Автор: Андрей Блинушов
UA3SGV
Записки и фотографии этой экспедиции я, к сожалению, утратил в результате разных драматических перепетий. Но уцелела любительская видеокассета с фрагметами экспедиции и некоторыми комментариями нашего"кэпа" Володи Бессонова из Бишкека (Фрунзе), UM8MM. Вот по кассете и попытаюсь хоть что-то восстановить...
Много лет я грезил горным походом, который удалось бы совместить с любительской радиосвязью. Строил прожекты, обсуждал их с туристами-горниками, с радиолюбителями в клубе. Но все как-то не "склеивалось". Однажды на меня, видимо, нашло "просветление", - работая на 28 MHz, я взял, да и спросил прямо у одного из киргизских коротковолновиков, - как бы, мол, организовать радиоэкспедицию к вам, в горы Тянь-Шаня. А он, не раздумывая ни минуты, отвечает: "Можно организовать. У нас, кстати, начальником радиостанции республиканского клуба ваш земляк работает, Володя Бессонов - он турист и большой энтузиаст всяких экспедиций".
Ну, скажите, это ли не Божий промысел? Попросил я того коллегу из Киргизии передать Бессонову, что приглашаю его на "траффик" (заранее обговоренная регулярная радиосвязь на определенной частоте в конкретное время) на 28 MHz - Киргизию у нас всегда лучше слышно именно на этом диапазоне. И, недели, наверное, через две мы с Бессоновым (UM8MM) встретились в эфире.
Так началось наше эфирное обсуждение планов предстоящей экспедиции. Мы регулярно общались в эфире, постепенно к нашей группе подключился Петр Шустов из Касимова Рязанской области (RA3SU) - старый приятель Бесснова, и наши друзья из города Йена Германской Демократической Республики - Йоханнес Ретгер (Y25IJ) и Ханс-Гюнтер Прюффер (Y24MJ).
Предстоящая экспедиция явно начала приобретать признаки международности. Что, конечно, делало ее более привлекательной как для нас, так и для будущих радиокорреспондентов. С другой стороны, то были времена еще Советского Союза с мощным чиновничеством и КГБ, "охранявшим" все и вся от любого иностранного проникновения. Так что с разрешительными бумагами пришлось повозиться...
Главная заслуга по "пробиванию" и "доставанию" принадлежит, конечно, Володе Бессонову. Надо заметить, что Володя - уникальный менеджер, невероятно коммуникабельный и располагающий к себе человек. Симпатичнейший в мире толстяк, на которого невозможно обидеться и которому веришь даже тогда, когда он "гонит" про "черного альпиниста" и "экстрасенсорное лечение в эфире". Чем он, собственно, и не преминул воспользоваться :-)
Наша экспедиция тогда имела не только радиолюбительский и туристический характер. Была в ней и "прикладная" составляющая. Несколькими месяцами раньше в Киргизии произошло землетрясение - к счастью, без жертв и больших разрушений, - но все были серьезно напуганы. Страшная трагедия армянского землятрясения (Спитак) заставила задуматься о подготовке к подобным стихийным бедствиям.
Та важная роль, которую сыграли именно коротковолновики в обеспечении радиосвязью зоны бедствия в районе Спитака, несомненно, серьезно "приподняла" статус радиолюбителей в стране. Это, в свою очередь, помогло нам организовать экспедицию в горы Киргизии. Удалось подключить республиканский ДОСААФ и комитет Красного Креста - мы взялись отрабатывать техники "оперативного разворачивания" в зоне возможных ЧП в горных районах, используя любительскую аппаратуру и антенны, а нам помогли с бензином и транспортом.
В результате "радиокрыло" нашей команды выглядела так:
В команду также входили: милейший медик Кэрстин (жена Y24MJ); хозяйственная часть в лице жен RA3SU (Валентина, серьезная женщина), Y25IJ (Ютта, сраженная Азией), UM8MM (Лариса, очаровательная кореянка) и, конечно, водитель нашего микроавтобуса местной ДЮСШ невозмутимый Александр (псевдоним - "дранкдрайвер").
То ли времена были совсем еще советские, то ли мы сами были такие отсталые - УКВ-аппаратуры у нас с собой не было (конечно, о портативных станциях мы тогда вообще только мечтали). Но уж зато КВ-аппаратура у нас была на уровне (для 1989 года, конечно):
Для электропитания мы заготовили:
Для экспедиции нам выдели специальный позывной. Кажется, это был RM1MWW
Поездом мы продвигались во Фрунзе аж четверо суток. На пустынном участке аборигенки продавали пассажирам шерсть, не сходя с верблюдов. От кислющего кумыса глаза на лоб вылазили.
И когда мы, насквозь пыльные и усталые, оказались во Фрунзе (нынешний Бишкек, столица Кыргызстана), каким наслаждением была чашка чая, заваренного с высокогорным чабрецом!..
"Нитка" нашего маршрута выглядела примерно так:
Фрунзе, Орто-Каинды, Чон-Кемин, Чон-Кайсу, Чолпон-Ата (?), Ак-Булак, Тюп, Каракол, Иссык-Куль, Каджи-Сай, Фрунзе.
