремя – впереди маячил остов разбитого мостика через ручей и дорога вильнула вправо. До меня дошло, что КАМАЗы не зря остановились на ночную стоянку в начале дороги. Пришлось останавливаться и ждать попутчика, т.к. реле срабатывало на отключение через 3 минуты работы. Попутчик не заставил себя долго ждать, это был такой же ГАЗ-66, он порожняком шел до Усть-Цильмы. Договорились что он идет впереди и работает фарами за двоих. Таким образом мы прошли еще 40 км (когда мы возвращались обратно по этой дороге днем, то я 2 раза буксовал и не мог понять как мы прошли ночью без света и ни разу не встали). Впереди темнела какая-то пробка из машин.

Остановились, я спрыгнул чтобы посмотреть что случилось и по колено оказался в грязевой жиже.Впереди была водная преграда, где течением смыло мостик и посреди лесной реки беспомощно стоял груженный ЗИЛ-130. У него также «выбило» свет и он рухнул к колдобину под водой сломав рессору, при этом перегородив единственное возможное место для форсирования реки. Мой напарник очень спешил и поскольку был порожняком, то смело бросил машину в объезд, утопив ее до самого кузова, но сумел вырваться и выскочить на противоположный берег. Остановился и предложил мне сделать то же самое, но я решил не рисковать и пожелал ему легкого пути. Посоветовавшись с экипажем, принял решение оставаться на ночевку до утра.

Развернули в салоне горелку, приготовили ужин и легли спать. Всю ночь под окном гудели КАМАЗы и все-таки вытащив ЗИЛок из воды на наш берег, ушли дальше. Рано утром меня разбудил в гамаке водительского салона недовольный громкий голос: «Ты что жить тут собираешься? Помоги людям перебраться!». Я выглянул в окошко посмотреть на недовольного и оторопел – рядом со мной стояли 3 легковых автомобиля ВАЗ!!!!! На них была надежная броня из грязи, но моторы рычали ровно. Конечно я их перетащил с закрытыми глазами, т.к. больно было смотреть на новенькие машины, наполнявшиеся водой и бившиеся об выпиравшие из земли остовы бывшего моста. Но что удивительно – двигатели не заглохли ни на одной «десятке» и слив воду из салона, они резво побежали дальше. С «Москвичем» такой номер навряд ли бы прошел. Как мне объяснили ребята, им деваться некуда, т.к. через несколько дней будет еще хуже и тогда жди только зимника, а домой из отпуска хочется.

Дальше наша дорога протекала не так опасно, хотя ребята в салоне по-прежнему летали из угла в угол и только однажды от них заверещал тревожный сигнал, когда по салону оторвавшись, ракетой полетел блок питания от Р-809. На этом участке 119 км мы сожгли 100 литров бензина!!! Еще немного и мы выскочили на щебеночную, а затем и на асфальтированную трассу ж.д станция Ираель- с.Ижма, протяженностью 98 км. К обеду мы были уже в Ижме, около райсовета РОСТО.

Территория района 18,4 тыс.кв.км. Население 21.2 тыс ижемцев, или как они себя называют – «изьватасы». Рельеф равнинный на территории печорской низменности. Летопись Ижемской церкви доказывает возникновение Ижемской слободки в 1567 г. заселенной вымскими и удорскими коми, северными великорусами и ненцами, но зависимых от Усть-Цильмы. Только в 1649 г. московские цари подтвердили грамотами права ижемцев на их земли. Через Ижму в XVII в. проходил торговый путь и поэтому была создана таможенная застава, просуществовавшая до 1763 г. В 1828 г. построена первая приходская школа и Преображенская церковь.

Аэропорт в Ижме уже давно закрыт и все сообщение идет через ж/д ст.Ираель. В районе сохранилось оленеводство, заготовка качественного леса и ведется добыча нефти. В п.Щельяюр функционирует судостроительная верфь маломерного флота. Двухэтажное здание райсовета, давно не видавшее ремонта, без тепла и электричества (отключено за неуплату) немного остудило наш пыл. Но больше всего разочаровало огромное количество столбов и паутина электросетей, не дававшее развернуть антенны.

Поехали по селу искать место и выбрали заброшенную колокольню церкви (самое высокое здание рядом с администрацией), но там кроме наружных стен не оказалось ничего внутри, чтобы забраться даже на уровень 2 этажа. Пока Макс и «Студент» осматривали подходы, мы вместе с председателем райсовета РОСТО В.И Девятовым (д.тлф 98202) посетили отдел культуры и мэра района Н.Братенкова рассказав о предполагаемой работе в районе и оговаривая возможности создания радиокружка в райцентре. Поскольку ничего не удалось найти лучшего, то решили все-таки развернуться в здании ДОСААФ (в мезонине 2 этажа 2 комнаты и в одной из них оказалось 2 кровати).

