СТАТЬИ

R3CA/0 - экспедиция "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО". Часть 5



Автор: Заруба Юрий (UA9OBA)
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"
R3CA/0 - экспедиция "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО"

Юрий Заруба, UA9OBA
Вице-президент клуба
"Русский Робинзон", RRC#1
E-mail: nsi@lvs.ru

R3CA/0 - ЭКСПЕДИЦИЯ "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО"

Мы завершаем публикацию об Арктической кругосветной экспедиции "Полярное кольцо", проводимой Экспедиционным Центром "Арктика" Русского Географического Общества под руководством Президента ЭЦ, Вице-президента Национальной туристической Ассоциации, заслуженного мастера спорта Владимира Семеновича Чукова.
Дополнительная информация и фотографический материал на сайтах

ЭЦ "Арктика" www.ec-arctic.ru и клуба радиолюбителей-путешественников "Русский Робинзон" www.hamradio.ru/rrc

Часть 5.

"Призрачно все в этом мире бушующем.
Есть только миг - за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь".
(слова песни "Есть только миг" из к/ф "Земля Санникова")

Проходим в затихшую радиорубку. Мертво красиво сверкают эмалью "белая ночь" три передатчика "Арктика" - там есть короткие, средние и длинные волны. Но что-то сломалось и давно не работает, "спецов" нет даже в Певеке. Рабочий комплект: черный огромный ПСД-0,25 середины прошлого века и "Волна-К". Из резервных запасов УС-9, но ключ - автомат. Показания приборов снимаются здесь же, все точно расписано, синсроки, журналы учета и связи. Молодой метеоролог продолжает учиться работать ключом. Ба, мир тесен даже в Бухте Амбарчик далекой - этот сотрудник окончил наше новосибирское училище ГПТУ-7 - специалистов для Роскомгидромета готовят не только на подмосковных курсах полярных работников (КПР). В Новосибирске готовят радистов-метеорологов, телеграфные курсы ведет Сергей Забуга, UA9OIQ. Его знают и помнят радисты по всему побережью - он для многих учитель. У них в училище даже коллективная радиостанция работала в общежитии в давние времена UK9OAL. Значит, в принципе можно возродить старую добрую традицию - ведь было время, когда на каждой полярной станции были радиолюбители-коротковолновики, да и общение по радио с внешним миром помогает морально выжить за долгое время зимовки.

Ночуем в столовой у печки. Я в комнате "мэра" Амбарчика - Василий Осипович дал мне тулуп. Изучаю радистские вещи, пишу в дневник позывные: UIM - Амбарчик, UOK - Четырехстолбовой, UIW - Управление Гидрометслужбы в Певеке, RVCO - остров Айон (AS-038), через него мы поедем, RXIE - Рау-Чуа, самая ближняя к Амбарчику точка, UQP4 - Биллингс, RYLS - остров Врангеля (AS-027) на 180-м меридиане - там уже долгота идет к западу, заповедник и родильный дом белых медведей.

Весь следующий день проводим в округе, изучая историю пересыльного лагеря. За "поляркой" на высоком утесе старое кладбище - могилы 1936 и позже годов: капитан теплохода, трагически погибшие два матроса с грузового судна, 4-х месячный младенец, ребенок 5 лет, люди постарше: все здесь покоятся. Имена многих жителей тундры не пощадило коварное время, пусть земля будет им пухом. Далеко в тундре лежат ряды заключенных - только столбики кое-где еще с номерами. Тяжелое зрелище, мурашки по коже от осознания советской истории. На память потомкам на возвышении памятник-крест с тюремной решеткой и металлической надписью: "ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ 1932-1954 от жителей Нижней Колымы, 1993г.".

Кое-как выбираемся в море - всюду разводья, трещины во льду, вода под колесами. Вдоль берега скалы-кекуры. Пересекаем границу Чукотского автономного округа, это еще и по времени сдвиг - здесь уже самый дальний в России часовой пояс: Чукотка, Камчатка плюс девять к Москве. По этому времени - полдень к "нулю" Гринвича, живет Новая Зеландия и сам Южный Полюс. Около мыса Большая Бараниха брошенный поселок золотодобытчиков, даже вахтовым методом стал нерентабельным. Когда-то Чукотка гордилась старателями, геологами, вознаграждала их труд длинным рублем. В устье реки с чукотским названием Раучуа блеснул маячок, потянуло дымком - здесь живут люди. Полярная станция "Рау-Чуа", дом ухожен, перед входом - шкура медведя прям на снегу. Здесь чисто, тепло, дизель работает, комнаты отдыха, есть даже импортный "видик".

