На что способна российская система предупреждения о ракетном нападении
Российский военный спутник «Космос-2430» 5 января 2019 года сошел с орбиты и сгорел в атмосфере над Тихим океаном. Российские военные заявили, что аппарат был сведен с орбиты в штатном режиме и все время падения находился под наблюдением Воздушно-космических войск.
Спутник входил в состав космического эшелона российской системы предупреждения о ракетном нападении, которая, по задумке конструкторов и военных, должна предупредить руководство страны о начале ядерной войны. После сообщений о сходе «Космоса-2430» с орбиты могло сложиться впечатление, что российские возможности по раннему обнаружению запусков баллистических ракет уменьшились, однако на самом деле ничего не изменилось — космический эшелон, хотя и не стал менее эффективным, все равно остается самым слабым звеном системы предупреждения о ракетном нападении.
Мы решили рассказать краткую историю создания системы предупреждения о ракетном нападении и о ее современном состоянии. Первая часть нашего материала посвящена космическому эшелону системы и его возможностям. О наземном эшелоне мы расскажем во второй части, которая выйдет позднее.
Ядерный щит
Если не вдаваться в сложные подробности, то можно сказать, что история оружия — это взаимосвязанное развитие средств нападения и средств защиты. Вскоре после того, как было придумано копье, появился и щит; развитие огнестрельного оружия привело к созданию бронежилета. Все новые виды вооружений порождали и новые виды противодействия им, причем иногда на нетривиальную угрозу приходилось придумывать не менее нетривиальный ответ.
В 1961 году США провели испытания первой межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman, способной поражать цели на дальности до 9,3 тысячи километров. Ракета имела разделяющуюся головную часть и летала на твердом топливе, благодаря чему была проста в обслуживании носителя и требовала меньше времени на подготовку к запуску. В результате советские военные пришли к выводу, что действующая в стране с начала 1950-х годов система противоракетной обороны с радиолокационным полем обнаружения пусков баллистических ракет практически беспомощна перед новыми американскими носителями.
Поэтому в том же 1961 году Министерство обороны СССР подготовило и ввело в действие документ о новой тактике противодействия ракетно-ядерной угрозе. В нем, в частности, был описан ответно-встречный удар, подразумевающий запуск баллистических ракет по территории противника в ответ на его пуски носителей по территории СССР, причем еще до того, как ракеты противника поразят свои цели. Как говорится, ответим, пока еще все живы.
Запуск американской баллистической ракеты Minuteman
fas.org
Концепция ответно-встречного удара подразумевала организацию системы, способную на раннем этапе, то есть еще во время разгона баллистических ракет противника, предупредить советских военных о нападении. Существовавшие тогда в СССР системы обнаружения баллистических ракет были «заточены» под носители средней дальности, то есть с дальностью полета до 5,5 тысячи километров. Они могли предупредить о ракетах лишь за 10-15 минут до их прилета к цели.
Советская СПРН
В состав системы предупреждения о ракетном нападении, которая должна была следить за пусками новых американских ракет, должны были войти два эшелона: космический (первый) и наземный (второй). Первый эшелон должен был состоять из спутников, способных обнаружить запуски баллистических ракет с территории США, с которыми в то время СССР находился в состоянии холодной войны. Второй эшелон предполагалось составить из сети надгоризонтных и загоризонтных радиолокационных станций, которые бы могли подтверждать или опровергать данные первого эшелона о пусках ракет, а также сопровождать баллистические цели и выдавать частичное целеуказание системам противоракетной обороны.
Первым началось формирование наземного эшелона, параллельно Особое конструкторское бюро № 41 (ныне ЦНИИ «Комета») и Машиностроительный завод имени Лавочкина (ныне НПО имени Лавочкина) вели разработку космического эшелона.