Местные власти дали указание подключить электроэнергию. На первом этаже мы обнаружили работающий водопроводный кран. Не мешкая начали разворачиваться – повесили слопер на 20 м и нессиметричный диполь (для остального просто не было места), направив их на юго-запад. Установили Kenwood TS-450, подключили аккумулятор СТ-75 и Михаил выхватив микрофон провел первое QSO c RA9UIV в 14.04 мск, затем нас вызвал Калининград – RA2FBC, подошла поприветствовать станция радиоэкспедиции UE9WTI/P и затем посыпались станции 1, 3, 4, 6 районов и Украины. Однако темп был слабый т.к. работали без усилителя мощности.

Пока Михаил работал, мы развернули небольшую радиовыставку и готовили РА УМ-200.Через полчаса подключили электроэнергию и подошла местная молодежь на экскурсию. Пока рассказывали, показывали и завлекали прошло пару часов и пришло время готовить обедо-ужин. Надо сказать, что прохождение в этом районе нас разочаровало, да и шумов давно не ремонтированных электросетей было предостаточно. Наш несравненный шеф-повар Вадим приготовил на портативном бензиновом керогазе свою любимую рисовую кашу суп и овощной салат. Перекусили и отправив Михаила на разведку в филиал АО «Связь» за бензином, подключили усилитель и Максим заорал истошно позывной экспедиции. На него сразу «рухнуло» около 3 десятков станций. Работа пошла, но недолго музыка играла – вылетел сеточный стабилизатор напряжения. В запасе был еще один непроверенный усилитель на ГИ-7Б, но и он оказался неисправным из-за тряски в дороге. Пока мы с Михаилом искали стабилитроны и подбирали нагрузочное сопротивление наступила ночь, а «утро вечера мудренее» решили наша молодежь и отправилась спать в КУНГ. Я сопроводил их и обратил внимание, что на улице довольно холодно, да и небо «зазвездило» миллиарами светил.

Местная милиция до 2 часов гарантировала охрану автомобиля. Отвечать нам перестали и в час ночи мы тоже отправились отдыхать. Но как оказалось, моя койка была уже занята «уставшим» председателем райсовета и пришлось мне устраиваться в спальнике на полу. Михаил не наработавшись, вскочил через пару часов и начал на 40 м собирать связи СW, привлекая новым RDA - КО09. От холода и сырости в 7 утра поднялись ребята и начали разогревать керогаз, разбудив и меня. Мы с Михаилом опять принялись за чинку усилителя, а молодежь села за трансивер до обеда. Михаил договорился со связистами и нам выделили 50 литров бензина. Пообедав знаменитой кашей и овощным салатом, мы свернули антенны, упаковались и попрощавшись (с уговором вернуться на ночевку с 22 на 23 августа), поехали на Усть-Цильму. К сожалению не удалось посетить краеведческий музей, т.к заведующая Тамара Ивановна Новинская (тлф 94682) оказалась в отпуске.

Немного поплутав в дороге (указателей там нет, т.к. автодороги с большой земли тоже нет, а местные сами знают куда едут) через 100 км мы были у переправы через Печору. Нам повезло, т.к. паром прибыл раньше времени и мы на него поспевали. Полюбовавшись как УАЗик чуть не свалился с парома, мы сами заехали уверенно и начали обрабатывать паромщиков везти нас бесплатно (стоимость проезда грузовика 230 руб.), что нам удалось и даже договорились об обратной дороге. Выскочив с парома последними, мы разочарованно засопели носами, т.к. асфальтом уже не пахло и песчаная дорога петляла по болоту 55 км.

Изредка при прохождении сел и рабочих поселков нефтяников встречался асфальт, но в основном шли на 2 и 3 передаче, пережигая топливо. Наконец на горизонте показалась Усть-Цильма (N-65,4653 S-52,1653), расположенная как Москва и Киев на 7 высоких холмах, ниспадающих к красавице реке Печоре. В этом месте река делает решительный поворот и бросается в объятия Ледовитого океана.

Усть-Цильма основана в 1542 г. дальним родственником Ивана Грозного, разжалованным ростовским князем и новгородцем Иваном Дмитриевичем Ластка и стала частновладельческой слободой с русскоязычным населением. В 1547 г. поставлена церковь Николая Чудотворца. Миграционная волна в Печорский край связана с историей церковного раскола в XVII в. и Усть-Цильма становится старообрядческим центром на Севере. На территории района образовалось три старообрядческих скита – Пижемский, Цилемский и Усть-Цилемский. В истории скитов особое внимание заслуживает самосожжение его насельников, как форма выражения протеста против насильственного обращения в официальную церковь.

