Летом 2019 года в Красноярском крае происходили одни из сильнейших, за последние годы, лесных пожаров. Помимо причин и условий их возникновения были также некоторые обстоятельства, вносящие свое деструктивное влияние в процесс ликвидации опасных очагов, а именно отсутствие возможности создания общего информационного поля, в которое были бы вовлечены, в том числе и гражданские пользователи технических радиосредств.
По оценке академика Международной академии связи С. Комарова, в технологическую эпоху интернета и цифрового вещания развитие сегмента российского радиовещания происходит однобоко, - широко распространенные аналоговые FM[1]-станции заполонили весь эфир более-менее крупных городов, в то же время остались совсем не охваченными радиовещанием обширные территории удаленных северных и приравненных к ним регионов, наладить радиовещание в которых лишь FM-технологиями невозможно.
Другими альтернативными диапазонами радиовещания являются длинные, средние и короткие волны, что выглядит следующим образом:
Виды волн | Диапазоны частот | Максимальная дальность распространения |
Длинные волны (ДВ) | в номиналах частот 153 – 279 кГц | до 2000 км. |
Средние волны (СВ) | в номиналах частот 522 – 1602 кГц | до 500 км. |
Короткие волны (КВ) | в номиналах частот 3200 - 26100 кГц | до 3500 км. |
С 2012 года централизованное радиовещание на данных волнах было прекращено. И в настоящий момент в России действует всего 13 радиовещательных станции, работающие на КВ и СВ: в Москве – 9 СВ-станций, на территории Ленинградской области, Хабаровского края – по одной СВ-станции, в Якутии – 2 КВ-станции. Вместе с тем, данная ситуация усугубляется занятием ранее использовавшихся отечественных радиочастот иностранными вещательными станциями, передающими собственный информационный контент, отвечающий геополитическим, экономическим и социокультурным интересам этих стран.
Текущее положение стало следствием общего, комплексного накопления причин, связанных с отсутствием федеральной политики развития в области радиовещания, повсеместным износом оборудования ДВ-, СВ-, и КВ-радиоцентров, развертыванием гражданского строительства вблизи антенных полей и передающих центров, худшим качеством передаваемого сигнала на ДВ, СВ и КВ по сравнению с УКВ, а также высоким уровнем эксплуатационных расходов.
Наряду с этим последние 20 лет активно развиваются технологии спутникового радиовещания, что представляет собой традиционные FM-станции, которые, находясь, например, в Москве, передают контент через спутник на большие расстояния, в населенные пункты, не имеющие собственных теле- и радиоцентров. Данные сложности связаны с особенностью физики радиоволн, в соответствии с которой распространение УКВ-сигнала происходит максимум на 150 км., и это в условиях прямой видимости.
В то же время активное внедрение на государственном уровне цифровых решений вещания можно расценить в определенной мере как ограничение конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, поскольку предлагаемые провайдерами-операторами технические решения имеют ощутимую стоимость получения услуги (спутниковая передача данных). В этой связи остается весьма спорной возможность широкого и свободного получения данной услуги абсолютно всеми жителями отдаленных северных и приравненных к ним районов, хотя Правительством РФ и предпринимаются соответствующие мероприятия в рамках существующих нацпроектов.
Одновременно с этим стоит заметить, передача и получение информации может осуществляться не только обозначенными выше по тексту настоящей записки мерами, а также при помощи постепенно развивающейся в любительском диапазоне гражданской радиосвязи (т.н. Си-Би диапазон – 27 МГц[1]), который в настоящее время получил широкое распространение у водителей большегрузных автомобилей и автопутешественников. К сожалению, об их численности, количестве радиостанций во владении, ничего сказать нельзя, так как регистрация подобных устройств отменена с 2011 года, тем не менее, эксперты рынка отмечают широкое распространение данного вида связи. Вместе с тем слабой ее стороной является ограниченный радиус покрытия, что составляет в лучшем случае до 15 км.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время Россия не имеет общего и равномерного покрытия территории страны существующими видами услуг предоставления информации и связи.
Во исполнение Указа Президента России от 13 ноября 2012 г. за № 1522, в соответствии с которым при общей координации МЧС России были развернуты работы по созданию до 1 января 2014 г. на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов, комплексных систем экстренного оповещения населения.
В рамках реализации данного Указа и в целях совершенствования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в целом на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций
2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 158-ФЗ которым внесены изменения в четыре федеральных закона Российской Федерации: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О средствах массовой информации», «О гражданской обороне», «О связи».
