Если ехать из Нижнего Новгорода по Арзамасской трассе, то вблизи посёлка Дружный Кстовского района можно увидеть два десятка очень высоких ажурных мачт, между которыми натянуты провода. Издалека может создаться впечатление, что это какой-то объект электроэнергетики или даже военное сооружение. Последняя версия соответствует действительности – это войсковая часть №36026, куда более известная под своим немецким названием – сверхдлинноволновая радиостанция «Голиаф». История её началась 75 лет назад, и тогда «Голиаф» служил подводникам кригсмарине.
Радиосвязь в Императорских военно-морских силах Германии использовалась с самого начала Первой мировой войны. Была она и на немецких подводных лодках. В своей книге «Десять лет и двадцать дней» гросс-адмирал Карл Дёниц, бывший в Первую мировую командиром субмарины, даёт следующее описание ситуации с радиосвязью на подлодках, сложившейся к 1918 году:
«Подводные лодки воевали только в одиночку. Они выходили в море, бороздили тёмные глубины, прорывались сквозь противолодочные заграждения, разыскивали противника, вступали в бой – каждая сама по себе, не поддерживая друг друга. Радиотелеграфия – единственное доступное в то время средство связи между подлодками – не позволяла наладить совместные действия. Тогда ещё не было ни длинноволновых, ни коротковолновых передатчиков. В подводном положении мы были полностью отрезаны от мира, и чтобы передать длинноволновый сигнал, находясь на поверхности воды, необходимо было наскоро натянуть между двумя мачтами антенну. Сигнал, несмотря на используемую максимальную мощность, был очень слабым и передавался на небольшое расстояние. А во время его передачи подводная лодка находилась в состоянии лишь частичной готовности к погружению, то есть, была более чем обычно, уязвима для атаки противника, в то время как сама вообще не могла атаковать».
Став в межвоенный период командующим подводными силами кригсмарине, Карл Дёниц приложил максимум усилий для их развития. Одной из своих основных задач он считал организацию управления действиями подлодок, которая была бы невозможна без наличия высококачественной радиосвязи, позволяющей командирам лодок принимать радиограммы из штаба подводной войны и следовать его указаниям. По мнению Дёница, ему удалось достичь в этой области значительных успехов. В упомянутой книге он приводит цитату из своего доклада гросс-адмиралу Эриху Редеру от 28 октября 1939 года:
«На подводном флоте значительный прогресс достигнут в организации связи. Теперь стало возможным координировать перемещения подводных лодок на огромных морских пространствах и собирать их в одном месте, если этого требует план совместной операции».
Как же была организована радиосвязь на немецких подводных лодках? Она делилась на три диапазона: коротковолновая (КВ), средневолновая (СВ) и сверхдлинноволновая (СДВ). Связь в КВ-диапазоне являлась основной, так как она позволяла не только осуществлять приём радиограмм, но и передавать сообщения в штаб подводных сил. Средневолновая связь служила в основном для радиообмена между лодками и использовалась крайне редко.
Связь СДВ-диапазона считалась дублирующей по отношению к коротковолновой. Однако у сверхдлинных волн имелось одно очень важное преимущество: они обладали пусть и ограниченной, но способностью проникать сквозь водную среду. Это позволяло немецким подводным лодкам, во-первых, принимать радиосообщения на небольшой глубине под водой – в отличие от сообщений, переданных на коротких волнах, для приёма которых лодка должна была всплыть. Во-вторых, СДВ-связь позволяла осуществлять уверенный приём радиограмм в любое время суток и любое время года в отдалённых от Европы районах земного шара, т.к. она была куда менее зависима от ионосферных явлений по сравнению с коротковолновой. В ходе Второй мировой войны, когда зона действия немецких субмарин расширилась до пределов Южной Атлантики, а крейсерские подводные лодки стали совершать походы в Индийский океан вплоть до берегов Японии, важность СДВ-связи ещё более возросла.
Основным приёмником сверхдлинных волн на немецких подводных лодках был T3PLLä38. Производимый компанией «Телефункен», он использовался до самого конца войны. Приёмник работал в диапазонах частот 15–33 кГц / 70–1200 кГц. Он был связан с гирокомпасом и расположенной на рубке подводной лодки выдвижной рамочной антенной СДВ/ДВ-диапазонов, которая вращалась на 360°. Услышав интересующий его сигнал, радист по шкале, встроенной в стол и показывавшей данные с гирокомпаса, мог определить пеленг на источник сигнала.
