Я хочу строить самолеты…
«Земляной проводник» – это медный кирпич размером примерно 25х30х10см сопротивлением примерно 25кОм. Защитная сетка пентода предназначена для защиты лампы от вредного воздействия окружающей среды. Электронная лампа, в зависимости от предназначения, может быть заполнена дистиллированной водой или трансформаторным маслом. Если к щупам осциллографа присоединить батарейку то на экране мы увидим синусоиду с частотой 50Гц. Через конденсатор протекает постоянный ток величина которого зависит от расстояния между пластинами конденсатора. Полевой транзистор предназначен для использования в полевых условиях. Дроссель в цепи необходим что бы ток протекал строго в определенном направлении…
Думаете, что я цитирую Вам книгу «Физики шутят»? Увы, нет! Это совершенно серьезные высказывания студентов четвертого и пятого! курсов Московского Технического Университета Связи и Информатики (МТУСИ) на защитах лабораторных и курсовых работ, а так же экзаменах. И это далеко не все «перлы». Полное их собрание заняло бы несколько страниц.
Что же это значит? А это значит, что например выпускник медицинского университета, который завтра будет лечить нас с Вами скажет – «Что бы лечить ОРЗ надо сделать операцию на пяточном нерве, поджелудочная железа находится в правой ягодице, а с помощью фонендоскопа выводят бородавки. Смешно! Если бы не было так грустно.
Конечно, подобные высказывания слышишь далеко не от всех, это как говорится, уже полный «отстой». Но вот что парадоксально, студенты специальности «РАДИОТЕХНИКА» с большим трудом представляют, что же это за специальность и им совершенно не интересна эта самая радиотехника. Многие студенты специальности «РАДИОСВЯЗЬ» и «ПОДВИЖНАЯ РАДИОСВЯЗЬ» из всей радиосвязи в лучшем случае знают сотовый телефон, да и то, не столько как средство связи, а как набор дополнительных мультимедийных функций.
Сразу хочу отметить, что данная статья посвящена исключительно технической тематике, проблемам технического развития и технического образования. Особенно проблемам в области высшего технического образования.
Так что же происходит в наших технических ВУЗах, а точнее с теми молодыми людьми, которые выбрали быть студентами в этих учебных заведениях. Почему в процессе обучения, теряется всякий интерес к техническим специальностям даже у тех, кто сознательно поступил в технический ВУЗ. Сознательно, потому что к великому сожалению многие попадают в ВУЗ случайно. Это те, кто поступил туда «за компанию», те, кого запихнули «заботливые» родители, те, кто спасается там от службы в армии и т.д. Эти случайные люди - беда любого ВУЗа и увы, таких не мало. В последнее время, это становится практически массовым явлением, потому что, как это не прискорбно, конкурсы в технические ВУЗы не высокие. Будет ли меняться данная ситуация в лучшую сторону, сказать трудно. Пока все прогнозы на этот счет не утешительные, учитывая то, что вся политика по так называемому воспитанию молодежи направлена в другую сторону. Нет практически ничего, что бы хоть как-то пробуждало интерес к технике у молодых людей. Да и с дальнейшим выбором жизненного пути идет вполне определенная пропаганда. Достаточно посмотреть на многочисленную рекламу частных и государственных учебных заведений. Что они предлагают. Есть любые гуманитарные, экономические, компьютерные специальности, все что угодно, только не технические. Складывается такое впечатление, что стране вообще не нужны техники и инженеры, а в лучшем случае отверточные сборщики и эксплуатационники импортной аппаратуры.
Два раза мой сын ездил в «пионерские» лагеря. Один из них был довольно неплохо организован. Множество кружков и секций. Но что меня опять поразило, ни одного радиокружка, ни одного кружка по моделизму. Как в одном лагере, так и в другом. Одни спортивные, компьютерные, организация бизнес-презентаций, Интернет и т.д. «Неужели никому из детей это не интересно» спрашивал я у сына. Ничего подобного. Некоторые из тех с кем он говорил с удовольствием пошли бы например в кружок по авиамоделизму. Но нету! Почему? Неужели, например, очень сложно организовать в лагере любительскую коротковолновую радиостанцию или авиамодельный и судомодельный кружки. Проводить соревнования. Ведь это целый мир, о котором современные дети, зачастую, и понятия-то не имеют. Неужели строчить «писульки» и играть в «стрелялки» по Интернету интереснее? Подхожу с этими вопросами к начальнику лагеря. Сначала, вижу взгляд человека, вообще не понимающего о чем идет речь. Вопросы были для него явно неожиданные. Потом простой ответ – «А кто туда пойдет, кому сейчас это надо?» Вот! И на этом все кончается. Да ведь нет же, черт возьми! Пойдут! Сначала немного. Пусть. Дети умеют увлекать друг друга. Они не взрослые, они общаются в основном на эмоциях. Одни потянут за собой других. Но увы, нету! Зато целый день гонять мячи – пожалуйста, пялиться в компьютерные мониторы – пожалуйста. А вот если бы у них была возможность провести ночь на коллективной любительской радиостанции, то я уверен, некоторые из них увлеклись бы радиотехникой на всю жизнь.
