08.10.2008 21:00:57
Источник: Александр
Доброго времени суток всем! Хоть я и не писака, но попробую, как смогу описать и отчитаться за экспедицию RK1OWZ в Кировскую область.
Планироваться экспедиция стала всего лишь за одну неделю до отъезда! Глянув на рейтинг районов Кировской области, а так же узнав о возможности автомобильного пути от нас через КОМИ в Кировскую область, я и руководитель радио-кружка и коллективки RW1OX - Геннадий предложили данную идею всем местным радиолюбителям, а так же радиолюбителям Кировской области. От участия, все отказались по объективным причинам - работа, семья, дача и т.д. Но все и Кировские радиолюбители UA4NAL - Кирилл, RA4NAJ - Олег, RK4NA - Николай и даже RA9FDR - Сергей (Пермь) откликнулись, поддержали идею и не просто словами, но и оказанием конкретной помощи по маршруту и т.д. (см. ниже) Наши радиолюбители RA1OJ - Валерий и RA1OD - Дмитрий сами вызвались спонсировать и спонсировали топливо на поездку, а UA1OMS - Сергей, как всегда безвозмездно взял на себя печать и рассылку QSL. За что им ОТДЕЛЬНОЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО, ведь только благодаря этому план начал осуществляться и осуществился! Было оперативно получено официальное разрешение Радиочастотного Центра на временный перенос радиостанции RK1OWZ в районы /9 и /4 и использования соответствующих позывных. В виду малого времени подготовки, маршрут был разработан с не большими огрехами - были не замечены районы KO-15 и TA-42, из-за отсутствия подробных карт, хотя они лежат на пути движения, но ситуация была исправлена по ходу, и информация о новых районах была своевременно выложена в кластере и рефлекторе.
Т.к. наша родная коллективка располагается сейчас и существует при Коряжемском Детском Доме Творчества, то предполагалось финансирование и из местного бюджета. Но кто не знает "совдеповской" бухгалтерии - за экспедицию в июне 2008 г. в Коношу AR-16, Каргополь AR-15, Няндому AR-22, проезд поездом оплатили только сейчас. А за эту экспедицию вряд ли, что вообще будет, время упущено (его просто не было на бумажную волокиту), смета не составлена. Сначала планировали поездку на двух автомобилях, с обязательным участием максимального количества юных радиолюбителей, но потом посчитав средства, от второго авто пришлось отказаться. И сформировалась окончательная команда я, RW1OX - Геннадий (на своём собственном автомобиле Ш-Нива) и два его воспитанника Копылов Филипп(мой сын) - 13 лет и Свинин Дмитрий - 14 лет, выбор юных участников осуществлялся жеребьёвкой. Может кто-то скажет - зачем в такую серьёзную экспедицию брать балласт - детей? Во-первых это наша смена, развитие детского радиолюбительства повсеместно затухает. Во-вторых напоминаю, что RK1OWZ сейчас при Детском Доме Творчества (ДДТ) и финансирование радиостанции все-таки осуществляется - отличное, отремонтированное помещение, регулярные занятия для детей, потихоньку закупается аппаратура, частичное оснащение для экспедиции (палатка, спальники, коврики, генератор) было предоставлено именно ДДТ. Поэтому СПАСИБО администрации ДДТ и города Коряжма за посильную поддержку, а мы в свою очередь делаем своеобразный пиар для ДДТ, для инвестиций из местных и частных бюджетов, для дальнейшего развития детского радиолюбительства.
Что бы работать и в движении, у Игоря - RA3CQ были заказаны две втомобильные антенны MFJ - 1620T, MFJ-1640T на 20 и 40 м., и благодаря его оперативности антенны менее чем за 3 дня благополучно доехали до Коряжмы, ну а как они работали, судить Вам - 2411 QSO в движении. Из снаряжения так же с собой брали: мой трансивер KENWOOD TS570D + гарнитура Heil, стационарная антенна MFJ-1778-G5RV, ноут P-III с RAM - 125 Mb (еле ворочался под WinXP с UR5EQF-Log, CwType и OmniRig, но не подвел и благодаря маленьким размерам был удобен в эксплуатации), интерфейс RigExpert, генератор Matrix - 800 Ватт, целая куча проводов и разной коммутации, палатка, спальники, коврики, бензопила и т.п.. Сразу скажу, что телеграфом работал только я и только с ноута, через интерфейс - 1511 QSO, поэтому и судите меня если что. Из-за слабых параметров ноута (поздний отклик трансивера на передачу и медленный переход на приём) могло сложиться впечатление, что оператор слегка тормозил.
