Радиоэлектронная борьба на советско-германском фронте 1941-1943 гг.
В этом информационном массиве собраны и систематизированы материалы из открытых публикаций в прессе и сети Интернет о ведении радиоэлектронной борьбы в войнах и вооруженных конфликтах со времени изобретения радио до наших дней. Информация предназначена для специалистов, но может представлять интерес для всех, кто интересуется военной историей. Сведения, содержащие государственную тайну, отсутствуют.
Автор: А. Д. Рожков.
Источник: книга “Радиоэлектронная борьба в войнах и военных конфликтах”.
В предвоенные годы в Советском Союзе изготавливаются опытные образцы станций радиопомех “Шторм” в ультракоротковолновом, “Шторм-2” – в средневолновом и “Гром” – в коротковолновом диапазонах для подавления каналов радиосвязи. В процессе испытаний эти станции показали высокую эффективность, однако до начала Великой Отечественной войны в серийное производство они не были запущены.
В ходе Великой Отечественной войны, главным образом, во втором ее периоде, начиная со Сталинградской битвы, радиоэлектронная борьба велась сухопутными войсками и военно-воздушными силами главным образом путем выявления средствами радиоразведки и нарушения помехами радиосвязи, создания пассивных помех РЛС ПВО, а также скрытия РЭС от радиоразведки и защиты их от радиоэлектронного подавления противником.
Германское командование с самого начала агрессии против Советского Союза развернуло интенсивную радиоразведку по выявлению дислокации советских частей и соединений, в первую очередь мотомеханизированных и авиационных, характера боевых действий, местоположения и смены частей, позиций и целей артиллерии, а также мест расположения радиостанций, узлов связи и штабов частей, соединений и объединений. Наряду с радиоразведкой немцы занимались радио-дезинформацией. С этой целью их радио-дезинформаторы пытались навязать нашим радистам ложные радиограммы, войти с ними в связь и запросами выявить расположение и принадлежность радиостанций. Они перехватывали радиограммы, переставляли в них отдельные группы, объединяли несколько радиограмм в одну и передавали нашим радистам, стараясь отвлечь их от передачи и приема боевых распоряжений. Особое внимание уделялось выявлению и перехвату радио-переговоров в танковых и авиационных соединениях и частях, где радио являлось основным средством связи. С целью противодействия радиоразведке противника советские войска проводили радиомаскировку и радио-дезинформацию в сочетании с другими способами обмана противника.
На основе опыта первых месяцев войны были разработаны Руководства и Наставления по организации связи, рекомендовавшие с целью радиомаскировки соблюдать меры скрытности и ограничивать применение радиосредств, особенно до начала операций. Эти меры повысили эффективность противодействия радиоразведке противника.
Нарушение радиосвязи противника путем создания радиопомех впервые было эффективно осуществлено в период с 6 по 12 сентября 1941 года на Смоленском направлении (под г. Ельня) при нанесении нашими войсками контрудара, во время которого было уничтожено 5 дивизий немецко-фашистских войск. Для этой цели по распоряжению Главного управления связи РККА был использован опытный образец станции помех «Гром». К сожалению, это единственный пример использования разработанных в предвоенные годы опытных образцов станций радиопомех. Радиопомехи, создаваемые советскими войсками в ходе боевых действий, нарушали радиосвязь пунктов управления групп армий, полевых армий, армейских корпусов противника, а также их взаимодействие с авиацией.
С целью срыва использования самолетных радиопеленгаторов для самолетовождения немецкой авиации по приводным радиостанциям в ряде случаев применялись ретрансляционные радиопомехи, вводящие противника в заблуждение о месте нахождения действительной приводной радиостанции, что приводило к потере ориентировки экипажей немецких самолетов и к срыву выхода их в заданный район. Например, осенью 1942 г. такие радиопомехи создавались под Москвой (рис. 1.3). Радиоприемный центр в Купавне принимал передачи приводной немецкой радиостанции, а две наши станции помех (одна в районе Тулы, а другая в районе Клина) эти передачи ретранслировали. Это приводило к тому, что немецкие самолеты уходили с заданного курса.