Трудно на словах передать всю романтику коротковолновой радиосвязи. На эту тему существует хороший Итальянско-Французкий художественный фильм о радиолюбителях - «Если Парни Всего Мира». К сожалению единственный, действительно хороший фильм о радиолюбителях коротковолновиках. Его сюжет в крации таков:
«Французский рыболовецкий траулер "Лютеция" ведет промысел в Норвежском море (Северная Атлантика). Члены экипажа судна поочередно заболевают неизвестной болезнью. Попытки капитана судна связаться с береговыми службами по служебной радиосвязи оказываются безуспешными. Отсутствует прохождение на служебных частотах из-за плохих погодных условий, а потом выходит из строя и сама аппаратура. Ситуация критическая. Неожиданно капитан вспоминает, что у одного из членов экипажа есть любительская коротковолновая радиостанция. Капитан посылает через коротковолновый передатчик сигнал бедствия SOS на радиолюбительской частоте 14300 кГц. Радиосигнал с судна удается принять радиолюбителю-коротковолновику в далекой Африке, который записывает координаты судна и связывает экипаж с доктором. Для спасения заболевших требуется в течение 12 часов доставить на борт антиботулическую сыворотку. Сообщение передается по цепочке через радиолюбителей разных стран, демонстрируя саму интернациональную суть коротковолновой радиосвязи и радиолюбительскую взаимопомощь. В дело включаются авиадиспетчеры, гражданские и военные добровольные помощники, ведутся многосторонние радиопереговоры в эфире, пеленгуется местоположение судна и в условиях сильного тумана самолетом, корректируемым по радио, лекарство доставляется больным вовремя. Благодаря радиолюбительской солидарности, экипаж судна возвратился живым и здоровым в родной порт. Возвращение транслируется по радио, в радиоперекличке принимают участие радиооператоры-профессионалы радиолюбители».
Кстати, сюжет фильма основан на подлинных событиях. Об этом, в то время, писали в газетах и говорили по радио. Увы, в настоящее время с экранов телевизоров мы зачастую видим сосем другие картины.
Но все таки, несмотря ни на что, у некоторых ребят остается небольшой росток интереса к технической области, который они не прочь бы развить, и они выбирают соответствующий путь своего дальнейшего образования. И тут наступает следующая проблема, о которой следует поговорить подробно.
Давайте разберемся. Молодой человек решил, действительно сам сознательно решил поступать в технический Вуз. Что он видит, с чем он сталкивается с первого курса. Ему сразу начинают забивать голову высшей математикой, классической физикой и разнообразными гуманитарными науками. Ни слова о том, ради чего он сюда пришел. Живой аппаратуры он не видит. Зато на него валом сыплются интегралы, дифференциалы, многоэтажные формулы, теоремы, да еще и с выводами. Человек еще не понимает, зачем все это нужно, и не может пока понять, это очевидно. Мало того, от успешного переваривания всей этой каши зависит его дальнейшая судьба в ВУЗе. Вполне естественно, что тот маленький росток интереса, который теплился в нем, глохнет под этой тяжестью и у большинства студентов, в конце концов, умирает. А иначе и быть не может. Давайте вспомним, как маленьких детей выводят первый раз гулять и рассказывают про окружающий мир: «Вот цветочек, посмотри какой он красивый, посмотри какие у него лепестки. Вот дерево, посмотри на его листочки. Вот птичка, послушай, как она поет». А представьте себе, что мы начнем рассказывать детям об этом так: «Когда ты выйдешь на улицу ты увидишь цветок. Это растение семейства крестоцветных, у него столько-то тычинок, столько-то листьев, потому что… и т.д. Завтра ты мне все это сам расскажешь, а если нет – ремня, и никакой улицы». Через некоторое время ребенка просто начнет от этого тошнить. Он эти цветы и видеть то не захочет.
Понимаю, что у многих подобное сравнение вызовет смех. Как можно, скажете Вы, сравнивать маленьких детей и вполне совершеннолетних студентов. Уверяю Вас, пример абсолютно адекватный. Современная молодежь, в мире техники – это те же дети. Они не знают этого мира, как это не прискорбно. О причинах этого было сказано выше и теперь уже наша задача, сначала заинтересовать, показать молодым людям всю красоту и романтику этого мира, а уж потом начать объяснять, как он устроен.
«Это должны делать школа, разнообразные детские технические центры и т.д.» скажете Вы. Полностью с Вами согласен. Но этого не происходит! Нет технических кружков, нет бывших дворцов пионеров, нет технических спортивных секций, в СМИ нет ни одной передачи, которая хоть как-то стимулировала бы интерес к технике. Увы! Есть только повальное засилье компьютерных игр с ненормальными, агрессивными сюжетами и завал видеопродукции при взгляде на лицевые обложки которой, создается впечатление, что это фрагмент кошмарного сна пьяного параноика. Большинство названий фильмов вызывает похожие ассоциации.
Ждать, что изменится позиция государства и руководства СМИ в этом направлении также смешно, как смешно ждать, что крупный наркоделец, вдруг откажется от своего бизнеса и отдаст все накопления в реабилитационные наркологические центры.
Поэтому именно наша задача, поддержать, и по возможности развить интерес к технике, теплящийся в молодых людях, которые сознательно пришли учиться в технический ВУЗ. Но увы, на сегодняшний день этот интерес не только не поддерживается, а всячески душится, сухостью и косностью существующей системой высшего образования. Мало того, зачастую, обучение на начальных курсах совершенно не согласованно с обучением на старших.
Ситуация парадоксальная. Студенты старших курсов, приходящие на лабораторный практикум, не имеют ни малейшего представления о том, как пользоваться различными измерительными приборами, а некоторые вообще не понимают разницы между, например генератором и осциллографом. Спрашивается, о какой дальнейшей работе может вообще идти речь? Задаю им вопрос:
- Господа, а что Вы собственно делали на кафедре метрологии?
- А нас там учили считать абсолютные и относительные погрешности.
- И все?
- И все.
