НОВОСТИ

Китай и Россия объединяются для контроля за ионосферой Земли

17.12.2018 21:35:15

Источник: South China Morning Post

Военные боролись за контроль над ионосферой, которая позволяет радиосигналам достигать больших расстояний для связи

Китайские ученые сообщили, что Россия и Китай совместно работают над проектом ионизации атмосферы Земли в целях научных исследований. Обе страны уже провели эксперименты по нагреванию верхней части воздушной оболочки на высоте 500 километров. Газета South China Morning Post сообщает, что проект может также применяться в военных целях, хотя исследователи ничего об этом не знают.

Как пишет издание, эксперименты проводились с помощью многофункционального радиокомплекса «Сура», предназначенного для изучения ионосферы — оболочки с высокой плотностью свободных электронов. Он расположен возле города Васильсурска, в 150 километрах от Нижнего Новгорода. 7 июня 2018 в атмосфере над европейской частью России были вызваны электромагнитные возмущения, которые затронули площадь в 126 тысяч квадратных километров. На данном участке было в 10 раз больше отрицательно заряженных частиц, чем в окружающих регионах. 12 июня ученые добились увеличения температуры ионизированного газа более чем на сто градусов Цельсия.

Возмущения в ионосфере были зарегистрированы научно-исследовательским спутником Zhangheng-1, предназначенным для мониторинга электромагнитных полей и волн в атмосфере. По словам китайских ученых, даже слабый пучок радиоизлучения может вызвать заметные возмущения в ионосфере. Подобное явление может наблюдаться перед землетрясениями, что делает Zhangheng-1 пригодным для предсказания стихийных бедствий.

Солнце и космические лучи производят большое количество свободно летающих, положительно заряженных атомов, известных как ионы, на высотах от 75 до 1000 км. Слой этих ионов, или ионосфера, отражает радиоволны как зеркало. Ионосфера позволяет радиосигналам отражать большие расстояния для связи.

Военные боролись за контроль над ионосферой в течение десятилетий. Радиокомплекс «Сура» в Васильсурске считается первым в мире крупномасштабным сооружением, построенным для этой цели. Работая в 1981 году, он позволил советским ученым манипулировать небом как инструментом для военных операций, таких как подводная связь.

СВЧ-излучение высокой энергии могут захватывать электромагнитное поле в ионосфере, как пальцы, играющие на арфе. Это может создавать очень низкочастотные радиосигналы, которые могут проникать в землю или воду - иногда на глубину более 100 метров (328 футов) в океане, что делает его возможным методом связи для подводных лодок.

Хотя ученые заявили, что не знают о возможном применении результатов эксперимента в военных целях, издание пишет, что возмущения в ионосфере могут нарушать спутниковую связь потенциального противника. Американские военные извлекли уроки из российского эксперимента и построили гораздо более крупный объект для проведения подобных испытаний.

Программа высокочастотных исследований активных сияний, или HAARP, была создана в Гаконе, Аляска, в 1990-х годах при финансовой поддержке американских военных и Агентства перспективных исследовательских проектов в области обороны.

Установка HAARP может генерировать максимум 1 гигаватт энергии, почти в четыре раза больше мощности передатчика, чем у «Суры». В настоящее время Китай строит аналог российской «Суры» и американского HAARP, который сможет ионизировать атмосферу над Южно-Китайским морем, согласно более раннему сообщению South China Morning Post.

Были опасения, что такие объекты могут быть использованы для изменения погоды и даже для создания стихийных бедствий, включая ураганы, циклоны и землетрясения.

Некоторые критики считают, что сверхнизкочастотные волны, генерируемые этими мощными устройствами, могут даже влиять на работу человеческого мозга.

В ходе китайско-российского эксперимента исследователи обнаружили, что даже при небольшой выходной мощности 30 МВт радиолуч может создать большую аномальную зону. Но они также обнаружили, что эффекты резко упали после восхода солнца, так как антропогенное возмущение легко терялось из-за шума, создаваемого солнечным светом.

«Мы не играем в Бога. Мы не единственная страна, объединяющаяся с россиянами. Другие страны сделали подобные вещи», - сказал другой исследователь, который участвовал в проекте и попросил не называть его имени из-за деликатности проблемы.

Работа комплекса «Сура» также привело к совместным исследованиям Франции и США согласно статьям, опубликованным в научных журналах. Национальный центр космических исследований, французское правительственное агентство под надзором министерств обороны и исследований, развернул микроспутник DEMETER для мониторинга радиоизлучений комплекса «Сура».

Программа оборонных метеорологических спутников, осуществляемая Министерством обороны США, также предоставила данные об облетах в нескольких экспериментах по нагреву ионосферы, проведенных на российской площадке до 2012 года.

По словам китайского исследователя, страны были готовы сотрудничать отчасти потому, что многие научно-технические проблемы еще предстоит решить. Профессор Гун Шухонг, исследователь военных коммуникационных технологий в Университете Ксидянь, ранее занимавшемся радиошколой Центрального военного комитета, сказал, что он внимательно следит за российско-китайским экспериментом по отоплению.

«Выброшенная энергия была слишком низкой, чтобы вызвать глобальное экологическое событие», - сказал он. «Человеческое влияние все еще очень мало по сравнению с силой Матери Природы. Но влияние на маленький регион возможно».

Теоретически, взмах крыльев бабочки может усилиться в сложной погодной системе и вызвать шторм в отдаленном месте спустя несколько недель.

«Такие исследования должны строго следовать этическим нормам», - сказал Гун. «Что бы они ни делали, это не должно причинять вреда людям, живущим на этой планете».

Подробнее: https://www.scmp.com/news/china/science/article/21...

Новую станцию ГЛОНАСС открыли в Армении День активности радиоклубов "Сталкер" и "Маррад" 19 декабря 2018 в память Святого Николая Чудотворца
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.