В полноценном своем виде система предупреждения о ракетном нападении заработала в конце 1970-х годов. К 1979 году в ее состав входили четыре спутника системы «Око». Они могли видеть пуски баллистических ракет на так называемом активном участке, отслеживая инфракрасное излучение факелов работающих двигателей на фоне земли. Кроме того, работали несколько наземных новых и модернизированных радиолокационных станций — «Днестр», «Днестр-М», «Днепр». К концу 1980-х годов были введены в строй несколько дополнительных спутников системы «Око», а также новые радиолокационные станции «Дарьял», обеспечивавшие обнаружение баллистических ракет на большой дальности.
Передающая позиция Габалинской радиолокационной станции «Дарьял»
Министерство обороны России
Советские предприятия приступили к разработке новых космических аппаратов для первого эшелона, которые должны были бы обнаруживать пуски баллистических ракет не только с континентальной части США, но и с других территорий, а также с моря. Эта система получила название «Око-1», а ее развертывание началось в 1991 году.
В целом, созданная СССР система предупреждения о ракетном нападении позволяла заблаговременно оповещать военных о об угрозе ракетного нападения — она могла включать оповещение о пусках вскоре после старта ракет еще на их разгонном участке.
Известно, что эта система давала несколько ложных срабатываний. Так, в сентябре 1983 года система предупредила о множественных запусках баллистических ракет с территории США, но ее срабатывание было признано ложным. В 1985 году она также выдала предупреждение о запуске ракет, но сама же его и отменила, поскольку не получила подтверждающих данных от наземного эшелона. Наконец, в 1995 году уже российская система предупреждения сообщила о запуске одной баллистической ракеты. Это сообщение также признали ложным. Вскоре выяснилось, что она среагировала на запуск норвежского метеорологического спутника.
В настоящее время космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении включает в себя спутники двух систем: «Око» и Единой космической системы (ЕКС). Во многом информация о составе эшелона засекречена. Предположительно, в космосе в настоящее время находятся четыре космических аппарата на высокоэллиптических орбитах.
Концептуальная схема радиолокационной станции «Днестр»
wikimedia commons
Подслеповатое «Око»
До недавнего времени в состав системы «Око» входили три спутника, расположенные на высокоэллиптической орбите (орбите "Молния"). Из-за вращения вокруг Земли они не всегда могли видеть территорию США, чтобы вовремя обнаружить инфракрасное излучение работающих двигателей баллистических ракет. Поэтому до 2014 года в состав системы «Око» входил и один аппарат на геостационарной орбите — «Космос-2379». Он обеспечивал корректировку данных спутников на высокоэллиптической орбите и наблюдение в те моменты, когда они «не видели» территорию США.
В начале 2014 года «Космос-2379» перестал работать, и к середине года его сняли с боевого дежурства. Тогда на орбите остались три спутника: «Космос-2422», «Космос-2430» и «Космос-2440».
Пятого января 2019 года с орбиты сошел и сгорел в атмосфере «Космос-2430». Этот спутник был выведен на орбиту еще в 2007 году. По разным неподтвержденным данным, он перестал работать в 2012-2014 году, выработав свой ресурс, который для аппаратов такого типа составляет пять лет. Сгорание спутника в атмосфере попало в трансляцию крикетного матча между сборными Шри-Ланки и Новой Зеландии на телеканале Fox News.
После схода аппарата с орбиты возможности системы «Око» практически не изменились. Апогеи оставшихся спутников на высокоэллиптической орбите расположены над Атлантически и Тихим океанами. Предположительно, «Космос-2422» и «Космос-2440» сейчас могут работать лишь несколько часов в сутки - их ресурс почти исчерпан, поэтому большую часть времени они находятся в "спящем режиме".
Аппараты ведут наблюдение под углом к земной поверхности. Это было сделано специально, чтобы гарантированно различать факелы ракет на контрасте с атмосферой и ее границей, а также уменьшить вероятность ложного срабатывания из-за отражения солнечного излучения от Земли и облаков.
Изначально предполагалось, что в состав системы «Око» должны войти по меньшей мере четыре спутника на высокоэллиптической орбите. Это позволило бы обеспечить круглосуточное наблюдение за территорией США — каждый спутник мог бы следить за пусками ракет по шесть часов в сутки. Несколько лет возможности системы «Око» дополнялись спутниками системы «Око-1». В состав последней входили восемь аппаратов, последний из которых был запущен в 2012 году. Все они размещались на геостационарной орбите.