Непосредственная организация выполнения практических работ по созданию, поддержанию в готовности к применению систем оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, вне зависимости от формы их собственности.
На основании выше изложенных решений в частности в районных центрах Красноярского края были проведены мероприятия по развертыванию служебной сети КВ-связи, которая была призвана реализовать задачу централизованного диспетчерского оповещения о ЧС. К моменту реализации система была представлена двумя фактическими сетями: внутрирегиональной сетью КВ-радиостанций районных пунктов Единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС), и сетью «КрасСпас» - добровольной радиолюбительской аварийной службой, действующей при координации ЕДДС края. На текущий момент, по общему мнению специалистов, работоспособность служебной КВ-связи ЕДДС даже с учетом проведенного технического перевооружения и модернизации вызывает в известной мере вопросы о ее работоспособности. В то время как деятельность КрасСпаса к настоящему моменту приостановлена полностью в виду отсутствия финансовой поддержки движения. В результате такого положения охват территорий районов Красноярского края остается не достаточным и не соответствует предъявляемым требованиям о гарантированном диспетчерском оповещении.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. за № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», весь летный состав воздушных судов РФ обязан информировать диспетчеров службы Росаэронавигации обо всех ЧС и прочих ситуациях, которые, по мнению экипажа, являются важными.
Также, подобной практики придерживаются и все экипажи морских и речных судов РФ (хотя нормативная база отсутствует), в случае обнаружения ЧС и прочих ситуаций, по своему усмотрению докладывают диспетчерам, руководству компаний, органам местного самоуправления, о визуально наблюдаемых ситуациях, требующих участия соответствующих экстренных служб.
В настоящее время в мире действует 11 систем спутниковой связи и навигации, земные станции[2] для которых выпускают 9 крупных производителей, в том числе и Россия. В интересах государственных органов власти, в части предупреждения о ЧС, организация спутниковой связи дает следующие возможности: мониторинг возникновения ЧС, экстренное оповещение регионов при угрозе ЧС, мониторинг опасных объектов и территорий, предоставление каналов связи в ЧС. Одновременно с этим данные системы не лишены недостатков, самым критичным из которых, в числе прочих и узкоотраслевых, является риск отключения аппаратуры связи от источников энергоснабжения при наступлении ЧС, что в известной степени не коснется систем подвижной и мобильной аппаратуры спутниковой связи. Однако по причине своей высокой стоимости, как покупки, так и эксплуатации, спутниковые телефоны мало распространенное оборудование на территории страны, поэтому говорить об эффективности спутниковой связи в деле предупреждения ЧС пока преждевременно.
В США действует Аварийная система оповещения (Emergency Alert System, EAS). Система управляется Федеральным агентством по связи, Федеральным агентством по управлению в чрезвычайных ситуациях, и Национальной Метеорологической Службой. Для работы системы используется радио в диапазонах СВ (AM) и FM (УКВ); эфирное телевидение кабельное телевидение. Также сообщения передаются по федеральной системе NWR[3], которая осуществляет вещание в УКВ диапазоне.
В Канаде действует Национальная система общественного оповещения Alert Ready. Система управляется Федеральной аварийно-спасательной службой, министерством охраны окружающей среды Канады через сеть вещательных компаний. Оповещения о погодных и других ЧС распространяются через теле- и радиовещание в диапазонах СВ (AM) и FM (УКВ). Также существует Погодная информационная сеть (The Weather Network), которая передает предупреждения о ЧС по телевидению и через свои сервисы и приложения.
В Японии действует общенациональная система предупреждения населения в Японии J-Alert. Управление системой осуществляет Японское метеорологическое агенство, которое через Автоматическую систему центрального оповещения информирует граждан о ЧС. В составе системы действуют 9 каналов эфирного телевидения, 9 радиовещательных станций в диапазонах СВ (AM) и FM (УКВ).
Во всех выше перечисленных странах организовано аналогично российской системе уличное оповещение посредством городских, производственных и объектовых электросирен, громкоговорителей, а также реализованы автоматизированные системы оповещения мобильных операторов связи.
Вместе с тем, характерным моментом, заслуживающим пристального внимания, является сохранение вещания на СВ (АМ). В этом рассуждении осуществление деятельности СВ-радиостанций выглядит вполне логичным решением, учитывая дальность распространения средних радиволн, которая составляет до 500 км. от радиоцентра либо ретранслятора.