В качестве резервного на подводных лодках мог использоваться всеволновой приёмник Telefunken E381S. Диапазон его приёма составлял 15 кГц – 20 МГц, он также использовал рамочную антенну и мог принимать сообщения в СДВ-диапазоне.
К началу войны в распоряжении кригсмарине уже имелись СДВ-радиостанции, самой мощной из которых была «Науэн» (Nauen), находившаяся в одноименном районе в Бранденбурге. Однако она уже тогда считалась устаревшей и по своим показателям не устраивала немецкий флот, а модернизировать её не представлялось возможным: для постройки нового сверхдлинноволнового передатчика требовалась бы дополнительная территория площадью минимум три квадратных километра. На этом месте, кроме СДВ-станции, уже находились и коротковолновые передатчики со своими антеннами, и возможности для монтирования новых крупных конструкций попросту не было.
По мере того, как немцы захватывали другие европейские государства, в оккупированных странах также начинали свою работу местные СДВ-станции, «мобилизованные» на службу вермахта – в Польше, Голландии, Франции. Однако данная ситуация всё же полностью не удовлетворяла немецкое командование, и в 1941 году неподалёку от городка Кальбе (Kalbe) в Саксонии было начато строительство нового сверхдлинноволнового передатчика, который по своей мощности и производительности должен был наголову превзойти всех своих предшественников и потому получил название «Голиаф».
Город Кальбе, расположенный на реке Мильде (Milde), был выбран для месторасположения новой радиостанции не случайно: местная почва с повышенной влажностью создавала хорошие условия для заземления. Наличие неподалёку от Кальбе крупного железнодорожного узла, а также развитая дорожная сеть упрощали доставку необходимых стройматериалов.
Основным подрядчиком была немецкая фирма «Карл Лоренц АГ» (Carl Lorenz AG), победившая в тендере на постройку новой радиостанции, объявленном строительным отделом кригсмарине. Компания была одним из крупнейших немецких производителей электротехники и электроники того времени. В годы войны эта фирма выпускала радиоприёмники, магнитофоны, радиостанции, радиолокаторы и даже системы шифрования. Помимо «Карл Лоренц АГ», в создании «Голиафа» участвовала крупная строительная компания «Людвиг Шнайдер» (Ludwig Schneider), а также многие другие немецкие фирмы. Главным конструктором станции был назначен доктор Фриц Гутцман (Fritz Gutzmann).
Рабочие чертежи будущей радиостанции были завершены в ноябре 1940 года. В дальнейшем доктор Гутцман практически не покидал место строительства, решая прямо на месте все возникающие трудности. Как и на многих других стройках Третьего рейха, широко применялся труд военнопленных – французских и советских, и если первые выполняли в основном квалифицированные работы и питались в немецких столовых, то вторых использовали для самых тяжёлых физических работ. Первая партия из 300 советских пленных была доставлена прямо с фронта в вагонах для перевозки скота. Когда открыли двери, выяснилось, что восемь из них уже умерли, а остальные были в тяжёлом состоянии. Смертность по причине непосильного труда и скудного питания была высокой. Умерших военнопленных хоронили за оградой местного кладбища.
Строительство «Голиафа» велось более двух лет, круглосуточно и без выходных. Оно было усложнено высоким уровнем грунтовых вод, создававших большие проблемы – особенно при рытье котлованов и подвалов под здания. В ходе этих работ использовался экскаватор весом свыше 50 тонн, который был установлен на специальную деревянную несущую конструкцию. Дорожная сеть в районе Кальбе была хорошо развита, однако перед началом строительства дороги были посыпаны доменным шлаком, чтобы улучшить их пропускную способность. Шоссе от Кальбе до бывшего местонахождения «Голиафа» местные жители и поныне называют «черным».
Территория строительства и бараки для военнопленных были под постоянной охраной. Для всех строителей и инженеров действовала пропускная система. Площадь стройки занимала около 240 га, была полностью огорожена двухметровым забором из колючей проволоки и опоясана широким рвом. В строительных работах участвовало более 1000 человек, из них примерно половина была военнопленными. Охрана состояла из ландштурмистов и солдат, которые были комиссованы по причине болезни или преклонного возраста.
Весной 1943 года, после 27 месяцев строительства, «Голиаф» был введён в эксплуатацию. Общая стоимость объекта, включая все технические устройства, здания и территорию, составила примерно 15 миллионов рейхсмарок. После ввода «Голиафа» в строй начальником станции стал специалист из отдела радиосвязи кригсмарине Карл Вракмайер (Karl Wrackmeyer).
