СТАТЬИ

НАШИ В ХАРБИНЕ (или мои радиолюбительские приключения в Китае)



Автор: С. Вялков (UA9OW/BY2HIT)
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"

Минуло не так много времени, как я вернулся из очередной длительной командировки в Китайскую Народную Республику. Все уже позади и хочется поделиться (по просьбе Юры, UA9OBA, и Александра, UA9OA) своими приключениями в г. Харбине. 

Все началось еще в мае месяце. Оформляя визу, я столкнулся с необходимостью лететь в Москву на неделю. Как я не люблю эти командировки в столицу (да простят меня москвичи). Ну, как можно пить в аэропорту 3 в одном за полтинник и ездить на такси из аэропорта «Внуково» за 1,5 – 2 тысячи рублей, если этих денег мне хватит для обратной поездке на поезде в родную Сибирь. Тут я стал обзванивать всех знакомых, кто, возможно, поедет в столицу. Но все тщетно. Решил поделиться своими проблемами с некоторыми радиолюбителями, и вдруг мне сообщают о том, что Сергей, UA9OTY, собирается через пару дней на какую-то конференцию. Я по старой дружбе к нему. Он без всяких колебаний соглашается забрать мою визу в Консульском отделе Посольства КНР. После долгих и подробных объяснений, добавляю с радости ему еще и на ящик PI1VO и успокаиваюсь. Одну проблему решил. К тому времени билеты на поезд Москва – Пекин уже в «кармане». Осталось самое главное – собраться в дорогу, ничего не забыв.

Посылаю письмо BD2ALF с надеждой узнать, какая аппаратура есть на “коллективках” в Харбине. Но проходит неделя, а ответа нет. Доходит, что нужно «всё своё носить с собой» начинаю спешно поиски оборудования. Понимаю, что брать только что приобретенный шековый аппарат накладно для моего здоровья (ну не таскать же 25 кг на своем горбу) я вспоминаю, что у того же Сергея, UA9OTY, есть FT-840, заодно прихватываю у него и телеграфный ключ с манипулятором. В родном подвале нахожу несколько кусков подходящего провода и кабеля, для “трешки” должно хватить. На родной “коллективке” НГТУ (RW9OWD) добираю все по мелочи; проводки, разъёмы и т.д. Забегаю в офис компании NSI к Юре UA9OBA за наушниками KENWOOD. Беру с собой и микрофон MC-60. Ну, вот вроде и всё. Не забыть бы свою и китайскую лицензии,  инструкцию, карточки чистые и отписанные для харбинцев, телеграфный ключ с манипулятором и другие необходимые в работе мелочи. Вот и пришло долгожданное воскресенье. В путь.

Двое с половиной суток пролетели в полудреме за книжками, пивом, байкальским омулем в воспоминаниях о предыдущей поездке, о встречах, о проведенных вечерах в китайских ресторанах, об экзотической пище и своеобразных китайцах. Но об этом можно рассказывать очень долго. Скажу лишь то, что, попробовав очередной шашлык из незнакомого сырья на очередных посиделках с радиолюбителями, пришел в полное недоумение, когда понял, что это были коконы гусеницы тутового шелкопряда. Пришлось от второй порции отказываться и, стиснув зубы, чтобы не вернулось обратно, запивать ЭТО бутылкой ХаПи – Ха(рбинское) Пи(во).

Время после Читы потянулось очень медленно. Одноколейка не давала поезду двигаться быстро, да еще и электропровода над поездом «видно кто-то снял». Всю остальную дорогу по забайкальской степи нас тащил тепловоз. На станциях бабуси перестали торговать пивом и продуктами. Оказывается, по этой дороге ходят только 2 поезда. Наш – раз в неделю (туда и обратно), да и Читинский до границы. После обеда прибываем на конечную станцию России по этой ветке. Вот он - Забайкальск.