На Цильме одним из почитаемых святых мест является культовый центр «Покойное» в 83 км выше устья р.Тобыш. Есть в районе святыня, о которй мало кто знает. Это – явленная чудотворная каменная икона св.Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских. Икона не рукой человеческой сделана, а имеет тектоническое происхождение В начале XX в. село становится местом политической ссылки Усть-Цилемский район – один из наиболее самобытных на печорском Севере. Ежегодно 12 июля в селе проходят праздники «усть-цилемские горки» - обрядовые хороводные танцы с пением.

42 тыс.кв.км. от предгорий Тимана до лесотундры Заполярья составляют территорию района. В 1905 г. в Усть-Цильме создано первое академическое императорское учреждение российской Академии наук – естественная научная станция Андрея Журавского. Здесь еще и сегодня можно послушать сказителя былин киевского цикла, поносить парчевые русские наряды сшитые по фасону XV века, коснуться руками старины глубокой. Меня, как историка и краеведа, этот район интересовал в плане поиска корней предков по отцовской линии. Однако обнаружилось столько Шишеловых, что поиск зашел в тупик. Очевидно придется выработать другую стратегию поиска и возможно попытаться собрать всех Шишеловых на очную встречу в одном месте (Усть-Цильме) и попробовать установить происхождение рода Шишеловых, который дошел с Дона до Севера.

К сожалению генеалогическая служба России не смогла дать мне ни одного ответа на поставленные вопросы. Единственно что мне известно из преданий, это то что в 1671 г. после разгрома казачьего войска Степана Разина на р.Свияга, мой предок бежал в Пустозерскую пустошь и построил на высоком берегу р.Печора крепкий дом. Возможно прячась от царского гнева мой предок поменял фамилию и стал Шишеловым. Под географическое описание более всего подходит м.Высокая гора, вошедшая ныне в состав с.Усть-Цильма.

Самым старым усть-цилемом с этого места по фамилии Шишелов оказался Матвей Дмитриевич - 72 летний старец (ул.Советская 149 тлф 91636), но официальная встреча с ним оказалась невозможной, в связи с моим отъездом в Хабариху. Въехать в село оказалось невозможным, т.к. грузовое движение везде оказалось запрещено. Пришлось закрыть глаза на знаки и проехать по центральным асфальтированным улицам примыкающих деревень и самому райцентру, прямо до комплекса райсовета РОСТО (ДОСААФ).

Территория и высокое двухэтажное здание качественно отличалось от комплекса РОСТО в Ижме. Комплекс РОСТО расположен невдалеке от р.Печора и перед зданием ровная площадка 100 кв.м., обрамленная высокими тополями и березами. Другого места и не надо искать – идеальные условия! Но здание оказалось на замке, т.к. председатель находился в отпуске и мы с Михаилом направились в военкомат, где нас уже ждали. Обговорив вопросы встречи с молодежью, подготовки призывников к службе в армии и вызвав по телефону председателя РОСТО, мы направились обратно в комплекс РОСТО (благо он располагался в двух шагах). Там нас уже ждал председатель Сергей Спиридонович.Вокуев (тлф.сл..92260) и первый зам.главы администрации района. Обговорив оргвопросы и заняв самый теплый кабинет на 2 этаже (им оказался кабинет председателя) мы начали разгрузку имущества и аппаратуры, с параллельным монтажем и установкой антенн.

Вадим - UA9XTI, выполнив основные обязанности по разгрузке и сборке антенн ушел выполнять самое важное поручение – готовить обед (макароны с мясом и овощной салат). А мы с Максом-UA9XRV начали сборку экспедиционной YAGI XL-222 на телескопе, установленном прямо на машине. Михаил-UA9XO, с помощью вездесущих пацанов (кстати один из них оказался из Инты, второй из Сыктывкара, третий из Воркуты – прибывших на отдых к бабушкам и дедушкам) растянул «Дельту-80», «Инвертед-80.160, закрепив один конец на крыше и остальные пацаны поняли на деревья. Кабеля завели прямо в форточку и начали разворачивать трансиверы. Поставили YAESU «FT-840» с усилителем на 2хГИ-7Б для работы на SSB и CW и «Пеленг-Пионер» для работы PSK. Запустили видавший виды ПЭВМ-486 и стали выверять КСВ антенн. Тут оказалось, что и второй усилитель поврежден от вибрации. Злости было столько, что бросили его под стол и Михаил схватив микрофон провел первое QSO из нового RDA KO20 в 19.47 мск со своим земляком US1IR. Вторым опять был калининградец UA2FT.

