Завершая весеннюю экспедицию на маяк Еникальский, мы по традиции обсудили планы на осень. Было принято решение планомерно стараясь не пропустить ни одного маяка двигаться с востока Крымского полуострова на запад. Таким образом на востоке полуострова у нас оставался не активированным створный маяк Чурубашский задний, передним створным у которого является Камыш-Бурунский. Такое вот редкое несовпадение наименований створных маяков. Как правило, створные маяки имеют одно наименование с указанием ПЕРЕДНИЙ или ЗАДНИЙ. Маяк Чурубашкий, к сожалению, не был активирован, будучи в референции украинских маяков, а в период с весны 2014 года еще прошло мало времени, да и активность экспедиций по активации маяклв у нас низкая. Возможно, сказывается и труднодоступность маяка - отсутствие подъезда к нему по дороге с твердым покрытием. Нас это тоже сильно беспокоило, так как в случае небольшого дождя наша экспедиция могла бы затянуться на неопределенный срок. Прорабатывая все детали будущей поездки мы запросили референцию маяка у менеджера дипломной программы клуба Русский Робинзон, Алексея Морозова (RA1QY). Номер маяка RLE-147, доброе пожелание и напутствие от Алексея мы получили до выезда в экспедицию. Это нас приободрило. Как планировалось мы выехали в путь в воскресенье 24 сентября 2017 года. Место встречи команды было назначено в 10 часов утра в поселке Кирпичный у Кафе «Саров» на трассе Славянск-на-Кубани – Темрюк.
Команда у нас проверенная, все детали отработаны и поэтому уже 18-я по счету экспедиция стартует в назначенное время без срывов и переносов.
В этот раз к нам присоединился Леонид Чижов-R6DCU из Приморско-Ахтарска, он третий с лева сидит в оранжевой футболке. Хозяин кафе любезно спонсировал нам 4 килограмма замаринованного мяса для приготовления шашлыков. Мы выпили по чашечке кофе и выехали в порт Кавказ на паромную переправу где нас встретили практически пустые накопительные площадки. Мы без особых задержек переправились в Керчь.
На площадке ожидания в порту Кавказ с лева на право Анатолий (UA6BQU), Я (RV6CU), Александр (RW6AON), Леонид (R7DE), а второй Леонид фотографирует. По этой причине нас всех пятерых вместе нет ни на одном фотографии. Такая особенность – кому-то же надо документировать нашу работу. Сразу за Керчью в сторону Феодосии масштабное строительство новой автомобильной дороги и подъездов к строящемуся мосту через Керченский пролив. Обилие строительной техники, рабочих и значительные объемы выполненных дорожно-строительных работ вселяли в нас оптимизм – скоро мы не будем зависеть от погоды и терять время на паромной переправе.
Через час езды мы свернули с трассы оказались у села Приозерное. Это ближайший населенный пункт к нашей цели - маяку Чурубашскому. За околицей села наши ясные очи не могли определить точное направление, так как на запад в сторону маяка уходило множество разбитых грунтовых дорог. Ориентируясь по высоковольтной линии и навигатору, мы осторожно лавируя среди огромного количества камней проехали четыре километра до территории маяка, который стоит на удалении 10 км. от переднего створного Камыш-Бурунского и на высоте 100 метров над уровнем моря
Несмотря на удаленность территория маяка и сам маяк выглядели ухоженными.
Всем коллективом мы прошли на территорию маяка и ознакомились с его достопримечательностями. Чувствуется рука хозяина маяка – смотрителя маяка. Кроме самого маяка на территории много подсобных помещений.
Сделали фото на память у маяка
У въездных ворот на фоне таблички: слева на право Я, Александр, Леонид и Анатолий, второй Леонид опять фотографирует. Вывеска на воротах заставила нас скорректировать наименование маяка. Раньше мы считали правильным написание Чурбашский. А оказывается правильно Чурубашский. А ведь даже в морских документах иногда прослеживается неправильное наименование. И еще одна особенность маяка, здесь вывеска с наименованием маяка уже на русском языке, а ведь все предыдущие маяки Крыма, которые мы активировали с 2015 года имели вывески на украинском.