Потрясающе! Зачем!? Иду на кафедру метрологии и спрашиваю «Как же так?». На меня смотрят как на врага народа, а на кафедре «Теории электрических цепей» вообще отвечают просто - «Как пользоваться осциллографом учат в ПТУ, а наше дело формулы, уравнения, интегралы…». Великолепно! Что же получается? Студентов, в процессе обучения в Вузе, надо периодически отправлять в ПТУ на полгодика? Так что ли? Или будущий инженер не должен уметь пользоваться измерительной аппаратурой? Что это за инженер, который не только не умеет пользоваться осциллографом, но и вообще не знает что это такое!?
Вот и получается, что приходится на старших курсах заполнять пробелы предыдущих лет обучения. В свое время, я даже просил ученого секретаря нашей кафедры, что бы он выделил несколько учебных часов для меня. Я хотел рассказать студентам об измерительных приборах, какие они бывают и показать, как и что с их помощью можно делать, чтобы на лабораторных занятиях они не тыкались в них как слепые котята. И что вы думаете? Пришли единицы. Большинству уже неинтересно. Вот Вам и результат.
Некоторые преподаватели нашей кафедры, на лекциях, показывают студентам, как выглядит сопротивление, конденсатор, катушка индуктивности. Доучившись до старших курсов, студенты ничего этого даже в глаза не видели. Периодически стараемся устраивать студентам экскурсии по лаборатории, включаем всю аппаратуру, чтобы показать ее в «живую» и рассказать, где и как используется. Тратим на это лекционное время, пытаясь пробудить хоть какой-то интерес. К сожалению, у большинства только мило улыбающиеся лица, с явным желанием того, чтобы это скорее закончилось и можно будет пойти пить пиво. Обидно, как говориться «до соплей». Хотя, что же мы хотим? «Живую» технику студенты видят в лучшем случае на последних курсах, а иногда не видят и вовсе. Радиоэлементы они видят только в виде мнемонических значков на бумаге и груды формул, а весь упор делается на заучивание того, что можно посмотреть в любом справочнике, когда это будет необходимо. Естественно, что от такой «романтики» стошнит кого угодно.
Я сам прошел весь этот путь, будучи студентом. Правда, мне было проще. Я пришел в этот ВУЗ уже сформировавшимся радиолюбителем с четкими интересами и целями. Героически прорываясь сквозь тяготы и мытарства первых курсов, я все-таки видел «свет в конце тоннеля». Только это, не дало мне бросить институт еще в начале обучения, из-за вдалбливания совершенно бесполезных, как мне тогда казалось, знаний. Когда я, наконец, добрался до старших курсов, до живой аппаратуры и окунулся в этот мир, ради которого пришел сюда, я открыл для себя удивительную вещь. Те, совершенно бесполезные, как мне тогда казалось знания по высшей математике, физике и т.д. начинали периодически быть нужны для творческой работы. Я обратился к старым, ненавистным мне когда-то учебникам и справочникам. И о чудо! Насколько легко они вливались в меня. Как легко было все это понять и запомнить, как только мне это стало ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖНО! А ведь на втором курсе я был на грани отчисления из-за высшей математики. Наш преподаватель очень любил, исписав доску невероятным обилием математических выводов, говорить: «А тех, кто этого не понимает - троллейбусный парк ждет». Сколько раз он говорил мне это в лицо, особенно на том, последнем экзамене, который я пытался сдать уже третий раз.
Ну, в троллейбусный парк я не попал, а все таки, закончил институт, и много лет работал инженером - электронщиком в Лаборатории Стандартов частоты, Физического Института Академии Наук им. П.Н.Лебедева, где разработал и создал немало аппаратуры для научных исследований. Некоторые экземпляры демонстрировались на международных выставках. Сейчас работаю заведующим лабораторией Радиопередающих устройств МТУСИ. Да, да, именно того института, который заканчивал. Совместно со своим коллегой, создал фирму по разработке и изготовлению на заказ аудиоаппаратуры класса HI-END. Обращаю внимание, ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ, а не перепродаже. Ну а поскольку всегда хотелось освоить как можно больше интересного, еще работаю звуко и видео инженером на радиостанции «Эхо Москвы» и телекомпании «RTVI». Так же участвую во многих частных технических проектах. Сейчас, например, принимаю основное участие в интереснейшем проекте по созданию полномасштабной «летающей» копии одного из первых русских самолетов «Илья Муромец». Вот вам и троллейбусный парк.
Хотелось бы встретиться сейчас с этим преподавателем, посмотреть ему в глаза и напомнить тех ребят, которые «вылетели» из-за него из института. А ведь среди них были очень талантливые люди. Еще на втором курсе они работали в «эфире» на аппаратуре созданной своими руками. Уверен, что из них получились бы настоящие инженеры, а не продавцы сотовых телефонов и отверточные сборщики импортной аппаратуры.
Кстати, мне довольно часто приходилось слышать от людей, занимающихся, например, сборкой телефонных станций или станций кабельного телевидения, фразу – «Мы инженеры!». Помилуйте, господа. Вам присылают конструктор из кубиков, винтиков и проводочков, а также бумажку, где «иностранный дядя» подробно вам расписал, какие кубики куда ставить, какие винтики куда закручивать и какие проводочки в какие дырочки втыкать. Увы, господа, пока что вы «подмастерья» у «иностранных дядей». Инженерами, в полном понимании смысла этого слова вы станете, когда поймете, что внутри этих кубиков, и начнете эти кубики создавать сами.
Одним словом поменьше бы таких преподавателей - ретроградов, которые не видят, а главное не хотят видеть истинное положение вещей, а просто тешат свое самолюбие. К сожалению, подобных примеров не мало. Кстати, ученый секретарь нашей кафедры, тоже едва не был отчислен из ВУЗа по тем же причинам. Увлеченный и талантливый радиолюбитель. Сейчас успешно защитил диссертацию и преподает на кафедре.