Конструктивно станция состояла из двух частей: надземной и подземной. Надземная часть состояла из 18 мачт, которые образовывали три шестигранника, и натянутого между ними тросового полотна. Три мачты высотой по 210 м были центральными в вершинах трёх правильных шестиугольников. От них к остальным мачтам (высота 170 м), расположенных по периметру этих шестиугольников, были натянуты тросы из стальной проволоки с алюминиевой защитной оболочкой. Именно эти тросы и образовывали основное антенное поле. При взгляде сверху эта конструкция напоминала три раскрытых зонтика. В геометрическом центре станции находился центральный антенный павильон, где располагалось основное оборудование.
Подземная часть «Голиафа» – это его заземление, представлявшее собой обширное подземное поле из оцинкованных стальных лент сечением 10×2 мм. Они расходились радиально от центральных мачт и главного павильона на глубине 2–3 метра. Всего в землю было закопано 465 км такой ленты.
Для того, чтобы передатчик можно было перенастраивать на новую частоту, широко использовались моторизованные приводы с дистанционным управлением. В таком большом масштабе это было сделано впервые в мире. Использование этих усовершенствований давало возможность в течение пяти минут настроить передатчик на любую частоту рабочего диапазона, причём, это делалось усилиями всего лишь двух специалистов. Автоматизация управления позволила ограничиться небольшим количеством сотрудников персонала, состоявшего из офицеров и матросов флота и нескольких гражданских работников. Естественно, что при организации работы станции соблюдалась максимальная секретность.
Радиостанция «Голиаф» оказалась самым мощным из всех длинноволновых передатчиков, использовавшихся для связи с немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны. Если, например, передатчики в Науэне работали в диапазонах 23 кГц (мощность 200 кВт) и 16,5 кГц (мощность 300 кВт), то «Голиаф» работал в очень широком диапазоне частот от 15 до 60 кГц, что соответствует длине волны от 20000 до 5000 м, а его рабочая мощность составляла 1000 кВт.
После ввода «Голиафа» в строй в 1943 году в качестве основных СДВ-передатчиков немцами использовались следующие (указаны частота и мощность):
Резервными станциями служили:
Основной несущей частотой «Голиафа» была частота 16,55 кГц, которой соответствовала длина волны 18130 м – на этих настройках передатчик использовался для сообщений по азбуке Морзе на подводные лодки. По требованию кригсмарине передатчик был спроектирован таким образом, что на частотах больше 30 кГц можно было передавать и факсимильные сообщения. В диапазоне выше 45 кГц работала и радиотелефония, хотя качество передачи было низким. Как уже упоминалось, в Третьем рейхе существовали и другие СДВ-передатчики, однако широкий диапазон «Голиафа» и его мощность позволяли взять на себя их функции в случае возможных отключений этих станций.
«Голиаф» мог использоваться и для коммерческих целей – например, для установления постоянной и абсолютно надёжной связи между Берлином и Токио. В отличие от коротких волн, распространение которых сильно зависело от часа суток и времени года, связь с помощью этого передатчика была всегда надёжной и охватывала весь земной шар. Впрочем, своя коммерческая радиостанция СДВ-диапазона для связи с Европой была и в Японии, но «Голиаф» по мощности превосходил и её.
Однако основной задачей «Голиафа» было поддержание надёжной связи с немецкими подводными лодками, и для этой цели он подходил идеально, позволяя связываться с ними практически в любом районе земного шара, за исключением случаев, когда субмарины находились в глубоких норвежских фьордах. Коммуникационные возможности «Голиафа» в зависимости от расстояния между ним и находящейся на глубине подводной лодкой в различных точках Мирового океана представлены в таблице:
Позиция лодки |
Расстояние, км |
Глубина антенны лодки, м |
Северное море |
1000 |
14–24 |
Средиземное море |
2300 |
12–17 |
Бискайский залив |
1500 |
до 30 |
Индийский океан |
6000–8000 |
7–14 |
Согласно статистике, эффективность приёма сообщений на подводных лодках, переданных с «Голиафа», составила 90% – и это был очень высокий показатель для техники того времени. Ежедневная загрузка станции составляла 20 часов, однако обычно через каждые шесть суток работы один день отводился на профилактические работы. На это время функции «Голиафа» брали на себя другие СДВ-передатчики.
