СТАТЬИ

Обсуждение статьи
Наше техническое образование...

 
Геннадий Шульгин RZ3CCгость
07.04.2012 11:14

Как же вы правы , Олег ! Постоянно последнее время сталкиваюсь с описанными вами "специалистами" . Вот уйдет наше поколение , а те из молодых , кто еще что-то умеет , слиняют туда , где слаще , тогда и загнется Россия . Приходит мысль , что властям предержащим нужны лишь охранники да полицаи , а учителя , инженеры , доктора только опереточные ! Толпа жующих и гадящих , безмозглых рабов .


 
Петргость
04.09.2011 00:34

А я считаю что Олег Разин прав во всем.Просто все кто отрицательно критикуют статью забывают о её изначальной сущноси.Почему никто необратил внимание на то что нет начальной подготовки на уровне общеобразовательной школы.И приходится этот пробел заполнять в ВУЗе.Автор статьи рассказывает о последствиях современного начального образования .В школах нет кружков и некому показать что такое радиотехника. Потом ребята приходят в ВУЗ и сразу высшая математика.Я думаю что не грех и паралельно с теорией немножко попаять и чего нибудь покрутить ,чты детки знали куда и зачем пришли.представляю себе инженера - припаяй то незнаю что и расчитай незнаю зачем!


 
Очиргость
19.11.2009 17:36

На мой взгляд, правы и Разин и Somebody. Т.е. нельзя уровень образования высшей школы опускать до уровня среднего специального. Поэтому нельзя в высшем учебном заведении тратить время на объяснение человеку, куда он попал и кем будет. Там действительно выверенные временем учебные планы, цель которых - образование уровня инженера. Согласитесь, опытный техник всегда будет лучше разбираться в вопросах настройки, обслуживания, монтажа, пайки и т.д. нежели инженер. Если это не так, то или техник не опытный или инженер работает не инженером, а техником. Инженер, это разработчик нового, что без хорошего базового высшего образования и широкого кругозора не возможно. С другой стороны, Олег, Разин описал действительно большую проблему, грозящую вылиться в потерю качественных кадров как инженерных, так и технических. Суть ее заключается, на мой взгляд, в изменении общества и приоритетов в обществе. Почти исчезли "физики" и "лирики", на их место пришли прагматики. Стало мало детей желающих "строить самолеты". Потом исчезла инфраструктура по их подготовке. А высшей школе не дает подстроиться под новые условия существующие законы и, наверное, консерватизм. Но наверняка должен быть определенный процент детей с сильным творческим началом. И наверняка будет не мало и с техническим уклоном этого начала. И вот этих и нужно отбирать. Поэтому, на мой взгляд, нужно восстанавливать старую систему образования. Когда в кружках, секциях и пр. ребенок может определиться с выбором, "заразиться" профессией, приобрести начальные навыки. Об этом писал Олег Разин и с этим не спорил Somebody. И это является главным. Но непонятно как это сделать. Сам я по образованию физик. Радиолюбитель с более чем 20-и летним стажем. И паять, работать с приборами, настраивать, научился на станции юных техников, участь в школе. А главное, тогда сделал выбор по жизни, это Радио. Но вот сейчас у меня фирма - оператор связи. Нахожусь в Калмыкии, Элисте. Сами наверно понимаете, проблема с квалифицированными техническими кадрами стоит остро. Поэтому я хотел в виде спонсорской помощи организовать коллективку, там отбирать толковых ребят и посылать их учиться. Но непонятно как это сделать. Т.е. какова нормативная основа этого, юридический статус. Вроде понятно, что работа с детьми должна начинаться с юридического оформления. Если у кого есть практический опыт, прошу поделиться. Это будет вкладом в решение поднятой проблемы. Башенджиев Очир владимирович. UA6IGI


 
Василийгость
18.10.2009 14:44

Читал и видел себя в авторе этой статьи. Закончил в 2007 г. Таганрогский радиотехнический университет, который уже Технологический институт, да и не институт, а филиал!.. Южного федерального университета. С 6-го класса мечтал в "радик" (как его тут называют) поступить, хоть и жил в 600 км. от Таганрога. Ситуация отчаянная, сплошное нагромождение гуманитарными предметами, непонятно зачем они нужны, сокращение часов специализирующих предметов, направлений.. упор на самоподготовку дома.. Имея "неуд" по НЕ ИНТЕРЕСНЕЙШЕМУ предмету психологии в это же время с удовольствием читал книжки по социальной психологии.. Действительно, понял только на 4-м курсе из программы обучения на кого учусь. Все это "пережить" удалось только из-за истинного увлечения радиотехникой (радиолюбитель, RN6LHF) Сейчас работаю инженером, в том числе и на своей фирме, специализирующейся на разработке SDR-техники и программного обеспечения к ней. Хочется верить, что слова автора найдут отклик в "верхах" Мин.образования.