Есть и еще один неприятный момент - это очень тяжелое материальное положение преподавателей и технического персонала лабораторий. Молодые кадры на такую зарплату не идут, это вполне понятно. Поэтому остались старики, которым уже просто все равно и истинные энтузиасты, которых к сожалению очень не много, но на которых в общем-то все и держится. Здесь можно процитировать слова Н.Е.Жуковского сказанные своему ученику А.Н. Туполеву: «Наверное, если нас даже заставят приплачивать, мы все равно будем делать то, что мы делаем».
Подытоживая все выше сказанное ясно одно – существующую систему высшего технического образования надо менять. Она полностью себя изжила, и не учитывает ни специфику современной жизни, ни психологию современной молодежи. Самое главное она не учитывает, что человек – живое существо. Он познает мир и обучается по вполне определенным законам.
Вы спросите, есть ли конкретные предложения? Да, есть. Вот они.
Во-первых, необходимо понять, кого мы готовим. Готовим, в первую очередь инженеров. Не математиков, не физиков теоретиков, а инженеров. Настоящий инженер, это тот, кто любит технику, хорошо знает, и умеет ее «чувствовать». Для которого работа в области техники, есть нечто большее, чем просто зарабатывание денег. Поэтому первое, и самое главное – обучение в техническом ВУЗе в должно быть ИНТЕРЕСНЫМ!
Начало обучения необходимо посветить в основном ознакомительной тематике. Истории техники. Изучение качественной стороны основных открытий и опытов Фарадея, Тесла, Попова, Эдисона и т.д. Ознакомление с ведущими работами отечественных и зарубежных конструкторов и инженеров. Дать возможность молодым людям поработать на различной аппаратуре, пока на уровне пользователей и отвечать на многочисленные их вопросы. Проводить экскурсии на различные предприятия, радиовещательные центры, теле и радио компании и т.д. Еще необходимо практическое изучение парка измертельных приборов и приобретения элементарных навыков работы с ними. И конечно, самое главное – практика.
В дополнение к вышесказанному хочу привести пример: в Гуманитарном институте Телевидение и Радиовещания у студентов звукорежиссеров первого курса есть зачет по пайке, а в конце первого курса они самостоятельно собирают ламповый усилитель. Обратите внимание – у ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ в ГУМАНИТАРНОМ. А у связистов в техническом – нет ничего подобного. Это нормально!?
Я не учитываю ту «практику», которую проходили студенты нашего ВУЗа в конце второго курса. Проходили, потому что сейчас нет даже ее. На этой «практике» в течение нескольких дней, они якобы осваивали работу с паяльником и сборку простейших схем. Уж извините, за несколько дней можно выучить доказательство теоремы Пифагора, а научиться паять, пользоваться радиоизмерительной аппаратурой и «чувствовать» радиосхемы – НЕТ!
Еще хочу отметить, о необходимости приобретения элементарных навыков работы на металлообрабатывающих станках. Невозможно нарисовать грамотный чертеж, если не представляешь специфики этой работы. Это подтверждает пример из моей жизни. В научной лаборатории ФИАНа, мне часто приходилось работать со студентами дипломниками из различных ВУЗов. Несмотря на то, что практически у всех было «хорошо и отлично» по инженерной графике, их чертежи часто не принимали в опытном механическом цеху. Приходилось указывать на ошибки и исправлять. Студенты не представляли специфику работы на станках, какие бывают виды резцов и фрез, как рабочий подводит инструмент и т.д. Без этого грамотный чертеж не нарисовать.
Вот конкретная схема структуры образования в технических вузах с направлениями Радиотехника, Радиосвязь, Радиовещание и Телевидение. Данная схема родилась не сразу, а после многочисленных опросов среди работников и руководителей различных предприятий, преподавателей и студентов.
Для конкретики, я указываю только те предметы, на которые хочу обратить внимание. Так же, я не указываю предметы, связанные с компьютерной тематикой. Само собой разумеется, что прикладное применение компьютера подразумевается на всех курсах и практически на всех предметах.
Первый курс.
«История техники». Изучение качественной стороны опытов Фарадея, Попова, Маркони, Тесла, Морзе, Эдисона и т.д.
«Обзорный курс радиотехники».
«Обзорный курс радиоэлементов». Конденсаторы, сопротивления, катушки, дроссели, трансформаторы и т.д. Устройства коммутации и индикации.
«Обзорный курс конструкционных материалов».
«Обзорный курс измерительных приборов». Изучение работы с основными электро и радиоизмерительными приборами. Тестеры, генераторы НЧ и ВЧ, осциллографы. С наглядной демонстрацией оных.
«Культура производства». Основы, правила, примеры.
«Cоциальная психология». Основы.
Практикум:
Занятия в институтских лабораториях. Работа с радиоаппаратурой на уровне пользователей, под руководством персонала лабораторий.
Работа в институтских мастерских – слесарной, механической, электро и радиомонтажной. Освоение слесарного, электро и радиомонтажного инструмента, а так же элементарные навыки работы на основных видах металлообрабатывающих станках – токарном, фрезерном.
Экскурсии на узлы связи, радиовещательные центры, телерадиокомпании, промышленные предприятия и т.д.
В конце первого курса – курсовая работа. Сборка простейшего радиоустройства по готовой принципиальной и монтажной схемам. Наглядная демонстрация его работы.
Второй курс.
«Физика». Сокращенный курс. (теория, лабораторные работы)
«Высшая математика». Сокращенный курс.
