СТАТЬИ

Радиосвязь в Армии России. Часть XI: ВВС СССР



Автор: Александр Толстов ака ak108u
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Наука и техника"
Радиосвязь в Армии России

Радиосвязь в Военно Воздушном Флоте с 1945 по 1991 гг.

К концу Великой Отечественной войны в ВВС СССР был накоплен богатейший опыт работы частей и подразделений в организации авиационной связи, и сложились вполне определенные взгляды на ее боевое применение. Необходимо отметить, что зарождение и развитие авиационной связи в отечественных ВВС с 1910 по 1945 гг. происходило под воздействием многих факторов самой различной природы, нередко взаимоисключающих друг друга. Среди них следует выделить, прежде всего, бурное развитие воздушного флота и стремительное повышение его роли в ходе боевых действий, что сопровождалось зарождением и интенсивным развитием теории боевого применения родов и служб военной авиации, а также уровень научной разработки и обоснования проблем радио и приборостроения в стране.

Среди важнейших факторов, вызвавших необходимость совершенствования авиационной связи, следует назвать:

  1. боевую практику, полученную в ходе войны, военных конфликтов самого различного масштаба, с полной определенностью показавшую на огромное значение непрерывного и гибкого управления войсками в ходе боевых действий и зависимость его состояния от уровня организации связи;
  2. интенсивное развитие военно-воздушных сил, происходившее в мире в первые послевоенные десятилетия, и техническое перевооружение военной авиации стран НАТО и прочих стран вероятного противника в послевоенный период.

Факторы, обеспечившие возможность совершенствования авиационной связи:

  1. создание в послевоенные годы необходимой научно-производственной базы, которая в последующем была использована для осуществления конструирования средств управления и связи, опытного и промышленного радио-строения;
  2. освоение в промышленном производстве новых и надежных образцов технических устройств отечественных конструкций, использовавшихся в системе управления ВВС и создаваемых с использованием собственных и трофейных технологий на основе местной сырьевой базы;
  3. достигнутая степень развития авиационного приборостроения и вооружения; используемые технологии производства элементной базы в точном приборостроении;
  4. параметры финансирования военного строительства в стране, доля военного бюджета, отпускаемая для нужд авиации;
  5. развитие воздушного флота СССР, совершенствование состава военной авиации и организационной структуры авиационных частей и соединений, а также оформление взглядов на их использование, дальнейшее развитие теории боевого применения ВВС.

В ходе работы над принципами построения авиационной радиосвязи нового типа были определены основные направления и пути развития. Прежде всего, необходимо было создать надежные, отвечающие новым требованиям средства связи, пригодные по основным параметрам для принятия на вооружение авиации. Выявлены важнейшие приоритеты строительства нового вида обеспечения связи военного воздушного флота – переход на новый принцип распределения частотного ресурса и на новый тип разделения средств радиосвязи. Авиационные радиостанции можно разделить на две основные группы: самолетные (бортовые) и аэродромные (наземные). Радиостанции каждой группы в свою очередь могут быть разделены на коротковолновые (КВ) и ультракоротковолновые (УКВ). Послевоенный переход командной радиосвязи в диапазон УКВ позволил снять нагрузку с КВ диапазона, поскольку в рамках последнего становилось очень тесно из-за ограниченного количества радиоканалов, особенно это ощущалось во время наступательных операций Красной армии в 1943-1945 гг.

Самолетные (бортовые) радиостанции делятся на:

Кроме связных и командных радиостанций в состав связного оборудования ВВС входят радиостанции наземных служб – аэродромные носимые и автомобильные радиостанции и радиостанции авиа-наводчиков. В состав средств связи ВВС также входят аварийные радиостанции, которые используются членами экипажа для подачи сигналов бедствия с места вынужденного приземления. Аварийные радиостанции работают в ультракоротковолновом, в коротковолновом или средневолновом диапазонах – на одной частоте или на нескольких частотах. Эти радиостанции имеют малые габариты и массу, просты в эксплуатации и могут быть приведены в действие с любого места вынужденного приземления.

Радиостанция Р-800 “Клен”

Р-800 (РСИУ-3, “Клен”) – авиационная командная УКВ радиостанция. Использовалась на МИГ-15, МИГ-17
Диапазон частот 100-150 МГц, с возможностью выбора четырёх фиксированных частот с шагом через 83,3 кГц, мощностью 6 Вт.
Выходная лампа ГУ-32, вид излучения – амплитудная модуляция (АМ).

Наименование: Р-800 “Клен”

Радиостанция Р-801 “Дуб-4”

Р-801 (РСИУ-4, “Дуб-4”) – авиационная командная УКВ радиостанция, устанавливали в Ан-8; Ан-12, МиГ-19С; МиГ-21Ф, Су-7; Су-15, Ту-116, Як-25; Як-27Р. Вес рабочего комплекта – 31,5 кг. Радиостанция Р-801П имеет шкалу в МГц и предназначена для использования на самолетах ГВФ.

