СТАТЬИ

РЭБ в войнах и вооруженных конфликтах. Часть VII



Автор: Александр Толстов ака ak108u
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Наука и техника"
РЭБ в войнах и вооруженных конфликтах

Радиоэлектронная борьба в войне во Вьетнаме 

В этом информационном массиве собраны и систематизированы материалы из открытых публикаций в прессе и сети Интернет о ведении радиоэлектронной борьбы в войнах и вооруженных конфликтах со времени изобретения радио до наших дней. Информация предназначена для специалистов, но может представлять интерес для всех, кто интересуется военной историей. Сведения, содержащие государственную тайну, отсутствуют.

Автор: А. Д. Рожков.
Источник: книга “Радиоэлектронная борьба в войнах и военных конфликтах”.

В войне во Вьетнаме американское военное командование, рассчитывая на легкую и быструю победу, вначале применяло самолеты тактической и палубной авиации без достаточного количества средств РЭБ. По мере возрастания напряженности боевых действий увеличивались интенсивность радиоэлектронной борьбы и расходы на разработку и производство средств ее ведения. На основании анализа зарубежной печати, в зависимости от способов, интенсивности, применяемой техники и тактики ведения радиоэлектронную борьбу в войне во Вьетнаме можно разделить на три этапа.

Первый этап охватывал период с августа 1964 года (начало открытой агрессии США против ДРВ) по 1967 год и характеризовался ограниченным применением в основном устаревших средств РЭБ. В этот период ВВС США стремились путем воздушных бомбардировок разрушить промышленность, железные и автомобильные дороги, дезорганизовать систему ПВО, деморализовать население республики и сорвать оказание военно-экономической помощи партизанам Южного Вьетнама. Первоначально тактическая и палубная авиация, используя свое абсолютное господство в воздухе и то, что в ДРВ не было зенитных ракет, наносила систематические удары по населенным пунктам, объектам ПВО и позициям радиолокационных средств на территории ДРВ. Удары наносились в основном в светлое время суток большими группами по 40-50 самолетов, следовавшими к целям практически без прикрытия радиопомехами на высотах 5000-7000 м, превышающих верхнюю границу зоны поражения малокалиберной зенитной артиллерией. Благодаря все более увеличивающейся помощи Китая и Советского Союза, противодействие северо-вьетнамской системы ПВО постоянно росло. В июле 1965 г. впервые был применен новый вид оружия, внесший существенные коррективы в ход воздушной войны – советский зенитно-ракетный комплекс С-75. 24 июля 1965 г. дивизион под командованием майора Ильиных Ф. (офицер наведения старший лейтенант Константинов В.) ракетным залпом сбил в 30-40 км к юговостоку от Ханоя три истребителя-бомбардировщика F-4C. Самолеты шли с бомбовой нагрузкой в плотном строю на высоте 2-х тысяч метров. Американцы признали сбитым только один F-4, а два других поврежденными. Со второй половины 1965 года, когда в составе ПВО ДРВ появились зенитные управляемые ракеты, американская авиация стала нести большие потери и поэтому вынуждена была изменить тактику и перейти к действию небольшими группами или звеньями истребителей-бомбардировщиков на малых и предельно малых высотах. Однако действия на малых высотах не принесли ей ощутимого успеха, так как самолеты уничтожались зенитной артиллерией и зенитными пулеметами. Стремясь повысить точность бомбометания и уменьшить потери от огня зенитных пулеметов и зенитной артиллерии, американская авиация снова изменила тактику полетов. Истребители-бомбардировщики за 5-6 км от объектов нападения стали резко набирать высоту до 3-4 км, и после обнаружения цели наносили удары с пикирования. Для снижения потерь от ЗУР экипажи применяли противоракетный маневр путем переворота через крыло или разворота в сторону атакующей ракеты, а также использовали средства РЭП.

