СТАТЬИ

R3CA/0 - экспедиция "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО". Часть 1



Автор: Заруба Юрий (UA9OBA)
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"
R3CA/0 - экспедиция "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО"

Юрий Заруба, UA9OBA
Вице-президент клуба
"Русский Робинзон", RRC#1
E-mail: nsi@lvs.ru

R3CA/0 - ЭКСПЕДИЦИЯ "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО"

Первый этап: СРЕДИ ЛЬДОВ ВОСТОЧНОЙ АРКТИKИ

Арктическая кругосветная экспедиция "Полярное кольцо", проводимая
Экспедиционным Центром "Арктика" Русского Географического Общества под
руководством Президента ЭЦ, Вице-президента Национальной туристической Ассоциации, заслуженного мастера спорта Владимира Семеновича Чукова, - часть крупномасштабной международной экспедиционной программы ООН "Дорога в Третье Тысячелетие" и пройдет по побережью Северного Ледовитого Океана в 2002-2004гг.

В июне 2002г. успешно завершился первый этап экспедиции по маршруту: Ямал -
Таймыр - Якутия - Чукотка, в радиообеспечении которого принимали участие российские радиолюбители.
Дополнительная информация и фотографический материал на сайтах клуба "Русский Робинзон"
www.hamradio.ru/rrc и ЭЦ "Арктика" www.ec-arctic.ru


"Мы выжили там, где вымерли даже мамонты" (из надписи в Нижнеянске,
Саха-Якутия).

"Все, что ни сделал народ русский в Сибири, было выше сил его, выше
исторического порядка вещей" (из надписи на водочной этикетке
"Сибирский характер").


Я всю ночь не спал - думал, перебирал в памяти десятки предыдущих экспедиций, работал в эфире, писал информационные письма в интернет, готовился в очередное путешествие - снаряжал 67 по счету радиоэкспедицию. Снова в Арктику, на этот раз в Восточную. Ранним утром приехал Михаил Яковлевич Сушкин (UA9OVM) и мы еще раз критически перепроверили радиоаппаратуру и снаряжение на предмет уменьшения веса и объема, но меньше 60 кг никак не получалось.
С тоской кинул взгляд на остающийся киловаттный автомат QUADRA SYSTEM
VL-1000 - я летел налегке, без усилителя. На "Мазде" быстро домчались до аэропорта Толмачево, и тут началось...

Регистрация шла уже полным ходом, когда я направился в спецотдел, через который уже не раз оформлял провоз экспедиционного оружия. Сотрудника особо не интересовали документы на мой пистолет, он в руках прикинул вес сумки и на глазок оценил его в 1 кг вместе с патронами. После чего, к моему удивлению, я узнал, что услуга по провозу оружия уже платная, а цена зависит не от длины ствола или его калибра, но от веса, причем по самым неразумным тарифам. Мой 26 мм сигнальный пистолет ПС-81 с 15 патронами потянул на полтысячи!
Видимо, понимая всю абсурдность ситуации, мне было предложено самому
отказаться от услуг оруженосцев, и дан дельный совет - за 400 руб. купить
новую ракетницу в Якутске или вообще где-нибудь поближе к месту приключения.
Поразмыслив, я согласился, уменьшив свой экспедиционный груз и сохранив 520
руб. в радийном бюджете. Оставшиеся килограммы, за исключением самого
ценного - КВ трансивера MARK-V FT-1000MP, благополучно скрылись в чреве
самолета. Я почувствовал, что приключения только начинаются.

После получасового совещания с участием всех возможных служб аэропорта и кого-то
из членов экипажа мне удалось убедить, что радиостанция на самолете - не
хитроумная взрывоопасная штуковина весом 14 кг. Этот черный ящик,
напичканный электроникой и всякими там кнопками и ручками с надписями на
английском языке, есть просто трансивер самой последней модели, мощностью
200 Вт и предназначен исключительно для радиосвязи. Не знаю, что больше
убедило проверяющих - мне показалось, что впечатление произвели яркие
нашивки на моем антарктическом пуховике, эмблема нынешней Арктической
экспедиции "Полярное кольцо", лейбл экспедиционного центра - северное
полушарие земли с восседающими на нем крупными буквами "АРКТИКА" и
таинственная латиница R3CA/0. Мне повезло, что рядом на американском
английском языке иностранные экспедиционеры начали втолковывать о
безопасности своего чудо-прибора для выработки чистого водорода, которые они
тоже намеревались протащить в салон, наслышанные о нашем грузовом
сервисе. Вахтеры переключились на новые объекты, неусыпно бдя интересы
Родины и получая от этого видимое удовольствие.

