Известно, что в электрохимических системах герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов в процессе эксплуатации накапливаются необратимые изменения [1], приводящие к потере емкости, к увеличению внутреннего сопротивления. При работе аккумуляторов в батарее это приводит к отказу всей батареи, вздутию отдельных аккумуляторов. В поступающих в продажу неразборных батареях 7 Д-0,115-У1.1 [2, 3] последовательно соединены семь дисковых никель-кадмиевых аккумуляторов Д-0,115Д. подбираемых по емкости с разбросом не более 3...4 %. Иногда после двух-трехкратного гарантийного срока (для аккумуляторов - 15, а для батарей - 14 месяцев со дня продажи) под влиянием упомянутых изменений однородность аккумуляторов батареи оказывается нарушенной, и она выходит из строя по причине отказа обычно лишь одного аккумулятора. Вместе с тем длительный опыт работы с аккумуляторами Д-0,115Д и батареями из них показывает, что отдельные экземпляры сохраняют почти полную работоспособность даже после шестикратного гарантийного срока. Все это приводит к выводу, что радиолюбителям, имеющим дело с аккумуляторным питанием радиоприемников и другой аппаратуры, целесообразно пользоваться не готовыми батареями 7Д-0.1, а самодельными, составленными из семи отдельных аккумуляторов. Конструкция такой батареи, не имеющей приваренных токоотводов между аккумуляторами, должна обеспечивать ее легкую разборку и свободный контроль их состояния, своевременную замену исчерпавших свой ресурс аккумуляторов. Батарея должна свободно размещаться в отсеке, питания приемника и в зарядном устройстве. Самодельные батареи необходимо 2 - 3 раза в год вскрывать и осматривать, а при необходимости удалять с поверхности аккумуляторов налет выделившейся соли. Налет удаляют ватным тампоном, пропитанным спиртом (или одеколоном), плоско заточенной спичкой, старательной резинкой для чернил. Электрический контакт между аккумуляторами должен быть надежным. В корпусе батареи целесообразно предусмотреть продольную прорезь дли того, чтобы можно было контролировать напряжение аккумуляторов без разборки батареи. Для контроля исправности аккумуляторов в батарее обычно пользуются авометром [4]. При отсутствии авометра можно воспользоваться следующим проверенным способом. Батарею подключают к приемнику, включают его и настраивают на четко слышимую станцию, передающую речевую программу. Заведомо исправный заряженный аккумулятор подключают поочередно к каждому аккумулятору батареи параллельно и сравнивают громкость звучания приемника. Резкое повышение громкости укажет на неисправный аккумулятор. Этот аккумулятор ставят на зарядку и, если он "не держит" емкости, бракуют. В самодельной разборной батарее можно полностью реализовать индивидуальный ресурс всех аккумуляторов Это могло бы несколько снизить возрастающую год от года потребность в химических источниках тока для питания небольших транзисторных приемников. ЛИТЕРАТУРА: Б. ПЕТРОВСКИЙ, г. Москва |