НОВОСТИ

Президентский «Ил» застрял из-за транзистора

16.02.2017 23:28:24

Источник: Павел Котляр, Gazeta.RU

Названы причины поломки президентского Ил-96 в Лиссабоне

«Газета.Ru» выяснила, почему Ил-96 президентского авиаотряда застрял в Лиссабоне в ноябре 2016 года. Причина — в отказе электронных компонент, которые их изготовители называют весьма надежными.

Специалисты выяснили причины инцидента, из-за которого лайнер Ил-96-300 специального летного отряда (СЛО) «Россия» не смог вылететь из столицы Португалии Лиссабона в ноябре прошлого года.

Фото Наталья Селиверстова (РИА «Новости»).

Напомним, инцидент произошел 19 ноября по пути следования журналистов кремлевского пула на саммит АТЭС в Лиме (Перу). Как обычно бывает при подготовке к подобным мероприятиям, журналисты летели отдельным от президента бортом. Ил-96-300 с бортовым номером RA-96019, принадлежащий СЛО, приземлился для дозаправки в аэропорту Лиссабона, однако из-за технической неисправности не смог продолжить путь через Атлантику.

Как рассказывали сами журналисты, уже при рулении у самолета не смог запуститься один из левых двигателей.

Починить поломку на рулежке в течение нескольких часов не удалось, журналистов отправили сначала ждать в здание аэропорта, а позднее и вовсе расселили по отелям Лиссабона. В итоге общая задержка составила 22 часа, а приключения российских журналистов в Португалии едва не затмили собой в СМИ освещение самого международного саммита.

Журналисты, застрявшие в аэропорту Лиссабона

О природе самой поломки в тот день сообщалось мало. «Произошла техническая поломка, вышел из строя блок зажигания. Специалисты пытались устранить неисправность на месте», — поясняла пресс-секретарь управделами президента России Елена Крылова.

Как уже писала «Газета.Ru», запуску двигателя помешал отказ агрегата зажигания ПВФ-22-20, который изготавливается Уфимским научно-производственным предприятием (УНПП) «Молния», входящим в холдинг «Технодинамика» госкорпорации «Ростех». Эти приборы установлены на двигателях ПС-90А2, которые в свое время разрабатывалась совместно с компанией Pratt & Whitney.

«Агрегат зажигания — устройство, которое преобразует силу тока. В нем стоит конденсатор, по сути, там ломаться нечему. От него по высоковольтным проводам ток подается на свечи зажигания, в которых происходит разряд одновременно с подачей топлива», — пояснил доцент кафедры «Конструкция и проектирование двигателей» МАИ Валерий Нестеренко. Он представляет собой сложное радиоэлектронное изделие, имеющее для надежности два независимых канала, каждый из которых содержит электронный преобразователь напряжения 27В в импульсы напряжения заданной частоты и энергии — не менее 7 кВ.

Для расследования причин инцидента неисправный агрегат зажигания был доставлен в Уфу. В работе комиссии приняли участие специалисты УНПП «Молния», специального летного отряда «Россия». Участвовали в расследовании и военные – инспекторы 612-го Военного представительства Минобороны России.

Комиссия выявила отсутствие производственных дефектов и несоответствий режимов работы электронных компонентов, производимых «Молнией».

Как выяснила «Газета.Ru», причиной некорректной работы агрегата ПВФ-22-20 стал последовательный независимый отказ покупных комплектующих – силового транзистора в одном канале агрегата и компаратора во втором.

Отказавшие компоненты были отправлены на исследование изготовителям – ОАО «Фрязинский завод мощных транзисторов» (г. Фрязино), ОАО «Орбита» (г. Саранск).

На Фрязинском заводе мощных транзисторов удивились сообщению об отказе их изделия и неофициально сообщили, что никаких рекламаций от уфимского предприятия пока не получали. «Это очень маловероятно, дело в том, что наши приборы изготавливаются с приемкой заказчика и проходят испытания. Вообще странно, что такое заключение было сделано без нашего участия, за прошлый год у нас была всего одна рекламация по поводу перегоревшего прибора», — рассказал источник на заводе.

Микросхема 521СА301

Второй отказавший прибор – компаратор 521СА301 – микросхема, производимая на саранском АО «Орбита». Официальных комментариев по поводу отказа на заводе не дали. Однако известно, что эта микросхема производится с военной приемкой. «Это микросхема для техники спецназначения, производится с военной приемкой, где только она не применяется... На каждом этапе производство контролируется представителями Минобороны, которые следят за техпроцессом, материалами, за испытаниями. Отказы у военных приборов – всегда нечто экстраординарное», — пояснил «Газете.Ru» сотрудник предприятия.

По словам специалистов «Молнии», из 476 агрегатов ПВФ-22-20 и 5000 подобных изделий других типов, выпущенных предприятием за 15 лет, это первый случай некорректной работы двух каналов за весь период эксплуатации агрегатов.

При этом неизвестно, сколько еще находящихся в эксплуатации аналогичных агрегатов зажигания могут отказать по аналогичным причинам. По данным «Молнии» помимо Ил-96-300, аналогичные приборы устанавливались на самолеты Ил-76, Ту-204, Ту-214 и их модификации.

Подробнее: https://www.gazeta.ru/science/2017/02/14_a_1052269...


Digilent представила на Kickstarter универсальный радиолюбительский измерительный инструмент с открытой документацией Зональные молодежные соревнования "Регион" 18 февраля 2017
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.