СТАТЬИ

439 минут "Сириуса"



Автор: Члиянц Георгий (UY5XE)
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Наша история"

Под таким названием, почти 30 лет назад, вышла документальная повесть [1]. Она была посвящена покорителям космоса, которые на стратостате "Осоавиахим-1" осуществили рекордный подъем на высоту 22000 м.

Старт "Осоавиахим-1" был дан в 09 час. 06 мин. (MSK) 30 января 1934г. с летного поля в Кунцево. В его экипаж входили стратонавты: Павел Федорович Федосеенко (орденоносец гражданской войны, мировой рекордсмен по продолжительности полета на малом сферическом аэростате) - инженер, пилот экипажа, Андрей Богданович Васенко (инженер, конструктор стратостата) - аэрологические наблюдения и Илья Давыдович Усыскин (молодой научный сотрудник Ленинградского физико-технического института) - исследование космических лучей.

Полет для экипажа окончился трагически - при спуске стратостат попал в струйное течение, подвесные стропы, соединяющие гондолу с оболочкой, не выдержали чрезмерной нагрузки и в результате чего она оторвалась. При ударе гондолы о землю (упала в Инсарском районе Мордовии), отважные исследователи погибли. Похороны героев состоялись на Красной площади, у Кремлевской стены.

Приведем краткую хронику этого трагического (четвертого по счету полета стратостата - см. Справку) и, в тоже время, исторического подъема в т.н. "ближний" космос. Хроника составлена, как на записях из бортового журнала стратостата и радиограмм-переговоров (позывной радиостанции стратостата был "Сириус" и длина волны его передатчика - 69 м, а позывной радиостанции штаба полета - "Земля" и длина волны его передатчика - 75 м), так и на полученных позднее в штаб полета писем-рапортов радиолюбителей (к сожалению, их коротковолновые позывные установить не представилось возможным [4] и, видимо, они были либо только SWLs, либо - обычными рядовыми радиослушателями...).

[Примечание: Отметим, что во время полета стратостата "СССР" (см. п.3 Справки) радиолюбители-коротковолновики непрерывно вызывали его радиостанцию и тем самым мешали переговорам между экипажем и организаторами полета. В связи с этим, руководство ОСОАВИАХИМа заранее обратилось с коротковолновикам с просьбой: в день полета соблюдать полное радиомолчание на вышеприведенных длинах волн.]

- 09.15 ("Сириус" - "Земле"): "Иду на высоте 1600 м. Пробил облака. Температура минус 3...".
- 09.45 ("Сириус" - "Земле"): "Высота 15000 м по альтиметру. Внизу сплошная облачность. Определить направление полета невозможно".
- 10.05 ("Сириус" - "Земле"): "Достигли высоты 19000 м по альтиметру, не израсходовав ни одного грамма балласта".
- 10.59 ("Сириус" - "Земле"): "В 10 час. 48 мин. высота 19600 м. Ваш номер 11 приняли, слышимость прекрасная... Температура в гондоле плюс 20, высота по альтиметру 20500. ... Временно, на 10 мин. прекращаем прием и передачу для того, чтобы включить патроны "А(л)удос" для поглощения углекислоты".
- Время не указано ("Земля" - "Сириусу"): "Со всей бдительностью и внимательностью снизиться. Сообщайте направление стратостата и возможное место посадки. Готовимся выехать встречать вас. ...".

Прошло уже два часа, как радист московского штаба управления полетом записал последнюю радиограмму, но, "Сириус" молчал и не отвечал на последующие (после 12-и часов) неоднократные вызовы "Земли"...

Hо односторонние вызовы "Сириуса" слышал радиолюбитель из Энгельса (Саратовская обл.) Стеттлер, который и после 12.10 услышал "обрывки" трех радиограмм "Сириуса" (NN 14, 15, 16), а в 12.45 записал радиограмму N17: "Алло, алло, говорит "Сириус". Имеем высоту 21000 метров...". А через 10 мин. он услышал уже знакомый ему голос из стратосферы, который начал передавать радиограмму N18, но принял всего лишь ее начальные слова и передача прервалась...

Эту же радиограмму (под N17, в 12.55) слышал и радиолюбитель Кержаков из с.Ям Московской обл.

Приводим (в хронологическом порядке) выдержки их некоторых записей из бортового журнала и личных дневников стратонавтов:
- "12.17. Альтиметр - 21600. Температура внутри гондолы +23 С. ...".
- "Альтиметр 22000 метров. Спуск начался в 12.33. Остаток балласта - 220/45 килограммов...".
- "13.20. Высота неизвестна. ... Продолжительный клапанный хлопок".
- "Стратостат вновь от разогрева наполнился. 13 час. 47 мин.".
- "Едим шоколад. 13.51. Вновь идем вверх. Альтиметр 21500".
- "14 час. 01 мин. Давление внутри гондолы держится без изменений. ...".
- "Слышно морзе. Приемник работает. 14 час. 07 мин.".
- "Альтиметр 21200. 14 час. 20 мин.".
- "Работает слабо радио. Идет спуск. Оболочка сжимается. ...".
- "21150. Работает приемник: "Вас не слышим. "Сириус". Я - "Земля>, отвечайте.".
- "14.36. Медленно спускаемся. Принимаем радио с Земли".
- "15.28. Альтиметр 17400. ... Связи с радио нет. ...".
- "15.40. Чувствуем себя бодро. Альтиметр 14300.".
- "16 час. 13,5 мин. Альтиметр 12000.".

