26.12.2021 11:41:15
Источник: Виктор RV3YR
Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан», продолжая программу "Мемориал памяти погибших Авиаторов" 26 декабря 2021 года проводит Акцию Памяти с места трагической гибели Летчика-испытателя 1-го класса, Старшего лейтенанта Комарова Александра Сергеевича. Александр Сергеевич Комаров родился 12 ноября 1944 года. Лётчик-испытатель, Старший лейтенант. Родился в городе Киселёвск ныне Кемеровской области. Детство провёл в селе Тогул Алтайского края, в 1960-1961 – в посёлке Глубокое Восточно-Казахстанской области (Казахстан), с 1961 – в селе Волобуевка Тимского района Курской области. В 1961-1963 работал шофёром в совхозе, в феврале- июле 1963 – кочегаром в Ейском ВВАУЛ. В армии с августа 1963. В 1967 окончил Ейское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (истребительная авиация). С июня 1970 – в запасе. В 1971 окончил Школу лётчиков-испытателей. С октября 1971 – на лётно-испытательной работе в ОКБ П.О.Сухого.
Поднял в небо Т-10-5 (1980), Т-10-12 (25.11.1981). Принимал участие в испытаниях Су-17, Су-24, Су-25, Су-27 и их модификаций. 12 июня 1972 года при выполнении испытательного полета на Су-15 №11- 42 из-за прогара форсажной камеры разрушились трубопроводы бустерной гидросистемы. Управление отказало, и самолет с высоты 10 км перешел в пологое пикирование. Комаров покинул машину на высоте 2000 м на Vпр=1000 км/ч, при катапультировании получил переломы обеих ног и левой руки, но вернулся на лётно-испытательную работу через 2 года.
Погиб 23 декабря 1981 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Т-10-12 (Т10С-2). Это был второй летный экземпляр серийного Су-27 (заводское обозначение Т10С-2 или Т10-12, бортовой № 04-05). Катастрофа произошла в 169 километрах восточнее аэродрома ЛИИ в Жуковском недалеко от пос. Константиново Рязанской области. Обстоятельства его гибели до сих пор не ясны.
Вот как об этом рассказывает Н.Ф.Садовников:
«Саша должен был разгонятся на Су-27 до числа М, равного 2-2,3. Я должен был его сопровождать на Су-7. Я на такой скорости лететь не мог, и мы договорились о встрече в конце зоны. Мы шли навстречу друг другу с боковым уклонением примерно в 8 километров. Он разворачивался с торможением после достижения М=2,3, и я, подстроившись рядом, мог наблюдать его в тот момент. Когда все это произошло, и мы сблизились, я увидел, что с его самолета откуда-то сошли мощные вихри, и самолет вдруг стал вращаться. Я немедленно спросил: «Что у тебя?» Саша молчал, его самолет шел вниз, и мимо меня неслось что-то черное. Мы его искали три дня в самолете его не оказалось. Нашли его сидящим в черном катапультном кресле в двух километрах от обломков самолета. У него была сильная травма головы. На защитном шлеме глубокая вмятина со следами красной краски. Такой краской были покрашены центровочные грузы, размещенные в носовой части самолета, в конусе, для уменьшения неблагоприятной задней центровки (видимо летали без РЛС). Возможно сорвавшийся груз и ударил его по голове. Непонятно от чего стало вращать машину. Возможно полный отказ СДУ. Мы такого не ожидали, ведь было 4-х кратное резервирование, хотя в ВВС такой случай был.»
Как показали самописцы, число М=2,35, а скоростной напор составлял q=9450 кг/м. Существует мнение, что причиной стали не грузы центровочные в конусе, а КЗА, размещенное в наплыве крыла и сорвавшееся при маневре с перегрузкой. Сорвалось и повредило силовой набор, самолет разрушился. В заключении официальной версии комиссии написано: «причина установлена быть не может.». После катастрофы на Су-27 был усилен каркас кабины, закабинного отсека, фонаря кабины пилота и подфонарной жесткости мест, с которых началось разрушение самолета. Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
26 декабря 2021 г. выездная команда экспедиции Олег Уткин R2ANX/P, Сергей Сушко RZ5D/M, Дмитрий Щербаков R2AJ/M, Пётр Сальников R2DOW/P проводят Акцию Памяти вблизи места катастрофы (55.139902° 40.750865°) около пос. Константиново Рязанской области., LOC: LO05JD, RDA: RA-12 (Клепиковский район).Члены экспедиции будут работать личными позывными: R2ANX/P, RZ5D/M, R2AJ/M, R2DOW/P.
Приглашаются радиолюбители всех стран для проведения радиосвязей.
Необходимое число очков – 40
Диапазоны 160 — 10 метров и УКВ, виды модуляции SSB, FM, CW, DIGI.
Связи на диплом засчитываются c 26.12.2021 г.
Срок действия диплома – до 26.12.2022 г.
Множитель для соискателей, в зависимости от Регионов:
Повторные QSO с членами клуба «Пятый Океан» разрешены на разных диапазонах и разными видами излучения в течение всего периода действия диплома.
Обязательным условием является подтверждение QSO на https://hamlog.online
Диплом бесплатный и выдается в электронном виде через ресурс https://hamlog.online/club/5ocean
Подробнее: https://www.aviaham.org