04.09.2020 16:03:48
Источник: Виктор RV3YR
Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» при поддержке Союза Радиолюбителей России (СРР) с 05.09.2020 г. по 13.09.2020 г. проводит дни активности, посвященные 120-летию со дня рождения Семена Алексеевича Лавочкина (11.09.1900 г.), советского авиаконструктора, Генерального конструктора по самолетостроению, дважды Героя Социалистического Труда.
Семён Алексеевич Лавочкин родился 29 августа (11 сентября) 1900 года в семье простого учителя. В то время они жили в Смоленске и здесь же Семен пошел в школу. В 1908 году родители переехали в город Рославль. Жизнь была нелегкой, благополучие семьи опиралось на личное хозяйство — корову, огород и старый сад — которое давало больше дохода, чем скромные заработки отца. Но родители не унывали: денег в семье Лавочкиных было мало, зато улыбок и шуток — предостаточно. Обычно тон задавал отец, любивший за ужином, когда собиралась вся семья — жена и трое детей — рассказывать смешные истории.
В 1917 году он окончил гимназию в Курске с золотой медалью и мечтал продолжать учебу в институте. Но мысль о высшем образовании пришлось пока оставить.
Семнадцатилетний Лавочкин вступил добровольцем в Красную Армию. В 1920 году все студенты и лица, имевшие право поступить в высшие учебные заведения, были демобилизованы. Среди вчерашних красноармейцев, собравшихся в аудиториях МВТУ имени Баумана, оказался и Лавочкин.
Дом, где он поселился, находился неподалеку от дома, в котором жил профессор Жуковский. По утрам, направляясь в училище, профессор и студент не раз встречали друг друга. А скоро Лавочкин стал учеником Жуковского, после того как примкнул к «ветродуям» — как называли в МВТУ тех, кто отваживался на выбор аэродинамической специальности.
Теоретический курс обучения Лавочкин завершил в 1927 году. Но прежде чем приступить к дипломному проекту, молодой инженер обязан был поработать на производстве, накопить опыт для грамотного проектирования. Для преддипломной практики Лавочкин выбрал известное КБ Туполева. Одной из причин этого выбора было огромное уважение, с каким Лавочкин относился к известному конструктору и которое он пронес через всю жизнь.
В 1929 году Лавочкин защитил диплом и получил звание инженера, после был направлен на работу в конструкторское бюро, которое возглавлял французский инженер Поль Эме Ришар. Тогда в нем работали С.П. Королев, Н.И. Камов, М.И. Гуревич и другие будущие знаменитые конструкторы. Через два-три месяца Лавочкин не только научился свободно переводить технические тексты, но и вполне уверенно беседовал с французскими коллегами. По вечерам, обложившись специальными словарями и справочниками, он погружался в мир формул, графиков, расчетных схем, конструкторских решений, старательно отбирал и анализировал все лучшее, что накопило мировое самолетостроение.
Вскоре Лавочкин был переведен в ЦКБ под начало А.А. Чижевского, а через год оказался в КБ Григоровича, где вплотную столкнулся с конструированием истребителя. В самом начале 1930-х годов Лавочкину была предоставлена возможность самостоятельно спроектировать истребитель — «добро» на это дал сам Орджоникидзе. В начале 1940 года начались испытания ЛаГГ-1. Потом по требованию военных Лавочкину удалось успешно решить проблему увеличения дальности полета почти вдвое — так родился ЛаГГ-3. Решением правительства ЛаГГ-3 был запущен в серийное производство на пяти заводах.
Вместе с В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым, за создание истребителя ЛаГГ-3, С.А. Лавочкин был удостоен Сталинской премии первой степени.
В 1943 году удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал Лауреатом Сталинской премии первой степени за создание истребителя Ла-5.
В октябре 1945 года после возвращения из города Горького назначен начальником ОКБ-301 в городе Химки Московской области (ныне ФГУП «Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина»).
В 1946 году за создание истребителя Ла-7 удостоен Сталинской премии второй степени.
Истребители Лавочкина имели высокие боевые качества и сыграли большую роль в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 г.г. Не зря Лавочкина С.А. уважительно величают «конструктором Победы».Сегодня одним из самых привлекательных экспонатов музея ВВС, расположенного в подмосковном Монине, по праву считается самолет-истребитель Ла-7 трижды Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба. На эту машину-легенду, созданную под непосредственным руководством С.А. Лавочкина, нанесены ряды красных звездочек, каждая из которых означает победу над противником. Ла-7 по своим летным данным и вооружению по праву считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. На истребителях конструкции Лавочкина трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб сбил 62 фашистских самолёта.
В 1948 году за создание новых типов самолётов удостоен Сталинской премии первой степени.
Помощники Семена Алексеевича Лавочкина хорошо знали его любимую фразу: «Я не знаю, как это сделать, но я знаю, что это нужно сделать так, чтобы получилось хорошо!» Он повторял эти слова очень часто и всегда поощрял своих коллег к дискуссиям, когда надо было решить ту или иную проблему. Лавочкин давал всем высказаться, внимательно слушал и мгновенно аккумулировал наиболее интересное. Он никогда не говорил «я утверждаю» или «я приказываю», но пользовался совсем другими оборотами: «вот мы и пришли к выводу...» или «общими усилиями можно дать такое решение...». Подводя итог совещаниям, Семен Лавочкин сам делал нужные выводы, но подавал их сотрудникам как результат совместного, коллективного творчества. Это нравилось людям, стимулировало мышление, поиски нового. За это коллеги очень уважали Лавочкина. Кроме того, конструктор с удивительной четкостью представлял себе, как в дальнейшем будут использоваться его самолеты, потому что превосходно разбирался в тактике боя.