Можно предположить, что с 13-ти часов передатчик "Сириуса" часто давал сбои в работе (и передатчик и приемник стратостата, с самого начала полета, работали не совсем надежно - что видно из вышеизложенного)...

И совсем непонятна якобы радиограмма "Сириуса" с тревожным сообщением, которую с своих наушниках услышал еще в 12.45 (!) радиолюбитель из Гомеля Hеклюев: "Внимание, говорит "Сириус". Сообщите об этом. Экипаж попал в зону осадков. Мы находимся в безвыходном положении. Обледенены льдом, падаем... Два моих товарища в скверном состоянии. Кончаю.". И еще в течении длительного времени "голос с высоты" все повторял: "... Облеплены льдом, падаем ...". И, это в то время, когда (как передавались с борта стратостата, так и отмеченные в записях странонавтов) обстановка была еще вполне нормальной... Примерно с такими же фразами, но уже глубокой полночью (!) такое сообщение услышал и командир роты Чончарской дивизии П.М.Касаткин (слушал на приемник, установленный в библиотеке центральной усадьбы колхоза "Ударный фронт" - с.Петницкое Hовозыбковского района Смоленской обл.).

Спустя более семидесяти лет, с момента данного полета, уже невозможно установить истину, но радиограммы "Сириуса" с тревожным сообщением, явно, смахивают на радиограммы-фальшивки... И дальнейшие рассуждения и комментарии не имеют смысла...

По заключению комиссии от 22 февраля 1934г., при вхождении стратостата в область тропосферы (высота 8000-10000 м) наступило резкое увеличение скорости падения, вызвавшее увеличение давления на нижнюю поверхность стратостата, полный обрыв гондолы от оболочки и ее свободное падение до встречи с земной поверхностью. Произошло это в районе 17-ти часов...

Справка [2, 3]:
1. Первый полет в стратосферу (высота свыше 11000 м) состоялся 27 мая 1931г. экипажем в составе швейцарского профессора А.Пиккара (Огюста Пикара) и бельгийца П.Кипфера. Была достигнута высота 15780 м.
2. 12 августа 1932г. А.Пиккар и бельгиец М.Козинс достигли высоты 16370 (16201) м. Hа борту стратостата отсутствовала радиостанция и за несколько часов полета, когда о нем не было никаких известий, газеты и радио успели объявить его погибшим.
3. 30 сентября 1933г. в 12.45 первый советский стратостат "СССР" (экипаж: Георгий А.Прокофьев - командир, Константин Д.Годунов - конструктор оболочки и Эрнст К.Бирнбаум - научный сотрудник) достиг высоты 19000 м.
4. Последующие полеты экипажей стратостатов (вслед за "Осоавиахим-1"):
- 28.07.1934: американцы Кепнер, А.Стивенс и О.Андерсон достигли высоты 18000 м;
- 18.08.1934: бельгийцы М.Козинс и H. ван дер Элст достигли высоты 16000 м;
- 26.06.1935: стратостат "СССР-1-бис" (экипаж: профессор А.Г.Вериго, К.Я.Зилле и Ю.Г.Прилуцкий) достиг высоты 16000 м, но в нижней части оболочки его гондолы стали появляться расширяющиеся трещины и экипаж вынужден был выброситься с парашютами;
- 11.11.1935: американцы А.Стивенс и О.Андерсон достигли высоты 22066 м (новый мировой рекорд).

Фотографию радиоаппаратуры, установленной в гондоле стратостата "Осовиахим-1", можно посмотреть в [5].

Литература и источники:
1. Вера Дорофеева, Виль Дорофеев. "439 минут "Сириуса"" [М.,"Молодая гвардия", 1977, 256 с.].
2. БСЭ (третье издание) [из-во "СЭ", М.; 1977, т.24-II, с.554].
3. Л.Репин "Высокий взлет" ["Комсомольская правда", 20.09.1983, с.4].
4. Георгий Члиянц (UY5XE). "Листая старый "USSR CALLBOOK" (1925-1941)" (Львов, 2005, 152 c.].
5. Георгий Члиянц (UY5XE). "Трагический полет "Сириуса" ["РАДИОМИР. КВ и УКВ; N10/2006, c.3].

Обновлено 25.12.2006 10:02:32
Просмотров всего 12,130, сегодня 2

Статью прислал - Члиянц Георгий (UY5XE)
Все статьи

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 1.00 балл на основе 1 мнения
Отлично
 0
0%
Хорошо
 0
0%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 1
100%

Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Пока еще нет ни одного отзыва. Станьте первым и опубликуйте свое мнение!
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!