Меня угораздило приболеть на маршруте, поэтому многое воспринималось в эдаком горячечно-экзотическом ключе. Пышное местное блюдо "думбляма", на приготовление которого уходит, кажется, полтонны стручков "сладкого" перца, головок чеснока и лука. Шокирующий напиток "шасси", состоящий из чистого спирта, настоенного на ягодах горного барбариса. Киргизский знахарь на приземистой лошадке и в шапке с лисьими хвостами, лечивший меня барсучьим жиром, облепиховым отваром и ядом какого-то ужасного гада. Перепады высоты, от которых сердце готово выпрыгнуть через носоглотку. Абсолютно черные ночи, когда без фонаря палатку найти невозможно. Ежедневные ливни, когда вода не каплями и струями, а потоками обрушивается с небес. Переправы через горные речки по веревке, когда уверен, что этот день - последний в твоей жизни. Фантастические виды с вершин. Невероятно синее небо высокогорья, одуряющий запах чабреца с альпийских лугов, выжженные сорокоградусным зноем ущелья... Одним словом, море ощущений "чайника", впервые попавшего в горы, да сразу - на Тянь-Шань...
Направленную антенну "Яги" нам, конечно, удавалось ставить только на достаточно плоских участках. Запомнилась работа из заброшенной кошары (загон для овец) в урочище Орто-Каинды. Там удалось "запитаться" от электролинии лесничества. Ох, и попировали мы тогда в эфире! Работали в восемь смен, почти круглосуточно. На низкочастотных диапазонах прохождения почти не было, зато на "вч" мы взяли реванш. Желающих сработать с нами было очень много, приходилось вести списки и вызывать станции по районам, с иностранными корреспондентами работали "по цифрам" ("слушаю только "четыре" - иначе что-либо разобрать в потоке зовущих было бы невозможно).
Для связей внутри Киргизии для нас оптимальным оказался диапазон 7 MHz, для дальних - 14 и 28 MHz. Практически все время эфир характерно "подшумливал" - фрунзенцы утверждали, что это "повышенная радиация в горах шумит".
Очень жаль, что не удалось поработать на УКВ (не было техники), поэксперементировать со связями типа "базовый лагерь - группа на восхождении" и между двумя "группами на восхождении".
Проволочные антенны типа "диполь" и "IV" показали себя не очень хорошо - для связей на НЧ приходилось страшно напрягать выходной каскад передатчиков, "качая мощу". После того, как Юра UM8MDX вместе с Петей RA3SU соорудили что-то типа антенны "треугольник", связь на низкочастотных 7 и 3,5 MHz заметно улучшилась.
Благодаря тому, что ребята самоотверженно чинили жителям высокогорья радиоприемники, телеантенны и тому подобную технику, местное население было настроено к нам очень радушно.
Не удалось избежать и совсем острых ощущений. При восхождении на одну из живописных вершин (кажется, это было в районе ущелья Барскаун), моя wife Галина UA3SIN спустила на меня такой камень... Чудом удалось увернуться. С тех пор не устаю повторять: "господа "чайники", не знающие техники восхождения, слушайте более опытных товарищей и не лезьте, куда вам квалификация не позволяет! И женщин своих вперед не пускайте. На всякий случай :-)
Поразила меня техника скалолазания Володи Бессонова (UM8MM) - дяденька весом эдак в полтора центнера, обряженный в засаленый киргизский халат и малюсенькую узбекскую тюбетейку, скакал вверх со скоростью горного козла (уж и не помню, как в Киргизии эти высокогорные животные называются).
При спуске с высокогорья к озеру Иссык-Куль, заехали в прибрежный поселок Каджи-Сай, где перезнакомились с отличными парнями - командой местной коллективной радиостанции UM8QWC. Ребята приютили нас, организовали хорошую баньку и, как водится, знатную радиолюбительскую вечеринку в среднеазиатском стиле. Пообщались с китайцами-уйгурами, которые приглашали организовать экспедицию у них в КНР. На Иссык-Куле половина нашей эспедиции просто обуглилась - там загорать надо было более чем аккуратно :-)
Непосредственно из гор мы провели тогда более 5000 QSO (радиосвязей) со 156 областями СССР и 97 странами мира. Съели два ящика тушенки и, наверное, пять мешков овощей. Сожгли десяток радиоламп и устроили два коротких замыкания.
... Уже в самолете, на обратном пути, мы поняли, как нам жаль покидать эти замечательные горы, расставаться с нашими новыми киргизскими друзьями. Мы еще не знали, что Киргизия скоро станет "заграницей", и что некие "исламские боевики" начнут похищать в тамошних горах альпинистов "для торговли". Что Фред RM8MA, а потом и Галина UA3SIN, эмигрируют в ФРГ, а ГДР перестанет существовать, и мы быстро потеряем из виду Йоханнеса Y25IJ и Ханзи Y24MJ. Многого мы тогда еще не знали...
Сегодня, уже двенадцать лет спустя, когда я пью чай с чабрецом или слышу в эфире киргизские позывные, я неизменно вспоминаю самое синее в мире небо над горами и утренний вопль Володи Бессонова: "Немцы, хенде хох, просыпайтесь, на "двадцатке" Берлин "проходит"!
Рязань, май 2001 года
Андрей, здравствуйте. Случайно нашла вашу вашу статью.( вообще то я искала данные о Юре Минине). Очень приятно удивлена, т.к. я тоже была тогда в этой экспедиции вместе с Юрой, но вы меня почему-то не помните. И у меня тоже сохранилось много фоток с той поездки. Только я уехала раньше, и не попала с вами на Иссык-куль. Володя Бессонов научил меня готовить дымляму... и я у вас кашеварила первое время. С нами был еще мальчик, не помню чей сын... он тоже , по моему уехал раньше. Спасибо вам большое за ваш рассказ. Прям вернулась в свою молодость. А что с Юрой, вам известно, где он?
priwjet is goroda Jena w Germanii!! Prekrasnye wpetschatlenija Johannes DF5AU ex Y25IJ