СТАТЬИ

Арктика манит радиолюбителей



Автор: Л.Лабутин UA3CR
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"
1973. Экспедиция Комсомольской правды "Арктика-73". Первая связь под позывным U0CR с Москвой через несколько минут после высадки в бухте Глухая, Таймыр. Разработанная система КВ связи между четырьмя группами экспедиции и с Москвой действовала безукоризнено. Постоянные и надежные трафики с UK3A, оператор Лида Гречаник.
 
 
Поделился с UA3DV мыслями о радиосвязи с экспедицией через спутники. В.Рыбкин загорелся идеей. Рано или поздно запрет будет снят. Нужно начинать подготовку.
 
1974. Тренировочные сборы на Новосибирских островах. Котельный. Подготовка к лыжному переходу на Северный полюс. Проверка в зимних условиях всех связных и радионавигационных средств. Парашютные сбросы. Активная работа на всех диапазонах под позывным U0CR.
 
Разработал и собрал макет линейного ретранслятора с 2м диапазона на 10-и метровый. В качестве фильтра основной селекции использован ЭМФ на 500 kHz, разработанный для вертолетной радиостанции Эвкалипт-М24, главным конструктором которой я был в МНИИРСе. Начали оборудовать помещение у Курского вокзала, будущую "Людмилу", общественную лабораторию космической техники. Контакты с райкомом ДОСААФ и оформление документов на помещение выполнял работник МНИИРСа Лебедев Б. По совету Рыбкина написал письмо Председателю ЦК ДОСААФ Покрышкину, чтобы его, Рыбкина откомандировали в мое распоряжение для работ по спутникам. При содействии Казанского Н.В. просьба была удовлетворена. Образовали группу разработчиков бортового макета аппаратуры: Куканов, Божков, Алиев, Мусиенко, Рыбкин, Лабутин. Познакомился с Доброжанским В.Л. Установили контакт с СКБ МЭИ. Лебедев Б.М. занялся оборудованием помещения.
 
1975. Установил макет спутникового ретранслятора на МГУ. Помогал Иванов Г. RA3AU. Провели подробные эфирные испытания энергетики. Была организована измерительная радиолиния UA3DV-МГУ/Ретранслятор-UA3CR. Отчет опубликован в журнале Радио. Работой заинтересовался Чепыженко В.И. из Молодечно, с завода, где я внедрял вертолетную радиостанцию и Папков А.П. из Калуги, который разрабатывал цифровые схемы для охоты на лис в ЦРК. Установлены контакты с МАИ и с редакцией журнала Радио по спутниковым проблемам. Сформирован координационный комитет для решения организационных вопросов в инстанциях.
 
Летний поход по Таймыру с экспедицией Комсомольской правды. Схема связи такая же, как в 1973 году: маршрутные группы-Диксон-Москва. Помогали многие радиолюбительские станции страны.
 
1976-1977. Активная работа над четырьмя комплексами: неотделяемый наш, неотделяемый МАИ, отделяемый МАИ, отделяемый МЭИ. Ретрансляторы на всех комплексах нашей разработки. (В неотделяемом МАИ ретранслятор не предусматривался). Новый директор МНИИРС Биленко А.П. взял шефство . Благодаря его помощи облегчились проблемы с получением комплектующих и измерительной техники.
 
В работах полярной экспедиции не участвовал, кроме обеспечения трафиков между Москвой и базой на СП-23 во время перехода от острова Врангеля. Радистами на базе были Склокин Ф.Н. и Щелчков Г.М. (UA3GM).
 
1978. Две командировки от МНИИРС на вертолетный завод в Арсеньев. Согласован вопрос с ЦК ДОСААФ об организации в городе командного пункта. Провел консультативные встречи с местным руководством и радиолюбителями. Наметили состав аппаратуры, решены вопросы о помещении, об ответственных лицах и проч. Доставлена необходимая аппаратура управления. Заинтересовались местные радиолюбители. В ОЛКТ долго обсуждали вопрос о позывном командной радиостанции. Участвовали Доброжанский, Рыбкин, Лабутин, Папков. Принято решение: RS3A в Москве, RS0A в Арсеньеве. Биленко А.П. освободил меня и Лебедева Б. от всех работ в МНИИРСе до запуска спутников. В последний, уже критический момент он, Биленко, договорился с директором ВНИИТ Лидоренко об изготовлении небольших солнечных батарей для продления жизни RS-1. Благодаря этим батареям в течение многих лет после выхода из строя серебряно-цинковых аккумуляторов спутник RS-1 продолжал функционировать на солнечных участках орбиты.
 