В результате обобщения опыта создания радиопомех на начальном этапе Великой Отечественной войны, его возрастающей роли возникла объективная необходимость создания специальных частей радиопомех. И 16 декабря 1942 года Государственный Комитет Обороны подписал Постановление о формировании трех специальных частей радиопомех. В соответствии с ним 17 декабря 1942 года издается директива заместителя Наркома обороны о формировании трех отдельных радио-дивизионов специального назначения (130, 131 и 132-й ордн СН).
Создание ретрансляционных помех приводным радиостанциям авиации противника осенью 1942 г. под Москвой
В начале 1943 г. были сформированы 130, 131 и 132-й ордн СН, а в июле 1944 г. и 226-й ордн СН. Эти дивизионы являлись первыми наземными частями радиопомех, действовавшими во Второй мировой войне. Общее руководство было возложено на специальную группу, созданную в Главном разведывательном управлении Генерального штаба. Непосредственное управление ими осуществляли начальники развед-отделов фронтов, которым придавались эти части.
Дивизионы имели численность около 200 человек, в том числе 32 офицера. На их вооружении состояло от 8 до 10 автомобильных радиостанций, оборудованных приставками для создания радиопомех, 18-20 разведывательных радиоприемников типа «Вираж» и «Чайка» и четыре радиопеленгатора типа БЗ-ПК-3 “Штопор”; в 130, 131 и 132-м радио-дивизионах спец-наза имелись также мощные железнодорожные станции радиопомех «Пчела». Основные типы и характеристики радиостанций, применявшихся в германской армии и являвшихся объектами радиопомех, приведены в статьях, ссылки на которые расположены ниже.
Основные характеристики радиостанций, применявшихся в германской армии во Второй мировой войне
Станции радиопомех располагались на удалении 20-30 км от переднего края и на дальности 3-5 км от радиоприемных центров дивизионов. Радио-дивизионы спец-наза вскрывали радиосвязи противника и создавали радиопомехи в тесном взаимодействии с частями радиоразведки. Для согласования действий подразделений радиопомех в части радиоразведки направлялись офицеры связи радио-дивизионов спец-наза. Радио-дивизионы использовали для создания радиопомех и радио-дезинформации и трофейные радиостанции.
Основные характеристики средств радиопомех, применявшихся радио-дивизионами спец-наза
Модель: «Пчела»
Помехи радиосвязи создавались путем излучения непрерывных колебаний на несущей частоте, а также хаотической передачи (вручную или трансмиттером) цифрового, буквенного или смешанного текста в зависимости от характера радиообмена противника. Передатчики радиопомех использовались централизованно по командам и целеуказанию с приемного центра с учетом определения важности радиосвязей противника и оперативной обстановки. Радиопомехи применялись, главным образом, для нарушения радиосвязи пунктов управления групп армий, полевых армий, армейских корпусов и радиосвязи взаимодействия сухопутных войск с авиацией.
С целью скрытия факта создания радиопомех дивизионы после приобретенного опыта производили имитацию радиопередач противника. Во время имитации операторы станций радиопомех передавали принятые ранее радиограммы и позывные вражеских радиостанций. Имитированные таким образом радиопередачи воспринимались немецкими радистами как радиограммы от своих корреспондентов.
С начала 1943 г. и до завершения разгрома фашистских войск радиодивизионы спец-наза нарушали радиосвязи противника во всех основных операциях и сражениях, в том числе в битве под Курском, в Смоленской, Корсунь-Шевченковской, Белорусской, Восточно-Прусской, Висло-Одерской, Берлинской и других операциях. Наибольшая эффективность в создании радиопомех достигалась при нарушении радиосвязи окруженных группировок противника. Всего в ходе основных операций средствами радиопомех отдельных радио-дивизионов спец-наза были сорваны более 30000 важнейших радио-переговоров и передач радиограмм между командными пунктами противника в звеньях управления от групп армий до дивизионов включительно.