Мне все еще не давали "зеленого коридора" и я почти со смехом наблюдал
разворачивающийся спектакль: "досмотр пассажиров проводится в интересах
самих пассажиров". Почему-то вспомнилась пословица: "Спасение утопающих дело
рук самих утопающих" и для спасения трансивера и всей радиолюбительской
части экспедиции я шагнул на встречу представителю экипажа. На мой вопрос "какое напряжение на борту самолета?" он пробурчал что-то непонятное, на что я быстро среагировал:
- Вот видите, а моя радиостанция работает только от 220В и я включить ее не смогу.
Не давая опомниться, я начал говорить о том, что специально для этого в экспедиции будет бензоэлекроагрегат, и у меня с собой его нет. Сотрудник, осмотрев меня с ног до головы и убедившись, что у меня с собой действительно нет ни бензоагрегата, ни бензина, наконец-то дал "добро" пригрозив на будущее. И уже в качестве, наверное, морального самоудовлетворения наотрез отказался пропускать мой рыбацкий ножик, сославшись на недавний категорический запрет провоза любых колющих и режущих предметов в ручной клади - нужно было идти и сдавать в багаж, а значит еще задерживать вылет самолета. Я решил оставить свое "холодное оружие" провожавшим. Теперь мне нечем было нарезать колбасу и лимон, которые я предусмотрительно прихватил вместе с фляжечкой коньяка на борт самолета, но зато у меня на руках был трансивер. А значит - экспедиция началась!

Лайнер ТУ-154 взмыл в утреннее небо, и все проблемы остались на земле. За 3
с небольшим часа мне предстояло преодолеть первые 3000 километров.
Между тем я анализировал инцидент, суть которого полностью надумана, но

причина более чем понятна. После сбитого украинской ракетой нашего
российского ТУ-154 новосибирская авиакомпания "Сибирь", которой собственно и принадлежал тот самолет, останки которого сейчас покоятся в темных водах Черного моря, резко ужесточила меры безопасности, граничащие с абсурдом и здравым смыслом. Жаль, что вновь страдают пассажиры, но не виновники авиакатастроф и прочих чрезвычайных происшествий.
Мои мысли были и вокруг энергопитания: я имел аппарат только на 220В, у
которого не было, как у обычного FT-1000MP и большинства других портативных
трансиверов, 12В питания. Я сильно рисковал, но желание иметь полные 200 Вт
победило подгруппу c LP (low power) трансиверами. Без усилителя работать в pile-up на 100 ватт и дипольную антенну тяжело. В итоге я выбрал все, что легально разрешено для
первой категории в России - возможно, это была первая радиоэкспедиция
последних лет, где на мою информацию о выходной мощности передатчика иностранцы не добавляли загадочного выражения "да-да, знаем русские 200 Вт". К тому же хотелось впервые обкатать новинку в экстремальных условиях полярной экспедиции. Я надеялся на 2 кВт бензоагрегат, который руководитель экспедиции Владимир Семенович Чуков привез из Москвы в Салехард к месту старта.
Сейчас, когда я остался из радистов один, мне вполне хватило бы моего маленького YAMAHAEF-1000 или вообще сверхлегкого (~7кг) HONDASH-350. К сожалению, Дмитрий Огнистый RA3DEJ в последний момент сошел с дистанции еще до старта, а Президент клуба радиолюбителей-путешественников "Русский Робинзон" Валерий Сушков RW3GW, с которым мы собирались присоединиться к маршрутной группе еще в Хатанге, попал в "форс-мажор" на работе и тоже не смог. Мне физически трудно
было осилить все: мощный усилитель, направленную антенну, мачту, запасной
трансивер, компьютер... Я остался один на один с единственным радио и
простой проволочной антенной G5RV.

Мой мозг лихорадочно просчитывал варианты с АБ-шкой - в Заполярье есть свои проблемы. Здесь не так просто достать бензин A-92, но предлагают какой-то малогорючий Б-92, трудно найти даже "восьмидесятый", зато хоть залейся настоящего арктического дизтоплива - известный зимний дефицит на материке.