«Машиностроительное черчение». С изучением ЕСКД и графики электронных схем.
«Теоретическая электротехника (ТОЭ)». Полный курс. (теория, лабораторные работы)
«Электронные и полупроводниковые приборы». Текущая элементная база. (теория, лабораторные работы)
«Электрические машины и источники питания». (теория, лабораторные работы)
«Электрорадиоматериалы». (теория, лабораторные работы)
«Детали механизмов радиоустройств». С основами теоретической механики. Подробный разбор примеров разнообразных оригинальных технических решений в отечественных и импортных конструкциях.
«Социальная психология». Психология взаимоотношений.
В конце второго курса – курсовой проект. Сборка радиоустройства по готовой принципиальной схеме с собственной разработкой монтажной. Наглядная демонстрация его работы.
Третий курс.
«Спец. Физика» (теория, лабораторные работы)
«Спец. Математика»
«Радиопередающие устройства». (теория, лабораторные работы)
«Радиоприемные устройства». (теория, лабораторные работы)
«Усилители низкой частоты». (теория, лабораторные работы)
«Антенно-фидерные устройства». (теория, лабораторные работы)
«Электродинамика и распространение радиоволн».
«Основы импульсной и цифровой техники». (теория, лабораторные работы)
«Конструирование радиоустройств» (бытовая, профессиональная, военная и космическая техника).
«Социальная психология». Эффективность личности в социуме.
В конце третьего курса – курсовой проект. Разработка, конструирование и изготовление радиоустройства по готовому ТЗ. Наглядная демонстрация его работы.
Четвертый курс.
Специализация:
а) Разработчик радиоаппаратуры.
б) Конструктор радиоаппаратуры.
в) Эксплуатационщик радиоаппаратуры.
г) Специалист по студийным комплексам радио и телевидения.
д) Инженер исследователь теоретических вопросов радиотехники.
е) Специалист по системам передачи информации.
ж) Разработчик-комплексник радиосистем.
и) Конструктор-комплексник радиосистем.
Помимо специализации общие предметы:
Основы государственного управления.
Частный бизнес в государственной экономике.
Организация и деятельность частных коммерческих компаний.
Правовые основы деятельности государственных и частных предприятий.
В конце четвертого курса – комплексный курсовой проект с элементами коллективной работы. Разработка, конструирование и изготовление радиоустройства по готовому ТЗ. Проект выполняется бригадой из двух – трех человек. Каждый член бригады отвечает за свой узел данного устройства. Наглядная демонстрация его работы.
Пятый курс
Комплексный дипломный проект имитирующий работу небольшого КБ. Разработка и изготовление, или модернизация радиоустройства по готовому ТЗ. Выполняется несколькими бригадами. Каждая бригада отвечает за свой узел, а каждый член бригады – за свою часть узла. Общее руководство осуществляется студентами специальности «разработчик и конструктор комплексник».
Конечно, приведенная схема, возможно, далека от совершенства, и нуждается в доводке. Но это база той системы, которая должна лечь в основу образования молодых людей, решившими стать инженерами в области радиотехники.
Прекрасно понимаю тот гнев, который обрушат на эту статью «метры» классической науки, кафедр высшей математики и физики, приверженцы классической школы высшего образования. Конечно, это ваш «хлеб» и ваши убеждения. Уверяю вас, я никоим образом не умаляю значимость и важность этих дисциплин. Но это высшая ступень, и поэтому должна она быть не вначале, а в конце обучения, и только для тех, кому это действительно необходимо. Это естественный процесс познания. Практически любое открытие начиналось с наблюдения неизвестного эффекта, изучения его с практической стороны и только потом под него подводилась теория. Люди сначала завораживались полетом птиц и мечтали летать. Жуковский экспериментировал с пластинками и бумажками и только потом вывел основы аэродинамики. Ньютон сначала получил яблоком по голове, и только потом вывел закон всемирного тяготения. В любом процессе познавания мира на первом месте стоит чувство, эмоция, они рождают интерес и жажду познания. Так почему же процесс обучения должен отличаться от этой модели?
Может быть, когда, наконец, придет понимание этого, мы будем выпускать настоящих инженеров, которым не безразлично то, чем они будут заниматься. Которые будут выбирать работу не столько по размеру зарплаты, хотя и это немаловажно, а по душевному влечению. Руководители фирм и предприятий перестанут ругать ВУЗы за то, что приходится переучивать большинство специалистов заново. Исчезнет, наконец, тот закостенелый прагматизм, которого так много в молодежи и зреет он, к сожалению, там еще с детских лет.
Однажды, я случайно попал на какую-то детскую телепередачу. Уже не помню ее названия. В какой-то момент, ведущий подошел к сидящей группе детей, и задал им совершенно тривиальный вопрос: «Ребята, а кто кем хочет быть и чем в будущем заниматься?» Дети были примерно 7-10 лет. Последовали опять таки совершенно тривиальные для нашего времени ответы: бизнесменом, юристом, депутатом… В этих ответах для меня уже давно не было ничего неожиданного, хотя было и немного больно. Ведущий сглатывал их с чувством полного удовлетворения, одобрительного «угукая» при этом. Но тут вдруг произошло то, что до сих пор вызывает у меня в душе трепет и на глаза наворачиваются слезы – поднялся один ребятёнок и сказал: «А я, хочу строить самолеты и космические корабли». Это было как гром среди ясного неба.
Не знаю, как сложится его жизнь и кем он станет в дальнейшем. Но пока - низкий поклон ему и его родителям.
Разин Олег Александрович
Заведующий лабораторией радиопередающих устройств МТУСИ.