Молодежь заскучала и начала собираться на рыбалку. Миша провел еще десяток QSO и тоже бросил, т.к. отвечали плохо. Мы собрались с силами, и переборов себя начали ремонтировать усилители. Ближе к ночи удалось запустить УМ 2хГИ7Б. Но прохождение было отвратительным и решили дождаться утра, потратив время на подготовку радиовыставки к завтрашней встрече с молодежью района. В конце концов просто выдохлись и отправились в русскую баньку. Молодежь вернулась с рыбалки тоже недовольная (ничего не поймали на сыр, т.к. червей не было), но увидев отремонтированный усилок – заулыбались и тоже побежали в баню в сопровождении зам.главы района. После бани разомлевших мы накормили и отправили спать, а сами с Михаилом в соответствии с банными традициями и «сталинскими» законами приняли положеные 100 грамм и также отправились на покой.

Утро 19 августа встретило нас теплыми солнечными лучами и назойливой мошкой. Все проспали утренний проход и встали только в 7 утра. Молодежь проспала утренний клев. А Максим-UA9XRV вообще спал беспокойно, т.к. впервые был дежурным по полевой кухне и обдумывал меню. Поэтому завтрак пришлось готовить всем вместе под руководством Вадима-UA9XTI. В 9.00 мск Макс сел за трансивер в паре с Вадимом и понеслось…Посмотрев на его разгоряченное лицо и летающие по клавиатуре пальцы Вадима, мы поняли что лучше их не трогать и поехали с Михаилом-UA9XO решать оргвопросы в мэрии, редакции газеты, филиале АО «Связь» и филиале авиабазы по охране лесов. Договорились о встрече с корреспондентами и съемке на цифровую камеру, назначили время встречи со школьниками, отдельно девушками (которые пришли затем вместе со своими парнями) и через 2 часа с призывниками, а вечер отвели для для подготовки к тесту.

Договорились о моей доставке в с.Хабариху, что в 60 км севернее Усть-Цильмы и предоставлении помещения в школе-интернате, а также встрече там с местной молодежью. Обговорили возможность посещения краеведческого музея вУсть-Цильме При встрече с начальником филиала АО «Связь» Палкиным В.В., в беседе случайно удалось узнать что наш ветеран радио Леонид Макаренков усть-цилем и строит в Усть-Цильме свой дом для отдыха летом, и каждый год ездит туда на своем УАЗике (буханке) на все лето. Владимир Васильевич пообещал нам помощь 20 л.бензина на обратную дорогу. Там же рассматривали возможные кандидатуры для работы в радиокружке и возможность создания коллективной радиостанции пр Совете РОСТО (Хатанзейский Сергей Петрович – студент института Бонч-Бруевича, отец которого Петр Николаевич, является ветераном АО «Связь» тлф 99641). Когда вернулись на базу, то у входа нас ждали рыбаки из Хабарихи с презентом – 3 кг свежевыловленной зельди. Среди них физрук Хабаринской школы-интерната Сергей Альбертович Дуркин (тлф 94465), который дал гарантии размещения в Хабарихе и организации встречи с молодежью.

Время уже клонилось к вечеру и пошли встречи с молодежью, поэтому работать в эфире интенсивно просто не удавалось и наша молодежь просто позировала перед камерами и делала «умные рожи передней части лица». Но у Вадима что-то не вязалось с PSK и его «умная рожа» вскоре напоминала «недовольную мину перезревшего помидора». Вообщем вместо планировавшихся 3 часов встреч, мы «потеряли» 6 часов эфирной работы. Только уже к 9 часам вечера смогли сделать сравнительный анализ прохождения с учетом 80 метрового диапазона и выработать подходы к тактике ведения Contesta RDA и участия в Чемпионате Коми. Больше трансиверы и усилок не выключались ни на минуту до самого теста, только менялись операторы. Каждый почуствовал волнение «Пайлаба» на своей шкуре. Утром я отдал последние ЦУ команде RK9XWA/P и упаковался.

В 8 утра за мной заехал зам.главы района и на его «Фолксвагене» мы поехали в Хабариху. С собой я взял трансивер «Kenwood ts-450» и две антенны – нессиметричный диполь 41 м. и слопер на 20-метровый диапазон. Беседы на различные темы с этим жизнерадостным человеком позволили быстро скоротать не совсем хорошую дорогу. Хабариха появилась внезапно и первым зданием от дороги была наша школа. Великолепное кирпичное, двухэтажное здание с собственной котельной на жидком топливе и ярко блестевшей металлической крышей, показалось мне дворцом в этом далеко заброшенном на Севере поселке. Нас ожидала зам.директора школы Елена Алексеевна (д.тлф 94497), предоставившая мне небольшую спальню на первом этаже, необходимую хозяйственную утварь, компьютер «Pentium-4» из компьютерного класса, постельное белье и открыла выход на крышу. Договорившись о встрече с молодежью и попрощавшись с зам.главой, я уже зная как поставлю антенны полез на крышу. Диполь я растянул в сторону юго-запада, а слопер на северо-запад. Это заняло у меня около 30 минут. Затем спустился и развернул аппаратуру и выверил КСВ.