Радиоэлектронная борьба при налетах американской авиации на объекты ДРВ

Радиоэлектронная борьба в начале боевых действий американской авиации в ДРВ ограничивалась в основном оповещением ударных и разведывательных самолетов об облучении радиолокационными станциями. Для этого использовались аппаратура предупреждения, обнаружительные радиоприемные устройства и станции радиоразведки. На самолетах ВВС F-105D, F-4C, F-100, EB-66C применялись радиоприемники AN/APR-25, а на самолетах ВМС А-4А, -4С, -4Н, ЕС-121А радиоприемники AN/APR-23 (-27). Эти средства позволяли обнаруживать и предупреждать экипажи об облучении самолетов РЛС, работавшими в диапазоне от 200 до 10000 МГц. В дальнейшем некоторые самолеты применяли усовершенствованные станции AN/APS-105 (-107), обеспечивающие обнаружение и анализ излучения, пеленгование РЭС, предупреждение экипажей о радиолокационном облучении самолетов, определение тактического назначения и координат обнаруженных РЛС, а также вывод самолетов в район их позиций и пуск противорадиолокационных ракет.

Стратегические бомбардировщики В-52 использовали панорамные радио-разведывательные приемники AN/FLR-20 с электронной системой сканирования. Они позволяли одновременно просматривать широкий участок спектра частот, в котором работали радиоэлектронные средства ПВО. Эти приемники принимали излучения РЛС одновременно в шести под-диапазонах частот в пределах от 30 до 10900 МГц и управляли передатчиками помех. Радиоприемниками обнаружения и предупреждения в этот период было оборудовано около
4000 американских самолетов. К концу 1965 г., по советским данным, ракетами было сбито уже 90 самолетов. Американцы признавали потерянными от ракет только 13 самолетов.

Понеся первые ощутимые потери, в феврале 1966 г. американцы были вынуждены практически прекратить на два месяца воздушную войну над Северным Вьетнамом, использовав этот перерыв для дооснащения самолетов средствами РЭБ и освоения новой тактики. В то же время для сбора необходимой информации были задействованы беспилотные летательные аппараты, в первую очередь, AN/BQM-34, оснащенные средствами радиотехнической разведки. Действовали они днем сначала на большой высоте, достигавшей 12 км, а затем только на малой, не превышавшей 500 м. Наибольший же успех в то время, по американским данным, сопутствовал “беспилотнику” Ryan-147Е Firebee, который 13 февраля 1966 г. был безуспешно обстрелян ракетами. В результате была записана информация о работе систем наведения ракет, дистанционного подрыва боевой части и характеристики боевой части ракеты.

Наряду с аппаратурой предупреждения об облучении РЛС и радиоразведки на самолетах начали использоваться средства радиопомех. В соответствии с военной доктриной США пятидесятых годов роль основной ударной силы отводилась стратегической авиации, самолеты которой оборудовались многими типами средств радиопомех. Однако большие потери тактической авиации во Вьетнаме заставили США пересмотреть эту доктрину. Средствами радиопомех начали оснащаться все самолеты тактической авиации. В 1965 году в спешном порядке были изготовлены, направлены во Вьетнам и установлены на истребителях-бомбардировщиках 50 передатчиков шумовых помех AN/QRC-160-1 и AN/QRC-160-2, работающих в диапазонах 1550-5000 и 8500-10200 МГц. В этот период группы тактической авиации по 30-40 самолетов, наносившие удары по объектам ДРВ, защищаемым зенитными средствами, прикрывались самолетами ЕВ-66С, создававшими помехи из зон, расположенных за пределами досягаемости зенитного огня. Эти самолеты применяли по четыре-пять передатчиков шумовых помех сантиметрового и дециметрового диапазонов радиоволн типа AN/ALT-15, -16, AN/ALQ-18 и AN/QRC-279A, перекрывавших диапазон частот от 30 до 10750 МГц, автоматы AN/ALE-24/25, пять радио-разведывательных приемников AN/APR-9, (-14, -25, – 26), радиопеленгатор AN/ALA-6 и анализатор радиосигналов AN/АРА-74. Эти средства позволяли вести радиоразведку, подавлять РЭС и контролировать эффективность воздействия радиопомех. Перед налетами авиации самолеты ЕВ-66С совместно с ЕС-121А патрулировавшие вдоль побережья над Тонкинским заливом на высоте около 2000 м, с помощью аппаратуры радиоразведки обнаруживали работу РЛС, определяли момент пуска зенитных ракет и оповещали по радио ударные самолеты, направлявшиеся к целям. Последние, получив оповещение, начинали маневрировать, стараясь уйти ниже зоны поражения ЗУР, чтобы избежать поражения зенитными ракетами. Одновременно часть самолетов наносила удары по обнаруженным РЛС и станциям наведения зенитных ракет.