 
Дмитрийгость
16.10.2009 15:00

Как выпускник ВУЗа полностью согласен с автором! Не абстрактной теорией молодые головы забивать надо, а эффектной практикой привлечь-увлечь надо! А потом и теория к месту придется, когда молодежь в ней крайнюю потребность почувствует. Спасибо, Олег! Я когда учился, тоже такие мысли приходили на ум.


 
ВоенТехник 5 ранга Иван Ивановичгость
10.10.2009 14:00

Полностью согласен с Олегом Разиным! Имел счастье в советское время 1973-1977 учиться сначала в техникуме отделение АСУ, а потом в ВУЗе 1980-1985. Преимуществ у техникума существенно больше, т.к. обучение в нем имеет бОльшую практическую направленность, по сравнению с ВУЗом. Работал и на производстве, и в проектном институте, не встречал в своей практике инженеров, которые бы применяли хотя бы эпизодически элементы теоретических курсов "вышки", сопромата, ТРЦ - в основном стандартизированные методики расчетов, таблицы, номограммы предлагаемые в ПУЭ, ПТЭ,СНиП, МДС, РУ и т.д. "Суха, мой друг, теория всегда, но древо жизни вечно зеленеет". Увы ,уровень познаний нынешних выпускниов оставляет желать много лучшего именно в части типовых технических решений и практики ежедневной инженерно-технической работы. То же самое и по эксплуатационно-ремонтым вопросам. Некоторые не ведают (не рассказывали в ВУзе) что такое ППР, ПОР, конструкторско-технологическая подготовка производства, ремонтосложность, не говоря о способности описать структурную (функциональную) схему установки, прибора (даже имея на руках РЭ).. К теоретикам академического направления это не относится (не берусь судить). Статус инженера в нынешних условиях - клерк, либо технический исполнитель. Нет больше старой инженерной школы - последние из могикан скоро уйдут...


 
Сергей UA3ALWгость
09.06.2009 21:52

Запись радиопередачи уже выложена на этой страничке: http://www.radiostation.ru/radioedu/index.html


 
Разин Олеггость
08.06.2009 14:13

Прошу прощения за неточность. Запись радиопередачи, по указанной мною ссылке, будет выложена завтра 09.06.2009г.


 
Разин Олеггость
08.06.2009 14:07

Вот сразу видно, что человек невнимательно прочитал статью. Ни кто не предлагает отменять физику и математику. Это было бы полной глупостью. Читайте внимательнее. Передачу, похоже, то же не слушали. Вот ее запись : www.radiostation.ru/radioedu/index.html Тут все три часа эфира. Ссылка на сайт МТУСИ безсмысленна. Обновление страниц кафедр происходит, дай Бог, раз в четыре года. Спасибо за это нашему ВЦ. Заходите к нам в гости - сами все увидите. Заодно можно будет конструктивно пообщаться. С уважением, Олег Разин.


