Когда ставишь машину в гараж ночью всегда возникает проблема с поиском выключателя света, ведь он, как обычно, расположен на приборном щитке. Нужно в темноте как то до него добраться не расшибив голову или другие важные органы.
Устанавливать выключатель на воротах возле калитки тоже не желательно потому что ворота железные и по нелепой случайности могут оказаться под напряжением. Чтобы избежать этих неудобств и опасностей было решено установить на калитке гаражных ворот автоматический выключатель, причем гальванически развязанный от электросети.
Принципиальная схема этого устройства показана на рисунке 1. Суть работы устройства такова, - открываешь калитку и свет включается. Закрываешь калитку и он с некоторой небольшой задержкой выключается. Вот и все.
В качестве датчика было решено использовать стандартный «концевик» от сигнализации открытого состояния багажника или капота. Напомню, что это кнопка с длинным штоком и нормально-замкнутыми контактами. Один контакт идет всегда «на массу», так как им является металлический корпус кнопки, привинчиваемый в отверстие металлического кузова автомобиля, соединенного с общим минусом. Когда кнопка нажата закрытой дверью контакты разомкнуты.
Дверь открываем, кнопка освобождается и под действием пружины выдвигается, замыкая второй контакт с первым, связанным с «массой». Такой «концевик» очень удобно устанавливается на калитку гаражных ворот, при этом ворота являются «массой».
Рис. 1. Принципиальная схема выключателя освещения для гаража.
«Концевик» на схеме обозначен как S1. Он разомкнут когда калитка гаражных ворот закрыта. При этом конденсатор С1 заряжен и на нем напряжение высокого логического уровня. На выходе логического элемента D1.3 при этом напряжение низкого логического уровня, поэтому транзисторы VT1 и VT2 закрыты, контакты реле К1 разомкнуты и лампа Н1 не горит.
Если калитку открыть, контакты S1 замыкаются. Конденсатор С1 разряжается и напряжение на нем падает до нуля, а на выходе элемента D1.3 устанавливается высокий логический уровень.
Контакты реле К1 замыкаются и включают осветительную лампу Н1. Свет будет гореть все время пока калитка открыта, плюс еще несколько десятков секунд после того как калитку закроют (время, пока С1 заряжается через R1).
Рис. 2. Печатная плата выключателя освещения для гаража.
Рис.3. Принципиальная схема выключателя света с подключением видеорегистратора и сотового телефона.
Для того чтобы обеспечить гальваническую развязку от сети лампа включается с помощью реле, а схема питается от покупного «сетевого адаптера» с выходным напряжением 12V. Электромагнитное реле К1 - реле от легкового автомобиля ВАЗ, в пластмассовом корпусе.
Его можно заменить практически любым реле на 12V, с контактами, способными управлять осветительной лампой Н1 (обычно не более 100W). Микросхема D1 типа К561ЛА7, К561ЛЕ5, К176ЛА7, К176ЛЕ5 или любой аналог.
Практически все детали, кроме реле и датчика, собраны на печатной плате, показанной на рисунке 2. В дальнейшем появилась необходимость дополнить систему охранными функциями, - видеорегистратором для видеофиксации происходящего в гараже и сотовым телефоном для дистанционного оповещения о вторжении в гараж посторонних.
Никаких существенных изменений в схеме это не потребовало, даже не потребовалось вносить изменения в печатную плату. Единственная доработка в пределах печатной платы, это замена конденсатора C1 конденсатором большей емкости (рис.3).
Это нужно для того, чтобы после того как злоумышленники закроют за собой калитку свет продолжал в гараже гореть значительное время, способствуя качественной видеозаписи происходящего.
Видеорегистратор - самый обычный, можно сказать, «типовой», такой как устанавливают в автомобилях. Как известно, видеорегистратор автоматически включается на запись когда подают питание на его зарядное устройство. Сделано это чтобы видеорегистратор включался при включении зажигания (у «иномарок» прикуриватель работает через замок зажигания).
А выключение происходит через некоторое время после выключения питания зарядного устройства, при этом схема видеорегистратора завершает видеофайл, а потом уже выключатся в ждущий режим. Здесь зарядное устройство видеорегистратора подключается параллельно реле. Таким образом, как только включается свет, сразу же начинается видеозапись.
А прекращается видеозапись через некоторое время после выключения света.
Конечно, можно видеорегистратор включить в режим постоянной записи, но на практике это не работает, потому что емкости карты памяти обычно хватает не более чем на 12 часов непрерывной записи. А потом происходит стирание и запись поверх стертого, по кольцу.
В результате, если вы не появлялись в гараже длительное время запись ограбления может быть стертой, а на «флэшке» останется только бесполезная запись. Поэтому лучше чтобы запись включалась только тогда, когда это действительно нужно.
Очень вдумчиво нужно подойти к размещению видеорегистратора в гараже. Он должен быть установлен незаметно, но при этом в поле его зрения должны быть ворота, калитка и значительная часть пространства гаража.
При этом обзору не должен мешать стоящий в гараже автомобиль, и его не должна «засвечивать» осветительная лампа. При этом уровень расположения по высоте должен быть таким чтобы он мог «видеть» лица людей, а не их макушки.
Для того чтобы передать сообщение о проникновении в гараж посторонних используется недорогой сотовый телефон с «детской» функцией или функцией «экстренного», или «упрощенного» вызова, когда для вызова абонента, номер которого занесен в память телефона, нужно нажать и удерживать нажатой одну кнопку. Необходимо сотовый телефон разобрать и сделать отвод от этой кнопки (в моем случае это кнопка «1»).
Управляет сотовым телефоном второе реле К2, подключенное параллельно реле К1. Его контакты замыкают кнопку упрощенного вызова. Сотовый телефон должен быть подключен к собственному заряному устройству. В противном случае его аккумулятор быстро разрядится, и он перестанет работать.
Колобов В.А. РК-2014-11.