Наименование: Р-801 “Дуб-4”

Радиостанция Р-802В “Дуб-5В”

Р-802В – (РСИУ-5В, “Дуб-5В”) – авиационная командная УКВ радиостанция, вес рабочего комплекта – 29 кг.

Наименование: Р-802В “Дуб-5В”

Радиостанция Р-803

Р-803 – авиационная командная УКВ радиостанция
Вес рабочего комплекта – 33,5 кг.

Наименование: Р-803

Радиопередатчик Р-805 “РСБ-5”

(РСБ-5, СВБ-5) – связной СВ/КВ радиопередатчик, предназначенный для симплексной телеграфно-телефонной связи самолетов между собой между собой и с наземными радиостанциями. Использовался с приемником УС-9 на летательным аппаратам: Ан-2, Ан-12, Бе-6, Ил-12, Ил-14, Ил-40, Ту-14, Ту-91
Вес рабочего комплекта – 38 кг.

Наименование: Р-805 “РСБ-5”

Радиопередатчик Р-807 “Дунай”

Р-807 (РСБ-70, Дунай) связной бортовой СВ-КВ передатчик (прототип – AN/ART-13). Использовался на Ан-8, Ан-10, Ан-12, Бе-10, М-4, Ми-6, Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-116, Ту-124, Ту-126, Ту-128, Як-25Р, Як-26, Як-27
Вес рабочего комплекта: 57.5 кг

Наименование: Р-807 “Дунай”

Радиостанция Р-809 “Ангара”

Р-809 “Ангара” – наземная переносная УКВ радиостанция авиационного диапазона.

Наименование: Р-809 “Ангара”

Радиостанция Р-809М “Ангара-М”

Р-809М “Ангара-М” – авиационная наземная переносная УКВ радиостанция.

Наименование: “Р-809М Ангара-М”

Радиостанция Р-809М2 “Ангара-М2”

Р-809М2 “Ангара – М2” – наземная переносная УКВ радиостанция авиационного диапазона.

Наименование: Р-809М2 “Ангара-М2”

Радиостанция Р-810

Р-810 – авиационная портативная аварийная УКВ радиостанция

Наименование: Р-810

Радиостанция Р-832М “Эвкалипт-СМУ”

Р-832М “Эвкалипт-СМУ” связная УКВ радиостанция предназначена для обеспечения открытой телефонной радиосвязи экипажей самолетов, как с командными пунктам и земли, так и между собой, а так же передачи и приема в режиме ЧТ телекодовой информации. Вес рабочего комплекта – 28кг.

Наименование: Р-832М “Эвкалипт-СМУ”

Радиопередатчик Р-836 “Иртыш”

Р-836 Иртыш (Неон?) связной бортовой КВ передатчик, предназначен для полудуплексной телеграфно-телефонной радиосвязи самолетов дальней авиации с командными пунктами и авиабазами, использовался на Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ту-16

Наименование: Р-836 “Иртыш”

Радиопередатчик Р-837

Связной передатчик Р-837 предназначен для полудуплексной телеграфно-телефонной радиосвязи самолетов дальней авиации с командными пунктами и авиабазами.
Общий вес радиопередатчика: не более 50 кг (без калибратора и соединительных кабелей).

Наименование: Р-837

Радиостанция Р-838К “Кремница-К”

Р-838К “Кремница” – мобильная авиационная наземная УКВ радиостанция, предназначенная для организации внутриаэродромной симплексной бесподстроечной телефонной и сигнальной связи подвижных и неподвижных объектов с однотипными и носимыми радиостанциями.

Виды исполнения радиостанции:

  1. Р-838КС – стационарная с питанием от сети 220 В 50 Гц;
  2. Р-838КА – автомобильная с питанием от бортсети +12 В или +24 В;
  3. Р-838КП – автомобильная с управлением от двух пультов;

Наименование: Р-838К “Кремница-К”

Радиостанция “Р-838КН Кремница-Н”

Р-838КН “Кремница-Н”- авиационная, наземная, носимая, симплексная УКВ ЧМ радиостанция предназначенная для организации внутри-аэродромной радиосвязи. Радиостанция обеспечивает симплексную бес-подстроечную связь с однотипными радиостанциями, а также с подвижными и стационарными УКВ ЧМ радиостанциями комплекса Р-838КН, работающими ни одинаковых частотах.

Наименование: Р-838КН “Кремница-Н”

Радиостанции Р-842М “Атлас-М”

Связная бортовая коротковолновая радиостанция, предназначенная для бес-перестроечной, симплексной радиотелефонной связи вертолетов и легких самолетов с наземными радиостанциями.
Вес рабочего комплекта: 21 кг.

Наименование: Р-842М “Атлас-М”

Радиостанция Р-847Т “Призма”

Р-847Т «Призма» – Связная бортовая коротковолновая телефонно-телеграфная радиостанция предназначена для двусторонней бес-поисковой и бес-подстроечной связи с самолетами и наземными пунктами управления. Серийный выпуск радиостанции был начат с 1966 года. Она эксплуатировалась на самолетах Ил-18, Ил-62, Ту-114, Ту-124, Ту-154, Ан-12, Ан-22. Вес: 100 кг.