Лайнер "плыл" на высоте 10.000 метров, а мои мысли были уже где-то далеко
среди льдов, на Крайнем Севере. Впереди был Якутск и тысячи километров
пути. Я летел на северо-восток, на встречу Солнцу и приключениям, а над
страной вставал в полный рост новый день - День Победы, 9 Мая 2002 года.



МОЙ ДОМ - ТУНДРА

Ледяной синевой неба и ярким солнцем встретила меня столица Якутии. В
аэропорту Якутска - Валерий Чесноков, наш бывший радиоцентровец,
выпускник радиотехнического факультета Новосибирского электротехнического
института (где не ступала нога НЭТИ-нцев?), ныне НГТУ. Сейчас Валерий имеет позывной RW0QF, а его жена Марина - RW0QU. Значит - бессонные ночи на РТФ-овской коллективке RW9OWM не прошли даром. Среди встречающих был Председатель Федерации радиоспорта Якутии Георгий Иванович Пеня (UA0QAS). Благодаря нему и

Ответственному секретарю ФРС Дохтуровой Тинатин Лаврентьевне (UA0QKB) мои транзитные билетные проблемы были решены заранее. Несмотря на праздники, также легко, по-радиолюбительски, был решен вопрос моего визита на RK0Q.
Честно признаться, меня долгое время интриговал вопрос, что это за станция
такая с экзотически коротким позывным. Оказалось, что RK0Q - постоянный позывной

центральной радиостанции Республики Саха, расположенной в
здании республиканской ОТШ РОСТО по ул. Мерлинского-Бестужева,6.
Крышу технической школы украшают великолепные направленные антенны: 8-ми
элементная Yagi c 4-мя активными логопериодическими вибраторами, полноразмерные 3 элемента на 40м, не считая других, не менее интересных мачт и антенн.
Саму коллективную радиостанцию, расположенную на 3-ем этаже, отличает редкий
ныне дух настоящего радиолюбительства: уют автономной радиорубки, мощные
шкафы военных передатчиков "Вяз" и еще чего-то поменьше, добротно сделанные
трансиверы и индикаторы поворота антенн, многочисленные дипломы и кубки за
победы в соревнованиях. В помещении QSL-бюро романтика и порядок,
установленный еще со времен Валерия Бессарабенко UA0QBB. На полке замечаю
наполовину наполненный стакан, покрытый сверху куском хлеба - это в память о
предыдущем Председателе ФРС Юшкове А.Д., UA0QBI SK - поясняет Георгий. Здесь свято берегут традиции и чтут память о безвременно ушедших коллегах.
На столе огромная, как минимум 3-х литровая, бутыль с автографом UA0QBB. Это
вместо графина для заседаний. Достаю свои сибирские гостинцы - 9 разносортных
бутылок новосибирских фирменных водок: "Отечество", "Сибирская
тройка", "Сибирский характер", "Премьер", "Походная"...

Каждая из сувенирных бутылочек напоминает о сибирских инициативах. К сожалению, я не смогу встретиться с якутским радиолюбительским активом и улетаю в Нижнеянск уже завтра утром. Вместе с вымпелами Союза радиолюбителей России и Совета Сибирских ФРС оставляю и свежие Итоги Чемпионатов Азиатской части РФ - здесь наши соревнования знают и участвуют в них активно.

Радиолюбительский дух чувствуется во всем: "коллективка" не только кузница
новых кадров и штаб-квартира радиоспортсменов, лаборатория по
внедрению новых технических решений и полигон для их обкатки, но и
действующий спортивный центр и вообще дом на все случаи жизни - здесь временно

остановился и радиолюбитель Николай Самуленков (RA0QN) с женой, он собрался перебираться из Среднеколымска в Новосибирск. Мир тесен!

Еще раз убедился в этом, случайно встретившись с известным нижегородским
путешественником Валентином Ефремовым (RA3TND) прямо в аэропорту. В прошлом
году, проезжая на своем желтом экспедиционном бронетранспортере через
Новосибирск, Валентин гостил у меня. Экспедиция на БТРе и воздушном шаре
"Святая Русь" направлялась из Нижнего Новгорода к побережью Моря Лаптевых и
далее на острова Анжу. Сложное путешествие, но на каждом этапе, в каждом
городе и поселке, где есть радиолюбители, у RA3TND/9/0 всегда были помощники:
Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Нерюнгри, Якутск. Сейчас БТР
Валентина дожидается в устье Яны - цель нынешней экспедиции RA3TND/0
исследование острова "Кигилях" и поиск "каменных великанов" на Новосибирских
островах. А это значит, что мы вместе летим в Нижнеянск - вот так
совпадение!