 
Somebodyгость
07.06.2009 15:20

Добрый день! К сожалению,поздно прочитал статью, и мой ответ, наверное, уже никому не интересен.Никогда не предполагал, что буду что-либо писать (или, тем более, на что-то отвечать) на ресурсе qrz.ru, но, поскольку автор статьи, на мой взгляд, делает ряд весьма серьезных ОШИБОЧНЫХ умозаключений, считаю необходимым представить точку зрения, отличную от предлагаемой. Автор статьи поднимает актуальную проблему, и во многом с ним надо согласиться. Казалось бы, все хорошо - гнев прозвучал, рецепты на традиционный для 1/6й части суши вопрос \"Что делать?\" написаны, но..есть ряд \"но\", игнорирование которых приведет к принципиально неверному трактованию задач высшего (именно ВЫСШЕГО!) образования. И опасность здесь не просто в ошибочности представленных концепций, а в том, что завтра господа-чиновники из министерства образования, начитавшись (или наслушавшись по радио) новых \"идей\" и \"веяний\", кинутся переделывать ГОСы и учебные планы. И дело разрухи в отечественном высшем образовании снова шагнет вперед. Итак.. 1. Цитата №1 \"Но вот что парадоксально, студенты специальности «РАДИОТЕХНИКА» с большим трудом представляют, что же это за специальность и им совершенно не интересна эта самая радиотехника. Многие студенты специальности «РАДИОСВЯЗЬ» и «ПОДВИЖНАЯ РАДИОСВЯЗЬ» из всей радиосвязи в лучшем случае знают сотовый телефон, да и то, не столько как средство связи, а как набор дополнительных мультимедийных функций.\" - Должен отметить, что указанная беда, в первую очередь, не связана с ограниченностью интересов ребят, которые поступают в Ваш ВУЗ. Конечно же, есть множество \"случайных\" людей, которым и радиотехника, и наука вообще глубоко безразличны (кстати, по моим оценка их кол-во может достигать 60 -70% ), но эту \"публику\" ЛЮБОЙ Российский ВУЗ - в т.ч. и Ваш МТУСИ -вынужден тащить до победного конца (т.е. диплома) из-за пресловутого соотношения 10:1 (на 10 студентов -один доцент/профессор/и т.д.). А указанное соотношение записано в ФЗ О высшей школе, и его никто пока не отменял. Так что, стоит только Вам попробовать ограничить план приема или просто выгнать балбесов, как тут же на славную кафедру РПдУ из администрации или УМО поступит распоряжение о снижении кол-ва часовой нагрузки для ППС, что повлечет автоматическое их (ППС) сокращение. Наверное, специалистов по ремонту лабораторок на базе Г3-33 это не коснется, но ряд профессоров-доцентов (особенно пенсионеров) может пострадать... А решение проблемы, на мой взгляд, простое - НОРМАЛЬНОЕ (т.е. интересное для студентов - Ваших студентов!) чтение дисциплины \"Введение в специальность\"! Конечно, это поможет далеко не всем :-), но те, кого Вы действительно сможете заинтересовать, впоследствие могут стать Вашими учениками, гордящимися полученным образованием и своим учителем. Вы никогда не интересовались, как именно эта дисциплина читается на Вашей кафедре??? 2. Цитата №2 \"Молодой человек решил, действительно сам сознательно решил поступать в технический Вуз. Что он видит, с чем он сталкивается с первого курса. Ему сразу начинают забивать голову высшей математикой, классической физикой и разнообразными гуманитарными науками. Ни слова о том, ради чего он сюда пришел. Живой аппаратуры он не видит.\" - Да, безусловно, нынешним студентам не нужны ни всякие там \"физики\" (а тем более, \"классические\"!), \"высшие математики\" и, прости Господи, \"гуманитарные науки\". Я не знаю, какую политику в образовании сейчас преследует Ваш ВУЗ, но, когда 12 лет назад мне довелось общаться с коллегами и студентами из МТУСИ на конференции NDES\'97, я видел образованных специалистов, имеющих представление, для чего нужна, напр., теорема Остроградского-Гаусса при проектировании антенной системы, уравнение Ван дер Поля (помните про такое?) при моделировании \"индуктивной трехточки\" (прошу прощения за НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ термин), неплохо владеющих разговорным английским,... Кто, как и ЧЕМУ сейчас учит в Вашем Техническом УНИВЕРСИТЕТЕ??? Безусловно, превратить некогда ведущий российский ВУЗ в ремесленное училище (в худшем смысле этого слова) можно в два счета - именно это и случится, если начать преподавать \"«Физика». Сокращенный курс.\" и \"«Высшая математика». Сокращенный курс.\". Без качественного знания основ - которые Вы-то, кстати говоря, сумели получить в советское время - просто не получится нормального Инженера, которым \"в полном понимании смысла этого слова вы станете, когда поймете, что внутри этих кубиков, и начнете эти кубики создавать сами.