Несмотря на мощное оснащение средствами РЭП, самолеты РЭБ не всегда с достаточной эффективностью подавляли станции наведения зенитных ракетных комплексов. В связи с этим американцы вынуждены были в состав каждой группы включать один-два самолета со средствами радиопомех, установленными вместо боевой нагрузки. Поэтому, начиная с 1966 г., состав ударных групп уменьшился до 4-6-ти самолетов, один из которых вместо авиабомб нес на пилонах контейнерные средства помех. Однако, как показал опыт боевых действий, средства одного самолета не смогли скрыть радиопомехами даже небольшие ударные группы. В качестве выхода из создавшегося положения командование ВВС США приняло решение установить средства РЭП на каждый ударный самолет тактической авиации. Особенно интенсивные работы по оборудованию самолетов, действовавших во Вьетнаме, развернулись в 1965 году после потери двух истребителей-бомбардировщиков F-105, сбитых самолетами МиГ-17, и в связи с началом широкого применения в системе ПВО ДРВ зенитных ракет.

В 1966 году часть истребителей-бомбардировщиков пере оборудовалась в специальные самолеты РЭБ путем установки на них станций помех для подавления РЛС наведения ракет, автоматов выбрасывания радиолокационных отражателей и аппаратуры радиоразведки. Эти самолеты действовали из зон и в боевых порядках нападающей авиации, прикрывая ударные группы. По мере оснащения самолетов средствами РЭБ совершенствовалась и тактика боевого применения.

В этот период самолеты, оборудованные средствами радиопомех, стали совершать полеты в плотном строю, что позволило активными помехами высокой плотности прикрывать ударные группы авиации. Групповое прикрытие осуществлялось постановщиками активных помех ЕВ-66А с удаления от 60 до 120 км. В результате, на экранах постоянно наблюдались засветки от пассивных помех – от узкой полосы до яркого равномерного свечения всего экрана. При использовании мощных активных помех индивидуальной защиты истребители-бомбардировщики сбивать практически не удавалось. Теоретически в данном случае расчетам ЗРК следовало пеленговать активную помеху и наводить ракету с использованием метода “трех-точки”, но практически определить центр помехи не удавалось из-за мощной засветки экрана. Интенсивнее начали применяться пассивные радиопомехи для подавления РЛС обнаружения, целеуказания, наведения истребителей и станций наведения ЗУР. В зависимости от типа подавляемых средств одновременно выбрасывались одна-две пачки отражателей для подавления работы РЛС обнаружения воздушных целей и целеуказания средствам ПВО и три-четыре пачки против станций наведения ракет, станций управления огнем зенитной артиллерии и радиолокационных прицелов истребителей. Группы самолетов тактической авиации создавали пассивные помехи в полосе шириной до 3 км и глубиной несколько десятков километров.