Наименование: Р-847Т “Призма”

Радиостанция Р-848 “Марс”

Р-848 “Марс” – авиационная наземная перевозимая УКВ радиостанция, предназначенная для организации служебной связи в пределах аэродромов. Применялась также в службах МВД.

Наименование: Р-848 “Марс”

Радиостанция Р-853В1 “Варево-1”

Р-853В1 “Варево-1” – авиационная переносная УКВ радиостанция для авианаводчиков, предназначенная для обеспечения симплексной речевой связи с бортовыми радиостанциями.
Вес приемопередатчика 2,5 кг.

Наименование: Р-853-В1 “Варево-1”

Радиостанция Р-853-В2 “Варево-2”

Р-853-В2 “Варево-2” – авиационная переносная УКВ радиостанция для авианаводчиков

Наименование: Р-853-В2 “Варево-2”

Радиостанция Р-855Л/Р

Р-855Л/Р – авиационная поисково-спасательная радиостанция “Р-855”.

Наименование: Р-855Л/Р

Радиостанция Р-855УМ “Камелия-УМ”/”Комар-УМ”

Р- 855УМ Камелия-УМ/Комар-УМ- авиационная поисково-спасательная радиостанция, предназначеная для связи потерпевшего бедствие или совершившего вынужденную посадку, с самолетами и вертолетами спасательной службы и привода их к месту нахождения.

Наименование: Р-855УМ “Камелия-УМ”/”Комар-УМ”

Радиостанция Р-859

Наземная переносная УКВ радиостанция авиационного диапазона.

Наименование: Р-859

Радиостанция Р-860 “Перо”

Авиационная командная радиостанция Р-860 (Перо) предназначена для связи с наземными радиостанциями, а также между вертолетами и легкими самолетами, находящимися в воздухе. Габаритные размеры и масса 333х200х215 мм; 8.5 кг

Наименование: Р-860 “Перо”

Радиостанция Р-861 “Актиния”

Р-861 “Актиния” – авиационная бортовая аварийная КВ радиостанция, предназначенная для обеспечения двусторонней связи экипажа самолета, потерпевшего аварию, с базами и самолетами (вертолетами) спасательной службы в телефонном и телеграфном режимах.

Наименование: Р-861 “Актиния”

Радиостанция Р-867 “Зяблик”

Р-867 “Зяблик” – командная авиационная УКВ радиостанция, применявшаяся в легкомоторной авиации.

Наименование: Р-867 “Зяблик”

Радиоприемник Р-870М

Р-870М” – переносной радиоприемник МВ диапазона для ВВС. Вес радиоприемника с амортизационной рамой – 8 кг.

Наименование: Р-870М

Радиоприемник Р-871

Р-871 – переносной радиоприемник ДЦВ диапазона для ВВС. Вес радиоприемника с амортизационной рамой – 8 кг.

Наименование: Р-871

Радиоприемник Р-873 “Клюква”

Радиоприемное устройство Р-873 предназначено для обеспечения беспоисковой и бесподстроечной радиосвязи с радиостанциями магистральной связи в режиме дежурного приема, а также для резервирования основного радиоприемного устройства в автомобильных станциях как в стационарных условиях, так и во время их движения.

Наименование: Р-873 “Клюква”

Радиоприемник Р-895

УКВ приёмник парашютистов.

Наименование: Р-895

Радиостанция “Ромашка”

Радиостанция “Ромашка” служила для обеспечения двухсторонней симплексной связи с патрульными самолетами и вертолетами. Опыт боевых действий в Афганистане показал, что вести успешную борьбу с противником, действующим из засад или огневых позиций, оборудованных в пещерах или скальных расщелинах, невозможно без тесного взаимодействия с поддерживающими вертолетами. Поэтому при разработке операции планировалась постоянная связь между бойцами и аэродромом взлета, для чего использовалась, как правило, радиостанция P-809M2. Дежурное звено вертолетов находилось в постоянной готовности к вылету, командиры экипажей заблаговременно информировались о районе действия поддерживаемой группы войск. Для наводки авиации на цели непосредственно в ходе боя каждой группе придавалась УКВ радиостанция “Ромашка”, работающая на фиксированных частотах.

Наименование: “Ромашка”

Примечание: более подробно узнать о этих радиостанциях можно на сайте Военная радиосвязь.

Продолжение следует…


Обновлено 16.09.2017 12:24:34
Просмотров всего 25,785, сегодня 7

Статью прислал - Александр Толстов ака ak108u
Источник: http://trcvr.ru/2017/08/29/радиосвязь-в-армии-россии-часть-xi-ввс-с/
Все статьи

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 4.56 балла на основе 16 мнений
Отлично
 12
75%
Хорошо
 2
12%
Потянет
 1
6%
Неприятно
 1
6%
Негативный
 0
0%

Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Пока еще нет ни одного отзыва. Станьте первым и опубликуйте свое мнение!
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!