Поражения гитлеровских войск придвигали фронт всё ближе к «Голиафу». Центральный павильон радиостанции был единственным зданием, в котором можно было укрыться от удара с воздуха. Это не было специализированное бомбоубежище, а просто подвал, в котором техники могли укрыться в случае налёта. Кроме него, на станции не было больше вообще никакой защиты от возможных атак самолётов. Как ни удивительно, их и не последовало: за всю войну «Голиаф» не был ни разу атакован ни английскими, ни американскими бомбардировщиками.
В самом конце войны над передатчиком пролетали и советские самолёты, зачастую на очень низких высотах. Один из бывших охранников «Голиафа» Лео Шнайдер (Leo Schneider) вспоминал, что нередко прямо над станцией бомбардировщики или меняли свой курс или разделялись на группы. Это подтверждает и бывший начальник станции Карл Вракмайер: «Когда бомбардировщики пролетали над Кальбе, мы могли видеть с земли, в каком направлении они летели дальше. Иногда они поворачивали или рассыпались, как будто бы получали какой-то сигнал». Вероятно, станция использовалась в качестве ориентира, поэтому её и не бомбили.
Когда к Кальбе подошли американские войска, часть оборудования «Голиафа» и вся документация на станции были уничтожены. На мачтах были установлены подрывные заряды, но приказа на взрыв так и не последовало. Большая часть персонала передающей станции была в начале апреля 1945 года эвакуирована в городок Хайде в Шлезвиг-Гольштейне, чтобы продолжить работу в качестве персонала мобильного СДВ-передатчика «Феликс», который также использовался для передач сообщений на немецкие подводные лодки.
Американские войска заняли район «Голиафа» 11 апреля 1945 года и сразу превратили его в лагерь для военнопленных: местность, окружённая двухметровой оградой с колючей проволокой и рвом, идеально подходила для этого. В течение апреля и мая 1945 года на этой территории под открытым небом находилось более 85 000 пленных немецких солдат, причём, по воспоминаниям очевидцев, им даже приходилось голодать. Впрочем, их хотя бы не заставляли рыть глубокие котлованы и выполнять другую непосильную работу.
Американцы не проявили какого-то особого интереса к «Голиафу» – вероятно, вследствие его разрушенного состояния. Через несколько недель американские части были заменены британскими подразделениями, пока в июне 1945 года согласно договорённостям между союзниками о разделе Германии на оккупационные зоны район Кальбе не перешёл под контроль советских войск. Немецкие военнопленные были вывезены в лагеря на восток.
Местность, где когда-то находился «Голиаф». На спутниковый снимок наложено расположение антенн и центрального здания. Для сравнения приведены размеры футбольных полей.
После ликвидации лагеря для военнопленных советские специалисты приступили к восстановлению передатчика. К этой работе были привлечены немецкие инженеры, в том числе и главный конструктор передатчика доктор Гутцман. В мае 1946 года состоялся пробный пуск станции, а в июне того же года начался её демонтаж. Полковник в отставке Валериан Константинович Кузьмин писал в своих воспоминаниях:
«Демонтаж оборудования проводился нашими специалистами с привлечением группы сотрудников НИИ связи ВМС из Ленинграда. Работами руководило Управление связи ВМС, районный инженер инженер-майор Гольдфельд Матвей Маркович. Для демонтажа и упаковки оборудования привлекались немцы. Они практически демонтировали всё и упаковали в ящики. В разговоре со мной Матвей Маркович говорил, что главный конструктор германского «Голиафа» Гутцман даже просился к нам, в СССР, для участия в монтаже «Голиафа» на новом месте, так как, по его словам, без него не смогут восстановить радиостанцию. Была составлена исполнительная документация на русском языке, комплектующая документация. Заземление демонтажу не подвергалось».
К маю 1947 года всё оборудование «Голиафа», включая и антенно-мачтовую систему, было демонтировано и упаковано в ящики, после чего его на нескольких эшелонах перевезли в СССР, в город Выборг, и выгрузили на склад Управления связи Военно-морских сил СССР. В августе 1947 года все здания, где прежде размещался «Голиаф», были взорваны, а территорию отдали местным жителям под сельскохозяйственные нужды. Заземление советские специалисты разбирать не стали, и оно так и осталось в почве. Однако металлические ленты мешали обрабатывать землю, и местные фермеры при помощи тракторов впоследствии их извлекли. Немецкая история «Голиафа» закончилась, и он на десятилетия выпал из поля зрения зарубежных специалистов и любителей истории.
