Снова EU-185 через 11 лет или остров Крупинина в 2012 году
Автор:
Василий Самай R7AA, Алий Куйсоков UA6YW
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи
категории "DX-экспедиции"
Не изменяя традиции в области радиоэкспедиций, команда RT6A Краснодарского Краевого Радиотелевизионного Передающего Центра начала готовиться к экспедиции 2012 года в феврале месяце. Освежилась в памяти встреча с Олегом Беловым R7LP ex: UA6LP и Максимом Архиповым RU5D ex: UA6LGR на слете клуба “Русский Робинзон” в г.Орле. Вместе с ребятами вспомнили совместные экспедиции на острова Каспийского моря, которые были проведены в 2004, 2005 годах. Каспий манил нас снова и снова…..
Забегая вперед, скажу о том, что львиная доля времени уходит на подготовку к экспедиции, успешное проведение которой в большей степени зависит именно от этого фактора.
Местом проведения островной экспедиции 2012 года была предложена Астраханская область, время проведения - вторая половина мая. В ПУ ФСБ России в г.Пятигорск было отправлено письмо, в котором перечислялись острова Астраханской области и Республики Калмыкия планируемые для посещения экспедицией.
В Астрахани был задействован президент Регионального Отделения Союза Радиолюбителей России по Астраханской области Назаров Анатолий Васильевич, который в канун 8 марта провел предварительные переговоры с директором Астраханского Ордена Трудового Красного Знамени государственного природного биосферного заповедника. В дальнейшем были намечены для посещения два острова, на которые силами Астраханского заповедника должна была быть доставлена экспедиционная команда. В результате многочисленных звонков и бесед с работниками заповедника и пограничниками Астраханской области выяснилось, что гарантии на высадку на эти острова никто дать не может. В связи с этим обстоятельством мы перешли на Калмыцкое направление.
Благодаря Виктору Лопатину UA6AUO из г.Геленджика, который долгое время работал в г.Лагань Республики Калмыкия, нам удалось наладить контакты и найти плавсредство для доставки команды экспедиции на два острова республики Калмыкии.
Тем временем нас одолевала тревога, проходят майские праздники, ответа из г.Пятигорска нет. Наконец в двадцатых числах мая конверт попадает ко мне в руки, в письме говорится о том, что по вопросу проведения экспедиции, Вам необходимо обратиться в ПУ ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области. На оттиске штемпеля стоит дата 09.04.2012г. Где находилось письмо полтора месяца неизвестно, наступило разочарование, время упущено. Но есть очень хорошая Русская поговорка - Нет худа, без добра! Худое уже прошли, наступило время самим “ковать” добро. Мудрость Виктора RU6AX не перестает радовать не только меня, но и других. Цитирую RU6AX – надо ехать на IOTA, сейчас проходит марафон посвященный 50-ти летнему юбилею международной программы IOTA (island on the air, острова в эфире).
Накануне по телефону поговорили с нашим старым другом Алексеем RA1QY, они с Николаем RA1QQ приглашали нас на EU-162, острова и маяки в Кандалакшском заливе в Мурманской области, но мы вежливо отказались, т.к. не имели возможности потратить восемь суток на дорогу в оба конца.
Ближайшая к нам IOTA EU-185, это остров Дзендзик и остров Крупинина (не считая остров Суджук, ежегодно посещаемый Новороссийскими аборигенами в период проведения IOTA contest), оба острова находятся в Таманском заливе недалеко от Порт Кавказа. Остров Дзендзик активирован командами UE6AAD в 2000г. и RI6AAA в 2001г.
Краснодарского КРТПЦ. Особенно запомнилась экспедиция 2000 года - изобилием аппаратуры, усилителей, генераторов и 3-х элементных антенн на пять КВ диапазонов и замечательной экспедиционной командой! (было проведено около 10 тысяч радиосвязей).
На дворе начало июня, необходимо определиться со сроками проведения экспедиции так, чтобы они не совпали с проведением крупных соревнований. Выбора практически нет, экспедицию необходимо провести в конце июня, так как в конце июля проходит IOTA contest, в котором участвуют новороссийские коллегии, после чего на EU-185 делать будет нечего….