Последняя российская ж.д. станция "Забайкальск"

После длительного ожидания погранцов, вагон оказался в самой середине состава, к нам в вагон заходят бравые девчата в зеленой форме. Быстро смотрят на наши фейсы проверяют визы и, забирая с собой паспорта, скрываются из виду. После них пролетает паренек, проверяя, ничего ли мы не спрятали на верхних полках. И мы снова в одиночестве ожидаем, когда же нас выпустят на «свободу». Уже прошло пару часов после прибытия на станцию и нас навещает «родная» таможня. Тоже симпатичные девчата в бело-синей форме и в коротких юбчонках. Они посмотрели заполненные нами  декларации  и поинтересовались, не везем ли мы чего запрещенного, к примеру, наркотики. Мы с моими попутчиками, конечно, не сознались ни в чем, потому что они даже не попросили открыть чемоданы и показать их содержимое. Поставили печати в декларациях и вежливо попрощались. Тут я понял, что я сильно переживал по поводу радиоаппаратуры, которая у меня была в сумке. Я очень детально описывал ее в декларации, чтобы не платить пошлины и не предоставлять разрешение при ввозе на обратном пути. Но все пронесло. И нас, наконец-то выпустили из поезда на свободу. Вокзал оказался небольшим, и мы разместились на улице. После еще двух часов отсиживания я решил прогуляться и забрел в депо, где меняли колёсные пары. За рубежом железнодорожная колея на несколько сантиметров меньше, чем в России. Ее называют «узкоколейка» и смену колесных пар производят в Забайкальске более 4 часов. Я прогулялся до конца зданий и поднялся по железной лестнице на небольшую площадку. То что я увидел с неё было целью моей поездки. Во-первых, впереди простиралась граница России во всей ее красоте. С колючей проволокой, с вспаханной полосой земли и пограничными вышками. Во-вторых, ворота, через которые шло железнодорожное полотно, и где было написано «Китайская  Народная Республика». Через полтора часа я проезжал это место на поезде наслаждаясь сменой пейзажей и фактом пересечения границы. Переезд между Забайкальском и Манчжурией, первая станция на границе с Китаем, продолжался не более 10 минут. Как всё быстро изменилось. Огромный город с более чем миллионным населением, высотные здания, красочно оформленные улицы в красных фонариках.

Статуя Будды

За следующие полчаса мы прошли китайскую таможню и погранцов. Их содержимое наших чемоданов вообще не интересовало ну и зря. Выскочив на перрон, мы обнаружили, что вокруг торгуют на юани, которых в кармане почему-то не оказалось. Но мы сильно не обиделись, так как рубли еще принимали. Пришлось купить упаковку пива (10 по 0,33л) за каких-то 100 рублей. Тут мы осознали, что вся поездка может превратиться в сплошное потребление этого благородного напитка, по нашим меркам практически «бесплатно». Дополнительно взяли несколько упаковок китайской еды с рисом, мясом и какой-то еще ерундой внутри и уединились в купе, чтобы перевести дух после почти восьмичасовой стоянки на границе. Незаметно стало темнеть. Мы перевели часы на единое Пекинское время (плюс 1 час к Новосибирскому или плюс 4 к МСК) и после ужина нас потянуло ко сну от такого количества выпитого.

Весь следующий день до 15 часов вокруг тянулись китайские пейзажи и непривычные лица, а нам хотелось побыстрее выйти из поезда и где-нибудь поесть, так как на остановках ничего не продавали, да и вообще никого не было. Как потом выяснилось в Китае на перрон к поездам можно пройти только при наличии билета или приобрести к билету отъезжающей персоны входной билетик за 10 юашек.

Прибыв на станцию Харбин, мы весело подхватили чемоданы и ринулись по длинным коридорам и туннелям на привокзальную площадь в надежде, что нас там встретят. Как приятно было увидеть знакомые по прошлогоднему визиту китайские лица, ожидавшие нас на выходе из вокзала. Мы пробрались через огромную толпу местного населения и стали размещаться в автобусе. После получаса мы помчались по городу к гостинице для иностранных студентов одного из университетов города. Мне там выделили отдельную комнату на втором этаже. Я сразу выглянул с окна и стал приглядывать, где я повешу свою антенну. Но решил подождать встречи с радиолюбителями Харбина.