Вокруг территории маяка лунный пейзаж – степь и поля с камнями, поэтому было принято решение разместились в ближайшей акациевой лесополосе. В лесополосе была сухая трава выше колена, много сухих деревьев, камней и даже валунов. Видно, что полоса была посажена еще при развитом социализме. Но вариантов не было, и мы занялись поиском более-менее ровной площадки с сохранившимися деревьями для установки трех палаток с разносом
До захода солнца мы оперативно разместили наш лагерь. Анатолий с Леонидом развернули рабочее место установили антенну GP на 40 и 20 метров, и провели пару тестовых связей. Все работало отменно - первое рабочее место было готово к работе.
Мы с Леонидом Овчинниковым (R7DE) установили свой дом-палатку Бизон- люкс (длина 5,8 м на 2,3 м.). На входе закрепили баннер экспедиции. Учитывая осенние особенности Крыма я взял с собой комплект кольев сделанных из арматуры диаметров 10 мм. Колья длиной 60 см. верхняя часть, загнута кольцом, а низ заострен. Кроме того, колья окрашены в ярко оранжевый цвет. Это важно. Если неокрашенный кол упадет в густую траву, то его уже не найти, а на выезде каждый кол на счету. И если бы не такие большие колья, то очень сильный ветер, поднявшийся на следующий день с утра, непременно сорвал бы нашу палатку. У нас такое уже случалось, когда в средине ночи пришлось искать в темноте камни, бревна и крепить палатку к автомобилю.
Для энергообеспечения экспедиции я взял свой инвертерный генератор HITACHI – 1 kwt, а Александ KIPOR-2.2 kwt.
Мы используем сетевой фильтр чтобы уменьшить уровень импульсных помех от генераторов. Наши ожидания фильтр полностью оправдал.
И вот солнце скрылось за холмами, быстро потемнело и мы решили побаловать себя скромным ужином. За чаем скорректировали планы на предстоящую работу в эфире.
Пятый член нашей команды Чижов Леонид Николаевич – R6DCU за работой в эфире из своего авто, тестирует и настраивает автомобильные MFJ антенны.
Утрлм мы приступили к работе. Предлагаю читателю посмотреть нас в видеоролике по ссылке.
Забегая вперед хочу отметить, что видеоролик Александр (RW6AON) смонтировал во время ожидания парома в порту Керчь. Паром не работал четверо суток из-за сильного ветра. Во вторник в шесть вечера мы заехали на накопительную площадку Крым-2, и только в 10 часов вечера в пятницу переправились в порт Кавказ. Но у маяка мы об ожидавшем нас впереди трехдневном стоянии на переправе не догадывались и наслаждались работой в чистом эфире.
Поверьте, мне есть с чем сравнить. Живу я в непосредственной близости от электрифицированной железной дороги. Практически каждый день уровень помех до девяти баллов. Поэтому, поездки в экспедиции на маки, особенно удаленные и не оборудованные радиоэлектронными средствами, представляют для меня и моих коллег особый интерес. Здесь довольно чистый эфир, а это для нашего брата особое наслаждение.
С восходом солнца мы с жадностью бросились работать в эфире. Чтобы исключить взаимные помехи мы определились с работой по диапазонам и видам излучения. Анатолий начал с 7 МГц. в SSB, Леонид (R7DE) сменяя Анатолия, работал в CW на этом же диапазоне. Я работал со вторым Леонидом (R6DCU) поочередно в PSK, Александр (RW6AON) работал SSB и PSK на WARC. Время от времени мы менялись диапазонами.
Мы также разнесли антенны на максимально возможное расстояние и установили на каждое рабочее место диапазонные фильтры. Все эти меры помогли нам работать в эфире так, чтобы не мешать друг другу.
Аппаратура - как и в предыдущих экспедициях:
Я использовал Elecraft K3\100 и антенну трапповый вертикал на 5 диапазонов. У Анатолия (UA6BQU) трансивер FT-840, антенна GP на 20 и 40 метров. У Александра (RW6AON) TS-2000, антенна GP и трапповый диполь на 80-40-20 метров. У Леонида (R6DCU) Yaesu FT-450D. При высокой активностью в эфире время пролетело незаметно и во второй половине дня наши товарищи оторвали нас от аппаратуры. Был готов «званный» обед.
На обед традиционно два Леонида приготовили шашлык. Было ну очень вкусно.
А вот так с нашей позиции выглядел строящийся мост через Керченский пролив.
А это наш гость - ЕЖИК.