На тот момент времени было два очень серьезных вопроса. Первый - брать разрешение в Черноморско-Азовском ПУ ФСБ России или ехать под черным флагом, так как времени на официоз практически не осталось. Второй не менее важный - по ходившим слухам, проехать на косу Чушку (только с нее можно попасть на вышеуказанные острова кратчайшим путем, в другом варианте 12 км по воде из п.Тамань) через Порт Кавказ, шлагбаум и далее территорию химтерминала невозможно. В данной ситуации промедление смерти подобно. Быстро подготовил и отправил письмо на имя руководителя Черноморско-Азовского ПУ ФСБ России. В состав экспедиции вошли Виктор RU6AX, Василий R7AA, Олег R7LP, Максим RU5D, Анатолий R6AW.
14 июня 2012 года состоялась поездка в район проведения экспедиции, через Порт-Кавказ, затем территорию химтерминала, отселенный поселок Чушка, грунтовая дорога между маяком створным Чушкинским передним и пограничным постом вывела нас на конец косы Чушка. УАЗ ККРТПЦ остановился в конечном пункте, цель достигнута - в 300-х метрах виднелся остров Дзендзик, который за 11 лет по моему совсем не изменился.
Остров Дзендзик 14.06.2012г.
После непродолжительной фотосессии мы выдвинулись в обратный путь, остановились около маяка, где я познакомился с новым смотрителем Михаилом Лебедем, который вспомнил экспедиции 2002, 2003г.г. Леонида Кашигина UA6CW, Игоря Деркача RK6CZ и Сергея Бессараба RV6ASX. Михаил, убедившись в том, что я их хорошо знаю (вместе участвовали в экспедиции 2000г.), а также прочитав копию письма направленного пограничникам, стал более разговорчивым. Он позвонил своему приятелю Олегу, после чего у нас появилась предварительная договоренность по доставке команды экспедиционеров на остров, даты обозначены, телефоны записаны. Один вопрос решен!
Короткое прощание с Михаилом, мы продолжаем движение, проезжаем Порт-Кавказ, далее по совету смотрителя маяка подъехали к погранзаставе в п.Ильич, где командиру заставы передали экземпляр копии письма на имя начальника Черноморско-Азовского ПУ ФСБ России. Прочитав письмо, командир заставы “Ильичевка” сказал о том, что будет ждать команды из пограничного управления. О результатах поездки в Порт-Кавказ и решении текущих вопросов был проинформирован директор Краснодарского КРТПЦ Золотов Александр Ильич и члены экспедиционной команды. В телефонном разговоре с Олегом R7LP уточняю состав оборудования, которые они с Максимом RU5D должны привезти, так как планировалась работа с двух рабочих мест. В разговоре выясняется одно обстоятельство, в связи с которым выезд группы из Краснодара переносится на один день позже, место встречи двух групп в Темрюкском районе.
Время стремительно летит вперед, 22 июня по факсу получаем ответ из Черноморско-Азовского ПУ ФСБ России, в котором говориться о том, что в отношении указанной Вами деятельности возражений не имеем. Вместе с тем дополнительно необходимо предоставить информацию о судах (средствах), которые будут использованы для доставки указанной Вами команды и оборудования по форме ………..
Ровно через неделю 29 июня 2012года намечен старт экспедиции команды RT6A/P на EU-185. 23июня Анатолий R6AW поставил нас перед фактом - участвовать в экспедиции не сможет по семейным обстоятельствам. Мы с Виктором RU6AX лихорадочно ищем третьего оператора Краснодарской группы, как назло никто не может. Я звоню очередному знакомому радиолюбителю и уговариваю поехать с нами, в этот момент Виктора RU6AX осенило - он звонит Алию UA6YW, который практически с ходу согласился ехать. УРА!