За успехи в создании эффективных радиопомех в операциях Великой Отечественной войны 130 и 131-й ордн СН награждены орденами Красной Звезды, а за особо эффективные помехи, приведшие к срыву управления войсками окруженной группировки в Кенигсберге 131-му ордн СН присвоено звание “Кенигсбергский”. За особые заслуги в срыве управления войсками окруженных группировок войск противника под Глогау и Бреслау 132-й ордн СН награжден орденом Богдана Хмельницкого.
Сущность радиоэлектронной борьбы в Военно-Воздушных Силах состояла в применении пассивных радиопомех РЛС и осуществлении радио-дезинформации в сочетании с маневром самолетов и нанесением ударов по пунктам управления противника, а также проведением мер обеспечения устойчивого управления по радио своей авиацией. Пассивные радиопомехи создавались самолетами бомбардировочной авиации для подавления РЛС ПВО при нанесении ударов по военным объектам и войскам противника. Необходимость создания пассивных радиопомех вызывалась массовым применением Германией РЛС станций дальнего обнаружения воздушных целей, целеуказания, наведения на цели зенитной артиллерии и самолетов истребительной авиации, в результате чего увеличились потери наших бомбардировщиков. Проанализировав причины возросших потерь, советская авиация дальнего действия осенью 1943 г. изменила тактику: самолеты выходили на цели не с одного, а с нескольких направлений с одновременным эшелонированием по высоте, нанося сосредоточенные удары несколькими авиасоединениями, проводя противозенитный маневр путем изменения высоты, направления и скорости полета, а также применяя меры противодействия РЛС противника. С 1942 г. в части ВВС начали поступать приборы СОЛ-3 и СОЛ-3А, с помощью которых определялось попадание самолетов в зоны облучения РЛС противника.
Противодействие РЛС производилось следующим образом. Самолеты совершали полет преимущественно на малой высоте, ниже диаграмм излучения РЛС. В районе цели они набирали заданную высоту, одновременно изменяя направление и скорость полета. Такой маневр приводил к нарушению расчетных данных зенитных батарей и срыву атак самолетов истребительной авиации. При подходе к зоне радиолокационного обнаружения экипажи бомбардировщиков выбрасывали металлизированные ленты, создававшие пассивные помехи РЛС. Пачки радио-отражателей, имевшие по 200 лент длиной 25-30 см, выбрасывались членами экипажей вручную с интервалом до 10 секунд. В каждом авиасоединении выделялись три-шесть самолетов, которые совершали полеты выше и впереди ударных групп, в результате чего выбрасываемые ленты, снижаясь, скрывали бомбардировщики от радиолокационного обнаружения.
Наряду с созданием помех РЛС организовывался ложный радиообмен, для чего в сторону от маршрута полета групп бомбардировщиков вылетали одиночные самолеты, которые вели интенсивные радиопередачи, отвлекая на себя вражеские истребители. Экипажам бомбардировщиков ударных групп запрещалось вести радио-переговоры. Перечисленные меры значительно повысили эффективность действий самолетов бомбардировочной авиации и одновременно сократили их потери.
Радиопомехи и радио-дезинформация в Сталинградской битве (ноябрь 1942 г. – февраль 1943 г.)
Советская Армия наиболее активно и успешно применила радиопомехи и радио-дезинформацию после ожесточенных сражений лета и осени 1942 г., когда, измотав противника, подготовила условия для перехода в наступление и разгрома немецко-фашистских войск в районе города Сталинграда. 19 ноября советские войска перешли в решительное наступление и до 3 февраля 1943 г. завершили разгром крупнейшей стратегической группировки противника. В ходе сражения под Сталинградом советские войска начали целенаправленно создавать помехи радиосвязи, проводить радио-дезинформацию и радиоразведку средств радиосвязи противника.
