РЭБ после Второй Мировой Войны. Корейская Война 1951-1953 гг.
В этом информационном массиве собраны и систематизированы материалы из открытых публикаций в прессе и сети Интернет о ведении радиоэлектронной борьбы в войнах и вооруженных конфликтах со времени изобретения радио до наших дней. Информация предназначена для специалистов, но может представлять интерес для всех, кто интересуется военной историей. Сведения, содержащие государственную тайну, отсутствуют.
Автор: А. Д. Рожков.
Источник: книга “Радиоэлектронная борьба в войнах и военных конфликтах”.
РЭБ после Второй Мировой Войны
После Второй мировой войны в мире было развязано более семи десятков локальных войн и военных конфликтов, в большинстве из них участвовали американские вооруженные силы или их военная техника и оружие. В ходе боевых действий применялись новые виды оружия и военной техники, в том числе силы и средства радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронное вооружение американского и советского производства. В этот период появляется высокоточное оружие, к которому относятся авиационные крылатые ракеты воздушного, морского и наземного базирования, управляемые ракеты средней дальности и разведывательно-ударные комплексы, интенсивно применяются космические РЭС, используются новейшие средства разведки, навигации и связи, создаются системы и средства РЭБ, способные осуществлять дезорганизацию управления войсками и оружием в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях управления, совершенствуются структуры и состав органов, частей и подразделений РЭБ.
В локальных войнах велись настоящие “сражения” в эфире между средствами радиоэлектроники и радиоэлектронного подавления. В них совершенствовались существующие и изыскивались новые средства и способы боевого применения родов войск, ведения военных действий и операций. В ходе сражений использовались все известные к тому времени способы и средства РЭБ от создания помех до огневого поражения РЭС. Подавление РЭС осуществлялось силами и средствами наземных, морских и авиационных частей и подразделений, а также самолетами и кораблями, оснащенными техникой радиопомех, ложными целями-ловушками, противорадиолокационными ракетами и аппаратурой радиоэлектронной разведки. Наиболее напряженная радиоэлектронная борьба велась между авиацией и ПВО. Это объясняется тем, что современные системы ПВО оснащены многими РЭС, обеспечивающими обнаружение, определение координат воздушных целей, целеуказание средствам ПВО, а также управление зенитно-ракетным оружием и истребительной авиацией. Преодолеть такие системы без нарушения работы РЭС даже в локальных войнах оказалось невозможным. Таким образом, в ходе локальных войн совершенствовались техника и тактика радиоэлектронной борьбы, возрастали возможности по нарушению работы систем разведки, управления противника и обеспечению устойчивости действия таких же систем своих войск, авиации, сил флота и боевых комплексов.
Радиоэлектронная борьба становится неотъемлемой частью военных (боевых) действий, совершенствуются силы, средства и способы РЭБ. Большое внимание стало уделяться радио-маскировке, защите от подавления радиопомехами и поражения высокоточным оружием, быстрой передислокации зенитных комплексов, организации ложных позиций войск и ряда других мер.
Радиоэлектронная борьба в войне в Корее
В Корейской войне в 1951-1953 годах РЭБ осуществлялась путем создания американской авиацией активных и пассивных радиопомех, проведением войсками ПВО Корейской Народно-Демократической Республики мер защиты РЛС от подавления радиопомехами.
Тактика РЭБ американской авиации незначительно отличалась от тактики, применявшейся американской и английской авиацией во Второй мировой войне. Объясняется это тем, что американские агрессоры, надеясь на легкую победу, использовали в Корее в основном устаревшие средства радиопомех, разработанные в конце минувшей войны для подавления радиолокационных станций дальнего обнаружения и целеуказания, управления авиацией и зенитной артиллерией. Зенитные ракеты в Корее еще не применялись.
В 1951 году после того, как американская бомбардировочная авиация потерпела серьезное поражение от зенитной артиллерии и истребителей МиГ-15 КНДР, она начала создавать помехи РЛС ПВО. Одновременно с применением радиопомех американские ВВС вынуждены были увеличить высоту полета бомбардировщиков с 2-3 до 7-8 км. Радиопомехи создавали самолеты стратегической авиации типа В-29, В-50 и средние бомбардировщики В-26 «Мередер», оборудованные аппаратурой активных радиопомех и устройствами выбрасывания радиолокационных отражателей.
Бомбардировщики В-29, совершавшие налеты ночью, в полете ориентировались с помощью радиолокационных бомбардировочных прицелов, наводились на наземные цели, удаленные на 300-400 км от линии фронта системой радионавигации и бомбометания “Шоран”, а на удалении 25-30 км – наземными РЛС AN/MPQ-2 или SCR-584. Экипажи бомбардировщиков при налетах создавали активные и пассивные помехи РЛС обнаружения, наведения и управления огнем зенитной артиллерии. При массированных налетах американской авиации на объекты КНДР обычно впереди ударных групп или в составе групп обеспечения шли специальные самолеты-постановщики помех В-29 или В-26, создававшие активные и пассивные помехи РЛС управления батареями зенитной артиллерии. Во время полета ударных групп вдоль побережья самолеты-постановщики помех следовали вблизи ударной группы, подавляя станции, расположенные вблизи побережья (рис. 2.1.). Самолеты РЭБ, действовавшие в группах обеспечения, обычно в зону огня зенитной артиллерии не входили, а действовали на удалении 20-25 км от объекта удара.
Вначале помехи создавались для подавления РЛС кругового обзора и станций орудийной наводки СОН-3К, а затем – РЛС управления огнем зенитной артиллерии и радиопрожекторам.
