Описываемый ламповый гитарный усилитель состоит из четырЈхкаскадного предварительного усилителя напряжения на сопротивлениях (с возможностью получения классического эффекта Overdrive и традиционной пассивной регулировкой тембра раздельно по низким, средним и высоким частотам), двухтактного усилителя мощности, выполненного по ультралинейной схеме без фазоинвертора и блока питания, конструктивно объединЈнных на одном шасси. Предварительный усилитель построен на двойных октальных триодах 6Н9С по классической схеме усилителя напряжения на сопротивлениях, что позволяет получать как чистый, так и "перегруженный" в различной степени звук. Следует отметить, что параллельно сопротивлениям катодного смещения не включены конденсаторы. Других особенностей он не имеет и более подробного обсуждения не требует. Оконечный усилитель выполнен по нетрадиционной для гитарных усилителей схеме. В нЈм отсутствует фазоинверсный каскад, а напряжение возбуждения подаЈтся непосредственно на управляющую сетку оконечной лампы одного плеча (V4). Связь между лампами в оконечном каскаде осуществляется посредством общего сопротивления смещения (120 Ом; второй вывод подключЈн к специальной вторичной обмотке выходного трансформатора). Таким образом, потенциал катодов выходных ламп изменяется пропорционально изменению напряжения на управляющей сетке лампы V4. Из-за того, что управляющая сетка лампы другого плеча (V5) заземлена, между ней и катодом действует переменное напряжение, близкое по амплитуде (и противоположное по фазе) напряжению сигнала, приложенному между сеткой и катодом лампы V4. Это, собственно, и требуется для работы двухтактного каскада. Однако, за счЈт Јмкости, образуемой анодом лампы V5 и еЈ заземлЈнной сеткой, возникает нежелательная обратная связь, для предотвращения которой в анодную цепь включена корректирующая RC-цепь. Экранирующие сетки выходных ламп соединены с отводами первичной обмотки выходного трансформатора, что реализует ультралинейную схему включения. Блок питания состоит из трансформатора, предохранителей, двух выпрямительных мостов на кремниевых диодах, сглаживающих RC-фильтров и трЈхпозиционного шестиконтактного выключателя питания SW1, в зависимости от положения которого усилитель может быть выключен (среднее положение II), включен в режиме прогрева ламп (нижнее положение I), включен в рабочем режиме (верхнее положение III). Положение I требуется для того, чтобы предотвратить подачу на аноды холодных выходных ламп высокого напряжения и тем самым уберечь их катоды от преждевременной потери эмиссии. Первоначально предполагалось использование кенотрона (отсутствующая на схеме лампа V3), который обеспечил бы требуемую задержку за счЈт собственного прогрева, но в дальнейшем от этого решения было отказано. Усилитель смонтирован на шасси из стального листа толщиной 1,5 мм, покрытого чЈрной порошковой краской. В каскадах предварительного усиления используются лампы 6Н9С, которые могут быть заменены либо на 6SL7GT, либо на пальчиковые типа 6Н2П, ECC83, ЕСС41, 12АХ7 и другие. Оконечный каскад собран на лампах 6П3С (6L6GC), которые не дают так много "верха", как 6П14П (EL84), но в то же время отлично подходят для гитарных усилителей, давая вполне "зрелый" звук. Лампы установлены на керамических панелях. Небольшое количество деталей оконечного каскада позволило смонтировать его целиком на лепестках панелей выходных ламп (см. фото), детали же предварительного усилителя расположены на монтажных планках в подвале шасси и выводах потенциометров на передней панели. В данном случае навесной монтаж предпочтителен, так как он позволяет сократить соединения, уменьшить емкость монтажа и легко осуществлять подбор номиналов элементов в процессе настройки. Все сеточные цепи отдельными проводами заземлены в одной точке, что снижает уровень фона. С этой же целью нити накала всех ламп, включая выходные, питаются постоянным током, причЈм питание последних обусловлено не желанием помешать проникновению фона через сами лампы, а стремлением уменьшить наводку от проводов, питающих накал, на близкорасположенные каскады предварительного усиления. Трансформатор питания расположен сверху шасси, в то время как выходной трансформатор - в его подвале. Таким образом, их всякого рода взаимные влияния исключаются. Кроме того, такое расположение выходного трансформатора максимально ослабляет воздействие его поля на лампы. В качестве разделительных конденсаторов использованы только металлоплЈночные конденсаторы К73. В цепях коррекции конденсаторы с Јмкостями в пикофарадах - керамические. Все резисторы - МЛТ, причем сопротивление в катодной цепи выходных ламп должно быть с мощностью рассеяния не менее 2 Вт (лучше - больше). Параметры выходного трансформатора: магнитопровод из пластин Ш-20 0,3 мм, толщина набора - 40 мм, обмотки 5-6 и 8-9 содержат по 1000 витков провода ПЭЛ 0,2, обмотки 6-7 и 7-8 - по 250 витков того же провода, обмотки 3-4 -50 витков провода ПЭЛ 0,47 (при импедансе нагрузки 8 Ом), обмотка 2-3 -30 витков того же провода. Возможно, у кого-то возникнет вопрос, резонно ли использовать ультралинейное включение выходных ламп в гитарном усилителе, одним из важнейших свойств которого является способность к "перегрузу"? Думаю, в данном случае это вполне оправданное решение, так как это, с одной стороны, позволяет получить чистый ламповый звук, и с другой, tweed, потому что и такой каскад можно перегрузить. Кроме того, любители тонкостей могут поэкспериментировать с корректирующими цепями и даже добиться достаточной ассимметрии: Впрочем, по-моему, конструкция вполне завершЈнная. Глеб Антончик |