В мае 1966 года американская авиация впервые нанесла удары по позициям РЛС и ЗРК ДРВ противорадиолокационными ракетами AGM-45 «Шрайк». С целью повышения их эффективности была создана специальная эскадрилья самолетов EF-4G «Уайлд Уизл», каждый из которых нес по четыре ракеты AGM-45A. Обычно для борьбы с РЛС выделялись специальные группы в составе двух-трех самолетов, совершавших полет впереди ударных групп. Один их них обнаруживал излучение и определял параметры и местоположение РЛС, остальные наносили по ним удары ракетами. Противорадиолокационные ракеты пускались самолетами, совершавшими горизонтальный полет на высоте 2-4 км, с дальности 15-25 км от РЛС, иногда с пикирования или с кабрирования. В ряде случаев для повышения вероятности поражения целей практиковался одновременный пуск двух ракет по одной из позиций РЛС в связи с тем, что опытные операторы РЛС ПВО Вьетнамской Народной армии научились засекать пуск и прослеживать траекторию полета противорадиолокационных ракет и принимали меры защиты от них. Сама ракета “Шрайк” в абсолютном большинстве случаев не наблюдалась на экранах станций наведения ракет из-за малой ЭПР. Ее пуск фиксировался по изменению формы отметки от носителя на индикаторе. Как правило, при этом расчету ЗРК приходилось осуществлять сброс цели, разворот антенны, после чего переключение РЛС на эквивалент антенны или ее выключение. Это приводило к большим отклонениям ракет «Шрайк», достигавшим нескольких десятков, а иногда и сотен метров. Американские летчики стремились приблизить точку пуска к позиции РЛС до 15, а иногда и до 10 км.

Изменились взгляды и на применение средств радиопомех для подавления РЛС и систем радиосвязи. Установили, что выборочное подавление радиосвязи авиации противника не всегда дает высокую эффективность. Поэтому подавление ее следует предусматривать не на отдельных направлениях налетов и против отдельных важных воздушных целей, а во всей зоне действий самолетов противника, как предусматривалось это раньше.

В целом, в 1966 г., в результате интенсивного применения американской авиацией средств РЭБ даже по советским оценкам число ракет на поражение одной цели возросло почти на порядок, достигнув 12-15 ЗУР на сбитый самолет. Основными причинами снижения эффективности стали: трех- четырехкратное увеличение ошибок наведения при ручном сопровождении цели, единственно действенном в условиях применения мощных активных помех; ухудшение точности наведения на мало-высотные цели при использовании режима наведения с боковым расположением метки цели на угло-местном экране.

На втором этапе, в 1967-1968 годах, американские самолеты применяли более совершенные средства РЭБ. Тактическая авиация стала использовать контейнерные станции AN/ALQ-72 для создания шумовых помех, модулированных частотой сканирования антенн РЛС. Некоторые истребители-бомбардировщики применяли одну-две контейнерные станции AN/ALQ-71, -72, – 87, -101, создававшие маскирующие и дезинформирующие помехи в диапазонах 3-5 и 10 см, обнаружительные радиоприемники AN/APR-25, -26 и станции радиоразведки AN/ALR-17, способные обнаруживать излучение РЭС в сантиметровом и метровом диапазонах волн.

В США началось производство новых станций AN/ALQ-100, создающих шумовые и имитирующие помехи для срыва автосопровождения целей РЛС наведения ЗУР. К июню 1967г. станциями помех были оборудованы почти все ударные самолеты, действовавшие во Вьетнаме. Более интенсивно начали совершать полеты самолеты РЭБ, имевшие на борту от 12 до 15 передатчиков помех метрового, дециметрового и сантиметрового диапазонов волн, предназначенных для подавления РЛС разведки, целеуказания и наведения ЗУР, по два автомата выбрасывания дипольных отражателей и тепловых ловушек, а также разнообразную аппаратуру разведки РЭС.

Например, самолеты ЕА-6А “Интрудер” применяли станции помех радиосвязи AN/ALQ- 92 и станции шумовых и ответных помех AN/ALQ-31, -71,-76 для подавления РЛС, автоматы AN/ALE-32, обнаружительные радиоприемники AN/APR-25 и станции радиоразведки AN/ALR- 15. Эти самолеты поддерживали действия палубных штурмовиков и тактических истребителей, ведя разведку и создавая помехи РЭС ПВО.

Самолеты ЕА-6В “Проулер” применяли станции шумовых и дезинформирующих помех AN/ALQ-100 для подавления РЛС, станции помех AN/ALQ-92, автоматы AN/ALE-29 для выбрасывания дипольных отражателей, инфракрасных ловушек и миниатюрных передатчиков помех.