12 сентября 1952 г. при налете бомбардировщиков В-29 на гидроэлектростанцию “Супун” противник впервые применил в комплексе активные и пассивные помехи РЛС в метровом и дециметровом диапазонах радиоволн для подавления РЛС дальнего обнаружения и орудийной наводки типа СОН-3К, СОН-2Б. Радиопрожекторы РАП-50, осуществлявшие поиск и освещение воздушных целей, подавлялись активными помехами с помощью станций AN/АРТ-1 и AN/АРТ-2 и пассивными помехами, образуемыми длинными металлизированными лентами и дипольными отражателями. Создаваемые помехи значительно затрудняли работу РЛС и радиопрожекторов, особенно в первый период войны, когда их расчеты не имели опыта работы в условиях помех. Наиболее интенсивно помехи воздействовали на поисковую систему станций орудийной наводки СОН-3Е. В ряде случаев при воздействии на поисковые системы РЛС метрового диапазона поиск воздушных целей осуществлялся системой сопровождения сантиметрового диапазона.
Активные шумовые помехи, создаваемые станциями метрового диапазона, на индикаторе с амплитудной отметкой имели вид возросших в несколько раз собственных шумов приемника по всей длине развертки экрана. Если по амплитуде помехи в 3-4 раза превышали сигналы, то наблюдение за целями становилось невозможным. При незначительном превышении амплитуды отраженного целью сигнала над шумами наблюдение за самолетами оказывалось возможным только по вершинам принятых сигналов и по более яркому свечению того места на экране, где имелась отметка цели. На экране индикаторов кругового обзора этих станций шумовые помехи имели вид засвеченного сектора, ширина которого увеличивалась при приближении самолетов с передатчиками помех к РЛС и иногда составляла 300-360 градусов. Вследствие наличия боковых лепестков в ДНА шумовые помехи зачастую наблюдались РЛС одновременно в нескольких секторах.
Пассивные радиопомехи создавались выбрасыванием пачек дипольных радио-отражателей, содержащих по 10-12 металлизированных лент длиной 25-30 м и нескольких сот полуволновых отрезков фольги. В массированных налетах американская авиация часто создавала высокие плотности пассивных помех, которые исключали возможность радиолокационного наблюдения воздушных целей на дальностях 30-40 км. Наряду с созданием радиопомех наносились удары по пунктам управления, узлам связи и радиолокационным постам. Кроме авиации, для этого использовались разведывательно-диверсионные группы.
Радиоэлектронная борьба в войне в Корее 1951-1953 гг.
В ходе войны командование ВВС КНДР организовало перехват радио-переговоров в авиационных частях и соединениях США. Результаты радиоперехвата позволяли выявлять подготовку самолетов противника к боевым вылетам, определять количество, принадлежность, типы, характер боевого задания и действия самолетов противника. Кроме того, радиоразведка следила за возвращением самолетов из района боевых действий, результатами боя, осуществляла перехват донесений, передаваемых разведывательными самолетами, и вскрывала систему управления авиацией.
Радиоразведка велась пунктами радиоперехвата, развертываемыми вблизи линии фронта или на пунктах управления истребительной авиации (ИА). На каждом пункте радиоразведки использовалось 10-20 KB и УКВ радиоприемников, несколько магнитофонов и планшет воздушной обстановки.
В 1951-1952 годах во время Корейской войны в Корею были направлены две группы специалистов Министерства обороны СССР для изучения опыта применения радиопомех вооруженными силами США, работы наших радиоэлектронных средств в условиях помех, а также для изучения возможности подавления радиоэлектронных средств противника. В результате этой работы были обобщены и проанализированы многочисленные факты применения радиопомех в Корее со стороны ВС США.
Группами было установлено следующее: в 1951 году в связи с усилением активности истребительной авиации объединенной воздушной армией (ОВА) китайских народных добровольцев и Корейской Народной Армии (КНА), а также повышением эффективности ее боевых действий американцы начали применять активные и пассивные помехи, создаваемые передатчиками, установленными на бомбардировщиках. Активными помехами подавлялись все РЛС метрового диапазона типа П-3 в полосе частот 3-6 МГц. Пассивные помехи создавались РЛС как метрового, так и сантиметрового диапазонов волн путем сбрасывания с самолетов обрезков металлизированной ленты различной длины.
В последнем периоде войны американцы создавали в ряде случаев весьма эффективные радиопомехи, срывая РЛ наблюдение за воздушными целями. Поэтому опыт войны показал необходимость уничтожения в первую очередь тех самолетов, которые создавали радиопомехи. Активные помехи в целях снижения эффективности зенитной артиллерии наиболее сильно влияли на работу поисковой системы РЛС СОН-3К метрового диапазона волн. Отмечалось наличие радиопомех в сетях радиосвязи, особенно в коротковолновом диапазоне волн, подавление при этом осуществлялось с помощью специальных радиостанций. Были выявлены неоднократные попытки войти в связь КНА с целью передачи ложных сообщений для дезорганизации командования КНА.
Так как радиопомехи в войне в Корее создавались американской авиацией устаревшими средствами, то они не оказали существенного влияния на ход и результаты боевых действий. Одним из свидетельств этому являются большие потери американской авиации от огня зенитной артиллерии и истребительной авиации. При отражении некоторых налетов американских бомбардировщиков средства ПВО КНДР сбивали все самолеты, участвовавшие в налете. Всего за время войны в Корее американцы вместе с другими участниками агрессии потеряли около 2200 самолетов.
Продолжение следует…