Опять сработала поговорка, не было бы счастья, да несчастье помогло. Виктор рад, я сияю от счастья, мы с Алием учились в одном вузе и ходили на нашу вузовскую коллективную радиостанцию UK6ABC. Алий UA6YW несколько раз приезжал на contest позицию Краснодарского КРТПЦ для участия в международных соревнованиях и для работы специальными позывными сигналами. Пошли рабочие вопросы, что из оборудования и прочих предметов берет Алий в предстоящую экспедицию. Алий Нурбиевич решительный человек, сходу приобрел палатку и еще ряд необходимых вещей, которые по его словам пригодятся ему и его семье в дальнейшем. Узнав, что у него есть бензогенератор на 2 кВт, попросил его обязательно взять в качестве резервного. Забегая вперёд, скажу - он очень пригодился.
Со стороны Краснодарского КРТПЦ, организатора предстоящей экспедиции на IOTA EU-185 было множество организационных и технических вопросов, которые успешно решались в рабочем порядке. Был проведен регламент бензоагрегата, произведена замена масла. Подготовлены и запакованы трансиверы Yaesu FT-1000MP , Yaesu FT-897D, усилитель мощности AMERITRON AL-811H, ноутбук, 3 антенны монобэнд GP на 40, 30, 20м. диапазоны, палатка, аптечка, огнетушители, газовая плита …. За день до отъезда закуплены продукты, вода, защита от комаров и т.д. В нужное время анонсировали о предстоящей экспедиции на ведущих радиолюбительских сайтах QRZ.RU, CQHAM.RU, в 425DXNews Bulletins информационный бюллетень.
Наступило утро 29 июня 2012 года. Далее рассказывает Алий UA6YW.
Подъехал к телецентру ещё задолго до начала работы. Созвонился с Виктором RU6AX, он сделал пропуск, мою машину пропустили на территорию, там мы перегрузили все вещи и оборудование в «ГАЗель» и, в последний раз убедившись, что всё на месте, тронулись в путь. Хотя до Порт Кавказа не очень далеко, чуть более 200км, ехали мы долго. Тяжело, через утренние «пробки», вырвались из Краснодара, по пути несколько раз останавливались, залили канистры бензином, купили несколько лавашей. Кстати, в полевых условиях лаваш – самый лучший хлеб, не портится, не сохнет и, что немаловажно, его не нужно резать. В Темрюке заехали на местный телеретранслятор, где директором Виктор Сорокин RW6AW. Его гостеприимность не знает границ, пришлось выпить с ним бокал холодного шампанского.
По дороге Василий R7AA довольно часто разговаривал по телефону с Олегом R7LP, выяснял как дела в их группе и на каком этапе они смогут присоединиться к нам. В результате выяснилось то, что Олег R7LP находится в Волгоградской области, а Максим RU5D на подъезде к г.Ростов-на-Дону. Имея эту информацию, нам стало ясно, на острове мы будем втроем.
Часам к трём мы наконец-то добрались до посёлка Чушка. На самом деле в посёлке почти никто не живёт, много брошенных домов. Виной всему построенный рядом терминал нефтепродуктов и химических продуктов. По соображениям экологии всех жителей посёлка переселили подальше от терминала. К слову сказать, жизнь в посёлке нельзя назвать комфортной. Очень большие проблемы с пресной водой. Даже вся земля покрыта налётами соли. Уровень земли по отношению к уровню моря составляет не более одного метра. Кроме того, посёлок находится на косе Чушка, которая шириной от нескольких десятков метров до сотни метров. Разумеется, всё насквозь продувается.
Василий R7AA за две недели до экспедиции приезжал в эти места и заранее договорился о доставке нас и оборудования на моторной лодке до острова. Созвонившись с местным жителем «лодочником» Олегом, мы подъехали к его лодочной станции, разгрузили «ГАЗель» и отправили машину назад в Краснодар, дав наставления водителю, когда за нами нужно приехать.
Олег посоветовал нам ехать не на Дзендзик, а на остров Крупинина. После недолгого совещания мы согласились с его предложением. По IOTA это один и тот же номер, а по RRA может даже и более редкий. Кроме того, мы попадали в зону действия сразу двух маяков створного Чушкинского переднего и створного Чушкинского заднего, что делало нашу экспедицию также привлекательной для охотников российской маячной программы RLHA (Russian Lighthouse Award) и международной маячной программы ARLHS (Amateur Radio Lighthouse Society).