Смотрим видео про международную Антарктическую "Millennium expedition - 2000" CE9/R3CA к Южному Полюсу, Афанасий показывает аглицкий фильм про его путешествия по соседней Аляске. В радиорубке непривычно мало приборов и радиостанций: пара приемников "Волна-С", "Волна-К" для обзора и ретрансляции по местному радио, простой передатчик "Полоса" - связь на ДВ. На КВ в эфир выходить особого смысла нет, да и нет прохождения. Ставлю в аппаратном журнале из местных реликвий штемпель "Певекское гидрометуправление" с белым медведем и клыкастым моржом, промеж них в полярном сиянии написано 70*N, 166*E. Чуть ниже "West Siberia sea coast soviet polar station". Уникальное название здешнего моря, но West - не Восточно-, а неизвестное географам Западно-Сибирское море. Видимо сильно тянуло советских людей на неведомый Запад или просто не сильно стремились учить английский язык в советское время. Восток - это East. Из современных реалий штампуем поверх росписи нач. п/ст. "Рау-Чуа" Бучин В.В. треугольник "Чукотское территориальное управление по гидромеорологии, ГС РАУЧУА".

ЧУКОТКА ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Впереди до Певека только остров Айон (AS-038) с одноименным поселком и гидрометеостанцией. Мне все это заочно знакомо - здесь был один из наших экспедиционных отрядов EK0AKA: мой земляк Сергей Подстригайло UA9OSV, Олеся UA9OQQ из колледжа связи и Игорь Пастухов UA9ONW - он сейчас в Казахстане. Тогда в веерной полярной экспедиции "Восточная Арктика-88" на Чукотке была еще пара наших отрядов. Экспедиционные спецпозывные в "союзной" ГИЭ строились так: префикс EK0 означал экспедицию в восточной части Союза, в суффиксе и в алфавите первая буква - РСФСР, K идентифицировала чукотскую "область" и только в конце цель экспедиций: A - означало остров Айон (AS-038), W - остров Врангеля (AS-027), R - самый крайний остров Ратманова (AS-061). Мало кто даже в России понимает столь мудреную логику построения системы, будь то "Победа" (я помню в Новосибирске EO9AON спущенный свыше) или был бы в эфире корякский остров Ч - CH по латыни. Как быть тогда? Может, не все чиновники помнили, что в алфавите русского языка 33 буквы.

В EK0AKW под руководством Ирины Заруба, RZ9OA были в составе Андрей Астанин, RW9OW и томич-магаданец UA0IDX - сейчас Виктор Соловьев где-то на Аляске работает. Самый восточный отряд EK0AKR в составе UA9OBA, UA0IAP, UA9KO и двух научных работников продвигался по маршруту: Анадырь - бухта Лаврентия - Уэлен - остров Ратманова (AS-061). Помимо "радиооткрытия" острова, где, будучи там метеорологом, нас поддержал Сергей RV9CBF, мы пытались впервые установить межконтинентальные УКВ связи через Берингов пролив с крайней точки Евразии Мыса Дежнева. Но границы тогда были крепко закрыты и по прямой связи с США здесь было немало вопросов - это в Европейской части страны началась в СССР перестройка, а тут в непосредственной близости от американской границы выход в эфир был под величайшим запретом. Пришлось тогда доходить до самого "верха". Позже единственному гражданскому на острове временно оформили "дроби" UA0K, а потом и 4K4/ позывной - все-таки остров, хотя и южнее полярного круга. Вот такие были дела на Чукотке на заре перестройки.

Плавая в месиве липучего снега, потихоньку подходим к Айону, буквально на глазах опережая надледные потоки воды по ходу движения. Поселок чукотский - на острове были олени, сейчас один магазин: в жару так хочется пива, но он закрыт на замок - сегодня воскресенье 26 мая. Берем координаты места: оказалось 70-й параллели - 69*56' к северу от экватора и 167*59' к востоку от Гринвича. Здесь образцовая крупная полярная станция - сверху дома белый купол антенны метеолокатора для слежения за радиозондами и оптика светового маяка на высоком берегу острова. Много приборов, серьезный гараж - отсюда бывает, по зимнику ездят в Певек. Летом только вертолетным "бортом". Раньше Айон был одним из самых доступных - билет на АН-2 стоил 7 советских рублей из аэропорта Певека. На следующий год после нас этот остров был активирован еще иностранцами - здесь весной 1989г. прошла первая советско-американская радиолюбительская экспедиция на Чукотке US0SU. Почему-то запомнился их позывной через нелогичную дробь с рабочего места в Апапельгино - US0SU/1. Там было немало народа из Москвы, Магадана, кто-то из Штатов: я запомнил U0K/AA4VK и U0K/UA0IA. Из Певека UA0KK, UA0KZ, UA0KCL, UA0KCW: Шум стоял тогда на весь радиолюбительский мир - это что похожее на стыковку "Союз-Апполона" только в amateur radio. Потом с Айона не раз выходили в эфир певекчане: UA0KG/A, 4K4/UA0KW, 4K4KZ, UA0KCL/0. Но дольше всех отработал отсюда сотрудник местной "полярки" Сергей Гусев UA0KL в середине 90-х годов, еще UA0KAH. Все это помнит и рассказывает Александр Александрович Нефедов, сменивший на своем посту АПС предыдущего начальника станции Героя Соцтруда и всего Гидромета В.С. Сидорова. А начинал здесь работу в эфире, мне Лобачев говорил, лет за 20 до этого UA0KAR.

