СХЕМЫ И ДОКУМЕНТАЦИЯ

Схема многополосного графического эквалайзера на микросхемах КР544УД1

Схема многополосного графического эквалайзера приведена на рис. 23. Каждый из полосовых фильтров Zr..Zn выполнен по одинаковой схеме операционного звена 2-го порядка с многопетлевой ОС и отличается только значениями емкостей С1 и С2.

Свойства таких фильтров характеризуются частотой резонанса:

Схема многополосного графического эквалайзера на микросхемах КР544УД1

добротностью:

Схема многополосного графического эквалайзера на микросхемах КР544УД1

коэффициентом передачи на частоте резонанса:

Схема многополосного графического эквалайзера на микросхемах КР544УД1

Выходы всех фильтров подключены к масштабным резисторам R3, R4 сумматора, выполненного на микросхеме DA8. Для подъема АЧХ,

Схема многополосного графического эквалайзера на микросхемах КР544УД1

Рис. 23. Схема многополосного графического эквалайзера

например, в полосе прозрачности фильтра Z1 движок резистора R4z1 необходимо переместить в крайнее левое по схеме положение. При этом коэффициент передачи сумматора для сигнала с выхода этого фильтра равен

Схема многополосного графического эквалайзера на микросхемах КР544УД1

В другом крайнем положении резистора коэффициент передачи будет равен

Схема многополосного графического эквалайзера на микросхемах КР544УД1

Таким образом, глубина регулирования тембра определяется отношением сопротивлений резисторов (R4+R3)/R3 и с указанными на схеме номиналами равна 24 дБ (±12дБ). Для достижения равномерного регулирования тембра резисторы R4 должны быть группы “В”.

Эквалайзер можно использовать практически на любом этапе процесса обработки звука - от записи “живого” концерта до сведения многоканальной студийной записи, и также для формирования исходного сигнала, поступающего на линейку эффектов. В подавляющем большинстве случаев эквалайзеры применяют для того, чтобы исправить звуковой сигнал, который не соответствует определенным требованиям. Золотое правило применения эквалайзера - “лучше меньше, да лучше". Если вам нравится, как звучит инструмент в необработанном виде, то применение эквалайзера едва ли сделает его звук еще лучше, а вот испортить может вполне.

Кроме того, многие предпочитают вообще не использовать эквалайзер (или делать это в минимальном объеме) при записи сигналов на ленту - пусть на ленте остается “чистый” сигнал, а уж с его дальнейшей обработкой еще будет время разобраться при сведении. Это убеждение основано на опыте - сколько бы вы ни пытались записывать на ленту сигналы после эквалайзера, это в конечном итоге приведет только к новым проблемам при сведении. Второе правило - серебряное, звучит так: “Лучше вычитать, а не добавлять”. Если гитара звучит слишком “тонко”, попробуйте прибрать высокие частоты и увеличить усиление (в линейке пульта или в комбике) -эффект будет заметнее, чем если вы станете добавлять низкие или средние частоты. Если какой-то из инструментов в миксе звучит неразборчиво, попробуйте прибрать определенные частоты, которые “пересекаются” с ним по звучанию. Это гораздо эффективнее, чем поднимать те или иные частоты в звуке неразборчивого инструмента.