Да, почти новенькая Ш-Нива была явно перегружена, и по Кировским дорогам - натуральные стиральные доски, до ещё и с дырами, показала себя довольно таки
не плохо, тряска конечно была страшная (пальцы в клаву с трудом попадали), но ни одной поломки в пути, и ни одного раза, ни где не застряли. Но это надо ОТДАТЬ ДОЛЖНОЕ водителю и владельцу Ш-Нивы Геннадию - RW1OX, который героически перенёс все натуги своей девочки, профессионально управлял авто, везде уложился в график, ещё и в эфире работал на стоянках, спали мы всего по 2-4 часа в сутки, а за рулём был только он все 2300 км., все семь дней! Было всего три спальника, так что один взрослый ночью постоянно "бодрствовал". Господа, снимаем шляпы перед Геннадием!
Рассказывать, как добирались до конкретных мест и как располагались в каждом не буду. Не буду так же рассказывать, как прекрасны Кировские места, просто
реально не было времени наслаждаться природой, а места, вспоминаю - были действительно чудные. Погода была разная и промокали до нитки и замерзали до льда и потели в машине от солнца в движении. Были промахи в дорогах пару раз, возвращались, теряя драгоценное время, но на границах районов вставали четко, разворачивая свой лагерь каждый раз под открытым небом, не поддаваясь уговорам местных жителей и радиолюбителей остановиться у них на ночь. Схема развертывания была каждый раз одна и та же: 1. Успеть засветло забросить концы G5RV на деревья, а это целая проблема - кидали верёвку при помощи молотка, а он имел свойство не туда лететь и путаться в ветках, поэтому через раз ползали по деревьям сами. 2. Успеть напилить дров, запустить генератор и включить микро фару, чтобы потом в её свете поставить палатку, развести костер, приготовить еду. Ребятишки, нам в этом здорово помогли! И уже на второй стоянке самостоятельно устанавливали и собирали палатку, рубили для неё колья, разбирали и собирали спальники, коврики, таскали дрова, бегали за водой, ну и конечно работали в эфире. Ребята получили истинное наслаждение и закалку. Подчеркну, что за время экспедиции ни кто, ни чем не заболел, ни кто, ни каких повреждений не получил.
Двигались по графику и маршруту с небольшими отклонениями - не запланированные районы TA-31, KI-06, KI-38, KI-08 появились по ходу, по многочисленным просьбам радиолюбителей, маршрут домой после Кирова, в виду сильной усталости, пришлось перенести на сутки. Информация о новых районах и изменениях графика своевременно выкладывалась в рефлекторе и в кластере.
Реальный график и путь нашего движения:
27.09.08 07:00 AR-05, Котласский р-он AR-17 в эфире не работали, RK1OWZ/m - AR-13(23.34%) Вилегодский р-н, RK1OWZ/9/m - Прилузский р-он KO-13(21,60%),
Сысольский р-н KO-15(16.47%), снова Прилузский р-он KO-13(21,60%) до границы с Мурашинским р-ом KI-26(18,23%) Кировской обл. На границе KO-13 и KI-26
вставали на ночь - RK1OWZ/9 и RK1OWZ/4.
28.09.08 RK1OWZ/4/m - Мурашинский р-он KI-26(18,23%), Юрьянский р-н KI-46(21,37%), Орловский р-н KI-33(24,16%), Котельнический р-он KI-21(26,25%), Котельнич KI-07(17,31%), Арбажский р-он KI-09(21,02%), Тужинский р-он KI-41(13,94%), до границы с Яранским р-ом KI-47(13,01%). На границе KI-41 и KI-47 вставали на ночь - RK1OWZ/4.
29.09.08 RK1OWZ/4/m - Яранский р-н KI-47(13,01%), Кикнурский р-н KI-18(10,69%), до границы с Санчурским р-ом KI-36(8,71%). На границе KI-18 и KI-36 вставали на ночь - RK1OWZ/4.
30.09.08 - RK1OWZ/4/m - Кикнурский р-н KI-18(10,69%), Яранский р-н KI-47(13,01%), Пижанский р-н KI-34(15,45%), Советский р-н KI-39(25,32%), Лебяжский р-н
KI-23(16,61%), Уржумский р-н KI-43(9,87%), до границы с Малмыжским р-ом KI-25(12,08%). На границе KI-43 и KI-25 вставали на ночь - RK1OWZ/4.
01.10.08 RK1OWZ/4/m - Малмыжский р-н KI-25(12,08%), Балтасинский р-н ТА-31(10.83%), снова Малмыжский р-н KI-25(12,08%), Кукморский р-он ТА-42(27.30%),
Вятскополянский р-н KI-15(10,80%), до границы с Вятскими Полянами KI-05(8,36%). На границе KI-15 и KI-05 вставали на ночь - RK1OWZ/4.