Сейчас нужда в радио отпала немного - "погоду" сдают по радиорелейному телефону. Даже бывает, смотрят ТВ через ретранслятор Певека. Нас размещают в гостиничном доме, я все пытаюсь выйти на связь. К утру удается поймать прохождение боком, и в журнале R3CA/0 появились UA0AOZ, RW0QO:, что-то еще, но очень мало. Прохождение "умерло" еще с Колымы, сутками нет ничего. Даже не слышно группу поддержки, наверно попали в то самое место, где сплошь аномалии. Нет в эфире даже Певека.

На следующий день держим связь со штабом в Москве через спутник - в командирской машине благодаря российскому оператору ГлобалТел установлен автомобильный комплект GlobalStar QUALCOMM GSP-1600. Спутниковая радиотелефонная связь сейчас только голосом, нет возможности использовать электронную почту и посылать цифровые фотографии прямо с маршрута - еще до Тикси вышел из строя наш портативный компьютер. Вместо E-mail в рефлекторы напрямую и электронного лога я вынужден писать авторучкой в бумажном аппаратном журнале. Благо, что хоть паста не замерзает как в прошлогодней высокоширотной экспедиции RI0B&RU0B и не надо пользоваться грифельным карандашом.

Начало июня на Чукотке - весна, как короткое лето, температура резко плюс +10*C. Многократно пытаемся пройти по воде. Выйти на лед - очень сложное дело: при въезде ломает, где должен держать - уже глубоко. Мы оказались запертыми на острове, на вездеходах - не кораблях, на шинах со сверхнизким давлением (0,4-0,5 атмосфер, для сравнения в "Жигулях" норма 1,8-2,2 - прим. UA9OBA). Натурально плывя на баллонах, удалось с севера острова - там пока чуть-чуть холоднее, чем в Малом Чаунском проливе, выйти на льды Чаунской губы. Воды под полметра, скорость движения как пешеходная, изредка выше. Кое-где следы станционного ЗИЛа, теряются в море синей воды. Едем, держась ближе к берегу острова - там глубины все же поменьше. Проходим Средний пролив - дальше открытые воды, следы ледоколов - в Певеке морской порт. Ехали сутки, лавируя между трещинами паковых льдов, глубокой водой, воронками стоков под лед. На траверзе морского порта песчаный остров Большой Роутан, несколько рыбацких "балков". Утренний город встретил прекрасной погодой, панорамой строений, кранов. С трудом находим выход на землю под тяжестью вездеходов по уже гнущимся льдам.

ЧУКОТКА - КРАЙ СУРОВЫЙ

Певек - самый северный город России и радиолюбительский центр на Чукотке. Окружная столица - Анадырь, там бывает начальник Чукотки Роман Абрамович. Певек как город статус имеет с 1967г., населения тысяч под десять. Связь с Большой землей не так отдаляет, а для любителя выйти в эфир - значит, выжить морально.

Ностальгия "катит" волнами. Я здесь был впервые 18-ти летним студентом в 1982г. в моей первой военно-патриотической экспедиции EK0K. Это как возвращение в родные места, где приходилось бывать давно, очень давно. Горы и реки кажутся знакомыми, каждый дом стоит там, где стоял в момент нашего отъезда, на первый взгляд, будто ничего не изменилось и это трогает. Но я уже не тот - мне 38, и каждая вызывающая далекие воспоминания подробность напоминает об этой разнице. Насколько же иначе мы смотрели тогда и насколько иначе сегодня:. Глаза сделались старше, прошедшая над нами тень лет сопутствует каждому нашему взгляду, и мы приветствуем нашу собственную молодость с улыбкой и не без тени горечи. Жизнь, если оглянуться на нее, всегда кажется чем-то таким, что можно было бы построить иначе - если не лучше, то, по крайней мере, разумнее. Что же в свете всего этого сказать о первой своей экспедиции, от которой отделяют годы житейского опыта?

