В дешевых моделях импортной аудиотехники часто применяются переменные резисторы — регуляторы громкости, баланса и тембра, выполненные на одной гетинаксовой плате и имеющие 5 или 6 выводов. На самой плате нанесены неметаллические резистивные и токосъем-ные дорожки, отводы от которых, соединяющиеся с выводами потенциометра, зачастую перетираются движками. Замену такому потенциометру не всегда найдешь. Предлагаю достаточно простой и доступный способ реставрации таких потенциометров, а также любых разрывов на неметаллических токоп-роводящих дорожках. Для этого необходим источник постоянного тока напряжением 10...15 В и немного медного купороса. Суть способа восстановления заключается в гальваническом осаждении меди на место разрыва. Медь, оседая на графитовую (неметаллическую) дорожку, восстанавливает контакты в месте разрыва. Делается это следующим образом. К дорожке с обеих сторон от разрыва на минимальном расстоянии от места разрыва (2...5 мм) любым способом (например, зажимами "крокодил") прижимается проводник. К нему подключается "-" источника тока (катод). Вывод"+" (анод) источника выполняется медным (нелуженым!) проводом 00,3...0,5 мм. На место разрыва дорожки наносится капля насыщенного раствора медного купороса. В эту каплю погружается зачищенный конец анодного провода, так чтобы он не касался дорожки (катода). Ток в цепи не должен превышать 15...25 мА. Лучше всего использовать источник с ограничителем максимального тока (в крайнем случае, обычный реостат). В результате электролиза медь оседает на графитовую дорожку возле разрыва и постепенно затягивает его. Электролит (каплю купороса) можно время от времени убирать влажной ваткой и наносить новую. Гальванический ток не рекомендуется сильно увеличивать, т.к. при этом слой осажденной меди будет рыхлым. При совсем малом токе медь ложится гладким и тонким слоем, но процесс замедляется. Автором экспериментально установлено, что ток 10...15 мА оптимален. После нанесения достаточного слоя меди место осаждения очищают от медного купороса, протирая смоченной в спирте ваткой. После высыхания это место заштриховывают (затирают) графитовым карандашом. Графит заполняет поры и шероховатости меди и предохраняет ее от окисления. Сверху это место можно слегка смазать техническим вазелином. К.СЕЛЮГИН |