Сентябрь - командировка на месяц с Рыбкиным в Истру на ВНИИЭМовский завод для установки, регулировки участия в климатических и механических испытаниях комплекса. Решение трудной проблемы - влияния передатчика на приемник ретранслятора на реальном об'екте. Сопряжение с источниками питания. Проверка командной радиолинии с имитаторами сигналов.
 
14.09.78 визит генерала Назарова и директора ВНИИЭМ Шереметьевского для проверки готовности. Доставлены спутники МЭИ и МАИ. Проверка отделения "отстрелом". Получено добро на отправку в Плесецк. По поручению координационного комитета разработал программу полета с временными характеристиками и передал на согласование в МЭИ, Победоносцеву К. С небольшими корректировками и дополнениями программа была утверждена у высокого начальства.
 
Две поездки в Плесецк. Вторая - на запуск, с группами МАИ, МЭИ и представителями военных. В группу военных вошел Попряник В., (теперь UA3AT), помощь которого трудно переоценить и Скороходов А.В. представитель МО, Главного космического управления. От ВНИИЭМ - Хомяков Н.С., главный специалист и большой энтузиаст всех наших задумок. Благодаря именно его поддержке первые радиолюбительские спутники удалось разместить и вывести на орбиту с динамическим макетом Метеора. Пункт наблюдения за телеметрией организован в номере главного конструктора основного об'екта академика Иосифьяна. Командный пункт в Москве полностью подготовлен к работе. На крыше установлена большая направленная антенна на 29 MHz, разработанная и изготовленная в филиале МНИИРС в Бутово по указанию Биленко А.П. Поворотное устройство достал Скороходов А.В. В лаборатории установлена аппаратура управления спутниками ОЛКТ, МЭИ и МАИ. 26-го октября успешный вывод на орбиту RS'ов. Ребята увидели, как Доброжанский В.Л. впервые выпил бокал шампанского и плясал от радости. Атмосфера безудержного восторга царила и в Плесецке.
 
1979. Подготовка к лыжному переходу на Северный полюс. Получение аппаратуры от военного ведомства, разработка системы связи с маршрутной группой, с промежуточными базовыми группами, с Москвой, с самолетами и с местными охотниками. Радионавигация по средневолновым маякам. Организация соревнований в эфире. Основная база создана на острове Котельный, (Лабутин, Деев), промежуточная база на дрейфующей станции СП-24 (Склокин Ф., Иванов Г., Шатохин А.). В Москве радиостанции ЦРК UK3A и Шуленина Г. UW3CX. Маршрутной группе присвоен позывной U0K, главный радист в ней Мельников А., а основным "источником" информации Шпаро Д.И. UA3AJH. С середины марта до 1-го июня состоялся поход, закончившийся встречей на Северном полюсе всех членов экспедиции и множества гостей от средств массовой информации, авиации, ЦК ВЛКСМ. Система связи и радионавигации действовала безукоризненно. В историю экспедиции вошел момент приема на промежуточном ледовом аэродроме сообщения Мельникова о достижении Северного полюса и мгновенной ретрансляции этого сообщения в Москву Шуленину Г.В. Результаты радиосоревнований оказались весьма внушительны: пришло сотни отчетов, проведено десятки тысяч связей. Многие радисты - участники соревнований и помощники в поддержании надежной связи экспедиции были награждены грамотами, дипломами, почетными знаками ЦК ВЛКСМ, Министерства связи, ЦК ДОСААФ, ФРС СССР. Многим присвоены высокие спортивные звания. Участники экспедиции награждены правительственными наградами. Во время экспедиции зафиксирована и первая (я бы сказал историческая) связь через наш спутник между дрейфующей станцией в Ледовитом океане и Москвой ( Иванов Г. RA3AU и Рыбкин В.Б. RS3A).
 
А тем временем, пока меня не было в Москве, в ОЛКТ возникла конфликтная ситуация, развитие которой привело к гибели Рыбкина В.Б. в следующем году.
 
1980. Успех перехода к Северному полюсу породил новые замыслы: пересечение Ледовитого океана по дрейфующим льдам, достижение Южного полюса. В этой связи появились и новые требования к радиосредствам. Нужны были и радисты. Но прежде - разработка новой станции маршрутной группы Ледовая-2. Схему обсудили с Шулениным Г. Макет выполнен мной в домашних условиях. Линейный усилитель мощности сделали и передали нам воронежцы. Для изготовления надежных образцов предстояло найти хорошее производство.
 