UA9OW/BY2HIT

В решении проблемы поиска я пошел по следующему пути. Написал по электронной почте письма сразу нескольким НАМам. Дал в письме свой адрес и телефон, хотя прекрасно знал, что при звонке ко мне мы не поймем друг друга. А не знаю китайского, а они ни английского, ни даже русского. Так оно и вышло. В этот же день к вечеру раздался звонок в номере. Медленно потягивая N-ную бутылочку, я подошел к телефону и в недоумении «Кто это?» взял трубку. На моё «Аллё!» я услышал нечто напоминающее китайскую речь. Я попробовал переспросить его по-английски. И тут доносится родное:

- This is Bravo Delta Two Alfa Lima Foxtrot.

А дальше не трудно понять наш диалог.

- I am Leefeng. I’m from Harbin.

Потом, общаясь посредством QRZ, QRX, QRM, QRS я понял, что он найдет меня сам в ближайшие дни.

Собор Св. Софии в центре г. Харбин

В трубку были слышны детские голоса и бряцание пальцев по клавиатуре. Я понял, что мне это все объяснялось путем перевода китайских слов на английский язык через компьютерную программу и озвучивалось с китайским прононсом, мои ответы на это не воспринимались вообще.

Но цель достигнута. Мы вежливо обменялись дружескими 73 & GL и повесили трубку. Я от удовольствия опустошил содержимое бутылочки и включил телевизор на единственный (из 30 программ ТВ) английский канал в городе.

В пятницу около 15:00 у ворот университета я встретился с Лифеном и мы отправились на “коллективку”.

Дорога на автобусе заняла 10 минут. Мы подъехали к хорошо известному мне по предыдущей поездке Харбинскому политехническому институту (ХПИ). Подходя к корпусу номер 15 (а студенческие городки у них занимают несколько гектаров!) я по привычке заглядывал на крышу в надежде что-нибудь увидеть знакомое: Яги, ГП-шки, ну хоть диполя на крайний случай. Но все тщетно. Пришлось проследовать за ним на 3 этаж и пройти в комнатку размером 2,5 на 4 метра. Это и была коллективная радиостанция Харбинского политехнического института - BY2HIT и по совместительству BY2AA (центральная радиостанция провинции Хэйлунцзян). В этой комнате находилось более 10 человек. По мере продвижения к рабочему месту я здоровался за руку с уже знакомыми радиолюбителями и теми, кого не встречал в свой первый визит в прошлом году. Запомнить их по именам, как вы сами понимаете, было очень трудно (некоторые из них просто не прилично произносить в слух). Однако, с большинством из них я обменялся QSL-ками и симпатичные из них я представляю вашему вниманию.

В комнате стояло 2 стола, 2 стула, шкаф для деталей с сейфом и стол-верстак, закиданный различным железом. На рабочем месте я увидел FT-102 (первый раз в жизни), какой-то древний микрофон со стертым названием и телеграфный ключ типа «молоток». Тут я понял, что за работа ожидает меня впереди. Антенн нет, аппаратура древней некуда. Я, конечно, был бы не против  поработать «молотком» лет 15 назад, но уже давно переучился на электронный ключ.

Делать нечего. Я показал свою лицензию, полученную почти год назад со сроком действия до конца 2002 года, и они пропустили к аппарату. В это время один из них, студент уже второго курса ХПИ попросил у меня мою лицензию и убежал копировать ее на ксероксе. Вернувшись с чувством полного удовлетворения, он вернул мне оригинал и стал рассказывать все, что знал об этом аппарате.