Генеральный директор OOO “ Razin & Musatoff ”
razin_oa@rambler.ru
www.lampovik.ru
А я считаю что Олег Разин прав во всем.Просто все кто отрицательно критикуют статью забывают о её изначальной сущноси.Почему никто необратил внимание на то что нет начальной подготовки на уровне общеобразовательной школы.И приходится этот пробел заполнять в ВУЗе.Автор статьи рассказывает о последствиях современного начального образования .В школах нет кружков и некому показать что такое радиотехника. Потом ребята приходят в ВУЗ и сразу высшая математика.Я думаю что не грех и паралельно с теорией немножко попаять и чего нибудь покрутить ,чты детки знали куда и зачем пришли.представляю себе инженера - припаяй то незнаю что и расчитай незнаю зачем!
На мой взгляд, правы и Разин и Somebody. Т.е. нельзя уровень образования высшей школы опускать до уровня среднего специального. Поэтому нельзя в высшем учебном заведении тратить время на объяснение человеку, куда он попал и кем будет. Там действительно выверенные временем учебные планы, цель которых - образование уровня инженера. Согласитесь, опытный техник всегда будет лучше разбираться в вопросах настройки, обслуживания, монтажа, пайки и т.д. нежели инженер. Если это не так, то или техник не опытный или инженер работает не инженером, а техником. Инженер, это разработчик нового, что без хорошего базового высшего образования и широкого кругозора не возможно. С другой стороны, Олег, Разин описал действительно большую проблему, грозящую вылиться в потерю качественных кадров как инженерных, так и технических. Суть ее заключается, на мой взгляд, в изменении общества и приоритетов в обществе. Почти исчезли "физики" и "лирики", на их место пришли прагматики. Стало мало детей желающих "строить самолеты". Потом исчезла инфраструктура по их подготовке. А высшей школе не дает подстроиться под новые условия существующие законы и, наверное, консерватизм. Но наверняка должен быть определенный процент детей с сильным творческим началом. И наверняка будет не мало и с техническим уклоном этого начала. И вот этих и нужно отбирать. Поэтому, на мой взгляд, нужно восстанавливать старую систему образования. Когда в кружках, секциях и пр. ребенок может определиться с выбором, "заразиться" профессией, приобрести начальные навыки. Об этом писал Олег Разин и с этим не спорил Somebody. И это является главным. Но непонятно как это сделать. Сам я по образованию физик. Радиолюбитель с более чем 20-и летним стажем. И паять, работать с приборами, настраивать, научился на станции юных техников, участь в школе. А главное, тогда сделал выбор по жизни, это Радио. Но вот сейчас у меня фирма - оператор связи. Нахожусь в Калмыкии, Элисте. Сами наверно понимаете, проблема с квалифицированными техническими кадрами стоит остро. Поэтому я хотел в виде спонсорской помощи организовать коллективку, там отбирать толковых ребят и посылать их учиться. Но непонятно как это сделать. Т.е. какова нормативная основа этого, юридический статус. Вроде понятно, что работа с детьми должна начинаться с юридического оформления. Если у кого есть практический опыт, прошу поделиться. Это будет вкладом в решение поднятой проблемы. Башенджиев Очир владимирович. UA6IGI
Читал и видел себя в авторе этой статьи. Закончил в 2007 г. Таганрогский радиотехнический университет, который уже Технологический институт, да и не институт, а филиал!.. Южного федерального университета. С 6-го класса мечтал в "радик" (как его тут называют) поступить, хоть и жил в 600 км. от Таганрога. Ситуация отчаянная, сплошное нагромождение гуманитарными предметами, непонятно зачем они нужны, сокращение часов специализирующих предметов, направлений.. упор на самоподготовку дома.. Имея "неуд" по НЕ ИНТЕРЕСНЕЙШЕМУ предмету психологии в это же время с удовольствием читал книжки по социальной психологии.. Действительно, понял только на 4-м курсе из программы обучения на кого учусь. Все это "пережить" удалось только из-за истинного увлечения радиотехникой (радиолюбитель, RN6LHF) Сейчас работаю инженером, в том числе и на своей фирме, специализирующейся на разработке SDR-техники и программного обеспечения к ней. Хочется верить, что слова автора найдут отклик в "верхах" Мин.образования.
Как выпускник ВУЗа полностью согласен с автором! Не абстрактной теорией молодые головы забивать надо, а эффектной практикой привлечь-увлечь надо! А потом и теория к месту придется, когда молодежь в ней крайнюю потребность почувствует. Спасибо, Олег! Я когда учился, тоже такие мысли приходили на ум.
Полностью согласен с Олегом Разиным! Имел счастье в советское время 1973-1977 учиться сначала в техникуме отделение АСУ, а потом в ВУЗе 1980-1985. Преимуществ у техникума существенно больше, т.к. обучение в нем имеет бОльшую практическую направленность, по сравнению с ВУЗом. Работал и на производстве, и в проектном институте, не встречал в своей практике инженеров, которые бы применяли хотя бы эпизодически элементы теоретических курсов "вышки", сопромата, ТРЦ - в основном стандартизированные методики расчетов, таблицы, номограммы предлагаемые в ПУЭ, ПТЭ,СНиП, МДС, РУ и т.д. "Суха, мой друг, теория всегда, но древо жизни вечно зеленеет". Увы ,уровень познаний нынешних выпускниов оставляет желать много лучшего именно в части типовых технических решений и практики ежедневной инженерно-технической работы. То же самое и по эксплуатационно-ремонтым вопросам. Некоторые не ведают (не рассказывали в ВУзе) что такое ППР, ПОР, конструкторско-технологическая подготовка производства, ремонтосложность, не говоря о способности описать структурную (функциональную) схему установки, прибора (даже имея на руках РЭ).. К теоретикам академического направления это не относится (не берусь судить). Статус инженера в нынешних условиях - клерк, либо технический исполнитель. Нет больше старой инженерной школы - последние из могикан скоро уйдут...
