18.11.2024 21:24:26
Источник: Юрий R5GG
Клуб радиолюбителей-авиаторов «Рыцари неба» с 19 по 26 ноября 2024 г. проводит Дни активности в честь 125-летия Героя Советского Союза генерал-майора авиации М.В.Водопьянова и представляет диплом, посвящённый этому событию.
Михаил Васильевич Водопьянов родился 18 ноября 1899 г. в с.Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне часть г.Липецка) в крестьянской семье.
В Красной армии с февраля 1918 года, участник Гражданской войны в составе дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец» (обозный), затем помощник шофёра и шофёр. С 1925 года - авиационный моторист, затем бортмеханик, работал под руководством известного лётчика и авиаинженера Харитона Славороссова.
В 1928 году сдал экзамены на звание пилота 3-го класса в лётной школе общества «Добролёт», получив право работать лётчиком Гражданского воздушного флота. В 1929 году окончил Московскую лётно-техническую школу. Участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане, затем работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролёт» в Хабаровске.
10 января 1930 г. проложил воздушный маршрут Хабаровск – Оха - Александровск-Сахалинский протяжённостью 1130 км, названный «Трассой героев».
С 1931 года в авиаотряде особого назначения, доставлял матрицы газеты «Правда» из Москвы в Ленинград и Харьков, затем летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва – Иркутск и на остров Сахалин.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт потерпел аварию на озере Байкал. Бортмеханик Серёгин погиб, а М.В.Водопьянов получил множественные переломы и сотрясение мозга.
В 1934 году добился отправки для участия в спасении экипажа парохода «Челюскин». Вместе с В.Л.Галышевым и И.В.Дорониным совершил перелёт длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем (Чукотка) на самолёте Р-5 без штурмана и радиста по безлюдным местам по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек.
20 апреля 1934 г. за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, ему и ещё 6 лётчикам присвоено звание Героя Советского Союза.
В марте 1935 года совершил перелёт по маршруту Москва — Свердловск — Омск —Красноярск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Охотск — Магадан —Гижига — Анадырь — Уэлен — Мыс Шмидта с целью проложить новую воздушную трассу для организации почтовой и пассажирской связи по данному маршруту, определить требования к самолётам в условиях Севера.
В 1936-1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда.
21 мая 1937 г. на самолёте АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3) доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1», впервые в мире совершив посадку на лёд в районе Северного полюса применив тормозной парашют.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3.
Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного знамени. 2 февраля 1940 года ему было присвоено воинское звание комбриг.
Участник Великой Отечественной войны, с июля 1941 года командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии.
В ночь с 10 на 11 августа 1941 г. лично участвовал во втором налёте на Берлин. Его самолёт ТБ-7 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории Эстонии, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. Дивизия Водопьянова в этом налёте потеряла 7 из 14 стартовавших бомбардировщиков. 17 августа был освобождён от должности командира дивизии как не имеющий «достаточных командных навыков и опыта в организаторской работе, необходимой в командовании соединениями». При этом ему была объявлена благодарность за проявленное мужество, он остался в дивизии и продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик. В 1941—1943 годах воевал в составе 432-го и 746-го авиационных полков дальнего действия. С сентября 1943 года — в распоряжении командующего авиацией дальнего действия А.Е.Голованова, с декабря 1944 года — в распоряжении командующего18-й воздушной армией.
В феврале 1946 года уволен в запас.
В 1948-1950 годах участвовал в военной высокоширотной экспедиции «Север-2», был представлен к награждению второй медалью «Золотая звезда», но получил орден Ленина из-за секретности мероприятия.
Жил в Москве, активно занимался литературной деятельностью, член Союза писателей СССР.
Герой Советского Союза, обладатель четырех орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, Отечественной войны первой степени, генерал-майор авиации Михаил Васильевич Водопьянов умер 11 августа 1980 г. Похоронен на Троекуровском кладбище г.Москвы.
Условия выполнения диплома «Полярный лётчик»
Связи на диплом засчитываются с 19 ноября 2024 г. Срок действия диплома – постоянный. Засчитываются радиосвязи с радиолюбителями всех стран мира на диапазонах 1,8 - 28MHz и УКВ.
Необходимо набрать - 125 очков.
За радиосвязи с Почётными членами Клуба «РЫЦАРИ НЕБА» U4MIR и UA9CES, Почётными радистами СССР (России) R2AKN, R4CQ и RA6F, Мастерами спорта LZ1ZF и R2AKN, а также временным специальным позывным LZ05RN и LZ55ZF начисляется 20 очков.
За QSO c членами клуба «Рыцари неба» начисляется - 10 очков.
За QSO c радиолюбителями Липецкой области –5 очков
Для перечисленных выше корреспондентов вводится множитель для следующих видов излучения:
За QSO на диапазоне 160 метров — 1,5
Повторные связи с одним и тем же членом клуба в одни сутки засчитываются на разных диапазонах, а НА ОДНОМ - разными видами излучения (все DIGI считаются за один вид).
Диплом выдается через https://hamlog.online/club/nebo-agpa и
Члены клуба «РЫЦАРИ НЕБА» получают дипломы активатора в период проведения Дней активности при проведении не менее:
Диплом соискателя членам клуба «РЫЦАРИ НЕБА» не выдаётся.
Подробнее: http://www.skyham.ru/diplomy.htm