Все было чудесно. Шумы, которые еще прослушивались в Усть-Цильме и громыхали в Ижме, здесь почти отсутствовали. Встал на частоту клуба «Арктика» и сделал общий вызов в 12.21 мск на «двадцатке». Первым ответил YL2TB с рапортом 59 и понеслось…, но Калининград RA2FBC был уже 8-м. Я принимал на одном уровне как Сибирь, так и все станции Европы и европейской части России. Оторвался только на 20 минут, когда уже в третьем часу дня Елена Алексеевна принесла мне угощение из домашней еды. Следующий перерыв последовал только после 9 часов вечера.

Салат и макароны с тушенкой с парой чашек кофе и выкуренной на улице сигаретой настроили меня на «ленивую» волну и работа уже не пошла, т.к. появились представитель сельсовета, заглянул сторож и местный кочегар с соответствующими вопросами – кто такой и что делаешь… Днем еле слышал на 20 м. своих ребят UE9XPZ, но связь установить не удалось. Пообщались со старым знакомым Рольфом из Германии – DL6ZFG, но из «комиков» никого не слышал, даже во время скеда. Вообщем провел последнюю связь с UN7AR и завалился спать. Утром следующего дня, в 8.28 мск встретились на «двадцатке» с Олегом UA9XH, провели QSO с RA9XF/P. Потом решил пообедать перед встречей с молодежью до contesta и включил электрочайник.

Но молодежь пришла на полчаса раньше намеченного времени и в беседе с ними я забыл про завтрако-обед и конечно чайник. Надо признаться он продержался долго – около 1.5 часа. В самый разгар встречи в коридоре раздался звук похожий на взрыв, компьютер сделал сбой и в комнату пополз удушающий дым от сгоревшего кабеля питания чайника. Это был сигнал к завершению встречи, т.к. оставалось 30 минут до соревнований. Отправив ребят на улицу, открыл все двери для проветривания, т.к. дыму было более чем достаточно и в таких условиях работать невозможно. Затем открыл консервы, сделал бутерброды и наскоро перекусив, стал делать последние приготовления к соревнованиям. А в это время выше по течению р.Печора, в Усть-Цильме, в 10.00 состоялся торжественный подъем экспедиционного флага в честь Чемпионата Коми. Подъем 4-метрового штыря вместо древка флага осуществлял Вадим-UA9XTI нажатием тумблера на пульте КШМки.

Михаил-UA9XO выполнял функции представителя «желтой прессы» снимая подъем флага на видеокамеру. Но флаг то путался, то сползал и Вадиму пришлось выполнить эту операцию 3 раза, пока ветер не развернул «боевое знамя» RK9XWA к восхищению сбежавшихся пацанов. Михаил-UA9XO в этот день был дежурным по камбузу и приготовил для ребят настоящий украинский борщ (мне потом довелось отведать остатки)нажарил на сале картошки и вообще устроил им в этот день праздник живота. Поэтому с 10 утра до часу дня они в основном занимались обжираловкой, а в 13.08 мск принялись забивать частоту на «двадцатке». Поскольку радиосвязи на «двойке» и КВ у нас не было, то пришлось использовать школьный телефон и мы каждый час общались с ребятами. Михаил успел сбегать до хозмага в Усть-Цильме и сообщил, что чайники тут стоят 460 руб. чем меня немало напугал, т.к. с советских времен я не был в магазинах (это делает жена) и тем паче, что в кармане у меня оставалось только 400 руб, на которые я рассчитывал купить рыбу у местных рыбаков. Пришлось принести их на алтарь школе за порчу школьного имущества.

Подробнее, о том что происходило в Усть-Цильме должна поведать видеокасета, отснятая Михаилом и обещанное резюме Макса, который к тому времени получил заслуженную кличку «Мичман», т.к. всех забодал своей мечтой стать адмиралом флота. Вадим-UA9XTI на тот период оставался «Студентом», очевидно втайне мечтая стать «Доцентом», что вполне вероятно, но для этого ему нужно еще год промучиться на физмате университета. «Замполит», он же «Старшина» - UA9XO к этому времени окончательно вспомнил телеграф и увеличил за 2 суток скорость работы с 40 до 80 знаков в минуту, не забывая при этом ни на минуту наставлять своих подопечных на путь истинный. Contest в эфире Хабарихи начался с того что меня просто задавили мощностями и выжили с частоты.

С Максимом в Усть-Цильме случилось то же самое благодаря RX4RXX. Только в режиме поиска на мои 100 ватт отозвался UA3QDX и темп выше 1 связи за минуту не поднимался. Через час в моем активе было только 42 QSO. Радовало одно что у многих количество связей не превышало 50 и надежды еще оставались. Но через полчаса в селе для профилактических работ на 20 мин. отключают электроэнергию и надежда уменьшилась пропорционально. Тем более что в 20.00 за мной должна придти машина, чтобы доставить обратно в Усть-Цильму. Другой возможности выбраться не предоставлялось возможным. Вообщем к концу отведенного мне времени удалось провести только на 2 диапазонах (20 и 40 м.) всего 170 QSO. При этом вспомнился успокаивающий любимый аффоризм RA9XF – «Главное не результат, а участие!».