Недавно минуло 20 лет с момента, когда я жизнь посвятил радиоэкспедициям. Чего в ней больше: романтики приключенческой жизни, радиолюбительского счастья в зрелые годы или испытаний нынешних лет? Сейчас мне на это трудно ответить, но я не огорчаюсь. По волнам моей памяти проходят разные воспоминания. Влюбленные в радио обычно сами отвечают на такие вопросы. Мечты восемнадцатилетних почти никогда не сбываются. Но мне повезло. Вернувшись сюда двадцать лет спустя и стоя на набережной Арктического Океана за рестораном "Арктика" (кто был в Певеке, тот знает) я смотрел через годы на себя молодого и завидовал себе самому с высоты уже прожитых лет. Тогда в 1982г. мне посчастливилось здесь повстречаться с ведущим "Клуба кинопутешествий" Юрием Александровичем Сенкевичем (сейчас телепрограмма ОРТ называется "Клуб путешественников") и я стал путешественником не только в эфире. Путешествие - два слова в одном: "путь" и "шествие". Путь - ключевое понятие. Ходить можно по дороге, по дому, вокруг да около, а по "пути" - только "шествовать". Корень этого слова - "шест". Шест - это и посох, на который опираются, и балансир, с которым идут через пропасть. Шествуют только неспешно и несуетливо. Дорогохождение может быть и привычным, а путешествие - это всегда неведанное, где открытия и опасности на каждом шагу. Я полюбил путешествия и Арктику всем сердцем. Здесь же на Севере имел честь познакомиться с Юрием Лобачевым UA0KCL - он недавно уехал в Подмосковье UA0KCL/3, но я уверен, что его еще больше щемит в груди, Юрием Румянцевым UA0KZ (ex UA0KBW), он сейчас где-то в Санкт-Петербурге. Сергей Цыбизов UA0KBZ, к сожалению, умер (SK). Но память живет.

По памяти нахожу улицу Обручева, 2А - красивое здание на косе выдающейся в море. Это все хозяйство Чукотгидромета - начальником Управления сейчас Александр Николаевич Некрасов. Он всех помнит: и радистов с "полярок" и из гидрометцентра. С сожалением узнаю, что в феврале этого года начальник радиоцентра ТУГМС и профессионал в радиосвязи Юрий Владимирович Агарков покинул наш мир, не разлучаясь с Чукоткой. Здесь вообще "фанаты" Крайнего Севера. Также встречают радушно гостей из столицы - сейчас рейсы летают только в Москву да в Анадырь. Нет больше регулярных полетов ни в Магадан, ни в столицу соседней Якутии, ни в столицу Дальневосточного Федерального Округа - город Хабаровск. Другое время, другие заботы. Как выжить? Впервые был столь удивлен, увидев "пол-литра" дешевле минеральной воды: бутыль минералки из Центра России здесь стоит за полторы сотни рублей. Это вам не новосибирский червонец, и даже не московские двадцать. Это Север без скидок! Хотя все вполне объяснимо - килограмм багажа тянет под сотню.

Расположившись в транзитном общежитии гимета, знакомимся с Главой Администрации Чаунского района - Роман Валентинович Копин из молодой команды Чукотского губернатора. Чуков решает вопрос с губернатором Чукотского автономного округа Романом Аркадьевичем Абрамовичем и его замами куда дальше гнать вездеходы. Если в Анадырь, то впереди меня ожидает последний в российской Арктике остров NEW ONE со сложным чукотским названием - Тэнкэргынпильгын. Начальство решает пару вездеходов оставить на месте, еще два погонят в Билибино. Можно расслабиться, в ожидании отлета бродим по городу, принимаем приглашения на официальные встречи: геологоразведка, морской порт, управление заповедника острова Врангеля, местные жители - всем интересны необычные "багги", телевидение, радио:.