Перед стартом на о. Крупинина
Загрузив под завязку небольшую лодку, наш гид с Василием поплыли в направлении острова Крупинина. Мы с RU6AX остались ждать. Через час лодка вернулась, погрузив в неё остатки нашего оборудования, мы отправились к острову. Нужно сказать, что Таманский залив, находящийся к востоку от косы Чушка (с другой стороны косы – Керченский пролив), довольно мелкий, дно илистое и вязкое. Прошедшей зимой залив замерз, солнце через лед, как через линзу погрело воду, водоросли с местным названием “вата” поднялись вверх. Со слов рыбаков “вата” в сезон забивает рыбацкие сети, рыбы стало меньше. При транспортировке на остров “вата” создавала определённые трудности для мотора лодки. Максимальная глубина в заливе 6 метров. Основная рыба в заливе кефаль и бычок, по весне заходит осетр, который затем идет в Азовское море.
Вскоре мы были уже на острове Крупинина. По рассказу Василия, им с Олегом пришлось не один раз выбирать место для лагеря экспедиции, с трудом было найдено неплохое место, практически свободное от камыша, длиной 70 метров и шириной от 5 до 10 метров. Камыш растет в заливе практически везде, где суша хотя бы на миллиметр выступает над водой. На острове было значительное количество останков бакланов, по рассказам местных, следствие нескольких затонувших в проливе суден с различными грузами – серой и т.д. Как известно бакланы питаются рыбой. Выводы делайте сами.
Разгрузившись, мы сразу же приступили к установке антенн - трех GP на 40, 30, 20м диапазоны и основной палатки.
Антенны GP на 30 и 40м., вдали маяк створный Чушкинский передний.
Затем каждый занимался своим делом, Василий расставлял аппаратуру, занимался подключением, мы с Виктором установили генератор, залили топливо и т.д. И вот часам к 8 вечера в пятницу мы, проверив согласование антенн, дали в эфир свой вызов, CQ RT6A/p, IOTA EU-185, Krupinina island. Мне было предложено первым “распечатать” остров, т.к. это был мой первый активируемый остров, но я пропустил Василия R7AA вперед, он и принял на себя первый pile-up (пайлап в переводе - куча мала, большое количество одновременно вызывающих станций). Василий спокойно, делая по 4-5 связей в минуту, уверенно разгребал вал зовущих станций. Тем временем, мы с Виктором RU6AX установили маленькую палатку.
Через пол часа начался дождь.
Поднялся ветер и начался дождь. Мы лихорадочно закидали все наши коробки и ящики в маленькую палатку. Виктор приготовил скромный ужин, мы поели и за трансивер сел я. Ажиотаж уже значительно поубавился, тем не менее ещё долго темп держался в 3-4 связи в минуту.
Алий в шэке RT6A/p на EU-185 !
Немного отвлекаясь от конкретно нашей экспедиции, хотелось бы рассказать о взгляде с той стороны пайлапа. Понятно, что каждый хочет как можно быстрее провести нужную ему связь. И если ему это не удаётся, то начинают сдавать нервы. Начинают ставить сигналы, помехи, хихиканья и прочие “свинства”. Так и хочется сказать, ну будьте же людьми, гомо сапиенс, а не зоо!!!