Радиоразведка велась силами и средствами фронтов, принимавших участие в окружении и разгроме окруженной группировки германских войск. Части и подразделения радиоразведки, созданные еще в начальном периоде Великой Отечественной войны, вскрывали места расположения и перемещения штабов, группировку и характер боевых действий соединений и частей 4-й и 6-й германских армий, 2-й венгерской, 3-й румынской и 3-й итальянской армий, 29-го армейского корпуса. Кроме того, радиоразведка выявляла части зенитной и противотанковой артиллерии, а также системы связи и управления противника. С учетом данных, добытых радиоразведкой, принимались решения по организации радио-дезинформации и нарушению помехами радиосвязи управления и взаимодействия войск противника. Радиодезинформация в Сталинградской операции осуществлялась с помощью мощной радиостанции, работающей с позывными радиостанции штаба группы армий «Дон». Радиостанция неоднократно входила в связь с радиостанцией штаба окруженной 6-й немецкой армии и принимала от нее радиограммы, адресованные штабу армий «Дон» и даже верховному главнокомандованию. Всего нашей радиостанцией было принято на себя 86 оперативных радиограмм противника.
Радиопомехи создавались группой радиопомех, состоящей из войсковых радиостанций. Разведка линий и средств радиосвязи, корректировка и наведение станций радиопомех, определение эффективности нарушения радиосвязи осуществлялись частями радиоразведки. Контроль за эффективностью нарушения радиосвязи, а также показания пленных свидетельствовали о высокой эффективности радиопомех и радио-дезинформации, затруднявших управление по радио соединениями и объединениями сухопутных войск, а в ряде случаев и авиацией противника, и содействовавших успеху советских войск при ликвидации окруженной группировки в районе Сталинграда
Радиопомехи в ходе наступательных операций Северо-Западного фронта (февраль-март 1943 г.)
Радиопомехи создавались преимущественно при проведении крупной операции «Полярная звезда» против немецкой группы армий «Север». В ходе данной операции войска Северо-Западного фронта, перейдя 15 февраля 1943 г. в наступление, разгромили группировку войск противника, удерживающего в течение 17 месяцев крупный плацдарм южнее озера Ильмень в районе Демянска. Впервые в ходе проведенной фронтовой операции для создания радиопомех был применен 131-й отдельный радио-дивизион специального назначения, прибывший 26 февраля в состав фронта после завершения формирования.
Создание радиопомех при разгроме Демянской группировки противника в феврале-марте 1943 г.
Развернувшись в районе пос. Селище (рис. 1.4), дивизион выявил систему радиосвязи противника, а затем в ходе операции создавал помехи радиосвязи штабов группы армий «Север», 16-й и 18-й армий, 6, 9, 10, 27-го армейских корпусов, 32-й пехотной дивизии, авиации 1-го воздушного флота и частей зенитной артиллерии в феврале-марте 1943 г.. Кроме того, он нарушал радиосвязь взаимодействия между штабами групп армий «Север» и «Центр», 59-го армейского корпуса, 3-й танковой и 9-й армий группы армий «Центр». В течение февраля-апреля дивизион сорвал или серьезно затруднил радиопомехами прием около 500 радиограмм и нарушил около 1100 сеансов радиосвязи, чем затруднил управление по радио соединениями и частями противника.
Радиопомехи в битве под Курском (июль-август 1943 г.)
Постановка радиопомех применялась в ходе стратегической операции, проводимой силами трех фронтов, которые в ожесточенных сражениях разгромили наступавшие группировки немецко-фашистских армий «Центр» и «Юг», завершив тем самым коренной перелом в Великой Отечественной войне. После поражения на Курской дуге гитлеровское командование вынуждено было навсегда отказаться от наступательной стратегии и перейти к обороне.