\". Эти \"кубики\" выпускник ПТУ создать не сможет, будь он хоть сверхгениальным, по причине ОТСУТСТВИЯ некоторых ПРОФИЛЬНЫХ знаний. Конечно, можно всю дорогу учить студента \"паяльной\" науке (да простят меня любители, превратно и в свой адрес истолковавшие данный термин:-), но приведет это (поверьте моим 20-летним наблюдениям вузовской жизни) к созданию еще одного \"рукодельника-чинильщика\", еще способного самостоятельно найти в справочнике формулу для частоты LC-контура, но не имеющего должного НАУЧНОГО КРУГОЗОРА, чтобы придумать действительно НОВЫЕ \"маломощные передатчики телевизионного вещания, передатчики магистральной радиосвязи средней мощности, возбудители мощных связных передатчиков, судовые и авиационные связные передатчики, радиостанции сухопутной подвижной службы, радиорелейные станции, судовые радиолокационные станции, профессиональные радионавигаионные установки GPS - GLONASS\" (см. http://www.mtuci.ru/structure/faculty/rit/rpdu/rpdy /labor.html). ВУЗы и Университеты создают тех, кто САМОСТОЯТЕЛЬНО идет ВПЕРЕД, или тех, кто может УПРАВЛЯТЬ ДРУГИМИ (способными паять, клепать, ..., делать все,что угодно, кроме ПРИДУМЫВАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОГО НОВОГО). Безусловно, в то же время, для студентов понятие \"проводник\" не должно быть в области иррационального - так научите их этому, паяльник Вам в руки :-) ! Впрочем, Вы сами себе противоречите: \"Героически прорываясь сквозь тяготы и мытарства первых курсов, я все-таки видел «свет в конце тоннеля». Только это, не дало мне бросить институт еще в начале обучения, из-за вдалбливания совершенно бесполезных, как мне тогда казалось, знаний. Когда я, наконец, добрался до старших курсов, до живой аппаратуры и окунулся в этот мир, ради которого пришел сюда, я открыл для себя удивительную вещь. Те, совершенно бесполезные, как мне тогда казалось знания по высшей математике, физике и т.д. начинали периодически быть нужны для творческой работы.\" И, может быть, Ваш старый преподаватель был в чем-то прав, вдалбливая (несмотря на сопротивление среды:-) теорию ? Кто знает, может именно ОН и спас Вас от \"троллейбусного парка\" (а то и от куда более худших вещей) ? Ну и, наконец, задайтесь вопросом, сколько балбесов и тупиц было бы на старших курсах, не будь таких преподавателей? 3. Ну и, наконец, про \"тот гнев, который обрушат на эту статью «метры» классической науки, кафедр высшей математики и физики, приверженцы классической школы высшего образования. Конечно, это ваш «хлеб» и ваши убеждения. Уверяю вас, я никоим образом не умаляю значимость и важность этих дисциплин. Но это высшая ступень, и поэтому должна она быть не вначале, а в конце обучения, и только для тех, кому это действительно необходимо. Это естественный процесс познания. Практически любое открытие начиналось с наблюдения неизвестного эффекта, изучения его с практической стороны и только потом под него подводилась теория.\" - Переписывание учебных планов - занятие интересное. Традиционно им увлекается \"министерство образования\" как наиболее непрофессиональная (судя по результатам их \"деятельности\") часть научного сообщества России, существующая на деньги налогоплательщиков. Искренне надеюсь, что до них не дойдут Ваши предложения. Почему? Представьте, что Вы показываете честному второкурснику работу полупроводникового диода - \"сюда ток идет, а наоборот - нет\". И спрашивает Вас студент - \"А почему так?\". И говорите Вы ему (варианты ответов): а) такова философская сущность вещей, б) потому, что есть потенциальный баръер, связанный с наличием разности в положениях уровня Ферми, который в n-полупроводнике.... Как Вы думаете, каким ответом студент (которому интересно!) будет удовлетворен? И как Вы будете вести Ваше повествование дальше ? - \"на пальцах\" - дырки налево, электроны направо\"? - \"ах да, тут есть еще такая штука ,как уравнение диффузии, сейчас расскажу..\"?? Надеюсь, Вы никогда не попадете в подобную ситуацию. Модели обучения техническим наукам строились десятилетиями, в т.ч. в те времена, когда модель отечественного высшего образования считалась наилучшей в мире. И структура учебного курса придумана далеко не \"от балды\". То, что сейчас все это работает не так, как надо - далеко не вина модели. Изменилось общество. Выводы делайте сами. С уважением,.. PS К \"старым метрам\" себя пока не отношу (мне меньше 40), хотя для вуза все стандартно -кфмн, доцент, зав.лаб, зав.отдела. Несмотря на наличие позывного, к р/любителям себя также не отношу.


Добавить комментарий по теме:

Наше техническое образование...

24.04.2009 17:05:28