Во вторник в первой половине дня мы поставленную задачу выполнили, провели 977 связей. Ответственность перед радиолюбительским сообществом, висевшая над нами спала. Но при этом появилась новая тревога. Резко усиливался ветер и мы, обеспокоенные ухудшением погоды приняли решение свернуть нашу позицию и направиться на переправу, в надежде не задержаться надолго в Крыму.
Увы, наши надежды не оправдались – мы опоздали. По прибытию в порт мы узнали, что работа переправы была прекращена по погодным условиям еще в понедельник в 10 часов вечера. И как потом стало ясно, надолго. Делать нечего, Александр (RW6AON) начал монтировать видеоролик, а мы пошли знакомиться с достопримечательностями территории.
Надо отметить сервис на переправе неплохой если там не задерживаешся более чем на рару часов. Но когда на двух накопительных площадках скопилось более 3000 авто, это стало проблемой.
Органы местного самоуправления города Керчи оперативно пришли на помощь порту - подключили военных, которые каждый день привозили перловую кашу с чаем, МЧС развернули походную кухню для приготовления кипятка и оборудовали палатку для обогрева (ведь посьоянно дул сильный ветер, а ночью температура опускалась до 10 градусов). Для пасажиров 49 автобусов железнодорожники подкатили пассажирские вагоны. Откуда то привезли для них одеяла и подушки, так как в вагонах не было отопления и постельных принадлежностей. Для желающих были организованы экскурсии на страусиную ферму. Каждый день были организованы концертные программы прямо на площадке.
Ну а мы в ожидании улучшения погоды развернули одну рабочую позицию прямо среди рядов автомашин (пригодились настроенные Леонидом автомобильные антенны MFJ) и Анатолий стал настойчиво приглашать корреспондентов. Наша автономная работа в эфире с накопительной площадки привлекла внимание не только автомобилистов, ожидающих паром но и телевидение Керчи, а к концу дня мои коллеги дали интерью телеканалу РТ. Таким образом нам удалось немножко популяризировать наше увлечение. Наши фотографи и видео можно посмотреть на сайте телеканала города Керчь (28.09.17)
Несколько слов хочу сказать об уникальной достопримечательности Крыма. Это озеро ЧОКРАК, куда мы выезжали в весеннюю экспедицию, а сейчас успел съездить Александр. Это грязевое озеро расположено в 50 км от города Керчь на побережьи Азовского моря. Озеро известно еще со времен Александра Македонского. Древние легенды говорят о том что на озеро привозили на излечение израненных солдат его армии. Не знаю насколько это верно но эти лечебные грязи используются во многих лечебницах, включая и знаменитый санаторий в городе Саки. Во время экспедиции на маяк Еникальский мы с Александром выезжали на озеро, ознакомились с дикой территорией вокруг озера и при этом наблюдали много желающих поправить свое здоровье самостоятельно.
Озеро очень мелкое, грязь суперчерная и мелкодисперсная. У берегов наблюдается солевой лед. В этой чрезвычайно соленой воде и по берегу произрастают необычные розовые водоросли. Мы с трудом загрузили грязь в емкости, так как зайти в озеро невозможно из-за того что грунт легко продавливается ногами. По приезду домой я раздал емкости с грязью тем кто в этом нуждался и кому я обещал, а Александ принялся поправлять свое здоровье. Все кто использовал грязь были очень довольны результатами. Очень много информации об этом озере в интернете. К сожалению там плохие подъездные дороги, отсутствие нормального жилья, благоустройства и элементарных условий получения медицинских процедур у самого озера. И при все этом несмотря на осень, как и весной, Александр наблюдал людей живущих у озера в автомобилях и палатках.
Вот такое необычное грязевое розовое и чрезвычайно соленое озеро ЧОКРАК.
За время работы в эфире с маяка ЧУРУБАШСКИЙ задний проведено 977 связей, 47 DXCC.
По приезду домой я все связи загрузил в HAMLOG. Заказал QSL карточки. Сергей Демидов "Serg Z. Demidov" ua1oms@mail.ru оперативно разработал дизайн карточек и предложил нам для обсуждения.
На сегодня карточки уже в печати.
По мере получения карточек всем нашим корреспондентам будут направлены QSL через бюро.
Желающим получить карточку директом, пишите rv6cu@mail.ru
Мой почтовый адрес:
353599, Краснодарский край, Славянский район, хутор Прикубанский, Ул.Железнодорожная 5А