На них также использовались станции AN/ALQ-86, обеспечивающие обнаружение, перехват, анализ радиосигналов в широком диапазоне частот и выдачу данных о параметрах и местоположении РЭС в реальном режиме времени. Анализ радиоэлектронной обстановки и управление самолетными средствами РЭБ осуществлялись с помощью ЭВМ. Станции AN/ALQ- 92 создавали помехи УKB авиационной радиосвязи в диапазоне волн от 30 до 300 МГц, станции AN/ALQ-99 – маскирующие шумовые прицельные и заградительные помехи РЛС дальнего обнаружения и наведения, а AN/ALQ-100 – маскирующие и ответные помехи РЛС в сантиметровом, дециметровом и метровом диапазонах волн. По утверждению печати, средства РЭП самолетов позволяли подавлять РЭС с быстрой перестройкой работающих в широком диапазоне частот. С авианосцев 7-го флота США, кроме самолетов ЕА-6В (по 3-4 самолета на авианосце) действовали палубные штурмовики А-4,-6,-7 и истребители-бомбардировщики F-4, оборудованные средствами РЭБ.

Расширение масштабов, повышение интенсивности РЭБ и увеличение количества обеспечивающих и отвлекающих самолетов позволили ударной авиации, начиная с 1967 года, летать к объектам на средних высотах, от 3 до 5 км. В результате улучшились условия обнаружения целей, увеличился радиус действия и снизилась уязвимость самолетов от малокалиберной зенитной артиллерии и крупнокалиберных пулеметов.

Претерпела изменение и тактика ведения РЭБ. Перед нанесением ударов авиации по объектам, защищаемым зенитными комплексами, самолеты ЕВ-66Е или ЕС-121А проводили предварительную разведку, определяя параметры излучения и позиции РЭС зенитных ракетных комплексов и батарей зенитной артиллерии.

На основании анализа добытых данных вырабатывались рекомендации по составу средств РЭБ, способам подавления РЭС, тактике действия авиации, участвующей в нанесении ударов. Как правило, в каждую нападающую группу, кроме ударных самолетов, оснащенных аппаратурой РЭБ индивидуальной защиты, включались специальные самолеты РЭБ и истребители прикрытия. Такая группа для преодоления ПВО создавала радиопомехи РЛС и ЗРК и наносила удары противорадиолокационными ракетами. Чтобы ввести в заблуждение систему радиолокационной разведки ПВО, американцы стали более интенсивно использовать отвлекающие группы самолетов. Вторгаясь на короткое время с различных направлений в зону радиолокационного обнаружения, они создавали впечатление налета на объект ударной авиации и таким образом отвлекали на себя внимание боевых расчетов ЗУР и зенитной артиллерии. Во время воздушных налетов стало больше выделяться сил для борьбы с РЭС ЗРК и зенитной артиллерии, чаще применялись противорадиолокационные ракеты “Шрайк” и расширился арсенал приемов уклонения от зенитных ракет. В дальнейшем ракеты «Шрайк» стали неотъемлемой частью вооружения истребителей-бомбардировщиков.

В период нанесения ударов авиация, как правило, совершала полеты на малых высотах с огибанием рельефа местности. Перед объектом самолеты ударной группы набирали высоту и наносили удары, одновременно создавая активные и пассивные помехи РЛС и применяя ложные цели. Наряду с ударными самолетами, радиопомехи создавались самолетами ЕВ-66Е из двух-трех зон (по 2-3 самолета в каждой) при полете на высотах 8-9 км вне зоны огня зенитных средств.

Несмотря на изменение тактики действий и интенсивное применение средств РЭБ, американская авиация встретила возрастающее серьезное сопротивление войск ПВО. Модернизация комплексов С-75, проведенная с учетом опыта их боевого использования, привела к тому, что уже в 1967 г. доработанные ЗРК показали вдвое лучшую эффективность применения. Однако к концу этого года американцы стали применять помехи по ракетному каналу. При их воздействии на станции наведения ракет вместо сигнала бортового ответчика ракеты поступала мощная помеха. В результате, СНР теряла ракету, которая летела на автопилоте до срабатывания системы самоликвидации. Подобное нововведение стало одним из результатов ознакомления американцев и израильтян с комплексами СА-75, брошенными египтянами на Синайском полуострове летом 1967 г.