После войны Семён Алексеевич работал над созданием реактивных самолётов. В его ОКБ-301, были разработаны серийный Ла-15 и многие опытные реактивные истребители.Ла-15 большой славы своему конструктору не принес, но позже стало ясно, что Ла-15 представляет собой существенную ступень в истории советской авиации. В процессе его разработки Лавочкин применил те принципиально новые способы проектирования, которые были использованы не только в самолетах, но и в ракетостроении.
«Где бы я ни был, что бы я ни делал, я всегда думал о самолете, - писал Лавочкин. - Не о том, который уже летает, а о том, которого еще нет, который еще должен быть. Иногда сидишь, смотришь спектакль и вдруг ловишь себя на мысли о самолете. Спектакль отодвинулся куда-то далеко, и перед глазами снова самолет...».
Работая над истребителями, Лавочкин мечтал о создании мирной машины - пассажирского самолета сверхзвуковых скоростей. «Через некоторое время, - говорил он своим коллегам - мы с вами сделаем пассажирскую машину. Такую, что люди будут летать в Америку за два часа.»
В 1954 году Лавочкин начинает работу над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря» (руководитель работ - Н.С. Черняков).
В 1956 году ему присвоено служебное звание - Генеральный конструктор по самолётостроению.
С 1942 года Лавочкин - генерал-майор инженерно-технической службы, с 1958 года - член-корреспондент АН СССР. Лавочкину дважды (1943 г., 1956 г.) присваивалось звание Героя Социалистического Труда, четырежды (1941 г., 1943 г., 1946 г., 1948 г.) присуждалась Сталинская премия, он награждён многими орденами и медалями.
Семён Алексеевич Лавочкин - это конструктор, ставший первым во многих направлениях авиационной и ракетной техники:
- Первый советский самолёт со стреловидным крылом.
- Первый сверхзвуковой полёт.
- Первая крылатая межконтинентальная ракета.
- Первая зенитная ракета.
Семён Алексеевич Лавочкин обладал талантом предвидения, мог смотреть далеко в будущее! Он умел находить решения, которые приводили к созданию техники нового уровня. Так же он не забывал и понимал, каким требованиям техника должна соответствовать в текущий момент. Семён Алексеевич Лавочкин был не только талантливым, но и действительно отзывчивым человеком!
Умер от последствий острой сердечной недостаточности на полигоне Сары-Шаган (Карагандинская область Казахской ССР) 9 июня 1960 года при испытании системы ПВО «Даль». Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Имя Лавочкина носит научно-производственное объединение в подмосковном городе Химки, образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Его именем названы улицы в Москве и Смоленске, там же установлены бронзовые бюсты.
Долгое время имени Семена Алексеевича Лавочкина сопутствовала тайна. Такова была дань профессии конструктора самолетов. И до сих пор многое из того, что он сделал, остается тайной.
11 сентября 2020 года день рождения Семена Алексеевича Лавочкина отмечается в 120-й раз.
Отдавая дань памяти и уважения Семену Алексеевичу Лавочкину, клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» при поддержке Союза Радиолюбителей России (СРР) проводит дни активности с 05.09.2020 г. по 13.09.2020 г.. Из Московской области и г. Москва в эфире будет звучать временный специальный позывной сигнал R120LA учрежден диплом «Легендарный Конструктор Победы», посвященный этому событию.
Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан»на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.
Условия выполнения диплома «Легендарный Конструктор Победы».
Связи на диплом засчитываются с 05 сентября 2020 года по 31.12.2020 года.
Необходимое число очков, которое необходимо набрать для выполнения условий диплома - 120.
Порядок начисления очков:
- За QSO/SWL с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан», работающими позывным …/AM – 7 очков;
- За QSO/SWL с радиостанцией клуба «Пятый Океан», работающей временным специальным позывным сигналом R120LA – 7 очков;
- За QSO/SWL с почетными членами клуба «Пятый Океан»: U4MIR, R2DAV, R5DU, RA3YV, RV3D, RV3YR, RA4AO, RA6F, UA1ZZ, UA3DJ, LZ1HM, LZ1ZF – 5 очков;
- За QSO/SWLс радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан» - 3 очка;
- За проведение QSO/SWLс радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан» на УКВ и диапазоне 160 м добавляются 1 очко к выше перечисленным;
- За 1 QSO/SWLс радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан» через ИСЗ или ЕМЕ выдается диплом.
Множитель для соискателей, в зависимости от Регионов:
- Россия, Беларусь, Украина, Молдова, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Грузия, Армения, Азербайджан – 1;
- Европа (кроме перечисленный стран) – 2;
- Азия, включая радиолюбителей России из 19 зоны (кроме перечисленный стран) – 3;
- Северная и Южная Америка, Африка, Австралия и Океания, Антарктида – 5.
Повторные QSO разрешены только на разных диапазонах и разными видами излучения.
Все виды цифровых связей (RTTY, PSK, MFSK, SSTV, JT64, FT8 и др.) засчитываются как один вид DIGI.
В дни активности радиолюбителей клуба «Пятый Океан» с 05.09.2020 г. по 13.09.2020 г. очки за проведенные радиосвязи удваиваются.
Активаторам, членам клуба «Пятый Океан», диплом с номером по порядку с индексом «А», выдается в зависимости от количестваQSO:
- 3 класс диплома за 100 QSO;
- 2 класс диплома за 250 QSO;
- 1 класс диплома за 500 QSO;
- диплом «Мастер» за 1000 QSO.
Обязательным условием является подтверждение QSO на ресурсе HAMLOG.
Диплом выдается бесплатно в электронном виде через этот ресурс .
Члены клуба «Пятый Океан» в дни активности и после их окончания, могут получить диплом, как соискатели в общем порядке.
Подробнее: https://www.aviaham.org