Запись радиопередачи уже выложена на этой страничке: http://www.radiostation.ru/radioedu/index.html
Прошу прощения за неточность. Запись радиопередачи, по указанной мною ссылке, будет выложена завтра 09.06.2009г.
Вот сразу видно, что человек невнимательно прочитал статью. Ни кто не предлагает отменять физику и математику. Это было бы полной глупостью. Читайте внимательнее. Передачу, похоже, то же не слушали. Вот ее запись : www.radiostation.ru/radioedu/index.html Тут все три часа эфира. Ссылка на сайт МТУСИ безсмысленна. Обновление страниц кафедр происходит, дай Бог, раз в четыре года. Спасибо за это нашему ВЦ. Заходите к нам в гости - сами все увидите. Заодно можно будет конструктивно пообщаться. С уважением, Олег Разин.
Добрый день! К сожалению,поздно прочитал статью, и мой ответ, наверное, уже никому не интересен.Никогда не предполагал, что буду что-либо писать (или, тем более, на что-то отвечать) на ресурсе qrz.ru, но, поскольку автор статьи, на мой взгляд, делает ряд весьма серьезных ОШИБОЧНЫХ умозаключений, считаю необходимым представить точку зрения, отличную от предлагаемой. Автор статьи поднимает актуальную проблему, и во многом с ним надо согласиться. Казалось бы, все хорошо - гнев прозвучал, рецепты на традиционный для 1/6й части суши вопрос \"Что делать?\" написаны, но..есть ряд \"но\", игнорирование которых приведет к принципиально неверному трактованию задач высшего (именно ВЫСШЕГО!) образования. И опасность здесь не просто в ошибочности представленных концепций, а в том, что завтра господа-чиновники из министерства образования, начитавшись (или наслушавшись по радио) новых \"идей\" и \"веяний\", кинутся переделывать ГОСы и учебные планы. И дело разрухи в отечественном высшем образовании снова шагнет вперед. Итак.. 1. Цитата №1 \"Но вот что парадоксально, студенты специальности «РАДИОТЕХНИКА» с большим трудом представляют, что же это за специальность и им совершенно не интересна эта самая радиотехника. Многие студенты специальности «РАДИОСВЯЗЬ» и «ПОДВИЖНАЯ РАДИОСВЯЗЬ» из всей радиосвязи в лучшем случае знают сотовый телефон, да и то, не столько как средство связи, а как набор дополнительных мультимедийных функций.\" - Должен отметить, что указанная беда, в первую очередь, не связана с ограниченностью интересов ребят, которые поступают в Ваш ВУЗ. Конечно же, есть множество \"случайных\" людей, которым и радиотехника, и наука вообще глубоко безразличны (кстати, по моим оценка их кол-во может достигать 60 -70% ), но эту \"публику\" ЛЮБОЙ Российский ВУЗ - в т.ч. и Ваш МТУСИ -вынужден тащить до победного конца (т.е. диплома) из-за пресловутого соотношения 10:1 (на 10 студентов -один доцент/профессор/и т.д.). А указанное соотношение записано в ФЗ О высшей школе, и его никто пока не отменял. Так что, стоит только Вам попробовать ограничить план приема или просто выгнать балбесов, как тут же на славную кафедру РПдУ из администрации или УМО поступит распоряжение о снижении кол-ва часовой нагрузки для ППС, что повлечет автоматическое их (ППС) сокращение. Наверное, специалистов по ремонту лабораторок на базе Г3-33 это не коснется, но ряд профессоров-доцентов (особенно пенсионеров) может пострадать... А решение проблемы, на мой взгляд, простое - НОРМАЛЬНОЕ (т.е. интересное для студентов - Ваших студентов!) чтение дисциплины \"Введение в специальность\"! Конечно, это поможет далеко не всем :-), но те, кого Вы действительно сможете заинтересовать, впоследствие могут стать Вашими учениками, гордящимися полученным образованием и своим учителем. Вы никогда не интересовались, как именно эта дисциплина читается на Вашей кафедре??? 2. Цитата №2 \"Молодой человек решил, действительно сам сознательно решил поступать в технический Вуз. Что он видит, с чем он сталкивается с первого курса. Ему сразу начинают забивать голову высшей математикой, классической физикой и разнообразными гуманитарными науками. Ни слова о том, ради чего он сюда пришел. Живой аппаратуры он не видит.\" - Да, безусловно, нынешним студентам не нужны ни всякие там \"физики\" (а тем более, \"классические\"!), \"высшие математики\" и, прости Господи, \"гуманитарные науки\". Я не знаю, какую политику в образовании сейчас преследует Ваш ВУЗ, но, когда 12 лет назад мне довелось общаться с коллегами и студентами из МТУСИ на конференции NDES\'97, я видел образованных специалистов, имеющих представление, для чего нужна, напр., теорема Остроградского-Гаусса при проектировании антенной системы, уравнение Ван дер Поля (помните про такое?) при моделировании \"индуктивной трехточки\" (прошу прощения за НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ термин), неплохо владеющих разговорным английским,... Кто, как и ЧЕМУ сейчас учит в Вашем Техническом УНИВЕРСИТЕТЕ??? Безусловно, превратить некогда ведущий российский ВУЗ в ремесленное училище (в худшем смысле этого слова) можно в два счета - именно это и случится, если начать преподавать \"«Физика». Сокращенный курс.\" и \"«Высшая математика». Сокращенный курс.