Для всех, кому была небезразлична история «Голиафа», его судьба, казалось, так и останется загадкой. Возможно, так было бы и до настоящего времени, если бы не Б.Г. Чурочкин, который 20 лет прослужил мичманом на разных должностях в войсковой части №36026. Ставший после выхода на пенсию краеведом посёлка Дружный, где располагалась эта часть, Борис Григорьевич организовал работу по созданию летописи посёлка. Зная, что основное оборудование СДВ-радиостанции сделано в Германии, он в 2007 году в поисках информации обратился на интернет-форумах к немецким любителям истории, для которых известие о том, что «Голиаф» уцелел и даже функционирует, стало сенсацией. Так широким кругам стала известна дальнейшая история «Голиафа».
После того, как он в 1947 году был выгружен на склад в Выборге, в 1949 году было принято решение о восстановлении радиостанции. Местом новой дислокации «Голиафа» была выбрана пойма реки Кудьмы в Кстовском районе тогдашней Горьковской области. Местная почва наиболее походила по своим свойствам на немецкую, на которой изначально стояла станция. За три года на новом месте всю систему радиостанции полностью восстановили, обойдясь без участия доктора Гутцмана и других немцев.
27 декабря 1952 года радиостанция впервые вышла в эфир, и этот день стал днём рождения первой советской сверхмощной СДВ-радиостанции «Голиаф». Войсковая часть №36026 была переподчинена от отдела строительства управления связи ВМС узлу связи генштаба ВМС СССР и получила наименование «Передающий радиоцентр №1 узла связи ГШ ВМС СССР». Да и сам посёлок Дружный возник благодаря войсковой части №36026, рядом с которой сначала построили несколько домов офицерского состава, а со временем вырос и целый населённый пункт. За всё время с момента возобновления своей работы радиостанция практически не простаивала, за исключением нескольких остановок для модернизации устаревшего оборудования. В 60-х годах радиостанция в Дружном была включена и в систему наблюдения за космическими аппаратами.
Станция «Голиаф» была передовой для своего времени конструкцией. Перед главным конструктором Фрицем Гутцманом стояла задача создать передатчик, который во всём диапазоне излучаемых частот имел бы стабильно высокий КПД. Существовавшие тогда традиционные конструкции антенн с их частотой излучения в относительно узких пределах не годились, нужно было создать нечто принципиально новое. Специалисты компании «Карл Лоренц АГ» смогли решить эту проблему, остановившись на концепции множественно настраиваемой антенны, которую описал шведско-американский изобретатель Эрнст-Фредерик-Вернер Александерсон (Ernst Frederick Werner Alexanderson) ещё на заре развития радиотехники. Впервые на практике эта концепция была реализована именно при создании «Голиафа».
Вместе с крахом Третьего рейха закончилась и первая, германская, часть жизни «Голиафа». На том месте, где он когда-то располагался, сейчас находятся разрушенные взрывом обломки центрального павильона, поросшие деревьями. От высоких антенных мачт не осталось ничего, кроме фундамента мачты №8 – видимо, его просто пропустили советские подрывники. Культурный центр Кальбе взял этот кусок бетона под охрану и объявил его памятником радиостанции «Голиаф», являвшейся «новой вехой в области развития радиотехники».
Сам же передатчик вот уже почти 70 лет находится на новом месте, неподалёку от посёлка Дружный Кстовского района, в 30 километрах от Нижнего Новгорода. Он по-прежнему является военным объектом, обеспечивая связь с российскими подлодками, так что никаких экскурсий в ближайшее время сюда водить не будут. Вторая жизнь «Голиафа» продолжается и сегодня, станция по-прежнему находится в строю и несёт ежедневное боевое дежурство, работая в интересах армии, флота и всего государства.
Автор выражает благодарность Владимиру Сидоренко за помощь в работе над статьёй, а также Борису Григорьевичу Чурочкину за предоставленные материалы.
Литература:
Замечательная статья. Спасибо.
Наконец то многое узнал об этом сооружении. Каждое лето, проезжая мимо него на дачу, любуюсь этим творением. Спасибо за статью. Познавательно. RA3TE
Доброго дня! Я всегда обращаю внимание на антенное хозяйство Голиафа, когда проезжаю мимо к себе в Пустынь. Будучи курсантом ГВВКУС , занятия у нас часто проходили недалеко от антенного поля , а если после грозы проезжаешь мимо - мощный запах озона стоит. Прекрасная познавательная статья . Пусть всегда исправно работает долгие годы , обеспечивая связь с нашим военным флотом -подлодками. С уважением Александр RK3TM 73!
Спасибо! Интересная статья. RN3BR Владимир.
С огромным удовольствием прочитал , спасибо !