В Курской битве впервые начали создаваться помехи радиосвязи противника силами двух взаимодействующих частей радиопомех 130-м и 132-м радио-дивизионами спецназ (см. рис.). Главное внимание при создании радиопомех уделялось нарушению радиосвязи штабов дивизий и корпусов противника, наступавших на северном и южном крыльях курского выступа, а также офицеров связи авиации при сухопутных войсках.
132-й ордн спецназ Воронежского фронта, действуя из позиционного района юго-восточнее Белгорода (пос. Сидоровка), создавал помехи радиосвязи танковых дивизий, наступавших на Прохоровку, радиосвязи штабов 4-й танковой армии, 5-й танковой и 10-й зенитно-артиллерийской дивизий, а также офицеров связи немецкой авиации. В первую очередь радиопомехи создавались с целью затруднения или исключения приема противником шифрованных радиограмм. Отдельные операторы станций радиопомех в течение смены нарушали до 100 радиопередач противника.
Создание радиопомех в битве на Курской дуге в июле-августе 1943 г.
После изматывания наступающих немецких войск и перехода Советской Армии в наступление дивизион, следуя за войсками, в течение июля-ноября 1943 г. нарушал радиосвязи штабов 4-й танковой и 8-й армий, 48-го танкового и 52-го армейского корпусов, армейского корпуса «Раус», их дивизий и офицеров связи авиации. Всего во время Курской битвы и последующего наступления советских войск дивизион сорвал передачу 3600 радиограмм противника, что значительно затрудняло управление по радио соединениями сухопутных войск и их взаимодействие между собой и с авиацией.
130-й ордн спецназ Центрального фронта, развернутый Юго-Восточнее Мценска, нарушал радиосвязи штабов группы армий «Центр», 2-й танковой и 9-й армий, 41-го и 47-го танковых и 23-го армейского корпусов и их дивизий. Затем, после перехода советских войск в наступление, дивизион продолжал создавать помехи радиосвязи соединений и объединений противника, отступавших под ударами Советской Армии. К осени 1943 г. дивизион на основе приобретенного боевого опыта применил новый прием в нарушении радиосвязи. Вместо излучения непрерывных колебаний или передачи цифровых групп станции радиопомех начали имитировать работу радиостанций противника. Этими действиями операторы станций радиопомех, не вызывая подозрения немецких радистов, отвлекали их от приема оперативных радиограмм, загружали радиолинии и вводили противника в заблуждение. Таким образом, в ходе Курской битвы радио-дивизионы спецназ, после предварительной разведки систем радиосвязи противника, нарушали их радиопомехами и тем самым затрудняли управление немецко-фашистскими войсками, вначале наступавшими, а затем отступавшими под ударами Советской Армии.
Радиопомехи в Смоленской наступательной операции (август-октябрь 1943 г.)
Радиопомехи создавались в ходе летнего наступления Советской Армии, когда войска Западного фронта совместно с Калининским фронтом провели Смоленскую наступательную операцию, в ходе которой были освобождены Смоленская область и город Смоленск, а советские войска вступили на территорию Белоруссии.
В августе-сентябре 1943 г. в ходе операции 131-й ордн спецназ, переданный 18 августа из Северо-Западного фронта в состав Западного, создавал активные помехи радиосвязи штабов объединений и соединений немецко-фашистских войск. Развернувшись в позиционном районе южнее Дорогобужа, дивизион нарушал радиосвязи штабов группы армий «Центр», 4-й и 9-й армий, действовавших на смоленском и могилевском направлениях, 15-й группы ближней авиаразведки, офицеров связи штабов армий. В результате повышения интенсивности радиопомех дивизион в период с 18 августа по 25 сентября 1943 г. сорвал прием около 3500 радиограмм или до 90 процентов радиообмена, нарушив тем самым устойчивость оперативного управления войсками противника и его группами ближней авиаразведки. Наряду с созданием радиопомех, 131-й ордн вел перехват открытых радио-переговоров, данные которых использовались им при создании радиопомех, а также штабами армий и корпусов при планировании операций и руководстве ведением боевых действий.
Продолжение следует…