\". Без качественного знания основ - которые Вы-то, кстати говоря, сумели получить в советское время - просто не получится нормального Инженера, которым \"в полном понимании смысла этого слова вы станете, когда поймете, что внутри этих кубиков, и начнете эти кубики создавать сами.\". Эти \"кубики\" выпускник ПТУ создать не сможет, будь он хоть сверхгениальным, по причине ОТСУТСТВИЯ некоторых ПРОФИЛЬНЫХ знаний. Конечно, можно всю дорогу учить студента \"паяльной\" науке (да простят меня любители, превратно и в свой адрес истолковавшие данный термин:-), но приведет это (поверьте моим 20-летним наблюдениям вузовской жизни) к созданию еще одного \"рукодельника-чинильщика\", еще способного самостоятельно найти в справочнике формулу для частоты LC-контура, но не имеющего должного НАУЧНОГО КРУГОЗОРА, чтобы придумать действительно НОВЫЕ \"маломощные передатчики телевизионного вещания, передатчики магистральной радиосвязи средней мощности, возбудители мощных связных передатчиков, судовые и авиационные связные передатчики, радиостанции сухопутной подвижной службы, радиорелейные станции, судовые радиолокационные станции, профессиональные радионавигаионные установки GPS - GLONASS\" (см. http://www.mtuci.ru/structure/faculty/rit/rpdu/rpdy /labor.html). ВУЗы и Университеты создают тех, кто САМОСТОЯТЕЛЬНО идет ВПЕРЕД, или тех, кто может УПРАВЛЯТЬ ДРУГИМИ (способными паять, клепать, ..., делать все,что угодно, кроме ПРИДУМЫВАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОГО НОВОГО). Безусловно, в то же время, для студентов понятие \"проводник\" не должно быть в области иррационального - так научите их этому, паяльник Вам в руки :-) ! Впрочем, Вы сами себе противоречите: \"Героически прорываясь сквозь тяготы и мытарства первых курсов, я все-таки видел «свет в конце тоннеля». Только это, не дало мне бросить институт еще в начале обучения, из-за вдалбливания совершенно бесполезных, как мне тогда казалось, знаний. Когда я, наконец, добрался до старших курсов, до живой аппаратуры и окунулся в этот мир, ради которого пришел сюда, я открыл для себя удивительную вещь. Те, совершенно бесполезные, как мне тогда казалось знания по высшей математике, физике и т.д. начинали периодически быть нужны для творческой работы.\" И, может быть, Ваш старый преподаватель был в чем-то прав, вдалбливая (несмотря на сопротивление среды:-) теорию ? Кто знает, может именно ОН и спас Вас от \"троллейбусного парка\" (а то и от куда более худших вещей) ? Ну и, наконец, задайтесь вопросом, сколько балбесов и тупиц было бы на старших курсах, не будь таких преподавателей? 3. Ну и, наконец, про \"тот гнев, который обрушат на эту статью «метры» классической науки, кафедр высшей математики и физики, приверженцы классической школы высшего образования. Конечно, это ваш «хлеб» и ваши убеждения. Уверяю вас, я никоим образом не умаляю значимость и важность этих дисциплин. Но это высшая ступень, и поэтому должна она быть не вначале, а в конце обучения, и только для тех, кому это действительно необходимо. Это естественный процесс познания. Практически любое открытие начиналось с наблюдения неизвестного эффекта, изучения его с практической стороны и только потом под него подводилась теория.\" - Переписывание учебных планов - занятие интересное. Традиционно им увлекается \"министерство образования\" как наиболее непрофессиональная (судя по результатам их \"деятельности\") часть научного сообщества России, существующая на деньги налогоплательщиков. Искренне надеюсь, что до них не дойдут Ваши предложения. Почему? Представьте, что Вы показываете честному второкурснику работу полупроводникового диода - \"сюда ток идет, а наоборот - нет\". И спрашивает Вас студент - \"А почему так?\". И говорите Вы ему (варианты ответов): а) такова философская сущность вещей, б) потому, что есть потенциальный баръер, связанный с наличием разности в положениях уровня Ферми, который в n-полупроводнике.... Как Вы думаете, каким ответом студент (которому интересно!) будет удовлетворен? И как Вы будете вести Ваше повествование дальше ? - \"на пальцах\" - дырки налево, электроны направо\"? - \"ах да, тут есть еще такая штука ,как уравнение диффузии, сейчас расскажу..\"?? Надеюсь, Вы никогда не попадете в подобную ситуацию. Модели обучения техническим наукам строились десятилетиями, в т.ч. в те времена, когда модель отечественного высшего образования считалась наилучшей в мире. И структура учебного курса придумана далеко не \"от балды\". То, что сейчас все это работает не так, как надо - далеко не вина модели. Изменилось общество. Выводы делайте сами. С уважением,.. PS К \"старым метрам\" себя пока не отношу (мне меньше 40), хотя для вуза все стандартно -кфмн, доцент, зав.лаб, зав.отдела. Несмотря на наличие позывного, к р/любителям себя также не отношу.
Как же вы правы , Олег ! Постоянно последнее время сталкиваюсь с описанными вами "специалистами" . Вот уйдет наше поколение , а те из молодых , кто еще что-то умеет , слиняют туда , где слаще , тогда и загнется Россия . Приходит мысль , что властям предержащим нужны лишь охранники да полицаи , а учителя , инженеры , доктора только опереточные ! Толпа жующих и гадящих , безмозглых рабов .