Особенно результативным стал для американцев налет на Ханой, осуществленный 15 декабря 1967 г., когда в результате эффективного использования помех этого типа было “нейтрализовано” около 90 зенитных ракет. Ни одного самолета во время этого налета сбито не было.

Интенсивным поиском выхода из этой ситуации занялись как в СССР, так и во Вьетнаме. В последние дни 1967 г. в ракетах перестроили рабочие частоты ответчиков, увеличили мощность ответного сигнала. В результате, зимой 1968 г. эффективность действия комплексов была восстановлена.

В это же время ЗРК был реализован и ряд новых тактических приемов. С ноября 1967 г. стал применяться метод сопровождения цели без излучения СНР – по отметке от активной помехи самолетной САП. В дальнейшем расчеты ЗРК перешли к использованию для визуального сопровождения цели специально установленных на кабинах наведения и сопряженных с блоками управления полевых командирских перископов.

В ряде случаев, напротив, станции наведения ракет переходили на излучение без фактического пуска ракет. В результате подобного “ложного пуска” истребители-бомбардировщики начинали выполнять противоракетный маневр, подставляя себя под огонь зенитной артиллерии. Наибольшую пользу “ложный пуск” приносил в момент непосредственной атаки объекта – пилотам сразу же становилось не до наземной цели. С 1968 г. потери авиации резко увеличились. Главной причиной этого было большое количество зенитных ракетных комплексов С-75, поставленных из СССР. Американская ударная авиация, не достигнув намеченных целей, в ноябре 1968 г. прекратила удары по объектам ДРВ. В дальнейшем в течение двух лет продолжились в основном полеты разведывательной авиации, действия которой обеспечивались применением средств РЭБ самолетов, действовавших из зон за пределами досягаемости ЗУР.

На третьем этапе, начиная со второй половины 1970 года, когда американская авиация снова начала совершать налеты на Ханой, Хайфон и другие города, а также на южные районы ДРВ, и до конца войны в январе 1973 г., когда США были вынуждены подписать соглашение о прекращении войны, началось массированное применение средств РЭБ для обеспечения действий всех видов авиации. В этот период действия американской авиации при ведении разведки и нанесении ударов совершались только под прикрытием радиопомех, с применением ложных целей и противорадиолокационных ракет. Действия тактической авиации по объектам с сильной ПВО всегда обеспечивались группами подавления РЛС, ЗРК и зенитной артиллерии. Ударные группы обычно состояли из 3-4 звеньев истребителей-бомбардировщиков F-105, следовавших под прикрытием 12-18, а иногда и до 30 самолетов F-4G. На каждом из самолетов ударной группы, кроме шести 340-килограммовых авиабомб, подвешивался контейнер с аппаратурой радиоразведки и радиопомех.

В группах подавления ПВО действовало по 8-10 самолетов EF-4G, вооруженных средствами РЭП и ракетами “Шрайк” для подавления системы ПВО.

Для подавления РЛС дальнего обнаружения, целеуказания и наведения, кроме средств радиопомех самолетов ударных и обеспечивающих групп, применялись самолеты ЕВ-66 или ЕА-6В, действовавшие в зонах, находящихся в направлении захода на цель ударной авиации. Таким образом, действия 12-18 самолетов ударной авиации обеспечивали до 40 самолетов, используемых для подавления РЛС, ЗРК и зенитной артиллерии и истребительного прикрытия. В 1970 году отмечены случаи применения в качестве самолетов РЭБ пере оборудованных истребителей-бомбардировщиков F-111. Действовали они главным образом ночью и в сложных метеоусловиях из зон на удалении 150-200 км от РЛС. Эти самолеты использовали контейнерные станции, создававшие шумовые и ответные помехи РЛС в диапазонах волн 3-5 и 10 см.