После отработки наиболее громких станций, которых принять не так уж и трудно, начинается работа с «верёвочниками» и «стоваттниками». Ничего не имею против, но на мой взгляд, это самая недисциплинированная и неадекватная часть радиолюбителей. Все зовут примерно с одним уровнем и одной скоростью, если CW. Причем начинают звать одновременно и прекращают передачу тоже одновременно. С трудом удаётся выхватить несколько букв позывного сигнала. Назвав в эфире эти буквы, ждёшь, что нужный корреспондент будет слышен лучше, а другие притихнут. Ни в коем случае! Опять зовут все. Сами того не понимая, что делают хуже всем, в большей части самому себе. Ведь если экспедиционер услышал сочетание …6ADB, то он ответит только ему и будет переспрашивать ещё несколько раз. А пытаться «воткнуть» ему свой позывной бесполезно, он будет пропускать это мимо ушей. Лучше подождать несколько секунд, дать DX-у отработать и потом снова звать. Есть много хитростей, как взять DX-а. Следить за его перемещениями по частоте, звать не точно на той частоте, что он называет, там будет вал, а чуть-чуть в стороне. Ну и многое другое.
К тому же надо хоть чуточку уважать своих «конкурентов». Если DX правильно назвал ваш позывной, совсем необязательно повторять ему этот позывной ещё пять раз. Такому всегда кажется, что после этого связь будет «железобетонной», а на самом деле у DX-а и у других зовущих станций отнято драгоценное время.
Через час-полтора за трансивер снова сел Василий и «трудился» где-то до двух часов ночи. Потом он разбудил меня и до утра работал я. Вообще в этой экспедиции так сложилось, что львиную долю связей сделал Василий R7AA, я садился только на час-два, а также всё ночное время тоже было моё. Виктор RU6AX проводил связи небольшими сеансами по часу.
Шэк RT6A/p на EU-185
По ходу работы обнаружилось, что в трансивере слышна какая-то скрипучая помеха. В радиусе нескольких километров нет никаких индустриальных помех, поэтому мы предположили, что помеха идёт от нашего генератора. Довольно быстро мы убедились в этом и запустили резервный бензоагрегат. Он помеху не давал, но был ощутимо слабее основного генератора. Емкость бака 2 литра, поэтому через каждые 3-4 часа нужно было его заправлять, а ночью это не всегда удобно.
Немаловажная часть любой экспедиции – это питание. Нам в этом отношении повезло. У Виктора RU6AX обнаружились немалые кулинарные способности. Если в первый вечер мы ели консервы, то все три следующих дня питались вкусными супами и картофельно-мясными рагу его производства. Готовил он, как мне кажется, с любовью и большим удовольствием.
С погодой нам тоже очень повезло, все дни дул ветерок, то усиливаясь, то ослабевая. Дождь был только в первый вечер нашей экспедиции. Так что комариного кошмара, о чем нам рассказывали участники предыдущих экспедиций, у нас не было. В огромном количестве присутствовала мошка, которая летела на свет, от которой мы спасались дополнительной лампочкой вывешенной перед входом в палатку и надежными москитными сетками.
Мошка нам не страшна. Береги аппаратуру!
Палатка для шэка у Краснодарцев – просто прелесть!
Виктор RU6AX готов сменит Василия R7AA
Твердь острова, понятие относительное, это понимаешь после того, как проживешь на нем 2-3 дня и когда к шэку кто-нибудь приближается быстрыми шагами, а ты оператор - сидишь в наушниках и вслушиваешься в слабые сигналы, земля под ящиками на которых сидишь трясется, создается впечатление, что на тебя несется стадо слонов. Образование тверди происходит следующим образом, шторм намывает ракушку на корни камыша, этот процесс длится десятилетиями, столетиями, в связи с этим, постоянного очертания острова Крупинина нет, все в процессе. Подобная участь у многих островов в Каспийском море, где более выражено изменение уровня воды.
Работать в эфире было интересно, нас вызывали старые знакомые не только из России и СНГ, но и из дальнего зарубежья. Дипломная программа клуба “Русский Робинзон” RRC пользуется большой популярностью во всем мире. Мы провели радиосвязи со всеми континентами земного шара, были корреспонденты из экзотических стран - 7Q7BP Малави, CE3WDH Чили, ZA/Z35M Албании и многих других. Нас звали заядлые охотники за российскими островами -W5BOS Lanny из США, VE3LYC Cesar из Канады (провел 6 связей), Сергей RA3RGQ, Владимир UA9CGL и многие другие из России. Одним словом, с нами сработали все, кто хотел, не смог сработать только ленивый.