Метр за метром восстанавливаю в памяти дома в бухте, коллективную станцию в СЮТ на которой тогда работал по ночам телеграфом, потом был здесь еще через год в 1983г. во второй моей экспедиции EK0KA. Живущий напротив Евгений Ражкевич, радиолюбитель по духу, но как часто бывает без личного позывного, говорит - увы, "коллективка" UZ0KWT сгорела. М-да, пожары серьезно повредили многие известные станции: пожар уничтожил 2-х этажное здание RK0AXX в Творогово под Красноярском, выгорел "шэк" Хабаровской RZ0CWA, одна из старейших "коллективок" Сибири Новосибирского электротехнического института связи (НЭИС - сейчас Академия) RK9OWU (ex UZ9OWU, UK9OAW, UA9KOH) сгорела вместе со всем институтом, черные следы гари в мастерской на радиостанции НГТУ-НЭТИ RW9OWD до сих пор есть в Новосибирске:. Грустный список можно продолжить. Не все восстали из пепла. Вот и здесь в Певеке нет больше коллективной радиостанции, как и радиолюбительской столицы Чукотки. В том здании, в доме 16 по улице Обручева расположена косторезная мастерская. Мастера поименно помнят всех радистов того коллектива, мне же на память делают костяное колечко из мамонта - будучи на якутском Берегу Ойогос Яр (помните берег скелетов!) нам удалось найти пару бивней мамонта, и каждый участник экспедиции получил кусочек древней истории нашего Севера со времен каменного века.

Еще из моей истории радиоосвоения Чукотки. В 1990 году я снарядил полярную радиоэкспедицию "Восточная Арктика-90" состоящую из 3-х отрядов. Самый западный был EK0AQ, о котором я писал выше, самый восточный работал на Чукотке EK0AK, а сам я руководил экспедицией, будучи на юге посреди Охотского моря на острове Ионы EK0AC. Тогда получилось сразу три "радиоткрытия": AS-069, 070, 071. На Чукотке - остров Аракамчечен (AS-071). Небольшим, из двух человек, аракамчеченским радиоотрядом руководил Юрий Сушкин (UA9OPA). Для решения транспортных вопросов, как одних из самых сложных во все времена радиоэкспедиций, каждый отряд имел финансовые ресурсы в виде наличных и безналичных (банковская чековая книжка) денег. В качестве аварийного имелся также и ограниченный запас питьевого спирта и водки в заводской упаковке. Не для собственного употребления - исключительно для дела. Хоть острова Аракамчечен и Ытыгран находятся не так далеко от Провидения, но высадить экспедицию на остров, с последующим вывозом в назначенный срок в советские времена было весьма трудно только за деньги из-за их незначимой ценности в этих местах. Тогда была, да во многом и сейчас остается, в ходу традиционная полярная валюта - спирт. В ближайшем национальном рыболовецком совхозе Юра пытался решить вопрос с доставкой снаряжения экспедиции, АБ-2 с бочкой бензина, радиоаппаратуры и самих участников на двух байдарах, имея общий экспедиционный запас всего с десяток бутылок. Чукотский бригадир долго обосновывал высокую плату - 5 бутылок - немалым расстоянием, двумя "ходками" туда-обратно по два баркаса каждая, непогодой и волнением моря, трудностями предстоящего пути из-за пограничной службы.: Когда же он услышал, что экспедиционеры просят отвести их не на Аляску и даже не на относительно недалекий американский остров Святого Лаврентия (NA-040), а всего лишь на соседний Аракамчечен, то дело было улажено к радости обеих сторон всего за пару бутылок "огненной воды". Во времена антиалкогольной компании - месячная норма на каждый полярный нос составляла бутылку крепкого напитка и бутылку вина. И, в общем-то, вполне возможно, что и в самом деле чукчи - охотники и рыбаки от рождения, запросто ходили на Аляску к своим сородичам в гости. Иначе как объяснить, что чукотское население Чукотки еще во времена "железного занавеса" имело самые современные "винчестеры" без недостатка в патронах?

Уже выйдя в эфир с острова 4K4/EK0AK, многие американцы удивлялись, что экспедиция работает круглосуточно - порой в населенных местах это непозволительная роскошь, и спрашивали: "а как насчет помех телевидению - TVI?", видимо ориентируясь по собственной плотности радиолюбительского населения. На что с нашего необитаемого острова в эфир летели честные ответы, что на Аракамчечене "no TV, no TVI, no girls, no nothing:". В экспедиции время дорого. Такое могут позволить себе только богатые люди где-нибудь загородом и не только в Америке, а, например, на отдаленных островах. Многие ездят в экспедиции, чтобы хоть от души "оторваться" в эфире, что не всегда возможно дома. Сейчас Юрий Сушкин (N7UJN) живет в Ванкувере (Канада) и работает в Сиэтле (США), являясь Президентом нашей совместной компании NSI Communications. У нас с ним были еще события и в осажденном Белом Доме (R3A) в Москве во времена путча ГКЧП и тогда же, в 1991 году, приключения в исторической экспедиции "Русская Америка-250". С Чукотской территории тогда работала станция 4K4/EK250RA, выйдя в эфир с островов Большой Диомид (AS-061) и Малый Диомид (NA-150) соответственно позывным через дробь KL7/. По-русски эти острова носят имена Ратманова и Крузенштерна. Тогда между этими российским и американским островами через Берингов пролив проводился исторический заплыв на 32км, который мы радиообеспечивали. Кто-то, кажется YL, не замерз и доплыл, а мы вышли в эфир. В рамках "Русской Америки-250" заодно и "радиоткрыли" еще один NEW ONE - остров Коса-Мээчкын (AS-092). Это был насыщенный год не только радио-, но и открытий в жизни вообще.