Однако неудовлетворенность осталась и я за 15 минут свернул свое нехитрое барахлишко, сдал комнату и прыгнул в машину с предложением водителю гнать побыстрее, чтобы успеть поработать на RK9XWA/P телеграфом. Быстро темнело из-за надвигающихся туч и тут у нас вырубило фары. Невезуха….! Водитель понял мое состояние и заверил что гонял по этой дороге тыщу раз и знает ее на ощупь. Предложил привязаться ремнем и погнал… Мои ножки дергались в поисках педалей десятки раз, но мы благополучно «прилетели» в Усть-Цильму к 21 часу. Издеваясь напоследок, фары автомобиля зажглись на последнем повороте к нашей базе. Залетев в рубку, я увидел, что Макс обессиленный валяется на диване, Вадим колдует с компьютером, а Миша стучит телеграфом. Быстренько меняю Михаила, а он в это время разогревает мне завтрако-обедо-ужин. Конечно с усилителем можно и поразмяться… Начинаю наглеть, т.к. до конца остается немного времени, а количество корреспондентов сокращается – подкидываем на аноды 2,0 тыс.вольт, держит, не вылетает. Прибавка стала ощутимее и частота стала только моей! Миша оттащил меня покушать и Вадим сменил за аппаратом.

Но SSB отвечают хило. Быстро перекусил и за трансивер в CW, проснулся Макс и сел в паре за компьютер. К 12 часам стало ясно что мы даже по республике Коми не в лидерах, RK9XWV/P наковыряли на порядок больше. Макс с Вадимом пошли спать на свои штатные рундуки в машине, а мы с Михаилом еще до последней минуты пытались сопротивляться судьбе, добирая корреспондентов на «сороковке». Однако дальше 339 QSO уже не ушли. В общем на 4 диапазонах (в основном на 20 и 40 м.) отработали SSB - 165 и CW 174 QSO. Максим спросоня утром орал что у него когда уходил спать было 350 QSO и мы похоронили его связи, но контроль времени связей показал, что это были только мечты разобидевшегося «Мичмана». Миша с ранья провел еще пару десятков связей на UE9XPZ завершив работу из КО20 и мы начали собираться в путь, чтобы успеть на переправу через Печору. В 14 часов все было свернуто, упаковано и мы попрощавшись с Усть-Цильмой и не дождавшись наших местных друзей с рыбалки (втайне надеялись привезти по красной рыбине каждый) направили свои стопы на юг – в Ижму КО09, где планировалось переночевать, поработать в эфире UE9XPZ и засветло пройти самый трудный 200 км. участок пути до Н.Одеса.

На переправу мы успели вовремя, несмотря на то что резко похолодало и шел дождь. По пути останавливались несколько раз по настоянию Михаила для поиска грибов, но и это оказалось мечтой – больше одного заморенного подосиновика не нашли. Вообще в Коми этот год с грибами никудышний. К 6 часам вечера прибыли в Ижму заполучив для счастья неисправность в системе подкачки и для полного счастья 2 часа разыскивали местного председателя райсовета РОСТО, который оказался на рыбалке. Но дождались и снова вползли в неуютное после Усть-Цильмы помещение. Вадим по традиции начал готовить ужин, я заполз под машину, а Миша и Макс развернули нессиметричный диполь и Kenwood-450. В 19.36 Миша традиционно первым вышел в эфир снова напоровшись на земляка – UT5ULX/P. Холод, дождь, плохое прохождение сделали свое дело и в 10 часов вечера мы сделали QSW с частоты, поменяв позиции с вертикальной на горизонтальную.

Рано утром 23 августа Миша на «сороковке» еще наковырял CW с десяток связей и завершил работу с КО09. Последним корреспондентом была девушка Надя RU0SYL из Иркутска. Значит пора к женам и матерям – домой! Хмурым дождливым утром мы еле прожевали последнюю «любимую» рисовую кашу, выпили чайку и резко собрались в путь. Попрощавшись с Ижмой тронулись на преодоление очередных трудностей. До Ираеля летели по асфальтированной дороге раскручивая спидометр до 90 км.час. Но недолго «музыка играла», пошла щебенка с песком, знакомыми до боли ямами российских непроходимых для иностранцев дорог. Затем мы отвернули на знаменитый «зимник» и тут выскочило солнышко, защебетали птички в лесу и настроение немного приподнялось, тем более что навстречу попались несколько легковых автомобилей (ухайдаканных дорогой до безумия) и это означало, что дождик не разнес брода на переправе лесной речушки с очень характерным названием «Нырос».