02.10.08 RK1OWZ/4/m - Вятскополянский р-н KI-15(10,80%), Малмыжский р-н KI-25(12,08%), Уржумский р-н KI-43(9,87%), Нолинский р-н KI-29(18,82%), Сунский р-н
KI-40(12,20%). На границе KI-40 и KI-22 вставали на ночь - RK1OWZ/4.
03.10.08 RK1OWZ/4/m - Куменский р-н KI-22(22,76%), Кирово-Чепецкий р-н KI-20(27,99%), Кирово-Чепецк KI-06(10,34%), снова Кирово-Чепецкий р-н KI-20(27,99%),
Киров (в эфире не работали), Слободской р-он KI-38(25,35%), Слободской KI-08(11,27%), снова Слободской р-он KI-38(25,35%) и остановка в Кирове на ночлег - в
эфире не работали.
04.10.08 RK1OWZ/4/m - Юрьянский р-н KI-46(21,37%), Мурашинский р-он KI-26(18,23%), RK1OWZ/9/m - Прилузский р-н KO-13(21,60%), Сысольский р-н KO-15(16.47%), снова Прилузский р-он KO-13(21,60%), RK1OWZ/m - Вилегодский р-н AR-13(23.34%), Котласский р-он AR-17 в эфире не работали и дома в AR-05 19:00.
Статистика:
Всего велось пять логов RK1OWZ/m, RK1OWZ/9/m, RK1OWZ/9, RK1OWZ/4/m, RK1OWZ/4 в каждом соответственно 121, 377, 109, 1913, 2818 QSO с отметками районов в каждой связи. После объединения логов получилась следующая картина, ВСЕГО 5337 QSO из них:
20 м. - 104 QSO, 40 м. - 3664 QSO, 80 м. - 1567 QSO, 160 м. - 2 QSO;
с Азиатской частью России - 791 QSO, с Европейской частью России и Калининградской обл. - 3245 QSO, с остальными - 1301 QSO;
AR-13(23.34%) - 121 QSO только в движении
KO-15(16.47%) - 184 QSO только в движении
KO-13(21,60%) - 302 QSO в движении и на стоянке
KI-26(18,23%) - 239 QSO в движении и на стоянке
KI-46(21,37%) - 161 QSO только в движении
KI-33(24,16%) - 78 QSO только в движении
KI-21(26,25%) - 77 QSO только в движении
KI-07(17,31%) - 53 QSO только в движении
KI-09(21,02%) - 90 QSO только в движении
KI-41(13,94%) - 209 QSO в движении и на стоянке
KI-47(13,01%) - 242 QSO в движении и на стоянке
KI-18(10,69%) - 329 QSO в движении и на стоянке
KI-36(8,71%) - 415 QSO только на стоянке
KI-34(15,45%) - 69 QSO только в движении
KI-39(25,32%) - 48 QSO только в движении
KI-23(16,61%) - 101 QSO только в движении
KI-43(9,87%) - 500 QSO в движении и на стоянке
KI-25(12,08%) - 426 QSO в движении и на стоянке
ТА-31(10.83%) - 105 QSO в движении с остановкой
ТА-42(27.30%) - 82 QSO только в движении
KI-15(10,80%) - 308 QSO в движении и на стоянке
KI-05(8,36%) - 329 QSO только на стоянке
KI-29(18,82%) - 44 QSO только в движении
KI-40(12,20%) - 342 QSO в движении и на стоянке
KI-22(22,76%) - 227 QSO в движении и на стоянке
KI-20(27,99%) - 80 QSO только в движении
KI-06(10,34%) - 55 QSO в движении с остановкой (Чепецкий комбинат дал о себе знать, либо мы мало кого слышали, либо нас, либо то и другое, но стояли долго)
KI-38(25,35%) - 47 QSO только в движении
KI-08(11,27%) - 104 QSO в движении с остановкой
Как видите, наши усилия были приложены не на активацию, как можно большего количества районов для себя, а для возможно быстрого продвижения к стоянкам с
редкими районами. Были объективные причины по которым, было мало проведено связей на 20 метров. Первая - это то, что одной из целей экспедиции было -
активация районов для ближней (мертвой) зоны, но мы не отказывались полностью от работы на 20 м. Вторая - возможность работать на 20 м. представлялась только днем, в движении, штырёк на 20 м. подшумливал и отвечали очень плохо, причем в основном станции, которым и RDA не нужны, а при переходе на 40 м. почти всегда был пайлап и почти каждый благодарил за NEW ONE, а вечерами на стоянках на G5RV прохождения на 20 м. уже не было и вовсе, как и ранним утром.