Летом в районе Карского моря проводили поиски следов экспедиции Русанова. Ходили по островам и берегам Таймыра, занимались подводными работами близ острова Песцовый. Базовым радистом в то время стал Шуленин Г.В. UW3CX, на Диксоне. В день возвращения нашей группы на Диксон, Гена Шуленин вдруг срочно вызвал меня на связь с UK3A. Голос Лиды Гречаник я не узнал. Медленно, как-то заикаясь, она спросила меня, не оставлял ли мне каких-нибудь документов Володя Рыбкин. Меня будто прожгло молнией. Да, незадолго до отлета в Тикси, еще зимой, он передал мне на хранение партбилет и паспорт. Предлог был какой-то незначительный. Так мы узнали о гибели Володи. Захоронение урны с прахом состоялось 14-го февраля следующего года. На мраморной доске ниши, куда поместили урну, по нашей давней договоренности и просьбе к родным сделали надпись:
 
UA3DV
1926-1980
 
Осенью того же года, 90-километровый переход по леднику Федченко. Это в мои 53 года! Побил какой-то рекорд: работал с радиолюбителями с высоты 5200 метров. Базовая станция организована в Душанбе. Всю ответственность за поддержание связи с базой и через нее с Москвой взял на себя Масуд Мирдзаевич Турсун-Заде, UJ8JCF. Этот тренировочный поход организовал Шпаро в порядке подготовки к Антарктиде. Не все участники похода достойно перенесли высоту. Ну, а к Антарктиде начали готовить группу в составе Малахова М., Шишкарева В., Редькина В. под моим началом.
 
Договорились с Егоршинским радиозаводом о доработке макета Ледовой-2 и изготовлении четырех образцов. Нашим главным покровителем там был секретарь парткома Володин В.И.
 
Продолжались работы по новым спутникам. В МАИ проектировалась Искра. Для оснащения командного пункта мы передали СКБ МАИ радиостанцию Р-140, которую использовали на базе о. Котельный. Бортовую аппаратуру делал Папков А.П. со своей группой в Калуге. А в ОЛКТ начали готовить на запуск сразу шесть спутников RS. И здесь основную работу проводил Папков, хотя ретрансляторы были точной копией тех, что применялись в первых ИСЗ. Материальную часть изготавливал МНИИРС, курировал производство Лебедев Б.М.
 
1981. По рекомендации Громова В.Б. в экспедицию приглашены Заушицын В.Л. (RW3DR) и Стрезев П.М. (UA3AOC).
1982. Тренировочный зимний поход по льдам моря Лаптевых. Активная работа с полярной станции через новые спутники серии RS (RS3-8). Том Кларк W3IWI, установив связь с нашей станцией, (RW3DR/0) сообщил о достижении первого в мире рекорда WAC - работал со всеми континентами через спутники. Проверка работоспособности новых маршрутных радиостанций Ледовая-2 в экстремальных условиях. Подготовка к экспедиции в Антарктиду. Совместно с научно-исследовательскими институтами и заинтересованными ведомствами разработан пакет научных программ. Наиболее значительная программа - испытание радиобуев системы Коспас-Сарсат.
1982-1983. Экспедиция в Антарктиду в составе Малахова, Шишкарева, Редькина, Лабутина. Активная работа с борта морских судов. Посещение радиолюбителей Канарских островов, Бразилии, Уругвая. Работа с Антарктической базы Дружная через RS'ы с использованием бортового bbs Морзе. Передано и получено множество радиограмм, записанных в бортовую память. Таким образом, доказана возможность и целесообразность применения цифровых методов связи через низколетящие спутники в радиолюбительских линиях между пунктами-антиподами. Проведены испытания по связи через спутники в режиме УКВ-ЧМ и телетайпом со станциями Молодежная и Ленинградская. Полеты к Южному полюсу, 10-дневная миниэкспедиция в район горного массива Дуфек. Изучение условий прохождения КВ радиоволн и приема сигналов ИСЗ. Проведены исследования по применению антенн на снегу и обнаружению складов, маркированных радиомаяками. Освоение условий жизни и эксплуатации радиоаппаратуры в домике, глубоко под снегом. По возвращении составлены обширные отчеты, в том числе публикации в ж. Радио. В редакции Комсомольской правды открыта любительская радиостанция UK3KP. На очных КВ соревнованиях в Каунасе родилась идея соревнований через ИСЗ.
1983-1985. Осуществлен ряд инициатив коллектива радиостанции UK3KP. Проведено несколько популярных соревнований Пионерский эфир, Фестивальные города. Открыта вторая ("выносная") радиостанция RK3KP (нач. UA3CR). Ее основное место базирования определено в дер. Малое Сареево, у меня на даче. Во время соревнований там собирался большой молодежный коллектив, а также представители судейской коллегии Московского городского и Центрального радиоклубов. Установлен информационный маяк-Морзе на 144 MHz на здании редакции газеты Комсомольская правда. Участие в очных соревнованиях через ИСЗ в Каунасе, Клайпеде, Александрове. Демонстрация новой техники, обмен опытом с участниками сборов.
Совместно с руководителем радиолюбительской группы Будапештского технического университета д-ром Гшвиндтом А. HA5WH, разработан комплект бортовой аппаратуры для космической станции МИР на 2-х метровый диапазон. Предложены частоты и позывной U1MIR. Позже, на совещании в ГИЭ проект был зарублен Хорощанским.
Второе посещение Москвы радиолюбительской делегацией из ФРГ. Дитер Хайнс DJ6ZC привез и подарил мне компьютер ZX-81. Начался период освоения компьютеров и компьютерной (пакетной) радиосвязи. Осенью приезжал Пат Гоуэн G3IOR. Привез компьютер ZX-Spectrum, демонстрировал его работу и прикладные спутниковые программы. Более подробно о становлении у нас пакета изложено в прилагаемом материале "Пакетная связь в России".
1986. Труднейший ночной переход (зимний) Полярной экспедиции по маршруту СП26-Полюс относительной недоступности-СП27. Мое участие - базовый радист в Москве, координатор действий всех организаций, причастных к переходу. Принято окончательное решение о пересечении Ледовитого океана. Началась разработка маршрута СССР-Северный полюс-Канада.
Освоение и подготовка к внедрению в радиолюбительскую практику новой техники: компьютеры, репитеры.
 