В отличие от системы «Око», аппараты «Око-1» были оснащены солнечными защитными экранами и специальными фильтрами, чтобы вести наблюдение за поверхностью земли, а также моря под практически вертикальным углом. Это позволяло обнаружить морские старты баллистических ракет подводных лодок на фоне отражений от морской поверхности и облаков. Спутники могли «видеть» инфракрасное излучение работающих ракетных двигателей даже при при относительно плотном облачном покрове.
Но из-за выработки ресурса и ряда сбоев на нескольких аппаратах система «Око-1» полностью перестала функционировать к началу 2015 года. Космические аппараты этой системы больше не выпускаются, и возобновлять их производство военные не планируют.
Недостроенная ЕКС
В середине 2000-х годов Министерство обороны России решило сделать ставку на развитие Единой космической системы, аппараты которой должны были бы полностью заменить системы «Око» и «Око-1», а также значительно расширить возможности первого эшелона системы предупреждения о ракетном нападении.
Для этого российские ЦНИИ «Комета» и РКК «Энергия» разработали новые спутники «Тундра», предназначенные для работы на эллиптических и геостационарных орбитах. Главным их отличием от аппаратов систем «Око» является способность не только обнаруживать инфракрасное излучение запущенных наземных и морских баллистических ракет, но и вычислять траекторию их полета и выдавать целеуказание наземным системам противоракетной обороны. (Спутники систем «Око» могли лишь предупредить о запусках, но определение траектории ракет ложилось на второй, наземный, эшелон).
Ионизированные следы от упавших боевых частей ракеты MinutemanIII
fas.org
Помимо телескопов и систем обнаружения инфракрасного излучения, аппараты «Тундра» получили и системы боевого управления. Это означает, что эти космические аппараты можно использовать для передачи команд на начало ответного ракетного удара, грубо говоря, для приказов с «ядерного чемоданчика» (на самом деле система прохождения приказов на запуск баллистических ракет сложнее, чем обычное получение сигналов от нажатой президентом кнопки).
Известно, что к настоящему времени в космос были запущены два спутника «Тундра», получившие индексы «Космос-2510» и «Космос-2518». Они располагаются на высокоэллиптических орбитах с апогеем чуть более 39 тысяч километров. Эти аппараты, хотя официально и стоят на боевом дежурстве, полноценное предупреждение о ракетном нападении обеспечить пока не могут из-за своей малой численности. Российские военные сегодня используют их для подготовки специалистов, а также настройки наземного оборудования и отладки программного обеспечения управления и анализа данных.
Министерство обороны России планирует включить в состав Единой космической системы также спутники радиолокационной, оптико-электронной и геодезической разведки. Эти аппараты в обычное время будут использоваться для наблюдения за поверхностью Земли, разведки и картографирования, а в случае начала ядерной войны — уточнения данных, поступающих с аппаратов «Тундра», включая идентификацию баллистических целей.
Кроме того, ЕКС должна будет пополниться спутниками разведки и связи системы «Лиана», отвечающими за обнаружение и сопровождение кораблей и судов, а также передачу управляющих команд на стратегические ракетоносцы в море.
В целом, космический эшелон российской системы предупреждения о ракетном нападении сегодня практически бесполезен, поскольку не способен обеспечивать круглосуточное наблюдения за точками потенциального запуска баллистических ракет и морской поверхностью. Этот недостаток отчасти компенсируется радиолокационными станциями наземного эшелона системы, однако они не способны обеспечить действительно раннее предупреждение о ракетном нападении.
О конкретных планах развития Единой космической системы Министерство обороны России не распространяется. Последний из спутников «Тундра» был запущен в мае 2017 года. По неподтвержденным данным, военные планируют вывести на орбиту еще по меньшей мере четыре таких аппарата, однако когда именно это будет сделано, пока не известно.
эволюция, блин, на геостационарной ферме.