СХЕМЫ И ДОКУМЕНТАЦИЯ

Система магнитофонного автостопа на пьезоэлементе

 

Достаточно экономичен автостоп в котором в качестве датчика использован пьезоэлемент, снабженный щеточкой из капроновой лески диаметром 0,2.... 0,3 мм, скользящей по рифленой поверхности диска подкассетника. Включают автостоп переключателями S2 (он механически связан с клавишами переключателя рода работы магнитофона) и S1.

Схема

С началом вращения приемного узла на выходе датчика В1 возникает шумоподобный сигнал, который усиливается транзисторами V1, V2 и поступает на выпрямитель (V3, V4). Постоянная составляющая выпрямленного напряжения открывает транзистор V5, и реле К1 срабатывает, блокируя контактами К1.1 контакты кнопки S1 (теперь ее можно отпустить).

Система магнитофонного автостопа на пьезоэлементе

Детали

При остановке приемного узла сигнал на выходе датчика пропадає, и реле К1 отпускает, разрывая цепь питания магнитофона. В отсутствие сигнала устройство потребляет ток около 0,6 мА, в рабочем режиме — около 6мА. Снижение потребляемого тока достигнуто доработкой реле РЭС-15 (паспорт РС4.591.001).

Пружина его механизма ослаблена настолько, что ток срабатывания при напряжении 7,5...8 В стал равным 4 мА.

В устройстве можно использовать любые маломощные диоды и кремниевые транзисторы со статическим коэффициентом передачи тока h21э > 70.

Настройка

Налаживание сводится к подбору резистора R3* до получения тока коллектора транзистора V2 в пределах 0,5...0,6 мА и регулировке давления щетки на подкассетник.

Давление должно быть минимальным, но таким, чтобы реле /С/ надежно срабатывало при минимальной частоте вращения подкассетника. Для увеличения сигнала с датчика на подкассетнике рекомендуется выгравировать 30...40 радиальных рисок глубиной 0,1 мм.

Источник: Борноволоков Э. П., Фролов В. В. - Радиолюбительские схемы.