На 80 и 40 м. на стоянках столкнулись с такой проблемой, как кристально чистый эфир. Именно с проблемой! Бесчисленное множество радиостанций, почти на каждом килогерце диапазонов, отсюда проблемы с поиском частоты и многочисленными сплекторами по ходу работы. И еще встретились с одним интересным моментом на 80 м. в SSB участке через каждые пару килогерц говорят, типа - "а это частота наша (к примеру) "Голопупенских" радиолюбителей, так что уходите отсюды", а сами сидят друг от друга в нескольких километрах и беседуют просто так, не о чём, и им наплевать на то сколько затрачено сил и энергии для активации редких районов.
Ну и естественно наша коллективка по-прежнему держит марку рассылки QSL-карточек за экспедиции всем без исключения автоматом по логу, если бы не было такой возможности, не было бы и экспедиции. Так что убедительная просьба, если Вы принципиально хотите выслать нам свою карточку, то пожалуйста не ставьте пометку "PSE QSL", а не члены CРP и других бюро повремените пожалуйста немного с директами, возможно решится вопрос о размещении логов на сайте RDA для автоматического зачета районов. Но если Вы всё-таки отправляете нам директ (надёжнее на мой адрес на QRZ.COM, QRZ.RU), то позаботьтесь пожалуйста о конверте с марками и обратным адресом.
Хотелось бы отдельно рассказать о поддержке Кировских радиолюбителей. В Советске нас добродушно встретил Николай - RK4NA, который следил и переживал за нас от начала и до конца поездки (звонил и узнавал, как у нас дела, беспокоился). Николай накормил, напоил нас, рассказал про особенности дальнейшего маршрута, за что ему ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО! Далее на границе Уржумского и Малмыжского районов нас встретил Алексей - UA4NIU (прибыли на место уже затемно) и предложил остановится у него в 10 км. от границы районов, но мы отказались и встали четко на границе. Так Алексей, без всяких вопросов, допоздна помогал нам разбивать лагерь, за что ему так же ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО! Ну и под конец экспедиции мы настолько выдохлись, что с радостью согласились на предложение Кировских друзей - остановиться перед последним броском домой в Кирове на ночь. На границе Кирова нас встретил Олег - RA4NAJ, проводил по городу (а то заплутали бы точно, сплошные пробки) скинули у него часть груза и детей и поехали с ним в Слободской KI-38, KI-08 (без него бы не выехали), потом увез нас к Кириллу - UA4NAL у которого мы были очень тепло встречены, накормлены и заночевали, классно отдохнув, Кирилл сопроводил нас из города. ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО Олегу и Кириллу, за прием, переживания во время пути, содействие и заботу!
Ещё выражаю ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ: RA3CQ, RA1OW, RW6AMZ, UA1OIZ, UA1OMS, UA1OLM, UA1ORK, RA1OJ, RA1OD, RA1OGP, UA1OHX, UA1OOX, UA1OAM, UA1OJL, UA1ODM, UA1OOL, UA1OB, RK4NA, UA4NAL, RA4NAJ, UA4NF, RA4NCX, UA4NIU, RA9FDR, DL6KVA, HA9SU, UA0BA, UA0AV, HA1AG, SM4BNZ, SM5CAK, SM5DJZ, RU4WA, RW3DY, UA6MY, RA6YDX, RN6FK, UA9CGL, UA9CBR, RL3AI, UA4YA, RW3DD, RU3EJ, UA3RN, RA4HDQ, 4J7WMF ... и многим - многим другим достойным "хамам", которые вели нас в эфире, спотировали, держали и расчищали частоты и просто проводили с нами связи!
И конечно ГЛАВНОЕ СПАСИБО Роману - RX3RC за прекрасную программу и адреналин!
P.S. Если честно, то хотелось бы поездить в экспедиции с настоящими профессионалами, с лучшей аппаратурой, мощностью, и антеннами, а не сидеть рядом с пионерами и не контролировать у них правильность приема позывных, и не подскакивать каждый раз к аппарату, в минуты короткого отдыха, разгребая очередной образовавшийся пайлап. Ведь связей реально могло быть на много больше. Ну уж извините, какая была команда той и работали, что могли, то и сделали. А развивать детское радиолюбительство надо! Может, конечно и не в таких экстремальных условиях... :-) А мне теперь постоянно будет не хватать того несравнимого с предыдущими экспедициями экстрима и адреналина, а может только до следующей, еще более интересной экспедиции...?!
С уважением, UA1OMZ, Александр, 73!!!