Пытаюсь искать по антеннам нашего собрата. Не может же быть, чтоб из трех коллективов и почти двух десятков в индивидуальном hamradio никого не осталось. На микрорайоне около школы, которую строил когда-то своими руками, увидел горизонтальную "дельту" низкочастотных размеров. Захожу - здесь живет какой-то геолог, хотя в прошлом тоже радист. Жена говорит - Вергелес Василий Степанович, но нет позывного - нет имени. При упоминании редкого ныне слова "радиолюбитель" указывает на соседний дом без антенн. Да и Виталий Мазуркевич помнит прошлогоднюю встречу белорусской команды XXI века - EV21AGB у Михаила Фоменко, ex UA0KDH. Сейчас он любимое дело забросил, но хранит позывной UA0KN. Может, будет еще, кто с Чукотки в Азиатских контестах работать. И вдруг совершенно случайно на центральной улице им. Наума Пугачева, молодого основателя Чаунского района в 1932г., вижу на мачте "инверторы V" на "двадцатку", "сороковку", что-то еще. Это уж точно радиолюбитель-коротковолновик, никакой не СВ-шник или радиослушатель-DX-ист. И правда, открывает Марина и при слове "amateur radio" называет позывной мужа - UA0KAV. Я знавал этот позывной еще в 1983г., когда он еще принадлежал Валерию Шиневскому, позже UA0KK, а сейчас RZ6AU в Приморско-Ахтарске. Ныне единственный работающий из Певека позывной UA0KAV принадлежит Василию Смирнову. Василий с семьей приехал сюда уже в 90-х, работает в "Чаунэнерго", времен, когда там тоже была "коллектика" прямо на ТЭЦе, увы, не застал. Приобрел импортный ICOM, компьютер, скоро будет E-mail, активно ведет переписку по почте, был часто в эфире, пока вандалы не отрезали кабель на крыше - здесь это ценность большая. Приятно общаемся все эти дни, Василий мечтает о возрождении коллективной радиостанции, знакомит с подвижниками. От лица экспедиции заручаемся поддержкой мэра, от себя оставляю в подарок радиомачту, обещаю выслать журналы, брошюры, кассеты. К тому же наше дело будет продолжено - Василий мечтает выйти в эфир по программе IOTA с Роутана во время рыбалки на острове. Совместить, так сказать, приятное дело с полезным.

В далекие времена моей юности, когда на заработки ездили не в Москву, а, наоборот, из Москвы на Чукотку, среди прочего мне запомнилась грибная история. Кто-то из местных пригласил нас студентов по грибы в березовый лес. "Что же это за лес, здесь же тундра?" Это надо представить - стоят подберезовики, а под ними - березы. С тех пор это и было для меня образом Чукотской природы, так и стоят перед глазами эти огромные грибы, под шляпками которых от сильного ветра - "южака" прячутся деревья.

Из шлягеров 80-х мне запомнилась песня "Увезу тебя я в тундру" в исполнении ВИА "Самоцветы". Вся песня хороша, но особое тепло веет от нижеследующих слов:

Увезу тебя я в тундру - и тогда поймешь ты вдруг,
Почему к себе так манит, так зовет Полярный круг.
Ничего, что здесь метели, не беда, что холода,
Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда!

А во второй части припева содержится совершенно точное определение Севера, актуальное и сегодня:

Ты узнаешь, что напрасн
Называют Север "Крайним",
Ты увидишь, он - бескрайний,
Я тебе его дарю!

Этот "мега-хит" ставил на уши весь Советский Союз в исполнении Кола Бельды в национальной одежде народов Севера с кухлянкой на голове. Песня любима всей страной и поныне.