Ударные самолеты следовали вначале на высоте более 4 км в колонне звеньев со скоростью 700-750 км/час. При подходе к границе ДРВ самолеты снижались до высоты 1200- 1500 м, затем на рубеже начала маневра вновь набирали высоту 3-4 км и с пикирования производили бомбометание. На всем протяжении маршрута полета самолетов создавались активные и пассивные помехи, а по позициям РЛС и станций наведения ракет (СНР) наносились удары противорадиолокационными ракетами.

Тактическая авиация, совершавшая налеты на крупные объекты большими группами, достигавшими 32 самолетов, защищалась помехами, создаваемыми как самолетами РЭБ, так и ударными самолетами, а также кораблями, действовавшими в Тонкинском заливе. Самолеты ЕВ-66Е и ЕА-6А действовали из зон на удалении 70-120 км от побережья вне досягаемости огня средств ПВО или в боевых порядках нападающей авиации. Они выявляли РЭС, создавали шумовые дезинформирующие активные помехи и пассивные помехи РЛС обнаружения, целеуказания и наведения ЗУР, зенитной артиллерии, ИА. В каждой зоне площадью 20х100 км на высоте 6-10 км действовали 2-3 самолета, начинавшие создавать помехи за несколько минут до вылета ударных групп. Иногда помехи создавались самолетами РЭБ одновременно с двух направлений, например, с территории Лаоса и со стороны Тонкинского залива. Пытаясь измотать систему ПВО, американская авиация иногда создавала помехи за несколько часов до нанесения авиационных ударов.

С апреля 1972 г. для подавления РЛС использовались в большом количестве самолеты F- 4 и F-105, оборудованные новыми средствами РЭП в контейнерах. На самолетах подвешивалось от двух до четырех контейнеров, в каждом из которых размещалось по две станции радиопомех. В массированных налетах действия ударных групп иногда обеспечивались самолетами РЭБ в количестве, превышающем в 1,5-2 раза состав ударных групп.

При действиях мелких групп тактической авиации помехи создавались средствами каждого самолета в период их подхода к объектам и при уходе от них. Из боевых порядков помехи создавали 2-3 самолета РЭБ и все ударные самолеты для самозащиты и взаимного прикрытия самолетов, действовавших в составе ударной группы. Станции помех, как правило, включались на дальности в несколько десятков километров от позиционных районов ЗРК после обнаружения самолетов наземными РЛС, а иногда для достижения внезапности после обнаружения пуска ЗУР по нападающим самолетам.

По признанию американских специалистов, налеты крупных сил тактической авиации под защитой средств РЭБ и с применением групп подавления ЗРК и отвлекающих групп не дали желаемых результатов из-за сильного противодействия ПВО ДРВ. Стараясь нарастить мощность авиационных ударов, американская авиация с апреля 1972 года по январь 1973 года задействовала для нанесения ударов по объектам ДРВ стратегические бомбардировщики В-52.

Их налеты (преимущественно ночные) обеспечивались большими силами тактической авиации. Например, 16 апреля 1972 года 17 бомбардировщиков В-52 в сопровождении группы истребителей при полном радиомолчании совершили налет на пригороды Ханоя и Хайфона. Впереди бомбардировщиков действовали самолеты ЕВ-66 и F-105C, создававшие помехи РЛС и системам наведения ЗУР. Кроме того, весьма интенсивные помехи РЭС ПВО создавали бомбардировщики В-52.

На каждом самолете было установлено 8-10 станций активных помех AN/ALT-6B, -13, – 15, -16, -22, -31 для подавления РЛС в 3-, 6– и 10-сантиметровом диапазонах волн, два автомата AN/ALE-25 и -26, около 1000 пачек дипольных отражателей, по три-четыре станции РТР типа AN/ALR-18, -19, -20. Обнаружительные приемники предупреждали об облучении самолетов РЛС истребителей или станциями наведения ЗУР.