1987. 14 февраля проведена первая компьютерная радиосвязь между UA3CR и UZ3AXJ (Контарев С.). От ua3cr на uz3axj была передана программа РЕЧЬ-2 в бинарном коде. С обеих сторон применялись отечественные компьютеры БК-0010 и самодельные УКВ ЧМ радиостанции. Это была еще не пакетная связь.
 
Впервые был продемонстрирован в эфире электронный голос с компьютера. Во время круглого стола ветеранов на КВ передана следующая радиограмма: "Внимание, работает радиостанция UA3CR. Электронный голос отечественного компьютера Электроника-БК0010 приветствует участников круглого стола. Демонстрируя новую технику, UA3CR от имени коллектива UK3KP приветствует участников круглого стола. Всем доброго здоровья, чистого эфира, долгих лет жизни. Хочется, чтобы ветераны выразили желание нашей молодежи быстрее и энергичнее осваивть новые виды радиолюбительской связи."
 
Установлен УКВ-ЧМ репитер на здании МГУ. Разрешение пришлось "выбивать" непосредственно в кабинете начальника ГИЭ Иванова К.В. Надо сказать, что, в отличие от своего преемника Хорощанского, Иванов К.В. относился с большими симпатиями к радиолюбителям и всегда шел нам навстречу, когда это было в его силах. Свидетелями его действий были мы со Шпаро Д.И. Прямо при нас он начал названивать в Инстанции и убеждать своих коллег там, что никакого криминала в установке любительского репитера он не видит. Через несколько дней мы оформили официальное разрешение. Аппаратура была установлена, с согласия руководства, в помещении Московского Управления связи эксплуатации энергосетей. Репитер был построен на базе самолетных радиостанций Р-863 и блока управления с процессором Z-80 и EPROM 2764, разработки Будапештского технического университета. Радиостанции были переданы (точнее, подарены мне) начальником ОКБ Ярославского радиозавода, с которым я много лет сотрудничал по внедрению новой техники, разработанной МНИИРС. Начальником репитерного комплекса был назначен Заушицын В.Л., RW3DR. Подробная информация о репитере была опубликована а Советском патриоте 22 апреля 1987 года. Проработал репитер немного меньше года. В один из дней в репитерный канал ворвалась несанкционированная служебная станция. В течение нескольких дней мы с возмущением слушали специфическую русскую речь, от которой краснели не только женщины. В конце концов, я позвонил нашему куратору в КГБ. Разразился скандал между двумя серьезными ведомствами, а виноватыми оказались мы. Из минсвязи пришло указание закрыть репитер.
 
Визит в Канаду на переговоры о предстоящем совместном переходе, получившим название "Полярный мост". С канадской стороны переговоры вел Том Аткинс VE3CDM, президент CRRL. В качестве первого спонсорского вклада он передал нам TNC-2 (MFJ1274).
 
Л.Лабутин UA3CR

Обновлено 25.12.2016 14:37:14
Просмотров всего 7,839, сегодня 1

Статью прислал - Л.Лабутин UA3CR
Все статьи

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 4.42 балла на основе 12 мнений
Отлично
 9
75%
Хорошо
 1
8%
Потянет
 1
8%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 1
8%

Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Пока еще нет ни одного отзыва. Станьте первым и опубликуйте свое мнение!
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!