На четвёртый день интерес к нашей IOTA-экспедиции значительно ослаб, в аппаратном журнале пошли частые «дупли». Утром 2 июля начали сворачивать антенны и палатки. Позвонили нашему «лодочнику» Олегу. Он приехал точно в назначенное время на другом, более вместительном катере. В этот катер мы вместились все в один заход, благо мы «полегчали» на 60 литров бензина, 40 литров воды и на десяток килограммов еды.
Экспедиция на IOTA EU-185 завершена!
На берегу пришлось ждать наш задержавшийся транспорт. Мы поблагодарили «лодочника» Олега за благополучное прибытие на большую землю, крепко пожали руки друг другу и распрощались. Благополучно погрузившись в «ГАЗель», заехали к смотрителю маяка Михаилу Лебедю, чтобы сказать слова благодарности за помощь в подготовке проведения экспедиции, сделали фото на фоне маяка и выдвинулись в обратный путь.
Команда RT6A/p на фоне маяка створного Чушкинского переднего.
К вечеру добрались в Краснодар, где я пересел на свою машину и через полтора часа уже дома в Майкопе принимал ванну. Хотелось сказать о том, что белой завистью завидую радиолюбителям работающим на Краснодарском КРТПЦ. Руководство Краснодарского КРТПЦ в лице директора Золотова Александра Ильича уделяет должное внимание развитию радиоспорта на предприятии, предоставляет возможность команде регулярно участвовать в различных мероприятиях и соревнованиях Российского и международного уровня.
Отдельный разговор о клубной станции Краснодарского КРТПЦ RT6A (ex RZ6AZZ). Это одна из лучших контест-позиций в России.
В заключение, уже потом, когда мы обменялись фотографиями со своих фотоаппаратов, Виктор RU6AX сказал мне: «Это твой первый остров, поэтому ты должен написать статью». Что я и попытался сделать.
Подведем итог проведенной экспедиции.
Несмотря на все перипетии, экспедиция команды Краснодарского КРТПЦ RT6A состоялась! Команда провела более 4500 радиосвязей. Была активирована IOTA EU-185 по международной программе IOTA (island on the air, острова в эфире), также активирован остров Крупинина RR-24-03 по программе клуба “Русский Робинзон” и активированы два маяка створный Чушкинский передний и створный Чушкинский задний по российской маячной программе RLHA (Russian Lighthouse Award): RLE-118/119 и международной маячной программе ARLHS (Amateur Radio Lighthouse Society): ERU-027/028.
В заключение, наша команда выражает особую благодарность директору Краснодарского КРТПЦ Золотову Александру Ильичу за понимание и поддержку в период подготовки и проведения экспедиции.
Мы также говорим большое СПАСИБО:
- Рудакову Сергею Владимировичу R6AP ex RW6AMP за помощь и консультации в ходе подготовки к экспедиции.
- Назарову Анатолию Васильевичу UA6VY за потраченное время и желание помочь планируемой экспедиции на территории Астраханской области.
- Лопатину Виктору Анатольевичу UA6AUO за помощь в поиске водного транспорта для планируемой экспедиции на острова принадлежащие республике Калмыкия.
- Латику Олегу Анатольевичу за доставку команды и оборудования на остров Крупинина в Таманском заливе Черного моря.
Отдельное спасибо всем кто нас звал и спотил!
До новых встреч в эфире!
73! Team RT6A/p: Василий R7AA, Виктор RU6AX, Алий UA6YW
Майкоп-Краснодар-Темрюк-о.Крупинина-Краснодар-Майкоп
p.s. Через месяц со дня окончания экспедиции были отпечатаны QSL – карточки RT6A/p двух видов.
Обновлено 03.10.2017 23:06:34
Просмотров всего 5,997, сегодня 1
Статью прислал - Василий Самай R7AA, Алий Куйсоков UA6YW
Все статьи
Рейтинг читателей этой статьи
Комментарии
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Пока еще нет ни одного отзыва. Станьте первым и опубликуйте свое мнение!
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!