СХЕМЫ И ДОКУМЕНТАЦИЯ

Схема устройства контроля потребляемой мощности

Схема, изображенная на рис. 5.19, позволяет контролировать потребляемую мощность от источника постоянного напряжения. Индикация состояния осуществляется светодиодным трехцветным индикатором и звуковым сопровождением. Хорошие результаты устройство показывает при использовании в автомобиле - в этом случае контроль потребляемой мощности световых приборов и дополнительного оборудования заменяет вольтметр, подключенный параллельно АКБ. Максимальное значение контролируемого тока в цепи нагрузки - 10А.

Схема контроля потребляемой мощности

Рис. 5.19

Схема представляет собой по существу амперметр, в котором для вывода результатов измерения задействован светодиодный индикатор: зеленое свечение - при малом потреблении тока, желтое свечение - при среднем, а красное свечение - при критическом потреблении тока. Красное свечение светодиода дублируется звуковым сигналом - фоном в капсюле В1 и указывает на то, что нагрузку нужно немедленно отключить. Отличительная особенность устройства в том, что в нем предусмотрена регулировка (установка) контроля всех трех уровней (переменными резисторами R4, R7), позволяющая контролировать относительно мощные параметры (до 10 А), компактно монтируется в корпус, не содержит дефицитных деталей и может применяться портативно, незаменимо для автомобильной техники с бортовой сетью 12 В. Не требует настройки, кроме установки пороговых уровней, работает стабильно и надежно. Для внешних соединений схемы с внешними контролируемыми системами предусмотрен разъем (например, РП-10-11). Регулировка осуществляется многооборотистыми переменными резисторами типа СП5В с линейной характеристикой, по следующим критериям: ток в цепи нагрузки ниже 2 А считается низким, 2...4 А -средним, более 4 А - высоким. Если при таких пороговых уровнях придерживаться в автономной работе режима с низким током потребления (зеленое свечение светодиодного индикатора), то при питании устройств нагрузки от стандартного аккумулятора емкостью 55...60 А*ч продолжительность работы в режиме разрядки АКБ составит 20 ч.

Если звуковое сопровождение не нужно, микросхему D1 K561J1A7 с ее внешними элементами нужно исключить. В качестве В1 используется любая схема звукового генератора. Транзисторный ключ на VT1 управляет ее работой. Q1 - отрезок длиной 60 см многожильного изолированного электрического провода сечением 1 мм. Конденсаторы С1, С2 фильтруют помехи по питанию.

Литература: А. П. Кашкаров, А. Л. Бутов - Радиолюбителям схемы, Москва 2008