Я его практически не слушал, вспоминая, что я взял с собой из аппаратуры. Что и к чему я могу подцепить. После получасового объяснения я не выдержал и в сопровождении двух напросившихся со мной, выехал на такси за аппаратурой. Через полчаса мы вернулись обратно. Я принялся устанавливать привезенный с собой FT-840. Пришлось попросить блок питания, умышленно не взятый с собой по причине особой весовой категории. По двойке они договорились с кем-то и показали на часы. Я понял, что к 7 часам его подвезут. Далее произошло нечто неожиданное. Китайцы стали куда-то собираться, указывая на часы. На них было 18:00. Потом я расслышал знакомое слово «чуфань» и понял, что пришло время ужинать. Все вышли на улицу. Мы сделали несколько групповых фотоснимков. И пошли искать ближайший «кабачок».

Русская улица в Харбине

Им стало для нас незавидное «заведение» с 4 столами. Соединив 2 из них, мы присели поужинать. Видимо, вспоминая прошлогодние встречи и пиво, которым мы их угощали, по русской традиции с чипсами, они заказали кучу шашлычков. Правда, шашлычком это назвать можно только издали. Деревянная палочка или металлическая спица длинной 13-15 см, на которую накалывают что-нибудь размером 1 на 2 см. Это что-нибудь могло быть чем угодно: мясом свинины, зубками чеснока или креветками. Зная то, что как любил говорить наш проводник, -  «китайцы едят все то, что не прибито», - я не очень присматривался к содержимому, дабы не испортить аппетит себе и окружающим Главное правило, усвоенное мною еще раньше, обильно запивать съеденное пивом. После полуторачасового непрерывного потребления пищи и пива, которое в Китае как вода для запивания съеденного и которое дешевле простых напитков, мы пришли к временному наполнению желудков.

После ужина все стали расходиться по домам, и я побрел на станцию в гордом одиночестве. На станции сидела молодежь, очевидно студенты. С ними я и продолжил установку и подключение трансивера. Оказалось на станции есть 2 антенны: ГП на 15м и диполь на 20м. Меня это сильно удивило, и я пошел на крышу, выход на которую был через окно рядом с входной дверью. Оказывается, что здание, в котором находится радиостанция, имеет форму огромного квадрата (100Х100 метров) с маленькой аркой посередине одного из ребер и небольшим пространством внутри. Диполь на 20 метров был растянут вдоль крыши на высоте 1 метра. Одна сторона его была прикреплена к ГП-шке (15м), а другая за камень небольших размеров.

Одна из центральных улиц Харбина

Вернувшись в комнату, я включил 840-ой и подсоединил к нему 15-ку. Я услышал эффект присутствия эфира, но не более. Я тщательно крутил верньер, но станций на диапазоне не было. С антенной на 20 метров, результат был аналогичный. «Вот и вся работа в эфире», - подумал я. Но сдаваться не хотелось. Впереди были выходные и IOTA контест.

На следующий день я захватил, взятые с собою проволоку и кабель, и вернулся на станцию. Проверив эфир, не померещилось мне ли вчера, я приступил к разметке диполя на 80 метров. С одним из студентов пытались найти на станции рулетку, но безрезультатно. Пришлось прибегнуть к проверенному способу. У обычного человека длина от кончиков пальцев одной руки до плеча другой примерно один метр. Этим способом были на 7 раз отмерены два плеча. К чему это все крепить? Долго объяснял студенту, что мне нужен толстый кусок гетенакса. Он вытаскивал из закромов старые платы. Одна из них оказалось довольно прочной и не протравленной. Далее я поручил ему самое ответственное занятие. Снять с обеих сторон фольгу. Он взял ножик и через 10 минут подает мне очищенный кусок платы. Но впереди предстояли другие испытания. Нужно было отпилить необходимые размеры и просверлить минимум 4 дырки разных диаметров. Он, не теряясь, схватил тот же канцелярский нож и заменил им и ножовку, и дрель. Пропаяв соединения кабеля с проводом, мы добрались до крыши.