Обычно за 10-15 минут до подхода бомбардировщиков В-52 к объекту, группы по тричетыре самолета тактических истребителей-бомбардировщиков и палубных штурмовиков наносили удары по позиции РЭС и ЗРК под прикрытием активных радиопомех, создаваемых средствами ударных самолетов тактической, палубной авиации и самолетами ЕВ-66 еще на дальних подступах к объекту. За несколько минут до подхода ударных групп к целям самолеты обеспечивающих групп сбрасывали большое количество дипольных отражателей. После изоляции района цели и подавления ПВО к ней подходили для бомбометания звенья ударного эшелона самолетов В-52, создававшие дополнительные помехи РЛС. Иногда самолеты прикрытия наносили удары по РЛС и зенитным позициям, действуя с малых высот, одновременно создавая помехи РЛС системы ПВО бортовыми средствами РЭБ индивидуальной и групповой защиты. Несмотря на сильное прикрытие, бомбардировщики В-52 несли большие потери. Только с 18 по 29 декабря 1972 г. ЗУР и истребителями ДРВ было сбито 17 самолетов В-52. В связи с этим стратегические бомбардировщики стали оборудоваться новыми, более эффективными станциями помех РЛС, имеющими быструю перестройку по частоте в широком диапазоне, а также станциями помех УКВ радиосвязи наведения ИА. Самолеты стратегической авиации стали также вооружаться ракетами-ловушками типа “Куэйл”, предназначенными для введения в заблуждение системы ПВО.

Во Вьетнаме, наряду с бортовыми станциями помех, американская авиация применяла иногда станции радиопомех одноразового действия (ПОИ), которые при ударе о землю автоматически включались и создавали помехи РЛС или УКВ радиосвязи. Управление ПОИ осуществлялось дистанционно по радио с борта самолета. Одновременно с активными и пассивными помехами американская авиация применяла радиолокационные и тепловые ЛЦ, а также беспилотные самолеты.

Наряду с применением для борьбы с зенитно-ракетным комплексом С-75 малогабаритных сверхзвуковых ракет «Шрайк» ALM-45A, самонаводящихся на излучение радиолокаторов этих комплексов, работающих в сантиметровом диапазоне волн, во Вьетнаме прошли свое первое боевое испытание новейшие по тому времени управляемые ракеты AGM-65 и AGM-65B «Мейверик» с телевизионными ГСН.

Для сохранения боеспособности в условиях ведения РЭБ вьетнамские войска ПВО большое внимание уделяли маскировке, защите РЭС от подавления помехами и поражения самонаводящимися ракетами. Радиомаскировка достигалась строгим соблюдением радиодисциплины, сокращением до минимума или временным выключением РЭС, уменьшением мощности их излучений, работой на нескольких частотах, сменой позиций, проведением радиодезинформации и другими мерами.

Станции наведения ракет скрывались от разведки тем, что их передатчики включались на излучение только непосредственно перед пуском ЗУР. Это оказалось возможным благодаря резкому сокращению времени передачи данных о координатах воздушных целей от станций дальнего обнаружения и целеуказания. Время наведения ЗУР на цели по данным целеуказания также сводилось к минимуму. Кроме того, ЗРК и РЛС передислоцировались в новые позиционные районы после каждого налета. На путях вероятных маршрутов полета вражеской авиации, как правило, скрытно и в короткие сроки развертывались зенитные средства. Все эти меры снижали вероятность выявления и радиоэлектронного подавления систем ПВО ДРВ. Всего США и их союзники потеряли в Демократической Республике Вьетнам 4125 самолетов различных типов.

Продолжение следует…


Обновлено 18.03.2018 18:43:57
Просмотров всего 12,442, сегодня 2

Статью прислал - Александр Толстов ака ak108u
Источник: http://trcvr.ru/2017/09/02/рэб-в-войнах-и-вооруженных-конфликтах-7/
Все статьи

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 5.00 баллов на основе 4 мнений
Отлично
 4
100%
Хорошо
 0
0%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 0
0%

Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Пока еще нет ни одного отзыва. Станьте первым и опубликуйте свое мнение!
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!