Через 20 км встретился увязший в песке и глине Камаз. Замученный водитель из Оренбурга просил только одно – продайте трос за любую цену, и был поражен что у нас его нет вообще. Первый его трос порвали вытаскивая на переправе, а второй «улетел» на этом злополучном подъеме, когда его пытались вырвать 2 КАМАЗа, чуть не севшие сами (они попались нам по дороге) и накопавших «хорошую» колею, забитую елками и всякой всячиной. Оставив ему подкрепиться и пожеланиями вырваться из таежного плена до зимника мы вскоре и сами подошли к броду, где стояло около 4 грузовых машин.

Не рассусоливая, без остановки рванул вперед на 1 передаче и с ходку преодолел препятствие, чем немало удивил стоявших водителей, но впереди через 6 метров был поворот влево в болотине и в него мы рухнули по самое «не хочу», хорошо был небольшой запас скорости и на последнем издыхании двигателя мы выскочили из этого возможного плена, еще через 10 метров снова речушка «для помывки колес», но ее мы преодолели без проблем и не останавливаясь поползли в песчаную гору по набитой коллее, приглаживая мостами песочек.

Не подвела родимая – выползли, но радиатор закипел. Только на вершине горки встали и обнаружили, что в радиаторе исчезло 5 литров воды. Долили, остыли и пошли дальше по уши в грязи. Последние 30 км были повыше и посуше, где нам повстречались 3 иномарки и среди них «ПЕЖО» с дорожным просветом «ноль целых три сотых сантиметра». Притормозив я ему посоветовал ехать обратно, на что он ответил что если будет садиться, то посреди дороги и тогда его непременно вытащат и потащат как лодку – дело хозяйское, но мне его было искренне жаль, как и ту даму, что сидела рядом с ним в салоне. Наконец мы приближаемся к шоссе Н.Одес – Ухта и тут за поворотом мы увидали около 2 десятков сомневающихся легковых автомобилей.

Пугать их не стали, им нет другого пути, платформы до ст.Ираель не дают, а до зимника дожить трудно. (На второй день после приезда в новостях я слушал выступление мэра Ижмы, где он назвал Ижемский регион оторванным островком и пообещал, что дорогу строить нет денег в республике, а район не может. Странно, но в Ижме и Усть-Цильме вдоль полотна дороги качают нефть ребята из «Лукойла» и ходят по той же дороге, не вкладывая в нее ничего, но увеличивая стоимость бензина в районе из-за трудностей доставки?!). Но это уже не наша головная боль… мы летим по асфальту, роняя на ходу прилипшую грязь.

На развилке у Сосногорска нас тормозит водитель ГАЗ-66, нужен подшипник. У нас его нет, но есть куча вопросов по ремонту собственной машины и мы становимся рядом, тем более что рядом обнаружилась большая лужа чистой воды. Макс с Вадимом принялись приводить в порядок машину, Михаил и я занялись ремонтом. Через 40 минут мы были исправны, помыты и готовы в путь. Заработал сотовый телефон и хотя связь еще была рваной, но мы связались с Александром UA9XAB в Ухте и попросили поддержки в обеспечении бензином. Еще через 5 минут мы уже летели в сторону Ухты. Какой черт меня дернул свернуть с объездной дороги не знаю, но мы заплутали благодаря запрещающим знакам грузовикам еще на окраине Ухты.

Пришлось снова звонить Саше и объяснять где мы находимся. Как оказалось «ларчик просто открывался» за поворотом стояла та самая бензозаправка где нас ждали и открывалась прямая дорога на Сыктывкар. Мы настолько были рады этой встрече с UA9XAB и UA9XMD, что забыли взять у Саши приз за прошлогодний CONTEST Максиму, а Саша не сумел найти и передать УКВ аппаратуру для Геннадия RA9XI из Микуни. На предложения ребят вместе отобедать и отдохнуть мы все дружно отказались, т.к. очень хотели приехать домой сегодня, а впереди еще 350 км пути. Заправив бак, мы сразу выехали на шоссе, не успев толком даже попрощаться с ребятами. Остановились только раз долить воды в радиатор и слить излишки собственной. Питались бутербродами без хлеба на ходу. Но приключения не кончаются и в перед Емвой нас зацепило сильным дождем. Щетки не успевали умывать лобовое стекло, а останавливаться не хотелось, т.к. сумерки становились все гуще, а время неумолимо ползло вперед.