Зрелище было удручающее. В округе метрах в 20 от здания стояли 9-и этажные корпуса, на которые забраться нам так и не дали. Он говорил о каких-то «секретных установках» на лабораторном корпусе и жилом доме. А я украдкой пробрался на 9 этаж одного из корпусов и ничего не обнаружил на соседних крышах. Причины видно были в другом.

Пришлось вешать антенну на той же крыше, закрепляя растяжки за трубы вентиляции на расстоянии 1 метра от поверхности. После 3 итераций мы подогнали размеры антенны на 3,500 МГц. К сожалению, КСВ в телефонном участке было более 2,  работать на общий вызов не представлялось возможным. Поэтому я в основном давал общий вызов UA9OW/BY2HIT на телеграфном участке, но периодически забегал и проводил короткие QSO’s в телефоне с дальневосточниками.

У меня был следующий режим работы в эфире. С 10 до 13:30Z. В 22 (14 GMT) часа местного времени переставал ходить общественный транспорт, а каждый раз добираться до гостиницы на такси было накладно. Работа в эфире в ночное время просто сразу была пресечена со стороны моих радушных хозяев. Так что не обессудьте, если не дал вам новую страну на 80.

Проблемы возникли и с телеграфным ключом. От молотка я отказался сразу. Привезенный с собой электронный ключ я проклял после 30 минут работы, так как с его манипулятора вылетали ошибки через 3-4 знака (представьте себе передачу моего 12 знакового позывного сигнала). Пришлось искать компромисс. На мое счастье китайцы достали из сейфа лаптоп (486 DX, 8 M ОЗУ, 20 М винчестер) купленный ими за 40$ с рук пару лет назад. С помощью нехитрых приспособлений и “проги” N6TR (из QRZ.RU), мне удалось выдавить из него телеграфный сигнал. Используя функцию передачи с клавиатуры, я и провел все остальные телеграфные связи.

Конечно, моя работа в эфире не отличалась «разгребанием» пайлапов, и приходилось бегать по 80-е и искать. Так проведены почти все связи SSB. Мое брекание  в длинные дискуссии через 2-3 минуты прерывалось и после 5-6 раз повторения моего позывного слышал слова удивления и огромного интереса. Некоторые любители рассказывали, что они тоже бывали в г.Харбине, но не видели ни одной антенны. Приходилось объяснять, что в городе всего одна “коллективка” и небольшое количество индивидуалов, которые работают в основном на 144МГц. А те кто работает на КВ обжили частоты 21.400,  21.405 и 21.410. Так что если среди вас есть желающие познать основы китайского языка или выполнить условия китайских дипломов - подходите туда.

Фото UA9OW с китайскими радиолюбителями

Фото UA9OW с китайскими радиолюбителями

А дни командировки пробежали так быстро, что день отъезда как всегда пришел неожиданно. Собираясь в обратную дорогу, я оставил для BY2HIT свою антенну и шлейф подключения PC к аппарату. Ребятишки обещали появляться в крупных международных тестах, но только SSB. Телеграф из них никто не знает на должном уровне.  Это, наверное, будет темой моей будущей поездки. Если, конечно, после всех приключений, она состоится.

г. Новосибирск (Россия) – г. Харбин (Китай)

2002г


Обновлено 29.01.2003 16:37:20
Просмотров всего 19,243, сегодня 1

Статью прислал - С. Вялков (UA9OW/BY2HIT)
Все статьи

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 3.25 балла на основе 4 мнений
Отлично
 2
50%
Хорошо
 0
0%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 1
25%
Негативный
 1
25%

Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
 
Алексейгость
02.03.2003 18:22

Хороший рассказ, отличительная черта китайского радиолюбительства - SSB используется преимущественно для местных связей. Если не ошибаюсь на 20 метрах вызывная частота 14.270, а 40 метрах - 7.055. А вот что думает автор по поводу китайского "бай-джу"?


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!