ПУТЬ ДОМОЙ - НАЗАД, В БУДУЩЕЕ

Чукотка - нынешний край российской земли. Рядом только Аляска. Край - это и конец, и запредельность, и при этом край - это просто кусочек Земли. Например, "бескрайние просторы родного края". В этом слове есть духовная стремительность и душевная теплота. В одной из сказок, по-моему, про Муми-Тролля, где герои искали край земли, была примерно такая фраза: "Как хорошо сидеть с неведомым другом на краю земли и болтать ногами". Да это же про Чукотку - то самое место, где в одной точке сошлись Крайний Восток и почти Крайний Север, тут граничат два океана и два континента. Это место стихий. Помните в школе: сидеть на "Чукотке" значит в самом заду. За последнее время здесь кое-что изменилось.

Немного о времени: взгляните на карту, каждый часовой пояс по долготе - 15 географических минут. В Певеке +12 пояс к "нулевому" гринвичскому меридиану под Лондоном, значит там, где без разницы, какую ставить долготу 180 градусов к востоку иль западу должна быть граница. Линию перемены дат переместили за пределы Чукотки, но временной казус все же имеется. На Мысе Шмидта должен быть отрицательный -12 пояс по природным законам или по советским "чертова дюжина" в плюсе. К самому краю чукотского полуострова где-то под Уэленом проходит граница еще одного минус -11 пояса времени - от 172,5 градусов на запад от Гринвича. Это мы живем на востоке, а все чукчи на западе. Советским декретом границу задвинули, а чукча в чуме ждет рассвета и встречает его на 2 поясных часа раньше формального времени. Куда там Японии, истинная страна восходящего Солнца - Чукотка.

Как всегда последний день экспедиции наступает абсолютно неожиданно. Кажется, только начал привыкать к ранним подъемам, быстрым завтракам и бесконечным прогулкам по Арктике, приятной усталости, беззаботному общению с друзьями и вдруг накатывает такая тоска, будто перед тобой не край земли, а рабочий стол. Единственный способ избавиться от этого, это приступить к планированию следующего путешествия. Может это будет Аляска или Северный Полюс, а может Охотское море или островок в водоеме за городом. Тоже неплохо. Сейчас же руководитель экспедиции Владимир Семенович Чуков награждает всех дипломами участников научно-практической программы Высокоширотной Технологической Экспедиции (ВТЭ - новое дело в Арктике!) за подписью Заместителя Председателя Государственной Думы РФ, Президента Ассоциации российских полярников Артура Николаевича Чилингарова и вручает медали Экспедиционного Центра "Арктика".

Путь домой не всегда легок. Возвращаться из путешествия к родному дому бывает непросто - мы летим в Москву через Игарку следом за Солнцем на четырехмоторном ИЛ-14. Чтобы попасть в Новосибирск порой надо пересечь всю страну - вот такие зигзаги бывают для достижения цели.

В заключение хочу выразить традиционное и искреннее спасибо тем, благодаря кому первый российский этап "Polar Ring Expedition" успешно состоялся. Хорошей традицией полярных экспедиций во все времена было и остается поддержка энтузиастов, рискнувших сделать дерзкий вызов природе и пройти сложный маршрут протяженностью более чем 6000 км. Всегда на Руси полярные экспедиции снаряжались всем миром и в этот раз россияне смогли доказать, что не хлебом одним живы русские люди. Я как Вице-президент Международного клуба радиолюбителей-путешественников "Русский Робинзон" хотел бы выразить радиолюбительскую благодарность руководителю экспедиции Владимиру Семеновичу Чукову и в его лице Экспедиционному Центру "Арктика" (R3CA) за применения любительской радиосвязи во время столь интересного путешествия. От себя лично хочу поблагодарить всех радиолюбителей, с кем экспедиция держала связь по всему маршруту Ямал - Таймыр - Якутия - Колыма - Чукотка R3CA/9 и R3CA/0 за бескорыстное радиообеспечение днем и ночью, за передачу информации по радио и междугородние звонки, за ваше внимание и дружескую взаимовыручку. Я надеюсь, что на следующем этапе, радиолюбители столь же активно, как и ныне, выйдут на связь с нашей экспедицией. Второй этап экспедиции "Полярное кольцо" планируется в 2003г. из Салехарда через Диксон и острова Центральной Арктики, Мыс Арктический и Северный Полюс пройти во льдах Североамериканской Арктики к ледовому щиту Гренландии и Северо-Западным территориям Канады. Заключительный этап экспедиции в 2004г. пройдет по островам Канадского Арктического Архипелага, вдоль берегов Аляски и через Берингов пролив завершится на российской Чукотке, замкнув тем самым "Полярное кольцо" вокруг Земли по кромке Северного Ледовитого Океана вдоль арктического побережья России, США, Канады и пройдя через географическую точку Северного Полюса. Мы же, радиоробинзоны, порадуем в свою очередь мировое радиолюбительское сообщество новыми интересными маршрутами, редкими островами и памятными QSL-карточками. Возможно, будут и новые "радиооткрытия", что удалось сейчас на островах Макар (AS-163) и Немков (AS-164). Вдобавок к международной программе IOTA это были еще NEW ONE и по российской островной программе RRA RR-08-09 и RR-10-01. По российской маячной программе RLHA тоже новый учет для маяков на Айоне (RLA-008) и Макаре (RLA-009). Американская программа ARLHS им тоже номера недавно присвоила ASR-085 и ASR-086 соответственно. Номера по всемирной французской программе WLHA еще впереди.