А пока мы гуляем по праздничному городу. Хотя Якутск на 63 параллели, я был
удивлен - как во всех заполярных городах здесь многоэтажки стоят на сваях на
18 метров уходящих в вечную мерзлоту - кругом тундра. Встречаются провалы
грунта: случается даже, что и дома падают - некоторые строения рухнули из-за "ухода" фундамента. Одно такое здание, речного училища, я видел собственными глазами - страшноватое зрелище - тундра она многолика. Вот такая она стихия: то наводнения здесь от широких разливов могучей реки Лены, то самые отрицательные температуры - знаменитый Оймякон где-то рядом, а в Верхоянске вообще Полюс холода - минус 76,2 С. Якутия! Кстати Саха - это и есть Якутия на национальном языке. Пять Европ!

Вообще как-то холодает, и мы посещаем резиденцию RA3TND/0 в гостинице
"Лена" - Валентин угощает всю делегацию настоящей водкой "Сормовской",
привезенной из самого Нижнего Новгорода. Знакомимся с его товарищем по
предстоящей экспедиции - видеооператором Виктором Опортовским - под его
аккомпанемент на аккордеоне мы дружно и проникновенно исполняем песню "Есть только миг" из кинофильма "Земля Санникова".

Вообще Cеверная земля богата на уникальные личности - Валентин знакомит меня с
еще одним интересным человеком - якутским казачьим атаманом Вячеславом,
капитаном яхты "Якуцк", первой совершивший проход Северным Морским путем еще
в 1990 году. Оказалось, что он лично знаком с Николаем Литау, капитаном яхты
"Апостол Андрей" (R3AL/MM) клуба "Приключение" Дмитрия Шпаро (UA3AJH).
"Апостол Андрей" - вторая яхта, повторившая полный проход по СМП - тогда в
1999 году путешественники высаживались на остров Большой Бегичев (NEW ONE,
n.AS-152), но не "радиооткрыли" его. Сейчас R3AL/MM бороздит воды Тихого
Океана где-то в южной его части, пройдя Атлантику, Антарктиду и одну из
радиолюбительских вершин - остров Петра I.
В который раз убеждаюсь - мир тесен! Один из моих жизненных афоризмов гласит:
"земля имеет форму чемодана - много углов, обязательно встретимся"(hi).

В завершение вечера - прогулка на центральную площадь города к памятнику
национальному герою Якутии - Манчары.
Праздничный салют в честь Великой Победы при большом стечении народа -
захватывающее зрелище и я с переполненными чувствами возвращаюсь на RK0Q.

Утром в знакомом уже аэропорту собираемся на рейс "Полярных авиалиний". У
RA3TND/0 более 300кг экспедиционного груза - в Нижнеянск помимо снаряжения и
аппаратуры Валентин сотоварищи везут консервированное продовольствие, мешок
картошки, лук, спонсорскую водку. Между тем, чемоданов, сумок, рюкзаков, и
прочих там баулов у регистрации становится все больше - люди везут с собой буквально все, даже куриные яйца на решетках. Здесь они уже не дешевы - по 28руб. за десяток - интересно, сколько же они будут стоить в Нижнеянске? Определенно, яички будут не простые, а золотые.

Благодаря представителю авиакомпании Валерию Павловичу Рогову проблем с
перегрузом - вечным бичом всех северных рейсов, у экспедиции не возникает.
Напоследок от цивилизации успеваю прихватить на нас троих баночного пива "Три медведя" - мне это начинает нравиться все больше и больше, а между тем АН-24
"Полярных авиалиний" берет курс на Север к низовьям реки с красивым
названием Яна.

г. Новосибирск - борт самолета ТУ-154 RA-35688 - г. Якутск


Обновлено 12.03.2016 20:17:04
Просмотров всего 19,998, сегодня 1

Статью прислал - Заруба Юрий (UA9OBA)
Источник: http://www.hamradio.ru/rrc/
Все статьи

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 3.80 балла на основе 5 мнений
Отлично
 2
40%
Хорошо
 2
40%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 1
20%

Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
 
sgaгость
05.02.2010 14:00

Юра ты написал "Над страной встает новый день, День Победы, 9 мая 2002 года" - а для меня это день скорби.


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!