Начали ползти и мы со скоростью около 50 км.час и менее, пристроившись в хвост КАМАЗу. Все-таки быстро стемнело я пришлось включить фары, чтобы не врезаться на финише. Через 3 минуты почуствовал запах женной изоляции и понял света скоро не будет. Вырубил свет и включил аварийку, но не снижая скорости держался за КАМАЗом. На самых тяжелых участках включал его на минутку и снова шел либо на габаритах, либо на аварийке, чем немало напугал камазиста и он решил от нас оторваться. Нет шутишь брат, больше попутных машин не видно и я тоже прибавил скорость. Так я его подержал километров 20, но он решил затем свернуть и остановиться. В районе ж.д переезда «Вогваздино» у меня вырубило все электропитание освещения капитально. Пришлось свалить на обочину перед самым ж/д переездом, где как раз шел поезд. Пока он шел мы остыли, включилось термореле и оставив габариты, я врубил только лампу-фару, направив ее на обочину которая освещала лучше чем 2 штатные фары, но отпугивала все встречные машины отчаянно моргающих дальним светом. Дождь начал понемного стихать и к Эжве мы подкатывали уже в более менее нормальных условиях. Быстро десантировался Вадим, заранее приготовивший свои вещи. Миша позвонил Леониду UA9XF чтобы встретил нас в радиоклубе и развез по домам.

Впереди еще оставался стационарный пост ГИБДД, который надо было либо обойти, либо проехать с включенными фарами. На фары надежды не было и я предложил Мише ехать по объездной через Чов, но лишние 15 км идти было невтерпеж и мы пошли прямо на пост на габаритах, изредка проверяя фары. Камеры нас конечно засекли и постовой вылетел навстречу. Увидав военные номера спросил, почему без ближнего света идем ночью – нарушение! На что получил ответ, что от дальней дороги лучше видно дорогу без света, глаза заболели. Дак тогда надо что-то делать.. ответил постовой. Я ему предложил выковырять глаза и самому сесть за руль. Постовой засмеялся и дал отмашку. И все-таки мы встали за 5 км до радиоклуба, когда у нас снова все вырубило возле войсковой части в городе. Отстояли 10 минут, пока не остыло тепловое рели и снова пошли на габаритах, уже не обращая внимание на запрещающие знаки для грузовиков – дома! Возле радиоклуба стоял на своей «Ниве» UA9XF поджидая сыночка из похода… Все резко разгрузились, оставив большую часть на завтра и поехали по домам. Но и это не все – приехал и вспомнил, что оставил на бампере КШМки папку с документами – еле дозвонился до недовольного дежурного по гаражу и заставил его забрать ее до утра.

В итоге основные задачи были экипажем радиоэкспедиции выполнены или четко обозначены на месте для их последующего решения. Появились новые прочные связи с удивительным северным регионом Республики Коми. Мы обязательно должны приложить все усилия по созданию там радиокружков и коллективных радиостанций при РОСТО. Тем более, что в Ижме главой Н.Т.Братенковым обещано под радиокружок хорошее помещение в новом строящемся культурно-спортивном центре. В Усть-Цильме коллективная станция должна появиться однозначно, но надо помочь на первом этапе спортивной техникой. Об этом было доложено в Ухте зам.председателя РО СРР РК А.Матвееву и он со мной согласился. Радиолюбители экипажа не только закрыли «белое пятно» на радиолюбительской карте Коми, но и открыли для себя много нового на нашей северной суровой земле. Шел слабый дождь начинающегося 24 августа, на плите грелся борщ, о чем-то щебетала жена, но больше одной стопки в меня не вошло. Чуть не уснул в ванной и не помню как меня уложили в постель.

Проснулся утром, чтобы идти на работу и почуствовал, что чего-то очень не хватает… Наверно это почувствовали и остальные члены моего славного экипажа…! Я вновь и вновь перечитываю имеющуюся литературу по Усть-Цильме и начинаю понимать, что меня туда тянет вернуться как магнитом, чтобы снова почуствовать этот воздух, походить по селу в поисках следов своих предков, обязательно поработать в музее, встретится со старцами из Усть-Цильмы, Бугаево и хоть краем глаза увидеть необычный лик св.Николая Чудотворца. Но это будет уже другая - семейная экспедиция с женой и только в Усть-Цильму.

Руководитель радиоэкспедиции (он же механик-водитель и оператор) В.Шишелов UA9XW 26.08.2004 г.

P.S. Позже после цифровой обработки видеопленки и пересылки фотоматериалов изх редакции газеты «Красная Печора», будут представлены фото и видео материалы по экспедиции, а также по клятвенным заверениям UA9XRV еще 10 листов текста его видения своей первой радиоэкспедиции на Север.

Все это можно будет увидеть на сайте РО СРР Республики Коми http://srr.komi.ru

 


Обновлено 31.08.2004 08:08:09
Просмотров всего 12,449, сегодня 1

Статью прислал - Виталий - UA9XW
Все статьи

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 1.00 балл на основе 1 мнения
Отлично
 0
0%
Хорошо
 0
0%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 1
100%

Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Пока еще нет ни одного отзыва. Станьте первым и опубликуйте свое мнение!
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!