Позывные многих наших помощников упоминаются в моем рассказе, но отдельно хочу сказать персональное спасибо за техническую поддержку и помощь в радиооснащении экспедиции нашим спонсорам: Александру Ведерникову UA9YAB, Генеральному директору "Радио Европа+" и "Русского Радио" из г.Бийска Алтайского края. "Карма" UA9YAB помогала полярным экспедициям В.Чукова (R3CA) и Ф.Конюхова (R0FK) еще во время экспедиции 1995-96гг. "Антарктида и Человек", тогда указанные позывные известных путешественников были /ANT; новосибирской фирме "СОРУС" и лично Сергею Долганову UA9OK. Сергей Георгиевич помогал и в прошлогодней экспедиции "Затерянные острова" (RI0B&RU0B), развертывал "Шалаш Робинзона" RI9OTA во время 5 Российской IOTA/RRC конференции на берегу "Обского моря" в 1999 году. Команда специалистов под руководством UA9OK обеспечивала работу специальных радиостанций RS9O, включая 6-ю конференцию радиолюбителей Сибири, Урала и Дальнего Востока в 2001г.. И сейчас коллектив "СОРУСа" оказал неоценимую поддержку в оснащении оперативной УКВ-радиосвязью экспедиционных вездеходов на шинах сверхнизкого давления. Также спасибо хотел сказать моей помощнице в организационных делах Елене Константиновой UA9OTM, ведь успех экспедиции зависит и от кропотливой "бумажной" работы в офисе нашей компании NSI. Благодаря многолетнему опыту и ресурсам Novosibirsk-Seattle International стала возможной сама организация радиолюбительской части экспедиции. Спасибо всем радиолюбителям, кто откликнулся на наши просьбы и ценит радиобратство.

Полагаю, что радиолюбители сами отличат, что в этой истории идет от моих юношеских грез и воспоминаний, а что от прикосновения ладони к нынешней быстротекущей жизни. В надежде, что второго в моем рассказе больше, отдаю его в руки мирового сообщества радио.

Чукотка - остров Айон (AS-038) - Певек - Москва - Новосибирск.
Май-Июнь 2002г.

Песня из кинофильма "Земля Санникова" (1972г.)
Композитор Александр Зацепин
"Есть только миг" (в современном исполнении группы "Любэ"):

Em F#7
Призрачно всё
H7 Em
в этом мире бушующем
Em Am
Есть только миг
D7 G
за него и держись
E7 Am
Есть только миг
D7 G
между прошлым и будущим
C Hm
Именно он
H7 Em
называется жизнь

Вечный покой
сердце вряд ли обрадует
Вечный покой
для седых пирамид
А для звезды
что сорвалась и падает
Есть только миг
ослепительный миг

А для звезды
что сорвалась и падает
Есть только миг
ослепительный миг

Пусть этот мир вдаль
летит сквозь столетия
Но не всегда
по дороге мне с ним
Чем дорожу
чем рискую на свете я
Мигом одним
только мигом одним

Счастье дано
повстречать иль беду ещё
Есть только миг
за него и держись
Есть только миг
между прошлым и будущим
Именно он
называется жизнь
Есть только миг
между прошлым и будущим
Именно он
называется жизнь.

73!


Обновлено 14.03.2016 11:17:39
Просмотров всего 18,913, сегодня 2

Статью прислал - Заруба Юрий (UA9OBA)
Все статьи

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 4.00 балла на основе 4 мнений
Отлично
 3
75%
Хорошо
 0
0%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 1
25%

Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
AV
Anatoliy Vlasovбыл 11 часов назад
08.02.2024 17:28

история ..


 
станиславгость
25.08.2010 11:29

У самолета ИЛ-14 два двигателя


 
daemonгость
20.08.2009 14:25

Спасибо за увлекательный рассказ! До новых встреч в путешествиях!


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!