На основании выше изложенной информации предложен новый взгляд на организацию районного радиовещания, а также диспетчерского оповещения специальными службами о возникновении, условиях и режимах ЧС (см. прил. 1).
В настоящем предложении предпринята попытка комплексного межведомственного подхода, реализованного на основе двух вариантов возможности FM/УКВ и КВ-радиовещания, а также на вовлечении общественности в процесс информирования и уведомлении о ЧС.
Первый вариант представляет собой возможность организации FM-радиовещания с использованием земной станции спутниковой связи, когда трансляция передач, например, любой московской FM-радиостанции принимается локальным ретранслятором в районном пункте ЕДДС, и далее осуществляется аналоговая FM-трансляция через обычное вещательное антенно-фидерное оборудование на территорию района. В случае наступления ЧС либо возможности наступления ЧС, дежурный районного пункта ЕДДС приостанавливает FM-трансляцию, и на данной частоте производит оповещение населения о какой-либо опасности.
Второй вариант аналогичен первому, однако основан на организации регионального КВ-радиовещания с приемом сигнала через спутник с частичной возможностью получения обратной связи от граждан-радиолюбителей, проживающих в северных районах края. В этом рассуждении ретрансляция FM-вещания на КВ-частотах позволит обеспечить гарантированное покрытие территории северных районов КВ-радиосигналом, и в том числе обеспечить диспетчерское оповещение. В рамках данных мероприятий возможно восстановление деятельности сети КрасСпаса, что позволит обеспечить вовлечение общественности, формирование активной гражданской позиции, создание условий для развития социокультурной среды и информационной связанности районов. Вместе с тем, формат, методы и подходы к восстановлению деятельности КрасСпаса нуждаются в дополнительном поиске вариантов и оптимизационной проработке. С технической точки зрения у края все для этого имеется, как то: а) большой радиолюбительский хаб в Емельяновском районе; б) местный производитель радиотехнических средств и продукции.
Третий вариант предполагает вовлечение в процесс информирования и оповещения о ЧС граждан-владельцев Си-Би-радиостанций при организационной поддержке ЕДДС края. Видение построения сети строится на размещении в районных пунктах ЕДДС стационарных автоматических Си-Би-репитеров, с возможностью принятия и передачи сообщений сотрудниками ЕДДС районов. И хотя высказанное предложение является в определенной мере спорным и неочевидным, принимая во внимание площади края, и, как было отмечено выше по тексту, слабой стороной данной сети является малый радиус приема-передачи, в то же время компенсация этого недостатка предположительно возможна за счет реализации комплексного подхода к решению задачи диспетчерского оповещения о ЧС, осуществление пропаганды активной гражданской позиции, участия граждан в жизни края и районов, что может привести к синергетическому эффекту в данной области в целом.
Общее руководство комплексной сетью и распорядительными функциями целесообразно было бы наделить Агентство по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Правительства Красноярского края.
Реализация предложенного подхода позволит при сравнительно небольших расходах обеспечить, в виду технических особенностей, стабильную и гарантированную связь на всей территории региона при любых режимах и условиях ЧС, восстановить связанность районов, что на порядки дешевле любой системы мобильной и спутниковой связи.
Дальнейшее развитие сети может быть сопряжено как с коммерческой, так и с некоммерческой деятельностью радиовещания, например, по пути повторения зарубежного опыта: создания студенческих и радиолюбительских вещательных станций.
Приложение 1.
[1] Си-Би — сокращение от «гражданский диапазон» (англ. CB, Citizen`s Band), принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах.
[2] VSAT (сокр. от англ. Very Small Aperture Terminal) — малая спутниковая земная станция, то есть терминал с маленькой антенной.
[3] NOAA Weather Radio - это автоматизированная круглосуточная сеть метеорологических радиостанций VHF FM в Соединенных Штатах, которые передают информацию о погоде непосредственно из ближайшего офиса Национальной службы погоды.
[1] от англ. frequency modulation – частотная модуляция, вид аналоговой модуляции, при котором информационный сигнал управляет частотой несущего колебания. По сравнению с амплитудной модуляцией (АМ) здесь амплитуда остаётся постоянной. В то время как сам диапазон относится к ультракоротким волнам (УКВ).
В Москве уже давно не работают радиовещательные передатчики. В Сп-Б вроде три радиовещательные станции на средних волнах.